Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики в рамках изучения курса "мультимедиа"'

Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики в рамках изучения курса "мультимедиа" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / УУД / UUD / ИНФОРМАТИКА / INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестова С. И.

Сегодня основополагающей целью образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В данной работе остановимся более подробно на формировании коммуникативных УУД в основной школе на уроках информатики, в связи с тем, что коммуникация является основополагающим моментом при взаимодействии в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пестова С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE UUD IN SCIENCE LESSONS WITHIN THE STUDY COURSE "MEDIA"

Today, the fundamental purpose of education is the formation of universal educational activities that provide students with the ability to learn, the ability to self-development and self-improvement. In this paper we will focus in more detail on the formation of communicative UUD in primary school in computer science lessons, due to the fact that communication is a fundamental point in the interaction in society.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики в рамках изучения курса "мультимедиа"»

Пестова С.И.

учитель общетехнических дисциплин

МБОУ СОШ №7 п.Висим, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МУЛЬТИМЕДИА»

Аннотация

Сегодня основополагающей целью образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В данной работе остановимся более подробно на формировании коммуникативных УУД в основной школе на уроках информатики, в связи с тем, что коммуникация является основополагающим моментом при взаимодействии в обществе.

Ключевые слова: проектная деятельность, мультимедиа, универсальные учебные действия, УУД, информатика

Pestova S.I.

teacher of General technical disciplines

School № 7 p. Visim, Russia

FORMATION OF COMMUNICATIVE UUD IN SCIENCE LESSONS WITHIN THE STUDY COURSE «MEDIA»

Abstract

Today, the fundamental purpose of education is the formation of universal educational activities that provide students with the ability to learn, the ability to self-development and self-improvement. In this paper we will focus in more detail on the formation of communicative UUD in primary school in computer science lessons, due to the fact that communication is a fundamental point in the interaction in society.

Key words: project activity, multimedia, universal educational actions, UUD, Informatics

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:

- социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Основу формирования коммуникативных УУД составляет коммуникативная деятельность учащихся, напрямую связанная с формированием учебно-коммуникативных умений. Рассмотрим подходы к определению коммуникативных умений.

Разные подходы к определению коммуникативных умений приведены в таблице 3.

Подходы к определению коммуникативных умений

Авторы Характеристика коммуникативных умений

Н.М. Яковлева, Е.Е. Боровикова Гностические, конструктивно-проектировочные, организаторские, специальные - адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, субъектами общения.

А.Н. Ксен о фонтов Речевые умения, умение регулировать отношения, умение сочетать требовательность с уважением, умение объективно оценивать -способ выражения идей, мыслей, чувств, переживаний, отношений, способ воздействия на других и их преобразование.

В. А. Кан-Калик Умение общаться на людях, умение через верно созданною систему общения организовывать совместнуто с учащимися творческою деятельность, умение целенаправленно организовывать общение и оправлять им, умение устанавливать контакт, завоевывать инициативу в общении и т.п.

А.Н. Леонтьев Владение социальной перцепцией или «чтением по лицу»; умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам; умение, «подавать себя» в общении с мчащимися; умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащими ся; умение организовывать сотрудничество в процессе общения.

A.B. Мудрик Умение трансформировать известные школьнику знания и навыки, варианты, решения, приемы общения в соответствии со спецификой новой ситуации; умение находить решения в коммуникативной ситуации с помощью уже известных идей, знаний, навыков, приемов; умение создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной ситуации и т.д.

Коммуникативные умения, формируемые на уроках информатики - это владение умственными и практическими действиями, направленными на взаимоотношения с людьми, как в учебной, так и профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества. Для успешного формирования коммуникативных умений необходимо учитывать: степень владения учителем коммуникативными умениями; возрастные особенности учащихся, связанные с одновременной потребностью в

обособлении и включении в группу. У учащихся основной школы возрастает интерес к общению со сверстниками и взрослыми. Причиной появления трудностей в этом возрасте могут быть возрастающие потребности в общении и их неудовлетворенность. И, если подростки не в силах самостоятельно преодолеть возникающие трудности, могут возникнуть конфликты. Значит необходимо формировать у школьников знания о механизмах общения, коммуникативные умения, учить способам познания себя, понимания других людей.

Конечной целью развития учебно-коммуникативных умений является формирование коммуникативной компетентности, под которой А. Г. Асмолов понимает обобщённое умение ставить и решать любые многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять цели общения [1].

