Научная статья на тему 'Модель формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования'

Модель формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА / GENERAL CULTURE / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ELEMENTARY SCHOOL STUDENT / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Надежда Анатольевна

В статье представлена модель формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования. Автором обоснована актуальность проблемы, показана значимость разработки данной модели и важность ее практической реализации. В работе обозначена цель исследования, сформулированы задачи, принципы, подходы, методы, на основе которых данная модель выполнена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования»

УДК 37.013

Н. А. Власова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ф. И. Кевля

Вологодский государственный университет

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена модель формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования. Автором обоснована актуальность проблемы, показана значимость разработки данной модели и важность ее практической реализации. В работе обозначена цель исследования, сформулированы задачи, принципы, подходы, методы, на основе которых данная модель выполнена.

Модель, формирование, общая культура, младший школьник, иноязычное образование.

The article presents the model of the elementary school student's general culture in the process of foreign language education. The author reveals the topicality of the problem, importance of the model's working-out and its practical implementation. The purpose of the study, its tasks, principles, methods in accordance to which the model is implemented are presented in the article.

Model, formation, general culture, elementary school student, foreign language education.

Введение.

Проблема низкого уровня общей культуры в обществе - одна из важнейших, от ее успешного решения во многом зависит будущее страны и всего цивилизованного мира. В сфере государственной политики в области образования подчеркивается важность необходимости более активного процесса общекультурного воспитания подрастающего поколения. Значительное внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию на ступени начального общего образования, где закладываются основы для становления личности человека.

Практический опыт преподавания в начальной общеобразовательной школе показывает, что процесс формирования общей культуры выстроен не достаточно эффективно, возможности некоторых предметов, в частности, иностранного языка, используются не в полной мере. В связи с этим, важнейшая задача, стоящая перед педагогами-исследователями, - разрешить имеющиеся противоречия между требованиями, предъявляемыми государством к образовательному процессу для становления духовно-нравственной личности, развитой в общекультурном отношении, и их недостаточной практической реализацией. Цель статьи - предложить модель формирования общей культуры младшего школьника в ходе осуществления образовательного процесса, а именно: в процессе иноязычного образования на начальной ступени обучения в условиях общеобразовательной школы при работе в соответствии со стандартами ФГОС НОО.

Основная часть.

В данной статье предлагается теоретическая модель формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования. Прежде всего, дадим трактовку основных рассматриваемых нами понятий.

Для начала обратимся к понятиям «моделирование» и «модель» в педагогике. Одно из наиболее

полных определений педагогического моделирования было дано Г. В. Суходольским, интерпретирующем его как «процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами» [12, с. 38]. Модель исследования - базовое понятие метода моделирования. Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [2].

Под общей культурой младшего школьника нами понимается совокупность взглядов, усвоенных знаний, нравственных, духовных ценностей, сформированных умений и навыков, особенностей поведения и деятельности, основанных на культурно-ориентированном отношении ребенка к себе, обществу, окружающему миру. Младший школьник, обладающий общей культурой - это формирующаяся личность, имеющая духовно-нравственное и интеллектуальное содержание, творческую направленность развития, усваивающая общекультурные ценности, нравственные нормы и стандарты поведения [3, с. 8].

Понятие «иноязычное образование» было введено в терминологический аппарат отечественной педагогики Е. И. Пассовым и представляет собой целостный педагогический процесс обучения, воспитания и развития обучающихся содержанием и средствами предмета «Иностранный язык». Спецификой иноязычного образования является то, что обучающиеся познают не только язык, но и культуру другого народа согласно формуле: язык через культуру и культуру через язык [10, с. 14].

С целью реализации возможностей иноязычного образования в формировании общей культуры младшего школьника нами была разработана теоретическая модель исследуемого процесса. Данная модель представляет собой структуру, состоящую из трех

взаимосвязанных компонентов: ценностно-целевого, организационно-деятельностного и результативно -оценочного.

Прежде всего, для успешности осуществления

процесса формирования общей культуры младшего школьника нами ставится цель, которая конкретизируется в задачах, решаемых в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся (см. рисунок).

ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ компонент

Цель - сформировать общую культуру младшего школьника в процессе иноязычного образования

Методологические подходы:

Принципы:

Философско-культурологический, стический

гумани-

Принцип культуросообразности

Личностно-деятельностный

Принцип учета возрастных, личностных особенностей младших школьников в процессе формирования общей культуры_

Лингвокультурологический

Принцип неразрывной связи общей культуры младшего школьника и иноязычного образования_

Системно-деятельностный

Принципы деятельности и системности

Задачи:

1

Посредством диагностики выявить исходный уровень общей культуры младших школьников

Реализовать педагогический потенциал иноязычного образования для формирования общей культуры

Проанализировать результаты работы по формированию общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования_

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Этапы формирования общей культуры младшего школьника

Мотивационно-побудительный (начальный)

Воспроизводящий (основной)

Творчески-преобразующий (завершающий)

Педагогические условия:

1

Мотивирование младшего школьника на формирование общей культуры в процессе иноязычного образования_

Создание благоприятной среды для формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования_

3

Разработка и реализация программно-методического сопровождения процесса формирования общей культуры младшего школьника_

Основные формы

работы

Индивидуальная, парная, групповая, интерактивные формы работы, внеклассные мероприятия_

Основные методы и приемы формирования общей культуры_

Общая культура через содержание предмета посредством ролевого моделирования, дидактических игр, сочинений, театральных постановок, творческих заданий, исследовательских проектов, постановки проблемных ситуаций, вопросов; позиция учителя; «диалог культур»_

2

3

2

±

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

Критерии сформированности общей культуры младшего школьника

мотивационный

когнитивный

деятельностный

рефлексивный

Показатели сформированности общей культуры младшего школьника

Наличие интереса к общекультурному развитию (внутренний). Побуждение со стороны взрослых (внешний)

Уровень усвоения знаний об общей культуре. Отношение к общекультурным ценностям (общекультурное мировоззрение)

Следование этическим нормам (культура поведения).

Умение межличностного взаимодействия. Отношение к учебному труду

Самоконтроль. Самооценка

Уровни сформированности общей культуры младшего школьника

низкий

средний

высокий

Результат - сформированность общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования

~1

Рисунок. Модель формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования

Основная цель иноязычного образования в школе, по мнению отечественных педагогов, - развитие у обучающихся способности к межкультурному общению, а именно: формирование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих. Для достижения данной цели необходимо сформировать у школьников в соответствии с уровнем их психофизиологического развития систему знаний, умений, навыков, компетенций, позволяющую им осуществлять межкультурную коммуникацию. Мы же в данном исследовании придерживаемся точки зрения таких ученых, как А. А. Леонтьев, Е. М. Пассов, Никитенко З. Н. и И. Л. Бим, которые полагают, что обучающиеся должны не только изучать сам иностранный язык и познавать иноязычную культуру в процессе иноязычного образования, но и развивать на этой основе собственную культуру личности. Таким образом, иностранный язык выступает как средство формирования и развития общей культуры личности ребенка.

Модель формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования основывается в нашем исследовании на философско-культурологическом, личностно-деятельностном, лингвокультурологическом и системно-деятель-ностном подходах к преподаванию иностранного языка.

Философско-культурологический подход изменил общую направленность педагогического процесса в сторону его гуманизации, в нашем контексте его вправе считать гуманистическим. В его основе лежит принцип культуросообразности, предполагающий, что образование и воспитание должно строиться на общечеловеческих культурных ценностях. В отечественной науке философско-культурологический подход появился в 1970-80 гг., его представители -В. С. Библер, А. Н. Леонтьев, Л. Н. Коган и др.

Использование данного подхода в педагогике было обусловлено необходимостью философского осмысления образовательного и воспитательного процессов с позиции обращения к духовно-нравственному развитию личности. Теоретические основы подхода в педагогике были разработаны школой В. А. Сластенина. Культурологический подход как фундаментальный метод научного познания представляет собой совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы и т. д. Это изучение мира человека в контексте его культурного существования [8, с. 3].

По мнению И. А. Зимней, личностно-деятель-ностный подход в обучении означает, что, прежде всего, в этом процессе ставится и решается основная воспитательная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, саморазвивающейся личности [6, с. 252]. Основы личностно-деятельностного

подхода были заложены в психологии в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, согласно которым, личность формируется в деятельности и определяет характер этой деятельности. Данный подход представляет собой совокупность личностного и деятельностного компонентов. Личностный компонент подразумевает, что в центре процесса обучения находится личность обучающегося, его потребности, мотивы, особенности интеллекта и другие индивидуально-психологи-ческие особенности. Результатами познавательной деятельности являются усвоение предметного содержания, развитие личности.

