Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной успешности младших школьников в условиях учебной деятельности'

Формирование коммуникативной успешности младших школьников в условиях учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ УСПЕШНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / COMMUNICATIVE SUCCESS / YOUNGER SCHOOLBOYS / EDUCATIONAL ACTIVITY / DIDACTIC PROCESS / PEDAGOGICAL MODELLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришанова Ирина Алексеевна

Статья содержит описание модели формирования коммуникативной успешности у младших школьников, основанной на ведущей роли дидактического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of communicative skills in primary school pupils in the process of schooling

Article contains the description of model of formation of communicative success at the younger schoolboys, based on the leading part of didactic process.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной успешности младших школьников в условиях учебной деятельности»

И.А. Гришанова

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: коммуникативная успешность, младшие

школьники, учебная деятельность, дидактический процесс, педагогическое моделирование.

Keywords: communicative success, younger schoolboys, educational activity, didactic process, pedagogical modelling.

Аннотация: Статья содержит описание модели формирования коммуникативной успешности у младших школьников, основанной на ведущей роли дидактического процесса.

Аbstract: Article contains the description of model of formation of communicative success at the younger schoolboys, based on the leading part of didactic process.

Сегодня возрастают требования общества к уровню образованности выпускника школы, в связи с чем усиливается внимание к начальной школе как фундаменту образования и развития личности ребёнка. Одним из направлений реформирования начального образования является изменение в содержании отдельных учебных предметов с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности учащихся [3]. Это значит, что формирование коммуникативных качеств личности младшего школьника возможно и необходимо в учебной деятельности, которая рассматривается как деятельность учебного общения, представляющая собой процесс межличностного взаимодействия учащихся на школьных занятиях. Именно в условиях взаимодействия школьников на занятиях и формируется их коммуникативная успешность -результат положительного опыта коммуникативной деятельности,

проявляющегося в стремлении учащихся включиться в учебное общение на уровне своего развития, обученности, воспитанности.

Развитие коммуникативных качеств личности в условиях учебной деятельности опирается на идеи Б.Г. Ананьева о связи между обучением и общением. Учёный отмечал, что обучение не есть только передача и усвоение информации - знаний и правил деятельности. Обучение есть вместе с тем общение, коммуникация, соответствующая структуре общества [1].

В настоящее время подход к обучению как общению ориентирует на признание ведущей роли общения в развитии личности, на существование связи между обучением и воспитанием, на понимание дидактического процесса как процесса коммуникативного.

Для решения проблемы формирования коммуникативной успешности младшего школьника в условиях учебной деятельности необходима научно-обоснованная система деятельности субъектов образовательного процесса. Важной составляющей в функционировании такой системы может стать проектирование теоретической модели формирования указанного качества у обучающихся.

По определению психологического словаря, модель - это система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала; материальная или мыслительная система (знаковая, концептуальная), которая опосредованно отражает систему факторов, воспроизводящих, имитирующих объект на разных уровнях его организации, самоорганизации и развития.

Метод всестороннего исследования объектов на их моделях считается моделированием.

Педагогическое моделирование - это разработка общей идеи создания педагогической системы, процесса или ситуации и основных путей их реализации.

В результате анализа научно-теоретической литературы и обобщения теоретических идей было выявлено, что моделирование, являясь первоначальной ступенью педагогического проектирования, предполагает разработку компонентов педагогического процесса.

Эффективная реализация любой теоретической модели возможна, если учитываются все её составляющие: цели и задачи педагогической системы, принципы и направления деятельности субъектов педагогического процесса, условия, факторы, критерии и уровни развития моделируемого качества, а также соблюдаются технологии его формирования.

Далее сосредоточим внимание на личностно ориентированной модели формирования коммуникативной успешности младших школьников, базирующейся на следующих принципах: принцип целостности модели; принцип самоорганизации модели; принцип ориентации на сотрудничество; принцип успешности деятельности в условиях преодоления посильных учебно-коммуникативных трудностей.

Первый из перечисленных принципов служит для выбора общего подхода к учебной деятельности младших школьников как целостного явления, подчинённого задаче создания условий, при которых обучающиеся могли бы реализовать имеющиеся у них способности к общению, повысить уровень коммуникативной успешности.

