Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных универсальных учебных действий кадет на уроках математики'

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий кадет на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина С. Г.

В статье представлен опыт работы по формированию и развитию коммуникативных учебных действий кадет на уроках математики через приемы педагогической техники. Развитие коммуникативных УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники рассмотрено на примерах из различных уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий кадет на уроках математики»

Теория и методика обучения и воспитания

105

Список литературы:

1. Макарова Л.Н. Теоретические основы развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя высшей школы: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Белгород, 2000. - 42 с.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Просвещение, 1986. - 256 с.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАДЕТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

© Зимина С.Г.*

Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

В статье представлен опыт работы по формированию и развитию коммуникативных учебных действий кадет на уроках математики через приемы педагогической техники. Развитие коммуникативных УУД в результате применения описанных приемов педагогической техники рассмотрено на примерах из различных уроков.

Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде суммы «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Согласно Федеральному государственному стандарту одним из требований к результатам обучающихся является: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения [4].

Именно коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Преподаватель математики.

106

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общая структура учебной деятельности учащихся были раскрыты в рамках научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. Дальнейшим развитием этих направлений явилась концепция универсальных учебных действий (УУД), разработанная под руководством А.Г. Асмолова. Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г Асмоловым и др. понятию, универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В модели Программы развития универсальных учебных действий выделяются: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия [1].

В личностные УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

В регулятивные УУД входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: планирование, целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

В познавательные УУД входят действия знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог и т.д., занимает литература. Но и в про-

Теория и методика обучения и воспитания

107

цессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: кадеты учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Поэтому развитию коммуникативных УУД на уроках математики, на мой взгляд, необходимо уделять большое внимание.

Задача, которую я поставила в своей работе с кадетами на уроках - это выявить приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий средствами урока математики.

Основой развития коммуникативных умений может служить систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (преподаватель - кадеты);

б) диалог в небольшой группе (кадет - кадеты);

в) диалог в паре (кадет - кадет).

Приведу примеры реализации данных видов диалогов на уроках математики.

Диалог в большой группе:

- опрос по изученному теоретическому материалу (основные понятия, определения, формулы), например, проводится в виде «математической перестрелки», где кадеты сами выбирают вопрос, ответ на который, по их мнению, они хорошо знают, а остальные могут добавить или исправить ответ одноклассника. Преподаватель контролирует правильность ответа;

- разработка алгоритма, доказательство теорем.

Диалог в небольшой группе:

- решение практико-ориентированных задач (совместное обсуждение решения, защита своего решения перед другими группами).

Например, кадетам 5-го класса была предложена следующая задача:

Для дома требуется заказать 10 прямоугольных стекол, размеры которых 2 м и 1,4 м в одной из двух фирм. В таблице приведены цены на стекло и стоимость доставки. Рассчитайте, в какой фирме выгоднее сделать заказ.

Стоимость 1 м2 Стоимость доставки

Фирма А 250 руб. 300 руб.

Фирма В 260 руб. бесплатно

- проектные задания (5 класс:«Десятичные дроби. История возникновения десятичных дробей», «Проценты в жизни человека», «Диаграммы»; 7 класс: «Различные способы решения одной системы линейных уравнений», «Геометрические иллюзии», «Все о треугольниках», «Два F в геометрии: флексатоны и флексманы»; 8 класс: «Правильные многоугольники как гармония окружающего мира»).

108

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Каждая группа защищает свой проект, остальные задают вопросы, обсуждают, оценивают работу группы.

Работа в группе помогает кадету осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, кадеты распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса.

Диалог в паре:

- взаимные диктанты (задания составлены преподавателем, а кадеты проверяют правильность выполнения этих заданий одноклассником, либо сами кадеты составляют друг для друга задания по изучаемой теме урока);

- работа по вопросникам (проверяют друг у друга знание основных понятий изучаемого материала);

- решение задач и примеров (совместное обсуждение задания и способа его решения, совместное решение задания) [2].

Например:

1. составить программу для нахождения значения числового выражения;

2. необходимо расставить в примерах запятые так, чтобы равенство было верным (тема «Действия с десятичными дробями» 5 класс):

48 + 22 = 7; 63 • 10 = 63; 276 : 3 = 9,2; 520 : 100 = 52; 2 • 3 = 12.

5

3. ответить на вопросы по данному графику функции и т.д.

- игровые задания («Лото», отгадывание ребуса, кроссворда).

При развитии коммуникативных УУД важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания пар, групп учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки пары или группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись преподавателем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недостатки в работе другой, но в дальнейшем кадеты переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).

Наблюдение за совместным выполнением кадетами заданий(решение математической задачи) показывает, что в этой форме работы ребят привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: они могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, - словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке».

Одним из условий успешного формирования коммуникативных действий является овладение преподавателем методиками организации в классе

Теория и методика обучения и воспитания

109

учебного сотрудничества («преподаватель-кадет», «кадет-кадет»). Преподаватель сам должен быть образцом терпимого, не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Преподаватель дает речевые образцы и оказывает помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д.

Овладение учащимися коммуникативными УУД имеет особую значимость в образовательном процессе. Коммуникативная компетентность влияет на успешность кадет, на снижение тревожности, дискомфорта, на повышение самооценки, на эмоциональный климат в классе, на развитие умения взаимодействовать с другими людьми, учит выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, что отвечает заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения требования к результатам обучающихся.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М. Просвещение, 2010.

2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др. - 25-е изд., стереотип. - М.: Мнемозина, 2009.

3. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения: дидактика в диалогах. -М. Народное просвещение, 2004.

4. III Педагогический марафон «Новой школе - новое качество». Часть 2. Формирование УУД на уроках математики, пособие для учителя. - П-К, 2012.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, проект от 15 апреля 2011 г.

6. nsportal.ru>sites/default/files/2012/7/uud.

7. mou-dpo-mmc.ucoz.ru>load/0-0-0-429-20.

8. do.gendocs.ru>docs/index-148328.html.

РОЛЬ АРТИСТИЗМА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ С УЧЁТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

© Каишаури Э.Г.*

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

Данная статья рассматривает современные тенденции развития музыкального образования, связанные с компонентом артистизма творче-

Ассистент кафедры Фортепиано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.