Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование модели формирования коммуникативной успешности младших школьников'

Теоретическое обоснование модели формирования коммуникативной успешности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ УСПЕШНОСТЬ / COMMUNICATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / COMMUNICATIVE DIFFICULTIES / COMMUNICATIVE SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришанова Ирина Алексеевна

Дается обоснование модели формирования коммуникативной успешности младших школьников, основанной на ведущей роли дидактического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical base of the model for formation of communicative success of junior pupils

The article covers the formation model for communicative success of junior schoolchildren, which is based on the leading role of didactic process.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование модели формирования коммуникативной успешности младших школьников»

2012. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 37.3

И.А. Гришанова

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛА ДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дается обоснование модели формирования коммуникативной успешности младших школьников, основанной на ведущей роли дидактического процесса.

Ключевые слова: коммуникативная образовательная среда, коммуникативные трудности, коммуникативная успешность.

В последние годы особую остроту приобретает задача повышения качества образования, поиски решения которой имеют характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что существует прямая зависимость между качеством образования и устойчивым, динамичным развитием общества. Достижение высокого качества образования, в том числе в общеобразовательной школе, рассматривается как главная цель всех преобразований в этой сфере. Одно из важнейших направлений изучения проблемы повышения качества образования - интенсивный поиск педагогических моделей, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса в школе.

Среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модель образования в школе, обладающая наибольшим развивающим потенциалом, то есть ориентированная на создание гуманного социума, способного обеспечить гармонию отношений личности и общества, преодолеть кризисные и конфликтные явления, обеспечить развитие способностей человека, осуществить приобщение к истинно человеческим видам деятельности, важнейшим из которых является коммуникация. Это обостряет научный интерес к коммуникативной сущности образования как основополагающей идее при разработке моделей образовательного процесса, адекватных социальному заказу общества и потребностям личности.

Важнейшим звеном в системе непрерывного образования является начальная школа, так как от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его личностное становление. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования рассматривается создание оптимальных условий для формирования мотивации достижения успешности, в частности коммуникативной, под которой понимается результат положительного опыта коммуникативной деятельности, проявляющегося в стремлении учащегося включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности.

Модель процесса формирования коммуникативной успешности младших школьников базируется на принципе целостности модели, который служит для выбора общего подхода к формированию коммуникативного опыта как целостного явления, подчинённого задаче создания условий, при которых младшие школьники, испытывающие коммуникативные трудности, реализуют имеющиеся у них способности к общению.

В связи с этим определены взаимосвязанные между собой компоненты модели, которые объединены в четыре блока: целевой, программно-содержательный, технологический и результативный.

Целевой блок включает совокупность ориентаций начального образования, которые могут быть значимы в коммуникативном аспекте; в нём отражены цель, методологическая основа, особенности коммуникативной успешности учащихся, предполагающие результат её формирования в виде положительного опыта учебной коммуникативной деятельности школьника.

Технологический блок отражает последовательность приёмов формирования коммуникативной успешности младшего школьника как критерия действия коммуникативной образовательной среды, предусматривает осуществление процесса формирования коммуникативной успешности младших школьников посредством функционирования дидактического механизма и через создание организационно-дидактических условий, обеспечивающих формирование коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде.

Программно-содержательный блок характеризует наполнение процесса формирования коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде посредством создания про-

граммы экспериментального обучения, иллюстрирующей способ реализации представленной модели; в частности, он содержит всю необходимую информацию относительно комплекса взаимосвязанных обстоятельств процесса обучения: возможных форм, методов, средств, а также содержания коммуникативно-направленных заданий в специально организованных ситуациях учебного общения.

Результативный блок модели определяет критерии проявления коммуникативной успешности учащегося в образовательной среде начальной школы, реализует диагностические методы, дающие возможность определить уровень сформированности коммуникативной успешности младших школьников.

