Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности'

Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4342
2502
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной культуры личности как основа общекультурной компетентности»

Формирование коммуникативной

культуры личности как основа общекультурной компетентности

Общекультурная компетентность рассматривается как готовность учащихся к гармоничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, эстетическая и этическая культура выпускника.

Коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности и, безусловно, является одной из приоритетных задач образования, рассматривается как специальный объект моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов и представляется как важнейшая составляющая гуманитарного образования.

Именно коммуникативная культура, на наш взгляд, может являться условием успешной адаптации личности ребенка к жизни в обществе и поэтому заслуживает всестороннего изучения и анализа.

Проведенный нами теоретический анализ научной литературы показал, что закономерности становления основ коммуникативной культуры личности изучались авторами с различных позиций. Философские исследования М. М. Бахтина, И. А. Ильяевой, Л. Н. Когана, М. К. Мамардашвили, В. В. Миронова позволяют выявить закономерные связи и отношения культуры и общения.

В работах психологов Г. М. Андреевой, Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, Е. В. Руденского коммуникативная культура личности рассматривается как одна из характеристик ее коммуникативного потенциала, как синоним термина «культура общения» (Т. А. Кривченко).

О. В. Гусевская

С точки зрения лингвистических исследований Ю. Д. Апресяна, Л. А. Введенской, Т. А. Ладыженской, Д. С. Лихачева, М. Р. Львова, Л. Г. Павловой коммуникативная культура трактуется как совокупность знаний о языке, как культура владения устной и письменной речью.

Большинство ученых сходятся во мнении, что коммуникативная культура является одним из компонентов общей культуры личности и представляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют ей результативно использовать свои психические, физические, личностные качества для эффективного решения коммуникативных задач [9].

Изучение коммуникативной культуры нашло свое отражение в педагогических исследованиях, выполненных в рамках культурологического подхода в высшем и среднем образовании (В. А. Сла-стенин, Г. С. Трофимова и др.), в работах, посвященных социализации школьников (О. С. Газман, А. В. Мудрик и др.), их общекультурному становлению (Б. Н. Боденко, И. А. Зимняя и др.).

Проблема коммуникативного развития учащихся раскрывается также в дидактических направлениях личностно ориентированного образования, таких как диалоговое обучение (Ш. А. Амо-нашвили, Е. Н. Ильин, С. Ю. Курганов), учебное сотрудничество (Е. С. Полат и др.), технология обучения и управление педагогическим взаимодействием (В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.). По мнению большинства ученых, коммуникативная культура выступает как составная часть общей культуры, которая характеризуется единством личностных и социальных ценностей, обусловливающих направленность человека на другой объект взаимодействия.

Если сопоставлять понятия «культура общения» и «коммуникативная культура», то можно сделать вывод, что они соотносятся как общее и частное. Поскольку ни одна из функций общения, в том числе и коммуникативная, не может осуществляться в чистом изолированном виде, мы можем говорить только о том, какая из них в данном случае имеет наибольшее значение. «Коммуникативная культура» как более узкое понятие несет в себе признаки общего родового понятия «культура общения» [2].

Длительное время коммуникативная культура рассматривалась как совокупность норм и правил, регулирующих общение людей. По мнению профессора Е. И. Мычко, коммуникативная культура личности имеет следующие механизмы своего функционирования: собственно коммуникативный, обеспечивающий обмен инфор-

мацией; интерактивный, регулирующий взаимодействие партнеров в общении; перцептивный, организующий взаимовосприятие в общении.

Однако в большинстве отмеченных выше работ недостаточно акцентируется внимание на проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников. Не определена роль коммуникативной культуры в социокультурном самоопределении и успешной адаптации учащихся начальных классов в среднем звене школы. В связи с этим немаловажным является изучение понятия «коммуникативная культура», особенностей ее формирования у детей начальной школы.

Резюмируя все вышесказанное, коммуникативную культуру можно охарактеризовать как сложный динамический процесс, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопределению, являющийся условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью. Коммуникативная культура есть средство создания внутреннего мира личности, богатства его содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности на культуру ее жизненного самоопределения. Ее можно рассматривать и как систему качеств личности, включающую:

1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид социального творчества);

2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и, конечно, хорошая дикция);

3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация и т. д.);

5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению;

6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении) и пр.

В ходе исследования нами была установлена взаимосвязь коммуникативной культуры с разными видами культуры. Для нашего исследования данная взаимосвязь имеет большую значимость, поэтому

мы сочли необходимым изучить феномен культуры, ее виды, функции. Для этого рассмотрим понятие «культура» с различных точек зрения.

Изучение культуры затруднено многогранностью этого понятия. Еще в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали 257 определений культуры и еще более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях нет и в отечественной философии культуры. В настоящее время существует более 500 определений культуры, что порождает многочисленные попытки упорядочить это многообразие.

