Научная статья на тему 'Образовательная среда как фактор коммуникативной успешности младших школьников'

Образовательная среда как фактор коммуникативной успешности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1209
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОММУНИКАТИВНАЯ УСПЕШНОСТЬ / COMMUNICATIVE LEVEL / COMMUNICATIVE ACTIVITY / COMMUNICATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMMUNICATIVE SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришанова Ирина Алексеевна

Анализируется проблема формирования коммуникативной успешности младших школьников в современной образовательной среде как совокупности условий обучения, обеспечивающих выполнение младшими школьниками учебной коммуникативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational environment as a factor of communicative success of junior schoolchildren

The article investigates the problem of the formation of junior pupils' communicative success in the modern educational environment as the set of teaching conditions ensuring the performance of educational communicative activities by junior schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как фактор коммуникативной успешности младших школьников»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_75_

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2012. Вып. 2

УДК 37.3 И.А. Гришанова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Анализируется проблема формирования коммуникативной успешности младших школьников в современной образовательной среде как совокупности условий обучения, обеспечивающих выполнение младшими школьниками учебной коммуникативной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативное развитие, коммуникативная деятельность, коммуникативная образовательная среда, коммуникативная успешность.

Проблема коммуникативной успешности, её формирования в современной образовательной среде является одной из актуальных, так как существует острая необходимость разработки таких подходов, концепций, которые бы обеспечивали возможность реализации качественно новой лично-стно ориентированной развивающей модели начальной школы, связанной с обеспечением речевого и коммуникативного развития учащихся.

Как свидетельствует анализ научной литературы, понятие коммуникативного развития является более продуктивным и всеобъемлющим, чем понятие речевого развития. Коммуникативное развитие с позиций психологии и педагогики - это, прежде всего, становление как речемыслительной, так и коммуникативной деятельности, то есть формирование процессов мышления, речи, общения, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены (И.А. Зимняя, А.М. Леушина, М.И. Лисина, А.А. Люблинская, А.К. Маркова, И.В. Шаповаленко, Д.Б. Эльконин и др.).

Теоретический обзор научной литературы показал, что в коммуникативном развитии ведущую роль играет обучение, поэтому управляемой коммуникативная деятельность становится только в период школьного обучения, которое может существенно ускорить этот процесс, если учитель создаёт условия для развития коммуникативной деятельности (В.В. Давыдов, В.Г. Казанская, А.В. Мудрик, Н.А. Песняева, Г.А. Цукерман и др.).

Анализ понятия коммуникативной деятельности как психолого-педагогической категории свидетельствует о том, что исследователи акцентируют внимание на её целостности, а также обосновывают значимость социальных связей и отношений для её развития. В научно-теоретической литературе представлено рассмотрение учебной коммуникативной деятельности:

• как целенаправленного взаимодействия всех участников обучения, общения и развития, которое выражается в переходе объективного коммуникативного опыта в субъективный практический коммуникативный опыт обучающихся (Ш.А. Амонашвили, Б.Ф. Ломов, Л.Р. Мунирова, В.А. Ситаров и др.);

• через создание целенаправленного, организованного сочетания дидактических условий, которые обеспечивают её успех (А.С. Белкин, Е.В. Коротаева, Г.Ю. Ксензова, Н.Е. Щуркова, О.А. Яшнова и др.).

Обучающиеся, участвуя в коммуникативной деятельности, приобретают опыт, лежащий в основе коммуникативной успешности, которая определяется нами как результат положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, проявляющегося в стремлении учащихся включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности.

На основании анализа учебной коммуникативной деятельности младших школьников установлено, что в качестве параметров коммуникативной успешности выступают: когнитивный - способность определять собственные коммуникативные проблемы; поведенческий - способность управлять поведением; эмотивный - способность владеть эмоциями.

Выделенные параметры являются основанием для оценивания уровней сформированности коммуникативной успешности младших школьников.

Высокий уровень коммуникативной успешности характеризуется тем, что учащийся проявляет интерес к общению с одноклассниками, активен, самостоятелен в процессе учебного общения; владеет интонационными особенностями речи, использует невербальные средства общения; требователен и ответственен по отношению к себе и другим, оказывает одноклассникам помощь и прислушивается к их советам; критически относится к результатам общения, правильно оценивает замечания учителя;

76

2012. Вып. 2

И.А. Гришанова

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

способен управлять своим эмоциональным состоянием; старается соблюдать правила поведения в школе.

Учащимся со средним уровнем сформированности коммуникативной успешности свойственно стремление к общению, но препятствием на пути к успешному общению является неспособность ориентироваться в ситуации общения и критически относиться к результатам общения, неправильная оценка замечаний одноклассников, невладение невербальными средствами общения, неспособность управлять своим эмоциональным состоянием.

Учащиеся, находящиеся на уровне сформированности коммуникативной успешности ниже среднего, переживают те же трудности в общении, что и учащиеся среднего уровня, но в понимании ситуации общения и реагировании на неё испытывают более сильные затруднения.

Низкий уровень сформированности коммуникативной успешности отличается слабым выражением интереса к общению как к процессу межличностного взаимодействия; для данного уровня характерно отсутствие стремления к успеху, неумение осознавать своё поведение в коллективе учащихся и следовать адекватным формам поведения; ученик не способен свободно общаться с окружающими; полностью теряется в ситуациях конфликта.

Проблема формирования коммуникативной успешности базируется на идеях Б.Г. Ананьева о связи между обучением и общением и на идеях Л.С. Выготского о связи коммуникативного развития личности и социально-культурной среды.

