УДК 37.034 ББК 74.200.51
DOI: 10.35211/2500-2635-2024-3-59-44-49
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО БЛОКА
FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE WITHIN THE DISCIPLINES OF THE HUMANITIES BLOCK
ФРОЛОВА Наталья Алексеевна
Камышинский технологический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, Камышин, Россия E-mail: natalia-frolowa@rambler.ru
АЛЕЩАНОВА Ирина Владимировна
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия E-mail: irenavale@yandex.ru
Аннотация. Статья рассматривает процесс формирования и совершенствования одной из универсальных компетенций - «Коммуникативной компетенции» (УК-4) в техническом вузе. Определяется ее основное содержание, место и роль в профессиональном образовании. Делается акцент на том, что компетенция «Коммуникация» формируется не путем усвоения неких теоретических знаний, а путем их регулярного применения и интеграции в общую матрицу образовательного процесса, содействуя формированию коммуникативной составляющей общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Для инженерной подготовки особую значимость приобретает новая учебная дисциплина «Профессиональная этика и основы деловой коммуникации», которая отличается от «Психологии профессионального общения», «Делового общение», «Основы деловой коммуникации» тем, что коммуникативная компетентность здесь формируется через призму морально-этических норм общества и профессиональной этики. Формирование полноценных коммуникативных навыков невозможно в рамках лишь одной учебной дисциплины, поэтому рекомендуется подключать потенциал междисциплинарных связей и внеурочной деятельности. Результаты исследования подтвердили актуальность гуманитарной подготовки в техническом вузе и значимость УК-4 для будущих специалистов. Исследование проводилось в Камышинском технологическом институте (филиале) Волгоградского государственного технического университета (КТИ ВолгГТУ).
Ключевые слова: универсальные компетенции, процесс формирования коммуникативной компетенции, УК-4, коммуникация, инженерная подготовка, гуманитарные дисциплины, коммуникативные навыки.
FROLOVA Natalia A.
Kamyshin Technological Institute (branch) of Volgograd State Technical University, Kamyshin, Russia E-mail: natalia-frolowa@rambler.ru
ALESHCHANOVA Irena V.
Kuban State Agrarian University,
Krasnodar, Russia
E-mail: irenavale@yandex.ru
Abstract. The article examines the process of formation and improvement of one of the universal competencies - "communicative" (UC-4) at a technical university. Its main content, place and role in vocational education are determined. The emphasis is placed on the fact that the competence "Communication" is formed not by "assimilation" of certain theoretical knowledge, but by their regular application and integration into educational process general matrix, contributing to general professional and professional competencies communicative component formation. New academic discipline "Professional ethics and fundamentals of business communication" is of particular importance for engineering training. This discipline differs from "Psychology of professional communication", "Business communication", "Fundamentals of business communication" because communicative competence is formed here through the prism of moral and ethical norms of society and professional ethics Formation of full-fledged communication skills is impossible within the framework of only one academic discipline; therefore, it is recommended to include interdisciplinary connections and extracurricular activities potential. The results of the study confirmed humanitarian training relevance at a technical university and importance of UC-4 for future specialists. The study was conducted at the Kamyshin Technological Institute (branch) of Volgograd State Technical University (KTI VSTU).
Keywords: universal competencies, forming process of communicative competence, UC-4, communication, engineering training, humanities, communication skills.
В последнее десятилетие наше государство проявляет особое внимание к подготовке высокообразованных специалистов, имеющих не только профессиональные знания и навыки, но и владеющих определенными социальными компетенциями и широким кругозором.
© Фролова Н. А., Алещанова И. В., 2024.
В статье рассматривается проблема формирования и совершенствования универсальных компетенций (далее - УК) в техническом вузе на примере коммуникативной компетенции (далее - УК-4). Цель исследования - определить основное содержание УК-4, ее место и роль в профессиональном образовании, а также оптимальные условия для ее формирования. Методы исследования: теоретический анализ образовательных стандартов третьего поколения и примерных образовательных рабочих программ; педагогическое наблюдение над коммуникативной деятельностью студентов. Работа проводилась, начиная с 2021 года, с момента введения в рабочие учебные планы специальности 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника», профиля подготовки «Электроснабжение» (бакалавриат) в КТИ ВолгГТУ новой учебной дисциплины «Профессиональная этика и основы деловой коммуникации» (далее - ПЭиОДК).
Как показал анализ научной литературы, от проблемы теории компетентности и компетенций (И. А. Зимняя, А. В. Хуторской), исследователи переходят к освещению практических вопросов формирования общего культурного уровня человека и его социально-профессиональной компетентности и УК (Зимняя, Мазаева, Лаптева 2020). С введением актуализированных Федеральных стандартов высшего образования - третьего поколения (далее - ФГОС ВО 3++) ряд исследователей дает критическую оценку возможности формирования перечня компетенций в новых стандартах (Мишин 2018) и отмечает существенное снижение статуса общекультурной эрудиции студентов (Тхакушинов, Сиюхова, Бибалова, Триль 2019). В других работах, напротив, отмечаются преимущества ФГОС ВО 3++ и раскрываются новые возможности в формировании необходимых УК у выпускников технических вузов (Васильева 2019). В свою очередь авторы статьи считают, что внедрение обновленных стандартов дало высшей школе новые возможности оперативного реагирования на запросы рынка труда, так как общепрофессиональные (далее - ОП) и профессиональные компетенции (далее - ПК) рационально дополнены одиннадцатью универсальными (УК).
