ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС НОО Постоногова Г.В.
Постоногова Галина Васильевна - заслуженный учитель Республики Хакасия, отличник просвещения Российской федерации, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сорская средняя общеобразовательная школа № 1, г. Сорск, Республика Хакасия
Аннотация: в статье анализируется опыт работы по ФГОС НОО. Главное в работе по ФГОС НОО - системно-деятельностный метод, он является основным инструментом деятельности педагога. Обучающийся - главный деятель на уроке. Ключевые слова: анализ, опыт.
Как учителю работать по новым стандартам? Нужно измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем. Только мы -учителя поможем детям учиться по новым стандартам. Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто, как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже самого слабого, в учебную деятельность. Для этого нам, учителям, надо самим постоянно учиться. Необходимо умение организовывать свою деятельность, уметь планировать зону ближайшего и дальнего развития, сохранять цель и следовать ей, составлять план, уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности, уметь различать трудности и правильно реагировать на неудачу.
Я должна организовать урок так, чтобы обучающиеся самостоятельно овладевали новыми знаниями, могли самостоятельно применять их в решении проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться. Да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия. Ведь это я, педагог начальных классов, должна их сформировать в полной мере, тогда и дальше детям несложно будет учиться. Здесь никак нельзя обойтись без технологии системно-деятельностного метода обучения.
Системно-деятельностный метод - основной инструмент деятельности педагога. Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведённого анализа. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и самостоятельная. Целая система дидактических принципов обеспечивает реализацию технологии системно -деятельностного метода в практическом преподавании: принципы деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества. Особое внимание я уделяю принципу минимакса, который обеспечивает дифференцированное обучение. Для меня важно, чтобы каждый ребёнок имел крепкие и глубокие знания, важно при этом и то, чтобы ни один обучающийся не был перегружен как в умственной сфере, так и в эмоциональной. Поэтому предлагаю учебное содержание на уровне «максимума», то есть на творческом уровне, а контроль его усвоения - на уровне «минимума», то есть на уровне стандарта. Мои обучающиеся сами выбирают себе «дорогу - задание» по которой идут уверенно.
Почему моим обучающимся интересно на уроке? Потому что знания они не получают от меня, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности.
Я, как педагог, лишь направляю деятельность обучающихся. Обучающийся должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности. Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации. Для меня, это самый главный этап урока. Обучающиеся должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Есть разные приёмы мотивации. В 1 -м классе я использую, конечно же, игры и игровые ситуации. На уроках русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Использую приёмы мнемотехники, которые облегчают детям запоминание, увеличивают объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. «КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в Пальто». Для мотивации на уроке литературного чтения я пользуюсь приёмами: чтение слов обычное и наоборот, чтение текста, написанного разными шрифтами и буквами разного размера, чтение предложений с перепутанными «хвостами», то есть концами предложений. Вызывает большой интерес у детей чтение текста с «дырками», то есть с пропущенными словами. Такие приёмы превращают процесс чтения в необычное интересное занятие, и у обучающихся формируется положительное эмоциональное отношение к нему. В результате ученики приобретают навыки быстрого сознательного и выразительного чтения.
Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. С первого класса обучаю планированию работы на уроке, определению последовательности работы. Как учитель, я только предлагаю по какому плану, может пойти урок. Учу детей анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые способствуют достижению поставленной цели урока.
Каждый урок провожу с применением мультимедийных презентаций и применением интерактивной доски. Это мои первые помощники. Обучающиеся сами называют тему урока, определяют последовательность работы, выбирают задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели.
Деятельностный метод позволяет вести поиск истины в форме диалога. Дети включаются в активную работу, каждый хочет высказаться, на уроке нет равнодушных. Мы выслушиваем все мнения с большим интересом. Участвуя в диалоге, обучающиеся сами решают проблему, делают выводы. Я только направляю их, подвожу к открытию новых знаний. После обсуждения подвожу итог, знакомлю с правильной терминологией, вместе с ребятами составляем алгоритм действий.