Третий подход базируется на лингвокультуроло-гии - науке, изучающей взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в его функционировании при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты, систему норм и общечеловеческих ценностей [4, с. 36-37]. По мнению В. А. Масловой, лингвокультурология занимается изучением единиц языка, которые приобрели символическое, образно-метафорическое значение в культуре, а именно, фразеологизмы, архетипы, безэквивалентная лексика, а также, символы, стереотипы, речевое поведение, речевой этикет, эталоны и др. [9, с. 37-47]. Разработчиками теоретических аспектов лингвокуль-турологического подхода являются И. И. Халеева, В. П. Фурманова, В. А. Маслова, С. Г. Тер-Минасова, В. В. Красных, Н. Д. Арутюнова, В. Н. Телия, В. В. Сафонова, В. В. Воробьев и др., которые считают, что в процессе обучения иностранному языку дети приобщаются к культуре, культурным реалиям страны изучаемого языка, но при этом подчеркивается, что знакомство с иноязычной культурой должно происходить через призму родной культуры, традиций своей страны, своего народа. В результате применения данного подхода к иноязычному образованию формируется личность обучающегося, происходит процесс интериоризации духовно-нравственных ценностей в личности школьника.

Системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов, он представляет собой объединение системного (Б. Г. Ананьев и др.) и деятельно -стного (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов и др.) подходов к образованию. Системный подход -одно из ведущих направлений методологии науки, он «ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта с другими объектами» [1, с. 9]. В настоящее время образование рассматривается как подготовка человека к деятельности в обществе, поэтому в ходе образовательного процесса обучающиеся должны освоить различные формы человеческой деятельности, развить способности работать самостоятельно, стремление постоянно самосовершенствоваться в течение жизни.

Отметим, что философско-культурологический, личностно-деятельностный и лингвокультурологи-ческий, системно-деятельностный подходы - на-

правления в педагогике и иноязычном образовании, активно разрабатывающееся в настоящее время. На современном этапе они отражает изменения, происходящие во всей системе образования, а именно: переориентацию направленности процесса обучения от приобретения знаний, формирования навыков и развития умений общения на иностранном языке к приобщению к культуре, культурным ценностям, стремлению к личностному развитию. Используя данные подходы к иноязычному образованию, мы можем формировать не только иноязычную коммуникативную компетенцию, но и общую культуру младшего школьника.

Принципы организации процесса формирования общей культуры младшего школьника в нашем исследовании сформулированы с учетом положений ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС для начальной школы, Примерной общеобразовательной программы НОО, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которых подчеркивается приоритет общечеловеческих, общекультурных нравственных ценностей. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указывается, что основная образовательная программа должна быть направлена на «формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие» [11, с. 6]. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится о том, что «сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося» [5, с. 16].

К основным принципам организации процесса формирования общей культуры младшего школьника мы отнесем:

- принцип культуросообразности;

- принцип учета возрастных, личностных особенностей младших школьников в процессе формирования общей культуры;

- принцип неразрывной связи общей культуры младшего школьника и иноязычного образования;

- принципы деятельности и системности в формировании общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования.

Опытно-экспериментальная модель исследования предполагает интеграцию иноязычного образования и работы по формированию общей культуры.

Модель формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования базируется на схеме становления и развития деятельности (по А. А. Леонтьеву), которая предполагает постепенный переход от имитативных действий к активной самостоятельной преобразующей деятельности [7]. В ходе эксперимента работа по формированию общей культуры также проходит в 3 этапа от непроизвольного знакомства с элементами общей культуры в процессе иноязычного образования, их постепенного усвоения, анализа, путем процесса ин-териоризации, к изменению восприятия себя и мира в целом с нравственных, общекультурных позиций.

Процесс формирования общей культуры младшего школьника в нашем исследовании проходит в несколько последовательно сменяющих друг друга этапов (см. таблицу).

Таблица

Этапы работы по формированию общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования

Этап работы Краткое содержание этапа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотивационно-побудительный (начальный) На данном этапе выполняется задача по формированию интереса к изучению иностранного языка, общекультурному развитию

Воспроизводящий (основной) На данном этапе выполняются задачи воспроизводящего характера, с опорой на образец. Элементы общей культуры усваиваются, запоминаются правила этикета, этические нормы и др.

