Теория и методика обучения и воспитания
105
Список литературы:
1. Макарова Л.Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Белгород, 2000. - 42 с.
2. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Просвещение, 1986. - 256 с.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАДЕТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
© Зимина С.Г.*
Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург
В статье представлен опыт работы по формированию и развитию коммуникативных учебных действий кадет на уроках математики через приемы педагогической техники. Развитие коммуникативных УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники рассмотрено на примерах из различных уроков.
Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Согласно Федеральному государственному стандарту одним из требований к результатам обучающихся является: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения [4].
Именно коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Преподаватель математики.
106
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общая структура учебной деятельности учащихся были раскрыты в рамках научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Дальнейшим развитием этих направлений явилась концепция универсальных учебных действий (УУД), разработанная под руководством А.Г. Асмолова. Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г Асмоловым и др. понятию, универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В модели Программы развития универсальных учебных действий выделяются: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия [1].
В личностные УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.
В регулятивные УУД входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: планирование, целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
В познавательные УУД входят действия знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог и т.д., занимает литература. Но и в про-
Теория и методика обучения и воспитания
107
цессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: кадеты учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Поэтому развитию коммуникативных УУД на уроках математики, на мой взгляд, необходимо уделять большое внимание.
Задача, которую я поставила в своей работе с кадетами на уроках - это выявить приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий средствами урока математики.
Основой развития коммуникативных умений может служить систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (преподаватель - кадеты);
б) диалог в небольшой группе (кадет - кадеты);
в) диалог в паре (кадет - кадет).
Приведу примеры реализации данных видов диалогов на уроках математики.
Диалог в большой группе:
- опрос по изученному теоретическому материалу (основные понятия, определения, формулы), например, проводится в виде «математической перестрелки», где кадеты сами выбирают вопрос, ответ на который, по их мнению, они хорошо знают, а остальные могут добавить или исправить ответ одноклассника. Преподаватель контролирует правильность ответа;
- разработка алгоритма, доказательство теорем.
Диалог в небольшой группе:
- решение практико-ориентированных задач (совместное обсуждение решения, защита своего решения перед другими группами).
Например, кадетам 5-го класса была предложена следующая задача:
Для дома требуется заказать 10 прямоугольных стекол, размеры которых 2 м и 1,4 м в одной из двух фирм. В таблице приведены цены на стекло и стоимость доставки. Рассчитайте, в какой фирме выгоднее сделать заказ.
Стоимость 1 м2 Стоимость доставки
Фирма А 250 руб. 300 руб.
Фирма В 260 руб. бесплатно
- проектные задания (5 класс:«Десятичные дроби. История возникновения десятичных дробей», «Проценты в жизни человека», «Диаграммы»; 7 класс: «Различные способы решения одной системы линейных уравнений», «Геометрические иллюзии», «Все о треугольниках», «Два F в геометрии: флексатоны и флексманы»; 8 класс: «Правильные многоугольники как гармония окружающего мира»).
108
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Каждая группа защищает свой проект, остальные задают вопросы, обсуждают, оценивают работу группы.
Работа в группе помогает кадету осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, кадеты распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса.
Диалог в паре:
- взаимные диктанты (задания составлены преподавателем, а кадеты проверяют правильность выполнения этих заданий одноклассником, либо сами кадеты составляют друг для друга задания по изучаемой теме урока);
- работа по вопросникам (проверяют друг у друга знание основных понятий изучаемого материала);
- решение задач и примеров (совместное обсуждение задания и способа его решения, совместное решение задания) [2].
Например:
1. составить программу для нахождения значения числового выражения;
2. необходимо расставить в примерах запятые так, чтобы равенство было верным (тема «Действия с десятичными дробями» 5 класс):
48 + 22 = 7; 63 • 10 = 63; 276 : 3 = 9,2; 520 : 100 = 52; 2 • 3 = 12.
5
3. ответить на вопросы по данному графику функции и т.д.
- игровые задания («Лото», отгадывание ребуса, кроссворда).
При развитии коммуникативных УУД важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания пар, групп учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки пары или группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись преподавателем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недостатки в работе другой, но в дальнейшем кадеты переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).
Наблюдение за совместным выполнением кадетами заданий(решение математической задачи) показывает, что в этой форме работы ребят привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: они могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, - словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке».
Одним из условий успешного формирования коммуникативных действий является овладение преподавателем методиками организации в классе
Теория и методика обучения и воспитания
109
учебного сотрудничества («преподаватель-кадет», «кадет-кадет»). Преподаватель сам должен быть образцом терпимого, не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Преподаватель дает речевые образцы и оказывает помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д.
Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе. Коммуникативная компетентность влияет на успешность кадет, на снижение тревожности, дискомфорта, на повышение самооценки, на эмоциональный климат в классе, на развитие умения взаимодействовать с другими людьми, учит выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, что отвечает заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения требования к результатам обучающихся.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М. Просвещение, 2010.
2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. - 25-е изд., стереотип. - М.: Мнемозина, 2009.
3. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения: дидактика в диалогах. -М. Народное просвещение, 2004.
4. III Педагогический марафон «Новой школе - новое качество». Часть 2. Формирование УУД на уроках математики, пособие для учителя. - П-К, 2012.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, проект от 15 апреля 2011 г.
6. nsportal.ru>sites/default/files/2012/7/uud.
7. mou-dpo-mmc.ucoz.ru>load/0-0-0-429-20.
8. do.gendocs.ru>docs/index-148328.html.
РОЛЬ АРТИСТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ С УЧЁТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
© Каишаури Э.Г.*
Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород
Данная статья рассматривает современные тенденции развития музыкального образования, связанные с компонентом артистизма творче-
Ассистент кафедры Фортепиано.