Научная статья на тему 'Исследование уровней невротизации и психопатизации у заикающихся подростков, как факторов, влияющих на их коммуникативное поведение'

Исследование уровней невротизации и психопатизации у заикающихся подростков, как факторов, влияющих на их коммуникативное поведение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
507
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование уровней невротизации и психопатизации у заикающихся подростков, как факторов, влияющих на их коммуникативное поведение»

Список литературы

1. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. - М.-Л-д., Учпедгиз, 1935.

2. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. - М., 1987.

3. Денисова И.А. Нетрадиционные практические приёмы и средства предупреждения дизорфографии / И.А. Денисова // Вестн. КазНПУ им. Абая «Ха-баршы». Сер. «Специальная педагогика». - № 3. - 2013.

4. Журова Л.Е. Формирование способности к наглядному моделированию при обучении грамоте / в сб. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания п/р Л.А. Венгера. - М., 1986.

5. Корнев А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей / А.Н. Корнев. - М., 2005.

6. Левина Р.Е. Избранные труды / Р.Е. Левина. - М., 2005.

7. Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков / И.В. Прищепова. - М., 1997.

8. Специальные образовательные программы для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. - Ч. 2: Коррекционная ритмика. - Алматы: Центр САТР, 2004.

Л. А. Сыс

Исследование уровней невротизации и психопатизации у заикающихся подростков, как факторов, влияющих на их коммуникативное поведение

В настоящее время имеет общее признание мысль о необходимости формирования коммуникативной культуры общения и коммуникативного поведения в социуме. Поскольку любая деятельность человека (трудовая, образовательная, досуговая, семейная) предполагает взаимодействие между её участниками, одним из важнейших условий самореализации индивида в обществе является наличие определённого уровня коммуникативной компетентности и сформированности коммуникативного поведения, что является частью общей коммуникативной культуры. Достаточная распространённость заикания, его тенденция к затяжным течению и рецидивам, влияние заикания на сферы личностной деятельности: деловую, творческую, учебную - обусловливают необходимость поиска путей совершенствования коммуникативного поведения заикающихся подростков в различных коммуникативных ситуациях -семья, профессия, учебная деятельность, что является наиболее сложной проблемой. Именно эта проблема требует личностноориентированной коррекционно-педагогической работы, построенной с учётом таких особенностей личности заикающихся подростков как повышенная тревожность, неумение управлять своими эмоциями, неуверенность в своих силах и отсутствие веры в свои возможности.

33

В.С. Ротенберг и Г. Амон подчёркивают, что в наиболее тяжёлых случаях заикания изменения личности заикающихся ведут к утрате чувственного контакта с людьми, интегрированности с миром, отказу от поисковой активности, что ставит проблему восстановления нарушенного общения через глубинное преобразование личности.

Задача формирования коммуникативного поведения требует выявления особенностей личности и коммуникативного поведения заикающихся, которые препятствуют их социальной адаптации. В то же время они могут быть скорректированы в процессе логопедической работы.

Заикание характеризуется расстройством темпа, ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным нарушением её коммуникативной функции. В структуре заикания выделяются три компонента: моторный, представленный судорогами различного типа локализации, степени тяжести; психологический компонент, выражающийся в логофобии, характере реагирования на речевое нарушение, особенностях коммуникативного поведения, специфике личности заикающихся; речевой компонент, отражающий особенности речевого общения лиц с заиканием. Возникая в дошкольном возрасте, заикание изменяет характер коммуникации и коммуникативного поведения в социуме, отрицательно влияет на формирование личности. Нарушение коммуникативного поведения не позволяет лицам, страдающим заиканием, в полной мере использовать собственные интеллектуальные возможности не вследствие технической «неподготовленности» речи, а вследствие сбоя в овладении навыками коммуникативного поведения и в результате - уход от решения интеллектуальных задач в трудной для заикающегося речевой обстановке, отсутствие реализации собственной индивидуальности в различных сферах жизни - личностной (межличностные отношения в целом), семейной, бытовой, профессиональной, образовательной, досуговой и т. д., часто «уход в болезнь».

В настоящее время отмечена тенденция к повышению невротизации подросткового и взрослого населения, которая особенно ярко проявляется при наличии заикания, что как правило, отражается на состоянии речи и психо-эмоциональном статусе людей, страдающих заиканием, а также на их поведенческих реакциях в социуме: Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, М.И. Буянов, Э.Н. Вайнер, В.В. Бочаров, В.А. Сергеев, С.В. Ткаченко, Р.С. Вассерман и др. Многие области профессиональной, учебной и др. видов деятельности заикающихся связаны с нервно-психическим напряжением, стрессами. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психических

34

нарушений в их коммуникативном поведении, что выводит вопросы диагностики особенностей коммуникативного поведения в ряд важнейших задач коррекционной работы с заикающимися подростками.

Различными авторами отмечаются разнообразные аспекты нарушения коммуникативного поведения: аутизм, несостоятельность индивидуальных стилей общения, неспособность реализовать коммуникативные функции в фрустрирующих ситуациях, связывают нарушение вегетативных реакций в процессе коммуникации с нарушениями коммуникативного поведения.

Решение этих проблем связано прежде всего с необходимостью ранней диагностики эмоционально-личностных проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним, что оказывается весьма затруднительным в связи с нечеткими границами клинической картины различных форм пограничных состояний, с одной стороны, и со сложностью организации тщательного психолого-педагогического исследования заикающихся подростков.