В связи с этим можно определить взаимосвязанные между собой компоненты модели формирования коммуникативной успешности у младших школьников, которые объединяются в четыре блока: ценностно-ориентационный, программно-содержательный, технологический и результативный. Рассмотрим состав выделенных блоков.

Ценностно-ориентационный блок включает совокупность ценностей и ориентаций начального образования, которые могут быть значимы в коммуникативном аспекте. Программно-содержательный блок содержит всю необходимую информацию относительно комплекса взаимосвязанных обстоятельств процесса обучения: возможных форм, методов, средств, а также содержания коммуникативно-направленных заданий в специально организованных ситуациях учебного общения. Технологический блок отражает методику формирования коммуникативной успешности младшего школьника как критерия эффективно осуществляемой учебной деятельности. Результативный блок модели даёт характеристику проявлений коммуникативной успешности учащегося в учебной деятельности. Принципы самоорганизации, сотрудничества, успешности деятельности в условиях посильных коммуникативных трудностей являются общими положениями, которыми необходимо руководствоваться педагогам при организации учебной деятельности младших школьников; их взаимосвязь обеспечивает её эффективность, так как создает благоприятные условия для проявления и развития коммуникативных качеств личности школьника. Принцип самоорганизации ориентирует на развитие у школьника мотивации самостоятельной актуализации и совершенствования коммуникативной деятельности в условиях учебной деятельности. Принцип сотрудничества обосновывает объединение субъектов учебного общения в общей коммуникативной деятельности отношениями взаимопомощи, поддержки, доверия. Принцип успешности деятельности в условиях посильных

коммуникативных трудностей предполагает включение учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха.

Таким образом, выстраивается модель формирования коммуникативной успешности у младших школьников в учебной деятельности. В её основе находится специально разработанная система дидактических условий, создающих ситуацию успеха, которая переживается учащимся и способствует приобретению положительного опыта коммуникативной деятельности, обусловливающего достижение им коммуникативной успешности в учебной деятельности.

В качестве основополагающих компонентов коммуникативной успешности выступают: когнитивный - понимание себя и других; поведенческий - внешняя манера поведения; эмотивный - умение управлять эмоциональным состоянием.

Сформированность каждого компонента определяется набором конкретных критериев.

Когнитивный компонент представляет следующие критерии:

• способность проявлять интерес к общению;

• способность помогать и поддерживать одноклассников, прислушиваться к их советам;

• способность критически относиться к результатам общения, правильно оценивать замечания одноклассников;

• способность ориентироваться в ситуации общения;

• способность к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества в учебной деятельности.

Поведенческо-деятельностный:

• способность располагать к себе одноклассников;

• умение шутить, улыбаться в общении;

• способность самостоятельно принимать решения, стремиться к успеху;

• способность мимикой или жестами выразить свое отношение к происходящему;

• способность осознавать свое поведение в коллективе, следовать адекватным формам поведения.

Эмотивный:

• способность держаться спокойно и уверенно;

• способность управлять своим эмоциональным состоянием;

• способность регулировать силу голоса адекватно ситуации общения;

• способность регулировать темп речи адекватно ситуации общения;

• способность сдерживаться в ситуациях конфликта.

Выделенные нами критерии выступают основанием для оценивания уровней сформированности коммуникативной успешности младших школьников в учебной деятельности.

Высокий уровень коммуникативной успешности характеризуется тем, что у учащихся сформированы коммуникативные умения: ученик понимает необходимость, важность общения, проявляет интерес к общению с другими людьми - знакомыми и незнакомыми, ученик активен, самостоятелен в процессе общения; владеет интонационными особенностями речи, использует невербальные средства общения; требователен и ответственен по отношению к себе и партнёрам по общению, оказывает им помощь и прислушивается к их советам; критически относится к результатам общения, правильно оценивает замечания. Способен управлять своим эмоциональным состоянием. Старается соблюдать правила поведения.

Учащимся со средним уровнем сформированности коммуникативной успешности свойственно стремление к общению, но препятствием на пути к успешному общению является неспособность ориентироваться в ситуации общения, неспособность критически относиться к результатам общения, неправильная оценка замечаний одноклассников, невладение невербальными средствами общения, неспособность управлять своим эмоциональным состоянием.