Универсальность родового понятия (культура) проявляется в каждом из его видов. Поэтому, о каком бы виде (или аспекте) культуры ни шла речь, предварительно необходимо четко определить ракурс рассмотрения самого понятия «культура».

В своем первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» — природному, «дикому» и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.

Культура — это совокупность всего того, что делает человека человеком. При этом «все» включает в себя как природные объекты, так и предметы, созданные людьми, и духовные явления. Известный отечественный исследователь культуры В. В. Сильвестров выразил эту мысль так: «Культура общепризнанно выражает то, что определяет человеческую историю как человеческую, — ту тайну ее преемственности, которой нет ни в каком другом процессе» [12].

Поэтому культуру можно определить как «концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении» [6]. Отметим, что образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.

Таким образом, можно утверждать, что культура — это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации;

программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач.

Общество формирует и в предметах, и в людях, в их сознании одинаковые формы деятельности. Иначе люди и вещи не смогут «понимать» друг друга.

Общество, создавая искусственную природу, одновременно формирует и людей, способных потреблять зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она — окаменевшие накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны — мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей. Живая культура общества возникает из единства предметного и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох.

Развитие транспортных средств и гуманитарных связей сводит на нет пространственные преграды и территориальную изоляцию. Частота контактов нарушает языковые барьеры. Развитие средств массовой информации размывает контрасты национальных особенностей. Интернационализируются быт, одежда, кухня, обстановка жилища, облик городов и т. д. Достояния национальных культур, конечно же, необходимо бережно хранить и приумножать. Культура любого иного региона, любой страны — это часть общечеловеческой культуры. Культура — это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая), и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая) [12].

Чтобы выделить компоненты культуры, мы проанализировали подходы к делению культуры по видам, изучили ее функции.

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. В отечественной социальной философии пока нет единых общепринятых принципов деления культуры по ее видам. Эти принципы довольно расплывчаты и неопределенны, что делает возможным множественность вариантов названной классификации. Часть ученых осуществля-

ет выделение видов культуры сообразно видам человеческой деятельности. И как один из возможных аспектов рассмотрения это вполне оправданно. Учитывая явную специфику последних, есть достаточные основания для рассмотрения культуры труда и культуры досуга, культуры экономической и культуры политической, культуры эстетической и культуры нравственной, а также иных видов культуры, связанных со спецификой проявлений тех или иных видов деятельности. Анализу подлежат их содержание, сущность, структура, исторические типы, виды взаимосвязи и взаимовлияния. В то же время это лишь один из возможных принципов выделения. И он не единственный. Для нашего исследования наиболее интересна следующая структура культуры [3; 4; 6; 7] (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура культуры

Коммуникативную культуру можно назвать связующим звеном, компонентом всех видов культур. Она может выступать как часть народной культуры, в то же время выступать как диалог куль-

тур. Передача опыта одного поколения другому может происходить с помощью трансформатора — коммуникативной культуры.

Становление профессиональной культуры как части общей культуры невозможно без развитой коммуникативной культуры. А ее формирование происходит в процессе обучения, где коммуникативная культура является носителем информации и предметом изучения. Следовательно, коммуникативная культура является основополагающим компонентом профессиональной культуры.

Наряду с видами культуры нами были рассмотрены ее функции, в которых сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества (см. рис. 2).

Нами уже подчеркивалось, что человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотвор-ческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и определяются остальные функции — передача социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая.

Рис. 2. Функции культуры

Связывая старших и младших в единый поток истории, культура выступает действительной связью поколений, передавая от одних к другим социальный опыт. Но культура не только приобщает человека к аккумулированным в опыте достижениям предшествующих поколений. Одновременно она сравнительно жестко ограничивает все виды его общественной и личной деятельности, соответствующим образом регулируя их, в чем проявляется ее регулятивная функция. Культура всегда предполагает определенные

границы поведения, тем самым ограничивая свободу человека [12]. З. Фрейд определял ее как «все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений» и утверждал, что все люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможностей совместной жизни [13]. С этим вряд ли следует спорить, ибо культура нормативна.

Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. Благодаря такому отбору каждое новое поколение получает как бы концентрированный опыт прошлого. Этот опыт транслирует коммуникативная культура.

Однако культура не только ограничивает свободу человека, но и обеспечивает эту свободу. Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, то есть для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, которым он может себя посвятить. Но каждый профессиональный вид деятельности — это отдифференцированный опыт предшествующих поколений, то есть культура.

Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной самореализации личности.

Чем меньше знает человек о мире культуры, тем уже его возможности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Неслучайно известный русский философ Н. А. Бердяев полагал свободу важнейшей сущностной характеристикой культуры.

Следующая функция культуры — знаковая. Человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки — ноты, для языка — слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь, не может передавать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.

Последняя из основных функций культуры — ценностная. Она тесно связана с регулятивной, ибо формирует у человека определенные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает челове-

ку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкивается в жизни, то есть делает его личность неповторимой.

