УДК 372.8
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНОГО
УУД «КОНТРОЛЬ»
Волкова И.Н. учитель математики ГБОУ школа 604 г. Пушкинского района Санкт-Петербург, Судакова А.О. учитель начальных классов ГБОУ школа 604 Пушкинского района
Санкт-Петербург, 2016
Аннотация: в статье рассматриваются приёмы формирования регулятивного УУД «контроль», позволяющие вовлечь обучающихся в процесс возникновения желания и умения учиться. Достижение данной цели становится возможным благодаря развитию системы универсальных учебных действий. Мы остановимся на тех приемах, которые помогают выработке УУД в начальных классах на различных предметах и на уроках математики основной школы. Ключевые слова: формирование УУД, контроль, самоконтроль, взаимоконтроль
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию обучения и воспитания, привели к созданию и реализации современной модели образования.
Изменился и сам ребёнок. Он сильно отличается от поколения своих родителей. Ребенок в современном обществе ежедневно сталкивается с огромным потоком информации, часть которой он с удовольствием усваивает. Дети возраста 7-8 лет быстро устают, обладают очень малой выносливостью к нервным нагрузкам, очень возбудимы, впечатлительны, эмоциональны.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту нового поколения [2] из пассивного потребителя знаний обучающийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
Обучение детей согласно современным требованиям предполагает необходимость формирования универсальных учебных действий (УУД), то есть умения детей подходить к учебе мотивированно, осмысленно и творчески. Это особенно важно в самом начале школьного образования, когда дети только учатся учиться - получают установку на приобретение качественных знаний.
Универсальные учебные действия - это совокупность способов осуществления деятельности.
Мы остановимся на регулятивных действиях, именно они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции действий, оценки успешности усвоения.
В своей работе по формированию УУД «контроль» мы выделяем несколько этапов, которые были предложены ещё советскими психологами, в частности С. Л. Рубинштейном (20 - е годы), А.Н. Леонтьевым (70-е годы) и их современными последователями.
Это:
1. Ознакомление со способом.
2. Частичная ориентировка в действии
3. Овладение способом действия
4. Перенос и применение УУД в жизненных ситуациях
Предлагаем коллегам написать свои мысли, свои предположения «Что такое КОНТРОЛЬ?» на листочках-цветочках, которые лежат на столах и положить их в «корзину идей». [4] Несколько секунд - и ассоциации готовы... После обработки содержимого корзины, становится ясно, что «Контроль - это сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений или отличий от эталона».
На занятиях мастер-класса мы показали приёмы и методы, применение которых способствует формированию УУД контроль в логике названных этапов.
Для этого использовали разные задания.
Формирование УУД контроль идёт от простого к сложному, в 1 классе - ребёнок совершает действия под руководством учителя и постепенно переходит к самостоятельной организации. На данном этапе уместно использовать взаимный контроль. Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, очень нравится им и повышает интерес к знаниям. Взаимоконтроль - это и внимательное отношение друг к другу, необходимость прислушиваться к мнению одноклассника, умение работать не мешая другим, проявлять доброжелательность и быть готовым оказать помощь тому, кто в этом нуждается.
Один из интересных способов контроля знаний на уроке - это щадящий опрос или «Шепталочка». (Приложение 1)
С самого начала обучения детей в школе начинаем развивать навыки самоконтроля. Важно, чтобы работа по формированию самоконтроля была систематической и целенаправленной. Только тогда она оказывает положительное влияние на усвоение знаний, выработку умений и навыков, предусмотренных программой. Происходит стимуляция мыслительной деятельности младших школьников, развивается творческая активность. Эта работа может осуществляться в различных видах учебной деятельности.
Дети младшего школьного возраста любят представлять себя в роли учителя и с удовольствием играют «в школу», где сами являются педагогом. Полезен такой способ, как «преднамеренные ошибки» (Приложение 2) Контролируя написание слов, «проверяя текст» у обучающегося формируется способность к самоконтролю.
Когда учащиеся справляются с поставленной задачей с лёгкостью, можно переходить к следующему этапу: в выполненной с ошибкой работе, обозначить ошибку, но не исправлять её. Обучающийся сам исправляет и объясняет орфограмму. Это рефлексивный контроль.
Следующий шаг: обозначить слово, в котором допущена ошибка.
И последний этап: вынести на поля ошибку с присвоенным номером орфограммы. Ребёнок находит ошибку на указанное правило и сам объясняет правильное написание.
Применяемые на уроках формы самоконтроля и взаимоконтроля формируют у обучающихся умение рассуждать, дают возможность слабым ученикам лучше разобраться в изучаемом материале. Владея навыками самоконтроля ребёнок меньше ошибается, создаётся ситуация успеха.
При переходе учащихся в пятый класс перед учителем встает задача, чему и как учить, чтобы у ребят осталось желание активно познавать мир и самих себя.
Особенностями данного возраста являются: чувство взрослости, развитие самосознания, формирование идеала личности, склонность к рефлексии, повышенная возбудимость, частая смена настроения, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющий личностный смысл; самоопределение.
При переходе из начальной школы в основную у некоторых обучающихся возникают сложности в восприятии новых форм и методов обучения.
В связи с этим необходимо совершенствование приемов формирования универсального учебного действия « Контроль» применяемых в начальной школе.