Качественный анализ таких факторов коммуникативного поведения заикающихся подростков как уровень невротизации и психо-патизации обнаружили такие личностные и поведенческие особенности, которые указывают на неготовность к исполнению социально значимых в жизнедеятельности ролей и препятствуют их полной коммуникативной и социальной адаптации.

С целью изучения невротических и психопатических черт заикающихся подростков была использована методика оценки уровня невротизации и психопатизации (УНП), предложенная Е.В. Бажиным. Анализ результатов показал приблизительно одинаковые уровни проявления невротических черт поведения у заикающихся и нормально говорящих. 71 % заикающихся подростков (71 % нормально говорящих) показали низкий уровень проявления черт невротизации, при котором отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, что способствует легкости в общении при овладении определенными коммуникативными навыками.

Низкий уровень появления невротических черт в поведении заикающихся подростков указывает на то, что несмотря на переживание своего нарушения речи, временами на проявление сильной фиксации, общий фон поведения в целом, и коммуникативного поведения в частности, отличается положительным фоном эмоциональных переживаний. Заикающиеся, как и нормально говорящие, проявляют реалистичность желаний, у них присутствуют черты инициативности в коммуникативном поведении, часто присутствуют

35

социальная смелость, независимость, уверенность в себе. Современные заикающиеся подростки в целом в коммуникативном поведении проявляют черты социальной активности, неплохой общей приспособленности.

Наиболее существенная разница обнаружена в группах заикающихся и нормально говорящих подростков при сравнении частоты проявления низкого уровня психопатизации: 66 % заикающихся подростков с заиканием (25 % нормально говорящих) обнаружили низкий уровень психопатизации, что может говорить об осмотрительности, уступчивости, ориентированности на мнение окружающих, о приверженности к строгому соблюдению общепринятых правил и норм поведения в коммуникативном процессе.

18 % заикающихся подростков (2 % нормально говорящих) имеют высокий уровень проявления невротических черт в структуре коммуникативного поведения, что указывает на выраженную эмоциональную возбудимость, продуцирующую различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Безынициативность этих лиц формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний. Их эгоцентрическая личностная направленность проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость в процессе коммуникативного взаимодействия. Различия в уровне проявления невротических черт поведения у заикающихся и нормально говорящих подростков, по нашему мнению, объясняются присутствием черт тревоги вследствие фиксации на речевом нарушении.

Актуальной задачей является включение в содержание коррекционно-педагогической деятельности системы работы по формированию коммуникативного поведения не только с целью исправления речи заикающихся, но и для воспитания у них умения общаться, взаимодействовать с людьми. Речь идёт об использовании таких методов коррекции, когда происходит как изменение отдельных эмоционально-волевых качеств личности, так и стереотипов коммуникативного поведения подростков с заиканием.

Список литературы

1. Белякова Л.И. Патофизиологические механизмы заикания // Заикание. -М.: Медицина, 1978. - С. 59-81.

2. Болдырева Т.А. Экспериментально-психологическое исследование взрослых заикающихся и его значение для проведения психолого- коррекционной работы // Клинико-организационные вопросы общей и судебной психиатрии. - М.: Медицина, 1986. - С. 63-67.

36

3. Калягин В.А. Коммуникативные аспекты индивидуальных стилей поведения при нарушениях речи. //Практическая психология и логопедия. 2005. -№ 1. - С. 52-53.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1977.

5. Рау Е.Ю. Способы диагностики и адаптации взрослых заикающихся к проблемным ситуациям общения // Тезисы научных докладов международной конференции по аномальному развитию детей и подростков. - М., 1994. -С. 47-48.

6. Сыс Л.А. Формирование коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых в процессе логопедической работы: учеб.-метод. пособие / Л.А. Сыс. - Мн.: БГПУ, 2010. - 76 с.

С. Э. Абдураимова

Теоретические аспекты коррекционно-педагогической работы по развитию речи дошкольников с УО

Актуальность научной проблемы коррекционнопедагогической работы по развитию речи дошкольников с умственной отсталостью обусловлена тем, что низкий уровень развития речи у данной категории детей - распространенное явление, характеризующееся нарушением всех ее сторон. Это, в свою очередь, влияет на дальнейшее интеллектуальное и психическое развитие и результаты обучения в целом.

Поэтому существует необходимость изучения и разработки коррекционно-педагогических методов работы по развитию речи данной категории детей.

Проблему изучения речи у детей с нарушениями освещают в своих трудах такие ученые-педагоги как Л. Белякова, Г. Волкова, И. Калачева, М. Кольцова, Е. Мастюкова.

Целью данной работы является изучение особенностей использования коррекционно-педагогических технологий в развитии речи дошкольников с умственной отсталостью.

Изложение основного материала. Известно, что у детей с умственной отсталостью отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется скудностью словаря, нарушением грамматического строя речи, нарушением звукопроизношения, ограниченностью и искажением смыслового значения.

Также анализ источников выявил такие особенности развития речи у детей данной категории, как отсутствие предпосылок к развитию речи, отмечается отсутствие таких предречевых признаков, как «гукание», «гуление», «лепет»; не развиты ориентировочные действия, не наблюдается интерес к окружающему, что впоследствии отрицательно сказывается на развитии предметной деятельности [3].

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.