Разумеется, все эти функции культуры не существуют как рядом положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления о культуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура — всегда процесс. Она находится в вечном изменении, в динамике, в развитии. В этом сложности ее изучения и в этом ее великая жизненная сила.

Для более полного раскрытия феномена культуры нами были рассмотрены основные методологические подходы к изучению данного понятия.

Подходы к изучению культуры чаще всего классифицируются согласно общефилософским или социологическим школам, поскольку именно в рамках этих наук долгое время велось изучение культуры и ее влияния на человека. В самом общем виде можно выделить антропологический, философский, собственно культурологический и социологический подходы к культуре. При этом на сегодняшний день представляется обоснованным говорить о формировании специфического психологического варианта трактовки культуры.

Психологический подход к рассмотрению феномена культуры представлен рядом направлений и теорий, из которых наиболее известны психоанализ, этнопсихология, культурная антропология, культурная психология и культурно-историческая теория Л. С. Выготского. При этом теория Л. С. Выготского и его школы является методологически наиболее упорядоченной и служит основой для концепций многих антропологов и психологов. Согласно положениям культурно-исторической теории, все высшие психические функции являются культурно обусловленными и формируются в процессе совместной деятельности путем интериоризации социальных отношений. При этом основной акцент в рамках концепции Л. С. Выготского делается на процессе развития личности и роли культуры в этом процессе, а непосредственно содержанию понятия «культура» уделяется недостаточно внимания. Опираясь на работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, мы рассматриваем культуру одновременно как условие и источник развития личности. При этом мы определяем культуру как совокупность различных социальных представлений, свойственных конкретной социальной группе, регулирующих деятельность и взаимоотношения внутри этой группы и имеющих отражение в индивидуальном сознании членов данной группы. Понятие «социальные представления» (С. Московиси

и др.) использовано нами как наиболее общее, включающее в себя все типы идей, разделяемых группой, в том числе ценности, нормы, традиции, установки, общие идеи и образы [9].

Первый, самый тонкий пласт культуры — зарождение языка и речи — и послужил той разграничительной линией, которая раз и навсегда отделила мир животных от мира людей, мир биологический от мира социального. «Не ошибется тот, кто скажет, что культура — это своего рода код, наносимый обществом на предметы природы и формы межличностных отношений» [6].

Если бы не было общения, считает Е. И. Рогов, мы не стали бы теми, кто мы есть. «Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки, построить с папой летающего змея, съездить с мамой в отпуск, сходить с друзьями в поход, понять объяснение учителя и многое другое. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности. Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице» [11].

Исследования показали, что, вступая во взаимодействие с окружающими его людьми, школьник удовлетворяет одну из основных социальных потребностей, причем необходимость в удовлетворении этой потребности увеличивается с возрастом. Качество и успех взаимодействия напрямую зависят от уровня сформированности коммуникативной культуры личности. Что еще раз подтверждает значимость изучения и формирования коммуникативной культуры начиная с младшего школьного возраста.

Культура — «лицо» эпохи, времени, страны. Общая культура личности — важный феномен в любом контексте изучения (философском, естественно-научном и т. д.) [1]. Она формируется в процессе коммуникации, при взаимодействии людей. Вследствие этого мы считаем необходимым изучение коммуникативной культуры, потому что не коммуникация сама по себе, а именно коммуникативная культура обеспечивает качество передачи информации, культурного опыта. Важно изучить сам процесс формирования коммуникативной культуры, который может происходить в образовательном процессе, т. к. он является целенаправленным, его можно контролировать, отслеживать, диагностировать, корректировать.

На основе теоретического анализа мы пришли к выводу, что формирование коммуникативной культуры личности предполагает: • развитие ряда психологических и мыслительных свойств, особо явно проявляющихся в процессе коммуникации;

• помощь в овладении средствами коммуникации;

• формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения;

• развитие и формирование коммуникативных умений.

Кроме того, формирование коммуникативной культуры является объективной необходимостью современной школы, целевая направленность которой связывается с воспитанием личности ученика, которую характеризует не только информированность в различных областях науки, но и коммуникабельность и толерантность, современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных жизненных ситуациях, позволит гармонизировать отношения с окружающим его миром, адаптироваться к условиям современного общества адекватно социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям бытия.

Литература

1. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М., 1992.

2. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.

3. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994.

4. Давидович В. Е, Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на -Дону, 1997.

5. Коган Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура. М., 1981.

6. Коган Л. Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. С. 130.

7. Конев В. А. О сущности освоения культуры // Методологические проблемы освоения культуры. Куйбышев, 1988. С. 7.

8. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5—9 лет / С. В. Коноваленко. — М.: Эксмо, 2004.

9. Лебедев О. Е. Управление образовательными системами. М., 2004.

10. Маскин В. В., Петренко А. А., Меркулова Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. М.: АРКТИ, 2006.

11. Рогов Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.

12. Сильвестров В. В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

13. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.С. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.