Научная статья на тему 'Модель достижения коммуникативной успешности младшими школьниками с нарушениями речи'

Модель достижения коммуникативной успешности младшими школьниками с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель достижения коммуникативной успешности младшими школьниками с нарушениями речи»

РАЗДЕЛ X

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.9:370

И. А. Гришанова

МОДЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ

МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ*

Современная начальная школа рассматривается как важнейшее звено в системе непрерывного образования развивающейся личности. В связи с возросшими требованиями общества к уровню образованности выпускника усиливается внимание к начальной школе как фундаменту образования и развития личности ребёнка, а это, в свою очередь, требует существенной корректировки целей обучения в школе первой ступени.

В соответствии с направлениями реформирования начального образования внесено существенное изменение в содержание отдельных учебных предметов с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности учащихся [4, с. 6]. Это значит, что реализация качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы связана с созданием коммуникативной образовательной среды в начальном образовательном учреждении.

Моделирование процесса достижения коммуникативной успешности младшими школьниками с речевыми нарушениями в образовательной среде основывается на подходе к обучению как к общению, а также системном, компетентности ом, личностно-ориентированном подходах.

Обсуждаемая концепция базируется на идеях Б. Г. Ананьева о связи между обучением и общением. Учёный отмечал, что обучение не есть только передача и усвоение информации - знаний и правил деятельности. Обучение есть вместе с тем общение, коммуникация, соответствующая структуре общества и господствующему в нём типу межлюдских взаимоотношений [1, с. 42].

Подход к обучению как общению ориентирует на признание ведущей роли общения в развитии личности, на существование связи между обучением и воспитанием, на понимание дидактического процесса как процесса коммуникативного. Образовательная среда, согласно данному подходу, выступает как средство развития коммуникативных качеств личности обучающегося.

Компетентностный подход предполагает самостоятельное управление младшим школьником собственной деятельностью. В контексте нашего ис-

* Печатается при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 07-06-00069а)

МОДЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИМИ...

следования мы, прежде всего, сосредоточили внимание на изучении деятельности коммуникативной. Коммуникативная деятельность рассматривается нами как общение, представляющее собой самостоятельный процесс межличностного взаимодействия субъектов, каждый из которых является носителем активной деятельности и предполагает её в своих партнёрах.

Личностно-ориентированное образование обеспечивает создание оптимальных условий, при которых обучающиеся могли бы реализовать имеющиеся у них способности к общению, повысить уровень коммуникативной успешности.

Системный подход обеспечивает рассмотрение процесса формирования коммуникативной успешности как многоаспектной системы с выделением компонентов, связей и уровней. В нашем исследовании он осуществляется в трёх направлениях: через развёртывание содержания концепции как системы, через представление результатов использования подхода к обучению как к общению, а также компетентностного и личностно-ориенгированно-го подходов, через системную характеристику процесса формирования коммуникативной успешности как деятельности и общения в образовательной среде.

Предлагаемая ниже классификация структурных компонентов коммуникативной образовательной среды начальной школы основана на концепции педагогических систем, разработанной Н. В. Кузьминой [2]. Согласно этой концепции педагогическая система определяется как взаимосвязь структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования, обучения. О наличии педагогической системы, как известно, свидетельствуют тесть взаимосвязанных структурных компонентов.

Считаем возможным классифицировать структурные компоненты коммуникативной образовательной среды начальной школы в зависимости от того, к какому структурному компоненту педагогической системы они относятся.

Первый структурный компонент коммуникативной образовательной среды связан с целью педагогической системы. В данном исследовании целью является собственно создание коммуникативной образовательной среды начальной школы. Правильность поставленной цели обусловлена ориентацией на формирование коммуникативной компетентности учащихся как одним из направлений реформирования начального образования [4]. Второй структурный компонент коммуникативной образовательной среды относится к учебной информации и включает наполнение образовательной среды коммуникативным содержанием. Третий структурный компонент коммуникативной образовательной среды, связанный со средствами педагогической коммуникации, представлен игровыми методами и групповыми формами организации коммуникативной образовательной среды начальной школы. Четвёртый компонент характеризует младшего школьника как субъекта коммуникативной образовательной среды и включает умения, навыки, спо-

собы, связанные с его речевой и коммуникативной деятельностью. Пятый структурный компонент коммуникативной образовательной среды относится к педагогу и связан с созданием специально организованных ситуаций учебного общения, т. е. таких условий образования, которые обеспечивают достижение коммуникативной успешности младшим школьником. Шестой структурный компонент коммуникативной образовательной среды соотносится с критерием её эффективности и соизмерим с уровнем коммуникативной успешности младшего школьника, отражающим все сферы личности обучающегося: интеллектуальную (когнитивный план коммуникативной успешности), волевую (поведенческий план коммуникативной успешности), эмоциональную (эмотивный план коммуникативной успешности).

Представляется, что предлагаемая классификация позволяет полно и всесторонне анализировать то или иное явление, влияющее на коммуникативную образовательную среду, рассматривая его воздействие с точки зрения каждого структурного компонента, а также в свете взаимодействия компонентов друг с другом.

Далее обратимся к выделению существенных показателей, которые могут характеризовать образовательную среду начальной школы как коммуникативную.