С точки зрения А. Г. Асмолова [3,с.26], коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Ко м м уника т 11 б н ы е действия

Содержание коммуникативных действии

Умение общаться н взаимодействовать с

партнерами по совместной деятельности нлн обмену информацией

умения слушать н слышать друг друга; с достаточной полнотой н точностью выражать ев он мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; в ступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической н диалогической формами речи в соответствии с грамматическими н синтаксическими нормами родного языка

Способность действовать с учётом познцнн другого н уметь согласовывать свои действия

понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с сооственнон; готовность к обсуждению различных точек зрения н выработке общей (групповой) познцнн; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом_

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем н сверстниками

определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск н оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения н его реализация; управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать

Умение работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы_

умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать н способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; переводить конфликтную ситуацию в логический план н разрешать её как задачу через анализ её условий

Следование морально-

этическим н

психологическим принципам общения и сотрудничества

уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие; готовность адекватно реагировать на нужды других; стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к »шатни

Речевые действия как средства регуляции

собственной деятельности

использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказывании своих чувств, мыслей, побуждений н иных составляющих внутреннего мнра; речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планированне, контроль, оценка) в предметно-практической нлн иной деятельности, как в форме громкой социализированной речи, так н в форме внутренней речи [внутреннего говорения), служащей этапом ннтериорнзацнн_

Представим далее более подробно конкретный состав коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на уроках информатики. Можно выделить следующие виды коммуникативной деятельности, характерные для информатики:

1. владение формами устной речи;

2. ведение диалога «человек» - «техническая система»;

3. умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приемами оформления;

4. владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками;

5. понимание факта многообразия языков, владение языковой, лингвистической компетенцией;

6. умение работать в группе, искать и находить компромиссы;

7. толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов.

Исходя из этого, на уроках информатики должны быть организованы разные виды диалога (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-компьютер), задействованы разные среды обучения; должна преобладать совместная деятельность учащихся, коммуникация должна выстраиваться от монолога к диалогу, в основе урока должны лежать следующие этапы организации коммуникативной деятельности: мотивационно - целевой, операционно -деятельностный и рефлексивно-оценочный.

Наряду с задачей формирования коммуникативных навыков, задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, 'научить учащихся учиться. Школа должна давать не только готовые знания, но и учить мыслить. В педагогике это обуславливает тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка. Любой выпускник должен обладать развитым теоретическим мышлением: уметь самостоятельно анализировать поставленную задачу, синтезировать имеющиеся знания и на основе обобщения и абстракции находить необходимое решение, проводить его анализ и при необходимости оптимизацию.

Для обобщения знаний и развития мышления наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является метод проектов, который носит исследовательский характер и, способен сформировать у учащегося опыт творческой деятельности [4, с.504].

Приведем пример одного из занятий в рамках учебного предмета информатика, где наиболее явно выражено формирование коммуникативных УУД у учащихся.

Тема: «Создание слайд - фильма «Мультфильм».

Цели:

Образовательная - создание проекта в программе Power Point с применением возможностей программ Paint, Word, закрепление полученных знаний и умений при создании компьютерных презентаций в Power Point.

Развивающая - развитие творческого интереса, коммуникативных умений, самостоятельности при выполнении практических заданий, совершенствование мыслительных операций, развитие эмоциональной сферы, развитие умений и навыков применения современных компьютерных технологий при решении поставленных задач.

Воспитательная - воспитание информационной культуры учащихся, развитие познавательного интереса, умения работать самостоятельно.

Тип урока: закрепления изученного, творческий учебный проект.

Вид: урок-практикум.

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа), метод проектов, практическая работа.

Формы работы: работа в парах, группах.

Используемые технологии: проблемно-исследовательская технология, проектная технология.

Оборудование: компьютерный класс, оснащённый современной техникой и лицензированным программным обеспечением.

Место проведения: кабинет информатики.

Программное обеспечение: ОС Windows7,

Время занятия: 2 урока.

План урока:

1.Орг.момент

Коммуникативные УУД:

- поставить цель слушания, самоопределиться к слушанию;

- концентрировать внимание при слушании;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

- умение отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Для начала урока, педагог задает общий рабочий настрой, проверяет готовность учащихся к уроку.

2. Повторение.

Коммуникативные УУД:

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю.

Фронтальный опрос.

У: Для чего предназначена программа PowerPoint?

Для разработки презентаций, компьютерных слайд - фильмов по различным тематикам. Эту программу относят к классу мультимедиа-конструкторов для подготовки презентаций по собственным сценариям.

У: Что означает термин «презентация»?

Представление, вручение, короткий рассказ о концепции продукта, проекта или сервиса.

У: Какими возможностями обладает программа создания презентаций? Вставка текста, рисунков, фото, таблиц, диаграмм, звука. Возможность анимации.

У: Что собой представляет презентация?

Компьютерная презентация представляет собой последовательность слайдов. При переходе от слайда к слайду используются гиперссылки или управляющие кнопки.

У: Приведите примеры, где применяются презентации? Презентации используются в выступлениях, на лекциях, уроках при объяснении материала, в рекламе, в образовании, медицине, бизнесе.

З.Актуализация знаний, мотивация к учебной деятельности, определение темы урока, цели, задач.