С позиции Б.Г. Ананьева обучение не есть только передача и усвоение информации - знаний и правил деятельности; обучение есть вместе с тем общение, коммуникация, соответствующая структуре общества и господствующему в нём типу взаимоотношений; подход к обучению как общению ориентирует на признание ведущей роли общения в развитии личности, на существование связи между обучением и воспитанием, на понимание дидактического процесса как процесса коммуникативного.

Л.С. Выготский отмечал, что ребенок рождается в уже готовой культурно-производственной среде, но включается в нее не сразу; включение в культурные условия сопряжено с глубокими трансформациями в поведении, с образованием новых, основных и специфических механизмов; включаясь в соответствующую среду, ребенок быстро начинает изменяться и переделываться.

Проведённый анализ научной литературы позволил установить, что для младших школьников социально-культурными условиями является образовательная среда, которая рассматривается в качестве значимого фактора формирования коммуникативной успешности.

Характеризуя образовательную среду школы как единство общего, особенного и единичного, мы принимаем в качестве общего сложившиеся в педагогической науке исходные представления об образовательном процессе как сложной педагогической системе, отличающейся целенаправленностью, последовательностью, целостностью, единством структурных и функциональных характеристик. Особенным представляются специфические черты, свойственные образовательному процессу начальной школы с ее направленностью на развитие личностных качеств младших школьников, опирающееся на приобретение ими опыта разнообразной деятельности. Единичное - то, что свойственно конкретной образовательной среде, в частности коммуникативной образовательной среде начальной школы, обеспечивающей формирование коммуникативной успешности обучающихся.

Далее представим структурное оформление коммуникативной образовательной среды начальной школы, компоненты которой классифицированы в зависимости от того, к какому структурному компоненту педагогической системы они относятся.

Первый структурный компонент коммуникативной образовательной среды связан с целью педагогической системы. В данном случае целью является собственно создание коммуникативной образовательной среды начальной школы. Правильность поставленной цели обусловлена ориентацией на формирование коммуникативных учебных действий учащихся как одних из направлений реформирования начального образования. Второй структурный компонент коммуникативной образовательной среды относится к учебной информации и включает наполнение образовательной среды коммуникативным содержанием. Третий - связан со средствами педагогической коммуникации, представлен игровыми методами и групповыми формами организации коммуникативной образовательной среды начальной школы. Четвёртый - характеризует младшего школьника как субъекта коммуникативной образовательной среды и включает его коммуникативные учебные действия. Пятый - относится к педагогу и связан с созданием специально организованных ситуаций учебного общения, то есть таких условий обучения, которые обеспечивают школьникам положительный опыт

Образовательная среда как фактор.

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

77

2012. Вып. 2

учебной коммуникативной деятельности, результатом которого становится их коммуникативная успешность. Шестой структурный компонент коммуникативной образовательной среды соотносится с критерием её эффективности и соизмерим с уровнем коммуникативной успешности младшего школьника, отражающим все аспекты личности обучающегося: интеллектуальный (когнитивный параметр коммуникативной успешности), волевой (поведенческий параметр коммуникативной успешности), эмоциональный (эмотивный параметр коммуникативной успешности). Предлагаемая классификация позволяет полно и всесторонне анализировать то или иное явление, влияющее на коммуникативную образовательную среду, рассматривать его воздействие с точки зрения каждого структурного компонента, а также в свете взаимодействия компонентов друг с другом.

Существенными признаками, которые характеризуют образовательную среду начальной школы как коммуникативную, являются условия обучения, обеспечивающие младшим школьникам выполнение учебной коммуникативной деятельности на основе интеграции специально отобранных средств педагогической коммуникации и учебной информации. Коммуникативная образовательная среда рассматривается как форма бытия младшего школьника в разнообразных ситуациях учебного общения, которые преднамеренно создаются преподавателем; вместе с тем, очевидно, что в ней существуют и механизмы самоорганизации, которые, однако, не могут рассматриваться как главные.

Важнейшей характеристикой коммуникативной образовательной среды, которая создаётся в начальной школе, являются идеи гуманизации, субъектности, интеграции. Идея гуманизации связана с возможностью реализации в сфере дидактики идеалов развития коммуникативного потенциала школьника; идеи субъектности отражает объективную зависимость процесса и результатов формирования коммуникативной успешности школьника от его собственной активности в образовательной среде, от ориентации на развитие обучающегося в школе как личности и субъекта деятельности; идея интеграции обусловливает включение школьника в рамках образовательной среды во взаимодействие с группой, учителем, учебной информацией, способствуя тем самым приобретению опыта коммуникативной деятельности.

Таким образом, создание коммуникативной образовательной среды в начальной школе обеспечивает выполнение младшими школьниками учебной коммуникативной деятельности на основе интеграции специально отобранных средств педагогической коммуникации и учебной информации, признания ведущей роли общения в развитии личности, а также связи между общением, обучением и воспитанием.

Поступила в редакцию 10.01.12

I.A. Grishanova

Educational environment as a factor of communicative success of junior schoolchildren

The article investigates the problem of the formation of junior pupils' communicative success in the modern educational environment as the set of teaching conditions ensuring the performance of educational communicative activities by junior schoolchildren.

Keywords: communicative level, communicative activity, communicative educational environment, communicative success.

Гришанова Ирина Алексеевна,

доктор педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный

педагогический институт им. В.Г. Короленко»,

филиал в г. Ижевске

426067, Россия, г. Ижевск, ул. Труда, 88

Grishanova I.A.,

doctor of pedagogical sciences, associate professor Izhevsk Branch of Glazov State Pedagogical Institute 426067, Russia, Izhevsk, Truda st., 88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.