Например, прием «Найди ошибку» (Приложение 3) Универсальный метод, активизирующий внимание обучающихся. Формирует умение анализировать информацию; применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию, а также развивать у обучающихся навык самоконтроля, который становится необходимой частью образовательного процесса.
Сформированная потребность в самоконтроле требует от ученика тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, т е , приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У обучающихся появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле вызывает познавательную активность обучающегося, заставляет его активно и самостоятельно мыслить.
Рассмотрим еще один из приемов развития универсального учебного действия «Контроль» на уроках математики.
Это «Тетрадь взаимного обучения и контроля» ( формат обычной тетради). Состоит в использовании каждым учеником разработанных вариантов различных заданий и составлении к ним письменных дополнительных вопросов. Вопросы к заданию должны быть выстроены последовательно, чтобы любой ученик, который будет отвечать на них, мог справиться с упражнением и при необходимости, сформулировать правило, которое использовалось при решении данного задачи. (Приложение 4)
И еще один метод, который способствует формированию самоконтроля является «Древо знаний». Данный прием можно использовать на уроке любого типа любого предмета. (Приложение
5)
Задача учителя состоит в том, что бы научить ребенка применять полученные знания в жизни и создать фундамент для дальнейшего самосовершенствования.
Итак, для повышения эффективности работы учащихся на уроках необходимо научить детей самостоятельно добывать знания, вырабатывать потребность в самооценке и самоконтроле своих действий. Необходимо, чтобы ученик понимал, что он идет по пути развития.
Два мира есть у человека-Один, который нас творил.
Другой, который мы от века Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
«Шепталочка» Приложение1
Класс разбивается на две группы по рядам-вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Сосед записывает в бланк ответа «+», если ответ верный или «-», если ответ не верный или его нет. Если проверяющий сомневается, то ничего не ставит. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто "+ " или "—". На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку._
1.
2.
3.
4.
5.
Задание для обучающихся 1 группы:
Из каких геометрических фигур состоит собачка? Сколько четырёхугольников? (2) Сколько треугольников?(5) Больше каких фигур?
На сколько больше треугольников?
Задание для обучающихся 2 группы:
В каком году началась Вторая мировая война?
■ В каком году началась Великая Отечественная война?
■ Сколько длилась блокада Ленинграда?
■ Какой день стал Днём Победы в войне с фашистской Германией?
■ Какую годовщину Победы отмечаем в 2016 году?
Приложение 2 Преднамеренные ошибки.
Учитель намеренно допускает в своем тексте несколько ошибок. Лучше не делать орфографических или пунктуационных ошибок, ведь ребенок может не знать некоторых правил. Зато можно допускать пропуски букв, изменения окончаний, описки, несогласованность слов в лице и падеже.
Пусть маленький учитель проверит работу. Когда все ошибки будут найдены, предложите ему поставить оценку за такое списывание.
Примеры текстов с ошибками:
1) Дети поют хором песня.
2) На дубе растут яблоки.
3) Бабушка вяжет носк.
4) Игорь пьет ск.
5) Воробьи сидят на ветках старой берез.
6) Завтра я ходил в библиотеку.
7) Книги, тетради, блоноты лежали на столе.
8) Мальчик рисует краками.
9) Оля моет руки с млом.
10) У павлина краивый хвос.
Приложение 3 Найди ошибку.
Рассмотрим числовое выражение, значение которого необходимо найти. При выполнении обучающийся в трех действиях допускает ошибку. При проверке задания, не делаю никаких исправлений, а выношу на поля количество ошибок без указания правил на которые они допущены.
Таким образом обучающийся должен сам проанализировать каждое действие и внести исправления.
Пример задания с ошибками:
(4,2 • 4,6 - 0,38 : 1,9) :1000 + 21,3 = 21,493
1)
4,2
252 168 19,32
2)
0,38 38
1,9 ""2"
3) 19,32
2
0
19,30
4)19,3 :1000 = 0,193 5) 0,193
21,300 21,493
///
(4,2 • 4,6 - 0,38 : 1,9) :1000 + 21,3 = 21,493
1) 4,2
4,6
2) 0,38 38
252 168
0
1,9 " 0,2
3) 19,32
0,20 19,12
5) 0,01912 21,30000 21,31912
19,32
4)19,12 :1000 = 0,01912 Приложение 4
Лист взаимного обучения и контроля.
Учитель определяет, кто будет отвечать на составленные учеником вопросы, а кто - проверять полученные ответы. Задания в данной тетради могут выполняться как в классе, так и дома. Примеры заданий:
1) При изучении темы решение уравнений: (х+3,5')• 5,1 = 36,72
1) Как найти неизвестный множитель?
2) Как выполнить деление на десятичную дробь?
3) Как найти неизвестное слагаемое?
4) Как выполнить действие вычитание?
2) При решении задач:
1)
V - ? км/ч, в 3 раза >
-?км, за 4 ч
V = ? км/ч, в 2 раза >
V - 4 км/ч
Вопросы
Ответы
На рисунке четверо ребят: Андрей, Боря, Ваня и Гриша. Узнай имя каждого из них, если известно, что Боря не самый высокий, но он выше Андрея и Гриши, а Андрей не выше Гриши.
Вопросы
Ответы