Творчески- преобразующий (завершающий) Происходит процесс интериориза-ции общекультурных ценностей, благодаря чему школьники развиваются в личностном плане. Развиваются саморегуляция и самооценка, действия коррелируются в соответствии с внутренне усвоенными ценностно-ориентированными установками

Формирование общей культуры идет через использование содержания предмета «Иностранный язык» посредством ролевого моделирования, дидактических игр, сочинений, театральных постановок, творческих заданий, исследовательских проектов, постановки проблемных ситуаций, вопросов. Значимую роль в данном процессе играет позиция учителя, его отношение к общей культуре, важен факт обладания педагогом общей культурой на самом высоком уровне. Кроме того, иноязычное образование должно осуществляться в ходе постоянного «диалога культур» (по В. С. Библеру), что позволяет ребенку усвоить не только культуру чужой страны, но и приобщиться к ценностям родного края, принятым в нашей стране общекультурным нормам.

Результаты сформированности общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования определяются по следующим критериям: мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный и классифицируются по уровням: от низкого до высокого. Показателями сформированно-сти общей культуры являются: преобладание внутренней мотивации над внешней, т. е. наличие интереса, стремления к общекультурному развитию при незначительном побуждении со стороны взрослых, активно формирующееся общекультурное мировоззрение, достаточно высокая культура поведения, проявление умений межличностного взаимодействия, в том числе с представителями иноязычной культуры, положительное отношение к учебному труду, развитие самоконтроля и самооценки.

Выводы.

Итак, на основе философско-культурологических, психолого-педагогических источников, государственных нормативных документов, регламентирующих деятельность в образовательной сфере, учитывая необходимость оперативной разработки и внедрения программ по общекультурному развитию обучающихся в соответствии с ФГОС, нами предложена модель формирования общей культуры младшего школьника в процессе иноязычного образования, реализация которой, по нашему мнению, позволит сделать значительные шаги в решении проблемы повышения уровня духовно-нравственного развития современного российского общества.

Литература

1. Блаубер, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М., 1973.

2. Богатырев, А. И. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность / А. И. Богатырев, И. М. Устинова // Издательский дом «Образование и наука». - URL: http://www.rusnauka.com/SND/ Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm

3. Власова, Н. А. Содержание понятия «общая культура младшего школьника»: педагогический аспект / Н. А. Власова // Вестник Красноярского государственного педа-

гогического университета им. В. П. Астафьева. - 2015. -№2(32). - С. 6-9.

4. Воробьев, В. В. Лингвокультурология / В. В. Воробьев. - М., 2006.

5. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М., 2010.

6. Зимняя, И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса / И. А. Зимняя // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Комплексная монография: в 2 кн. Кн. 1/ под общ. ред. И. А. Зимней. -М., 2001. - С. 241-252.

7. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - М., 1969.

8. Масленникова, С. Ф. Роль культурологического подхода в воспитании / С. Ф. Масленникова // АРЫОЫ. Сер.: Гуманитарные науки. - 2013. - №1. - С. 8.

9. Маслова, В. А. Лингвокультурология / В. А. Масло-ва. - М., 2001.

10. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - Ростов н/Д.; М., 2010.

11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М., 2011.

12. Суходольский, Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности / Г. В. Суходольский. - Л., 1976.

УДК 37.07

В. Н. Волков

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В статье анализируется один из новых аспектов государственно-общественного управления образованием - деятельность общественных советов. Исходя из особенностей общественного развития и на основе мнений ученых, раскрывается необходимость участия представителей общественности в управлении образовательными системами. В статье рассматривается роль общественных советов при федеральных и региональных органах управления образованием и оценивается их значение для управления системой образования через анализ нормативной базы и их участие в решении актуальных задач системы образования.

Управление системой образования, государственно-общественное управление образованием, развитие региональных систем образования, общественные советы в системе образования.

The article analyzes one of the new aspects of state and public management of education - work of regional public councils. Based on the characteristics of social development and the opinions of scientists the paper reveals the necessity for public representatives' participation in management of educational systems. The paper considers the role of public councils at Federal and regional educational authorities and estimates their role in the management of the educational system through the analysis of the regulatory framework and their participation in the decision of actual problems of the education system.

Management of the education system, state and public management of education, development of regional systems of education, public councils in the education system.

Введение.

Управление системой образования в последние десятилетия характеризуется растущей диверсификацией внутриорганизационных и внешних связей. Этот процесс имеет объективные причины, обусловлен особенностями общественного развития, трансформацией социально-экономических отношений и находит отражение в законодательном и норматив-

ном поле. В статье 89 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определены принципы управления системой образования и подтвержден государственно-общественный характер управления образованием. Новый Закон конкретизирует формы государственно-общественного управления через «педагогическую экспертизу», «незави-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.