Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием'

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1112
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ЗАИКАНИЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карбовская Татьяна Алексеевна

В статье рассматривается проблема несформированности коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием»

41

УДК 65

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ

Карбовская Т.А., студентка Тюменского государственного университета (г. Тюмень) Научный руководитель Плотникова М. В., кандидат биологических наук, доцент

кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Тюменского государственного университета (г. Тюмень).

В статье рассматривается проблема несформированности коммуникативных

навыков у дошкольников с заиканием.

Ключевые слова: Коммуникативные навыки, заикание, коррекционная программа.

FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS IN PRESCHOOLS WITH THE APPLICATION

Karbovskaya T., a student of the Tyumen State University

Plotnikova M., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Age Physiology, Special and Inclusive Education, Tyumen State University (Tyumen).

The article deals with the problem of the unformedness of communicative skills in preschool children with stuttering.

Key words: Communicative skills, stammering, correctional program.

Заикание - речевой недостаток, при котором говорящий испытывает

специфические трудности при произнесении слов, фраз. Трудности проявляются в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц лица, шеи, конечностей (А.В. Ястребова). Характерной особенностью заикания является то, что указанные трудности возникают у заикающихся только в процессе речевого общения.

Это подтверждают работы Р.Е. Левиной, И.Ю. Абелевой, Л.З. Андроновой, Л.И. Беляковой, Н.И. Жинкина, определяющих заикание как дефект речевой коммуникации, который носит ситуативный характер, то есть зависит от ситуации общения, собеседника,

роли самого заикающегося в коммуникативном процессе, темы общения и так далее [1].

Заикание возникает преимущественно у детей 2-5 лет в период формирования фразовой речи, что ограничивает коммуникативные навыки дошкольника [1].

Согласно, требованиям ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен:

1. проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении;

2. активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

3. стараться разрешать конфликты;

4. выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Актуальность исследования

обусловлена потребностями государства в гармоничном развитии личности детей, в их коммуникативной готовности к школьному обучению.

В исследованиях Н.А. Власовой, К.П. Беккер, Г.А. Волковой и др. указывается, что нарушения речевой функции в дошкольном возрасте, в частности заикание, не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникации у ребенка. Заикание в дошкольном возрасте снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности, стеснительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную

контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника), приводит к снижению коммуникативной активности.

Проблема несформированности

коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием выходит из потребностей государства, требующего их коммуникативную готовность к школьному обучению.

Объект исследования:

коммуникативные навыки у дошкольников с заиканием.

Предмет исследования: формирование коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием.

42

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу по формированию

коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

1. Провести анализ специальной психолого - педагогической и методической литературы по проблеме формирования коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием.

2. Выявить особенности и уровень сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием.

3. Определить содержание и методы коррекционного - логопедической работы, направленной на формирование коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием.

4. Проанализировать результативность коррекционно -логопедической работы с детьми дошкольного возраста с заиканием.

Теоретико-методологической базой исследования являются: положения о психологических особенностях, заикающихся (В.И. Селиверстов, В.М. Шкловский), положение о заикание как дефекте речевой коммуникации (Р.Е. Левина, И.Ю. Абелева, Л.З. Андронова, Л.И. Белякова, Н.И. Жинкин), психолого - педагогический подход к заиканию (Р.Е. Левина), теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Н.И. Жинкин), теория о патологическом условно - рефлекторном механизме заикания (Л.И. Белякова, Р.Е. Левина, Н.И. Жинкин, И.П. Павлов).

Экспериментальная база исследования: МАДОУ № 176 (Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 176, города Тюмени).

Исследованием и изучением коммуникативных навыков в различные годы занимались Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.А. Лабунская, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и многие другие.

Проанализировав литературу

вышеперечисленных авторов, мы пришли к выводу, что коммуникативные навыки включают в себя следующие параметры:

• умение адекватно реагировать и отвечать на высказывания собеседника;

• способность поддержать разговор на определенную тему;

• умения использовать языковые средства, оптимальные для конкретной речевой ситуации;

• использование неязыковых средств выразительности (мимика, жесты, движения);

• интонационная выразительность речи;

• наличие визуального контакта

[3, 4, 5].

Методики исследования: Методика Л. И. Беляковой «Психолого-педагогическое обследование заикания».

Методика включает в себя: сбор анамнестических данных, психолого -педагогическая характеристика заикающегося ребенка, состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики, обследование речевой функции.

Для проведения экспериментальной работы была отобрана группа из 8 человек дошкольного возраста с логопедическим заключением невротическая форма заикания.

Схема 1. Результаты исследования. Уровень развития речи.

43

Схема 2. Результаты исследования. Уровень сформированности коммуникативных

навыков.

Ход обследования показал: что у детей обнаруживается определенное несоответствие между уровнем развития речи (языковых средств) и способностью использовать их в разных ситуациях общения. При эмоциональных для этих детей ситуациях.

При волнении нарушение темпа речи, нарушение ее ритма, ускоренный речевой выдох, следовательно, нарушение плавности речи и интонационной выразительности. Некоторые дети испытывали эмоциональное напряжение - покраснение кожи лица, запотевание ладоней, скованность, отказ от коммуникации. В игре некоторые - в речевое общение не вступали с другими детьми, играли рядом, молча манипулируя игрушками. У некоторых усиление проявлений заикания в начале слова, фразы при беседе, при ответах на вопросы с новым собеседником, в центре внимания.

Коррекционная программа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием основана на методике И.Г. Выгодской, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенской «Устранение заикания у дошкольников», а также на основе рекомендаций, заданий и упражнений таких авторов как: Н.А. Чевелева, В.И. Селиверстов, Г.А. Волкова, Л.И. Белякова [2].

Направления коррекционной

программы.

1. Формирование диафрагмального дыхания

2. Развитие моторики, посредством расслабляющих упражнений

3. Формирование голосоподачи

4. Формирование плавной речи

5. Развитие интонационных характеристик речи

6. Развитие выразительных средств мимики, жестов, движений

7. Работа над лексико - грамматической стороной речи

8. Работа над конструированием связного высказывания, посредством тщательного подбора языковых средств.

Список источников и литературы:

1. Белякова, Л.И. Заикание: учеб. пособие для студентов педагогических ин-в по спец. «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е.А. Дьякова. М.: В. Секачев, 1998. 438 с.

2. Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1993. 223 с: ил.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АН РСФСР, 1956. 350 с.

4. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5-35.

5. Лисина, М. И. Потребность в общении [Текст] // Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. С.31-57

Работа - официальный участник I международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня принятия Всеобщей декларации прав человека «Международные подходы к новым практикам воспитания и гражданского образования», 6 августа 2018 года в г. Красноярск.

Секция: Специфика и содержание инклюзивного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.