Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных умений в игровой деятельности детей дошкольного возраста'

Формирование коммуникативных умений в игровой деятельности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1322
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головченко И. А.

Коммуникация – процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головченко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных умений в игровой деятельности детей дошкольного возраста»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

© Головченко И.А.*

Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

Коммуникация - процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедить в успехе коммуникаций, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они вас воспринимают, как относятся к проблеме.

Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г.Якобсон и др.). В развитии сферы общения ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные умения. В психологии преобладает точка зрения М.И. Лисиной, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. По мнению А.Д. Столяренко, общение рассматривается как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В обществе сверстников ребенок чувствует себя «среди равных». Благодаря этому у него развиваются самостоятельность суждений, умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, инициировать получение новых знаний. Ребенок, лишенный общения со сверстниками, теряет в своем коммуникативном развитии. Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.

Лисиной М.И. выделены компоненты в структуре общения как коммуникативной деятельности:

1. Предмет общения - партнер по общению.

2. Потребность в общении - стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них к самосознанию.

3. Коммуникативные мотивы - это ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

* Аспирант ШГПИ, педагог дополнительного образования МБДОУ д/с № 18 «Мишутка».

4. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи могут не совпадать между собой.

5. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.

6. Продукты общения - образование материального и духовного характера, создающееся в итогах общения.

Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. Через общение ребенок познает социальный мир, осваивает и присваивает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния (Я.Л. Коломиский, А.В. Артемова). Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на другого человека, интерес к нему. Такой интерес проявляется уже в раннем возрасте (Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова и другие).

Исследования М.И. Лисиной, Н.М. Щелованова, А.М. Аксариной, Э. Пик-леро и других убедительно доказывают, что поиск оптимальных условий развития личности ребенка нужно проводить в сфере педагогического общения.

Наиболее благоприятные условия для формирования коммуникативных умений создаются в условиях ведущей деятельности дошкольного возраста -игровой. По мнению ведущих ученых в области детской игры (Г.М. Андреевой, Т.А. Владимировой, Е.В. Зворыгиной, Н.А. Коротковой, А.А. Леонтьева, Н.Я. Михайленко, В.С. Мухиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина), игровой процесс дошкольников выглядит как метакоммуникация - постоянный переход из игровых отношений в реальные отношения, обеспечивающие организацию и осуществление игровых действий, проникновение в замысел и намерения партнера, совместную реализацию замыслов.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Е.А. Аркин, П.А. Рудик, Д.В. Менжерицкая, А.П. Усова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-роле-вая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.

Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия.

Теория и методика обучения и воспитания

229

Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.

Развитие сюжетно-ролевой игры идет от индивидуальной игры к играм вдвоем со сверстниками и затем, в конечном итоге, к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью.

Конечно, есть дети, которые не играют в сюжетно-ролевые игры или играют мало. Причинами этого могут быть загруженность занятиями, нарушения режима дня, чрезмерное увлечение телевизионными передачами. Для сюжетно-ролевых игр необходимы время и игровое пространство, а также помощь терпеливого и понимающего взрослого.

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Для того, чтобы реализовать потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. «Взрослый должен давать ребенку образцы общения, которым тот еще не владеет. Поэтому, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно самому уметь общаться» [4].

Сюжетно-ролевая игра формируется под воздействием окружающей жизни, влияния взрослых на развитие детских интересов, расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы и формирование коммуникативных умений. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К. Крупская писала: «... игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра - для дошкольников - способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н.К. Крупской, задача педагога - помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Эльконин Д.Б., сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является

своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение сюжетной игры со сверстниками для речевого развития и формирования коммуникативных умений детей.

Список литературы:

1. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975. - 112 с.

2. Зверева О. // Ж-л «Игра и дети». - 2003. - № 6.

3. Поздняк Л. Менджерицкая Д.В. - исследователь игры детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 12. - С. 10.

4. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ССУЗОВ

© Димитрова С.В.*

Университет Российской академии образования, г Москва

Статья рассматривает проблемы адаптации выпускников средних специальных учебных заведений к условиям профессиональной деятельности. В ней излагаются задачи учебного заведения, связанные с овладением студентами не только знаний, умений и производственных навыков, но и с развитием творческой познавательной деятельности студентов.

Динамично изменяющиеся рыночные условия определяют необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений, связанных с профессиональной подготовкой специалистов технических направлений. Существующая практика профессиональной подготовки студентов к профессиональной деятельности характеризуется многими противоречиями, обусловленными современным состоянием промышленности в стране, которые не могут быть решены только традиционными методами. С одной стороны, наблюдается обновление технического парка и внедрение инновационных технологий, требующих современных специалистов высокой квалификации, с другой стороны, продолжает эксплуатироваться устаревшее оборудование, которое тоже необходимо обслуживать, решая насущные задачи предприятия.

* Аспирант кафедры Педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.