Обосновывая процесс формирования коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде, мы в качестве его методологической основы определяем единство системного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, а также подхода к обучению как к общению. Системный подход обеспечивает рассмотрение процесса формирования коммуникативной успешности как многоаспектной системы с выделением параметров, критериев и уровней. Он осуществляется в трёх направлениях: через развёртывание содержания концепции как системы, через представление результатов использования подхода к обучению как к общению, а также деятельностного и личностно-ориентированного подходов, через системную характеристику процесса формирования коммуникативной успешности как деятельности и общения в образовательной среде. Подход к обучению как общению ориентирует на признание ведущей роли общения в развитии личности, на существование связи между обучением и воспитанием, на понимание дидактического процесса как процесса коммуникативного. Деятельностный подход предполагает организацию коммуникативной деятельности вокруг предметной деятельности школьника. В данном аспекте коммуникативная деятельность рассматривается как общение, представляющее собой самостоятельный процесс межличностного взаимодействия субъектов, каждый из которых является носителем активной деятельности и предполагает её в своих партнёрах. Личностно-ориентированный подход обеспечивает создание оптимальных условий, при которых обучающиеся реализуют имеющиеся у них способности к общению, повышая уровень коммуникативной успешности.

Принципы самоорганизации, сотрудничества, успешности деятельности в условиях преодоления коммуникативных трудностей являются общими положениями, которыми необходимо руководствоваться педагогам при решении задач формирования коммуникативной успешности школьника; их взаимосвязь обеспечивает эффективность данного процесса, так как создаёт благоприятные условия для коммуникативного развития личности младшего школьника. Принцип самоорганизации ориентирует на развитие у школьника мотивации самостоятельной актуализации и совершенствования коммуникативной деятельности в условиях образовательной среды, сотрудничества; обосновывает такое состояние образовательной среды, при котором субъекты учебного общения объединяются в общей коммуникативной деятельности отношениями взаимопомощи, поддержки, доверия; успешности деятельности в условиях преодоления коммуникативных трудностей; предполагает создание преднамеренных коммуникативных ситуаций, в которых гарантирован успех учащихся.

Дидактический механизм формирования коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде сводится к актуализации способов:

• включения учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха;

• стимулирования коммуникативной деятельности учащихся через включение в области предметно-практической деятельности, которые отвечают их возрасту, потребностям и интересам;

• активизации компенсаторного способа устранения коммуникативных трудностей через использование в процессе учебного взаимодействия речевых моделей иностранного языка в игровой форме.

Ситуация успеха, создаваемая коммуникативной образовательной средой, переживается обучаемым и способствует приобретению положительного опыта коммуникативной деятельности. Положительный опыт коммуникативной деятельности младших школьников в результате обусловливает формирование их коммуникативной успешности. В свою очередь ситуация успеха достигается тогда, когда сама личность определяет этот успех. Коммуникативная образовательная среда является совокупностью условий, обеспечивающих коммуникативное развитие учащихся.

Мотивация младших школьников на общение в условиях коммуникативной образовательной среды осуществляется путём их ориентации на предметно-практическую деятельность, отвечающую возрасту, потребностям и интересам, представленную дидактическими коммуникативными играми,

пением, хоровой декламацией, занятиями изобразительной деятельностью с комментированием, упражнениями на ритмизацию моторных процессов. Все виды работы адаптируются к потребностям детей, испытывающих коммуникативные трудности.

Основная область коммуникативных трудностей - это межличностные отношения. В их основе лежат симпатия (антипатия), принятие (неприятие), совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещённость или различение когнитивных и, в целом, индивидуальных стилей деятельности общения [1].

Анализ данных наблюдений за учебной деятельностью младших школьников позволил выделить их коммуникативные трудности. В качестве основных коммуникативных трудностей выступают: когнитивные - трудности овладения знанием о собственных коммуникативных проблемах; поведенческие - трудности волевого управления саморегуляцией в процессе коммуникативной деятельности; эмотивные - трудности эмоционального управления саморегуляцией в процессе коммуникативной деятельности.

Установлено, что учащиеся с коммуникативными трудностями имеют менее уравновешенные нервные процессы, они более замкнуты, менее ориентированы в коллективе и адаптированы к условиям школьной жизни, их работоспособность снижена. Более чем у половины детей доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к состояниям тревожности. По их собственной самооценке, причиной снижения эмоционального состояния является осознание несформированности отношений со сверстниками.