Очень важным при организации практической работы считаю научить работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. В начале школьного обучения дети еще не умеют работать совместно. Для формирования готовности к совместной работе на классных часах я использую упражнения:
«Зеркало». Один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.
«Попугай». Один говорит (например, времена года или дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.
«Разминка пальчиков». Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
Самое главное при работе в группе - умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Это умение будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Его нельзя сформировать заранее. Вот какое упражнение я использовала для этого: на
26
первую парту каждого варианта выдается карточка со стишком, пословицей, правилом и т. д. Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.
Чтобы образовать группу, дети, сидящие за первой партой, просто оборачиваются к тем, кто сидит за второй партой и так далее. Но надо не забывать, что наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий -средний, средний - низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников - им нечем обмениваться друг с другом. В первый месяц мне часто приходилось регулировать уровень шума в классе, работая в группах, я применяла шумовые сигналы, затем цветовые сигналы, а затем обучающиеся привыкли к свободному деловому общению. При проверке задания у доски я предлагаю детям в группах самим выбрать, кто будет записывать, кто будет подсказывать. Затем сами обучающиеся делают выводы по группам. Учу делать объективную оценку. Учу отмечать положительное в ответе, а об отрицательном говорить тактично, в форме пожеланий. Оцениваем ответы аплодисментами, а уже по громкости аплодисментов делаем выводы: кому громче аплодировали, тот ответ лучший. При такой организации работы дети приучаются внимательно слушать говорящего. Учу ребят вести диалог друг с другом и с учителем. Для проверки практической работы на уроках используем различные формы самоконтроля и взаимоконтроля. Этому нужно учить с самого начала обучения, тогда все ребята научатся давать объективную оценку своей работе. Обучать рефлексии нужно с первых дней обучения. Существует много различных методик. Я использовала курс Т.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь».
Считаю кластер доступным и эффективным приёмом в начальных классах. Мы и ранее использовали этот прием, но называли его схемами. Для формирования регулятивных УУД часто и с большой результативностью использую приём «Мозговой штурм». Этот приём использую при затруднении, дети высказывают свои мнения, это помогает сделать выход. Почти ни один урок без этого приёма не обходится.
Для оценивая своих обучающихся я использую словесные оценки, как «самый умный на этом уроке», «самый догадливый», «самый активный», «самый вежливый», «лучший помощник учителя» и т.д. Ребёнок от таких слов на седьмом небе от счастья. Так складывается ситуация успеха у тех ребят, которые далеко не отличники. Такая качественная оценка стимулирует к деятельности.
Мой многолетний опыт работы в начальных классах говорит о том, что жизнь младшего школьника напрямую связана с эмоциями, поэтому для них личностно значимо лишь то, что вызывает положительную эмоциональную реакцию. Те новые знания, которые они сами строят, вызывают удивление, радость, даже восторг от самостоятельных побед. Китайская мудрость гласит «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю». В своей работе я постоянно использую в своей работе исследование, опыт, практические работы, чтобы обучающийся сам экспериментальным путем добыл новое знание. Я требую от своих учеников интеллектуальных усилий, продуктивных действий. Но и не забываю о необходимости атмосферы доверия, доброжелательности, позволяющей по-настоящему «раскрыться» и поверить в свои силы. Я стараюсь добиться того, чтобы каждый мой ученик не боялся, а наоборот, стремился высказать своё мнение, и, с другой стороны, с уважением относился к мнениям своих товарищей.
Мне часто задают вопрос: «Для чего я учу детей?» Я всегда отвечаю: «Для того чтобы они стали успешными и счастливыми в жизни».
Список литературы
1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. «Планируемые результаты начального общего образования». М. «Просвещение», 2009.
3. Ковалева Г.С. «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий» в 2- частях. Просвещение, 2010. 215 с.
4. Сафронова И.А. Издательство: Просвещение, 2011. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».