Коммуникативная образовательная среда трактуется нами как система условий образования, обеспечивающих готовность участников дидактического процесса к выполнению учебной коммуникативной деятельности на основе интеграции специально отобранных средств педагогической коммуникации и учебной информации. Она рассматривается как форма бытия младшего школьника в разнообразных ситуациях учебного общения, которые преднамеренно создаются преподавателем; то есть коммуникативная образовательная среда должна быть особым образом организована. Вместе с тем, очевидно, что в ней существуют и механизмы самоорганизации, которые, однако, не могут рассматриваться, как главные [3].

Приведённые идеи, обусловливающие коммуникативный характер начального образования в современном его понимании, реализуются через определённый набор характеристических признаков образовательной среды, которая создаётся в массовой начальной школе. Остановимся на наиболее значимых из них.

Важнейшей характеристикой коммуникативной образовательной среды являются признаки гуманизации, субъектности, интегративности. Идея гуманизации связана с возможностью реализации в сфере дидактики идеалов развития коммуникативного потенциала школьника. Идея субъектности отражает объективную зависимость процесса и результатов формирования коммуникативной успешности школьника от его собственной активности в образовательной среде, от ориентации на развитие обучающегося в школе как личности и субъекта деятельности. Идея интеграции обусловливает включение школьника в рамках образовательной среды во взаимодействие

МОДЕЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИМИ...

с группой, учителем, учебной информацией, способствуя, тем самым, приобретению опыта коммуникативной деятельности.

На основе рассмотренных существенных признаков коммуникативной образовательной среды начальной школы перейдём к описанию её модели, базирующейся на следующих принципах:

• принцип целостности модели;

» принцип самоорганизации модели;

• принцип ориентации на сотрудничество;

• принцип успешности деятельности в условиях преодоления посильных учебно-коммуникативных трудностей.

Первый из перечисленных принципов служит для выбора общего подхода к созданию коммуникативной образовательной среды начальной школы как целостного явления, подчинённого задаче создания условий, при которых младшие школьники с речевыми нарушениями могли бы реализовать имеющиеся у них способности к общению, повысить уровень коммуникативной успешности.

В связи с этим можно определить взаимосвязанные между собой компоненты коммуникативной образовательной среды, которые объединяются в четыре блока: ценностно-ориентационный, программно-содержательный, технологический и результативный. Рассмотрим состав выделенных блоков.

Ценностно-ориентационный блок включает совокупность ценностей и ориентаций начального образования, которые могут быть значимы в коммуникативном аспекте. Программно-содержательный блок содержит всю необходимую информацию относительно комплекса взаимосвязанных обстоятельств процесса обучения: возможных форм, методов, средств, а также содержания коммуникативно-направленных заданий в специально организованных ситуациях учебного общения. Технологический блок отражает методику формирования коммуникативной успешности младшего школьника как критерия функционирования коммуникативной образовательной среды. Результативный блок модели даёт характеристику проявлений коммуникативной успешности учащегося в образовательной среде начальной школы.

Принципы самоорганизации, сотрудничества, успешности деятельности в условиях посильных коммуникативных трудностей являются общими положениями, которыми необходимо руководствоваться педагогам при создании коммуникативной образовательной среды в начальной школе; их взаимосвязь обеспечивает эффективность данного процесса, так как обеспечивает благоприятные условия для проявления и развития коммуникативных качеств личности школьника. Принцип самоорганизации ориентирует на развитие у школьника мотивации самостоятельной актуализации и совершенствования коммуникативной деятельности в условиях образовательной среды. Принцип сотрудничества обосновывает такое состояние

образовательной среды, при котором субъекты учебного общения объединяются в общей коммуникативной деятельности отношениями взаимопомощи, поддержки, доверия. Принцип успешности деятельности в условиях посильных коммуникативных трудностей предполагает включение учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха.

Таким образом, выстраивается модель достижения младшими школьниками с речевыми нарушениями коммуникативной успешности в образовательной среде начальной школы. В её основе находится специально разработанная система дидактических условий, создающих ситуацию успеха, которая переживается учащимся и способствует приобретению положительного опыта коммуникативной деятельности, обусловливающего достижение им коммуникативной успешности в учебной деятельности. Иными словами, образовательная среда оказывает влияние на формирование коммуникативной успешности школьников, обеспечивая их учебное общение. В коммуникативной образовательной среде у младшего школьника появляется возможность на основе саморазвития и собственного положительного опыта коммуникативной деятельности подняться на оптимальный уровень коммуникативного развития, достичь коммуникативной успешности. Деятельность педагога должна быть связана с созданием коммуникативной образовательной среды, предполагающей систему условий образования, обеспечивающих комплексное использование элементов дидактического процесса.

Библиографический список

1. Ананьев, Б, Г. Воспитание характера школьника / Б. Г. Ананьев. Л.: Л-ский городск. ин-т усовершенствования учителей, 1941. — 84 с.

2. Кузьмина, Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 117 с.

3. Гришанова, И. А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты) / И. А. Гришанова. - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - 136 с.

4. Сборник нормативных документов. Начальная школа / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004. - 63 с,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.