Проведенный анализ научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими коммуникативные трудности, строится на основе воздействия словом родного языка. Нами предпринята попытка воспитания и обучения младших школьников через слово иностранное в игровой форме. Слово из чужого для ученика языка обеспечивает компенсаторное воздействие, являясь для учащихся, имеющих коммуникативные трудности, защитой - способом, которым индивид защищает себя от внутренних и внешних напряжений, что помогает избежать реальности [3]. Игровая коммуникативная деятельность на занятиях иностранным языком выступает компенсацией неудачного речевого опыта на родном языке; ребенок с коммуникативными трудностями выводится за пределы негативной речевой практики, успешнее проявляет себя в общении. Использование иностранного слова воспринимается школьниками, имеющими коммуникативные трудности, как игра, с помощью которой можно спрятаться от реальных проблем со словом родного языка.

Таким образом, механизм ситуации успеха, мотивации, компенсации обеспечивает реализацию процесса формирования коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде. Преимущество представленного подхода состоит в том, что он даёт возможность школьникам на основе положительного опыта коммуникативной деятельности подняться на более высокий уровень своего коммуникативного развития, достичь коммуникативной успешности. Деятельность педагога должна быть связана с созданием коммуникативных ситуаций на уроке, поощрением учебного общения, осуществлением коммуникативно-педагогической коррекции.

Современные исследователи рассматривают педагогическую коррекцию не в традиционном аспекте изменения учащегося, а в создании условий для его саморазвития [2]. В этой связи с учётом нового понимания педагогической коррекции считаем необходимым обосновать термин «коммуникативнопедагогическая коррекция». Являясь по сути интегральной деятельностью, процесс коммуникативнопедагогической коррекции вбирает в себя всю совокупность различных педагогических аспектов коррекционной работы, в том числе процесс коммуникативного развития личности, и ведет к конечной цели - устранению трудностей коммуникативного характера. Процесс педагогической коррекции и процесс коммуникативно-педагогической коррекции рассматриваются как общее и частное.

Нами определены организационно-дидактические условия формирования коммуникативной успешности младших школьников в образовательной среде. К ним относятся:

• многоаспектная представленность коммуникативной успешности младших школьников с выделением параметров, критериев, уровней;

• комплексное использование элементов дидактического процесса;

• освоение учащимся позиции активного субъекта учебной деятельности;

• реализация программно-методического обеспечения дидактического процесса в начальной школе.

Основным организационно-дидактическим условием формирования коммуникативной успешности учащихся определено комплексное использование элементов дидактического процесса, к которым относится интеграция средств педагогической коммуникации и учебной информации. Обоснованным средством экспериментального обучения выступает интеграция игровых методов, групповых форм организации учебного общения и содержания коммуникативно-направленных заданий на занятиях в начальной школе.

Основной целью для педагога, организующего учебное общение младших школьников, является создание ситуации успеха как условия активизации коммуникативной деятельности; из пассивного объекта обучающийся становится субъектом коммуникативной деятельности, что создаёт реальные предпосылки формирования коммуникативной успешности.

* * *

1. Зимняя И.А., Алексеева О.Ф., Боденко Б.Н. Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы // Материалы XI симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика» г. Москва, 16-17 марта 2006 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 82 с.

2. Кумарина Г.Ф. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения ФГОС. М.: Перспектива, 2011. 44 с.

3. Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: Бахрах, 2008. 656 с.

Поступила в редакцию 25.02.12

I.A. Grishanova

Theoretical base of the model for formation of communicative success of junior pupils

The article covers the formation model for communicative success of junior schoolchildren, which is based on the leading role of didactic process.

Keywords: communicative educational environment, communicative difficulties, communicative success.

Гришанова Ирина Алексеевна,

доктор педагогических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Г лазовский государственный

педагогический институт им. В.Г. Короленко»,

филиал в г. Ижевске

426067, Россия, г. Ижевск, ул. Труда, 88

Grishanova I.A., doctor of pedagogical sciences, associate professor

Izhevsk Branch of Glazov State Pedagogical Institute 426067, Rusia, Izhevsk, Truda st., 88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.