Коммуникативные УУД: -концентрировать внимание при слушании;

- взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию; -инициативное сотрудничество - формулировать свои затруднения, формирование вербальных способов коммуникации;

-учитывать разные точки зрения, допускать наличие у людей разных точек зрения, умение приходить к общему решению, адекватно использовать речевые средства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- развитие способности к самооценке;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов;

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием); -выделять смысловые части текста, главную мысль (мысли) текста. Ребята, посмотрите на экран. Учитель показывает презентацию -мультфильм:

Рис.2. Слайды мультфильма с 1 по 7

Вопросы для учащихся:

- Как бы вы назвали этот мультфильм?

- На какие мультфильмы похож этот сюжет?

- В какой программе сделан этот ролик?

- Что нужно для того, чтобы сделать такой фильм?

Определите, какова тема нашего урока. Какие цели и задачи нашего урока? 4.Практическая работа.

Коммуникативные УУД:

- определять цели, правила и способы взаимодействия, распределять функции участников;

- работать в паре, группе на основе заданных правил взаимодействия;

- находить себе партнера;

- работать в малых группах на основе заданных правил взаимодействия;

- допускать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- обосновывать и отстаивать собственную точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- говорить, не мешая другим (в паре - шёпотом, а в группе - вполголоса);

- слушать, не перебивая товарища;

- соблюдать регламент деятельности в паре, группе;

- слушать, вникать в суть услышанного, поставить вопрос к услышанному.

Учащиеся получают маршрутные листы и материалы с текстами, приложения, начинают работать.

Проектная задача «Мультфильм» (маршрутный лист):

1. Создать сценарий мультфильма, придумать название.

2. Распределить роли: режиссер, художники, сценарист.

3. Разбить сюжет мультфильма на кадры (табл.1, табл.2):

Таблица 1

Возможный вариант заполнения карточки (мультфильм «Колобок»):

Таблица 2

Сюжет 1 Сюжет 2 Сюжет 3 Сюжет 4 Сюжет 5 Сюжет 6 Сюжет 7

Испекли Колобок Встреча с Встреча с Встреча с Встреча Лиса

дед и оаоа укатился зайцем волком медведем с лис он съела

колооок колоока

4. Создать рисунки (кадры).

5. Сборка мультфильма.

6. Настройка показа мультфильма.

7. Предварительный просмотр мультфильма.

8. Устранение недочетов.

9. Сохранение мультфильма.

10. Защита проекта «Мультфильм». 5. Подведение итогов, рефлексия. Коммуникативные УУД:

- участвуют в обсуждении;

- поставить цель слушания, самоопределиться к слушанию;

- концентрировать внимание при слушании;

- учитывать разные точки зрения, допускать наличие у людей разных точек зрения, умение приходить к общему решению, адекватно использовать речевые средства);

- уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Вот мы и подошли к завершению урока. Учитель:

- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Ребята что вызвало у вас затруднение?

- Над чем ещё надо поработать?

6.Д/задание: Подобрать недостающие материалы для завершения работы над проектом «Мультфильм».

Коммуникативные УУД:

- поставить цель слушания, самоопределиться к слушанию;

- концентрировать внимание при слушании;

- участвуют в обсуждении;

- выражать свои мысли в письменной форме точно, без искажения.

На втором уроке этого занятия после завершения работы над проектом «Мультфильм» происходит защита и оценивание работ учащихся в группах.

Защита проходит при помощи мультимедийного проектора (выводится на экран проект, запускается после представления). А также каждому участнику раздается оценочный бланк (где прописываются оценки команд) - балльная система определяется учителем.

Материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета, способствует развитию креативности учащихся через создание образовательных информационных продуктов, способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания, способствует выявлению и поддержке одаренных учащихся.

Подводя итог проделанной работе отметим, что системно -деятельностный подход, который лежит в основе стандарта второго поколения обусловливает необходимость использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве школьников. В полной мере указанными характеристиками обладают мультимедиа технологии, педагогический потенциал которых может быть использован для развития коммуникативных УУД у школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2011.

2. Гребнева Д. М. Дидактические особенности информатики в развитии предметной учебной успешности школьников// Наука и перспективы. - 2015 - №4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: кНр://шр^гае.ги/ги/7(дата обращения 03.06.2017)

3. Котомцева А.И., Мащенко М.В. Развитие универсальных коммуникативных действий учащихся с использованием веб-сервисов: Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании Вузовский сборник научных работ. Ответственный редактор М.В. Лапенок . Екатеринбург, 2014. С. 24-30.

4. Мащенко М.В. Использование методов проектов на примере составления бизнес-плана в экономических классах общеобразовательной школы // Педагогический университетский вестник Алтая. - 2002. - № 1. - С. 504-508.

5. Мащенко М.В., Волкова Е.А. Развитие системного стиля мышления старшеклассников в процессе обучения информатике: монография / М.В. Мащенко, Е.А. Волкова. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2017. -100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.