Низкий уровень сформированности коммуникативной успешности отличается слабым выражением интереса к общению как к процессу межличностного взаимодействия. Для данного уровня характерно отсутствие стремления к успеху, неумение осознавать своё поведение в коллективе и следовать адекватным формам поведения. Ученик не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто его окружает; полностью теряется в ситуациях конфликта.

Технология сформированности коммуникативной успешности младшего школьника в условиях учебной деятельности, представленная в нашей модели, реализуется посредством адаптации дидактического процесса к особенностям его развития.

В основе процесса формирования коммуникативной успешности у младших школьников находится специально разработанная система дидактических условий, представляющая собой комплексное использование элементов дидактического процесса, к которым относится интеграция средств педагогической коммуникации и учебной информации, в частности, интеграция игровых методов, групповых форм организации учебного общения и содержания коммуникативно-направленных заданий. Интеграция специально отобранных

средств педагогической коммуникации и учебной информации способствует проявлению психологической готовности участников дидактического процесса к выполнению учебной коммуникативной деятельности.

Реализация перечисленных условий осуществлялась на основе внедрения в учебный процесс специально разработанного комплекса заданий, нашедшего отражение в программе формирования коммуникативной успешности у младших школьников [2].

Программой определена коммуникативная направленность упражнений, а также их объем и целевое назначение.

По данным педагогического наблюдения и анализа психологопедагогической литературы в работе с младшими школьниками наиболее приемлемыми являются: упражнения игрового характера, пение, хоровая декламация, занятия изобразительной деятельностью с комментированием, упражнения на ритмизацию моторных процессов.

При составлении программы экспериментального обучения данные виды работы были адаптированы к условиям обучения детей, испытывающих коммуникативные трудности.

Упражнения, представленные в программе, имели корригирующую направленность, в частности: игровые упражнения направлены на развитие фонематического, речевого слуха, восприятия, внимания, памяти; их организация предполагает повышение учебной мотивации, самооценки обучаемых; пение, хоровая декламация направлены на овладение учащимися навыками правильной артикуляции, формирование у них чувства ритма и темпа; занятия изобразительной деятельностью с комментированием представлены рисованием, лепкой, работой с мозаикой, упражнениями с использованием трафаретов. Данная деятельность способствует преодолению умственной и речевой пассивности, повышению мотивации учебной деятельности; упражнения на ритмизацию моторных процессов включают задания на развитие координации рук и ног, мелкой моторики. Выполнение данных упражнений выступает в качестве двигательной динамической паузы, способствует формированию пространственных представлений, осознанности собственных движений, навыков невербального общения. Реализация данной программы позволяет на основании выделенных критериев выявить исходный и конечный уровни сформированности коммуникативной успешности младших школьников в условиях учебной деятельности.

Анализ вопросов, связанных с проблемой формирования коммуникативной успешности младших школьников, позволяет сделать ряд выводов.

Ведущим методологическим ориентиром формирования у младших школьников коммуникативной успешности выступает подход к обучению как к общению. Принципиальное значение имеет представление начального образования как системы, в которой, с одной стороны, реализуются дидактические условия в единстве форм, методов, средств, а с другой - обеспеченный ими положительный опыт коммуникативной деятельности учащихся. Выделенный в ходе исследования комплекс взаимосвязанных обстоятельств процесса обучения обеспечивает целостность коммуникативной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Формирование у младших школьников коммуникативной успешности происходит на личностной основе как интегративной совокупности интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности учащегося, где ведущей целью определено создание системы дидактических условий, основным из которых является комплексное использование элементов дидактического процесса: интеграции средств педагогической коммуникации и учебной информации. Устранение коммуникативных трудностей и формирование коммуникативной успешности является возможным, благодаря включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха; стимулированию коммуникативной деятельности учащихся путём ориентации на те области предметнопрактической деятельности, которые отвечают их потребностям и интересам. Выявленная структура коммуникативной успешности позволяет рассматривать её достижение с позиций когнитивного, поведенческого и эмотивного реагирования учащегося на ситуацию учебного общения.

Реализация разработанной теоретической модели обеспечивает эффективность процесса формирования у учащихся коммуникативной успешности в условиях учебной деятельности.

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. -М. : Наука, 1997. - 380 с.

2. Гришанова, И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты). - Москва -Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2006. - 136 с.

3. Сборник нормативных документов. Начальная школа / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М. : Дрофа, 2004. - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.