В результате наблюдения за инженерно-техническими вакансиями и требованиями к кандидатам по региону и области (г. Волгоград и Нижнее Поволжье) на площадке ИеадИиП;ег было отмечено, что для работодателя важны как общепрофессиональные навыки соискателя, так и универсальные, в особенности коммуникация, адаптивность и организованность. Не умаляя значимость других универсальных компетенций, коммуникативная представляется одной из важнейших, можно сказать, ключевой УК для современного специалиста. По этому поводу имеется достаточное количество теоретических исследований, нацеленных на решение проблем формирования навыков коммуникации в практике преподавания и изучения различных социально-гуманитарных дисциплин и, в первую очередь, иностранного языка. Уже в 90-х годах прошлого века И. А. Зимняя определила коммуникативную компетенцию как «способность субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение, адекватное по цели средствам и способам, различным задачам и ситуациям общения» (Зимняя, Мазаева, Лаптева 2020:54). Формирование этой компетенции происходит
исключительно в практико-ориентированном обучении, непосредственно в процессе общения и активного взаимодействия с другими людьми (рис. 1).
Рис. 1. Коммуникативные действия
Следует проанализировать содержание коммуникативной компетенции в рамках инженерной подготовки и пути ее формирования (рис. 2).
Рис. 2. Коммуникативная компетенция (УК-4)
Для достижения УК-4 в рабочем учебном плане профиля подготовки «Электроснабжение» (бакалавриат) в КТИ (филиале) ВолгГТУ предусматривается изучение ряда учебных дисциплин (рис. 3).
Нужно отметить, что компетенция «Коммуникация» формируется как путем усвоения неких теоретических знаний, так и путем их регулярного применения и интеграции в общую матрицу образовательного процесса, содействуя формированию коммуникативной составляющей ОПК и ПК.
—[ УК-4 [-
•УК-4.1
•Профессиональная этика и основы деловой коммуникации
•Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы •УК-4.2
•Иностранный язык
•Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы •УК-4.3
•Иностранный язык
•Профессиональная этика и основы деловой коммуникации
•Подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы
Рис. 3 Дисциплины, формирующие УК-4
При разработке рабочих программ изучения дисциплины ПЭиОДК и составлении одноименных учебных курсов в Электронной информационно-образовательной среде университета (далее - ЭИОС) авторы статьи ориентировались на профессиональный контекст образовательной программы будущих электроэнергетиков, а также учитывали сквозной механизм формирования и развития УК, ОПК и ПК.
Цели освоения дисциплины для студентов: а) получение системных знаний о профессиональной этике инженера и о морально-нравственных основах делового общения; б) формирование социальных и лингвистических навыков самостоятельного использования общенационального языка как инструмента в разнообразных ситуациях деловой коммуникации; в) выработка коммуникативных навыков и умений использовать полученные знания в будущей профессии, связанной с энергетической отраслью.
Дисциплина ПЭиОДК предваряет изучение «Информационной культуры студента», где обучающиеся получают некое практико-ориентирован-ное представление об информационном мировоззрении и поведении. ПЭи-ОДК, в свою очередь, необходима в качестве предшествующей ступени в подготовке к процедуре защиты и непосредственно самой защиты выпускной квалификационной работы выпускника вуза.
Авторы статьи реально осознавали, что формирование полноценных коммуникативных навыков невозможно в рамках лишь одной учебной дисциплины. Поэтому был подключен потенциал междисциплинарных связей и контактов с преподавателями философии и иностранных языков, а также использование ресурсов внеурочной деятельности - учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов (Алещанова, Фролова, Желтухина 2020; Васильева 2018).
ПЭиОДК отличается от других возможных дисциплин гуманитарного блока, например, таких как «Психология профессионального общения», «Деловое общение», «Основы деловой коммуникации», тем, что коммуни-
кативная компетентность здесь будет формироваться через призму морально-этических норм общества и профессиональной этики.
Для оценки качества формирования УК-4 и ее маркеров 4.1, 4.3 в рамках изучаемой дисциплины необходима понятная студентам система рейтинговых оценок, четко указывающая вес каждого элемента итогового балла: активности на практических занятиях, выполнения домашних заданий, презентаций, соблюдения норм авторского права в рамках ОргСРС, прохождения контрольных аттестаций, сдачи зачета.
Результаты проведенного исследования подтвердили актуальность рассматриваемой проблемы. Можно сделать заключение о том, что формирование коммуникативной компетенции в рамках дисциплин гуманитарного блока представляет собой ряд обоснованных действий:
1) определение основного содержания коммуникативной компетенции (УК-4), ее место и роль в профессиональном образовании, обозначение в рабочих учебных планах последовательности ее формирования;
2) разработка рабочих программ изучения гуманитарных дисциплин и составление учебных курсов в ЭИОС учебного заведения с ориентацией на профессиональный контекст образовательных программ, а также с учетом сквозного механизма формирования и развития УК, ОПК и ПК у обучающихся;
3) четкие формулировки и доведение до сведения студентов основных целей и задач изучения каждой из дисциплин гуманитарного блока;
4) подключение потенциала междисциплинарных связей и установление контактов с преподавателями других гуманитарных дисциплин, использование ресурсов внеурочной деятельности, так как формирование полноценных коммуникативных навыков невозможно лишь в контексте одной учебной дисциплины;
5) обозначение особенностей формирования коммуникативной компетенции в рамках каждой дисциплины гуманитарного блока;
6) разработка понятной для студентов методики рейтингового контроля, указывающей вес каждого элемента итогового балла;
7) организация обратной связи со студентами с целью выявления у них степени осознания важности формирования УК-4, что в дальнейшем позволит преподавателю сделать соответствующие выводы по улучшению качества образовательного процесса.
При условии реализации всех из вышеперечисленных рекомендаций можно получить оптимальные условия для формирования коммуникативной компетенции (УК-4). Таким образом, выпускник вуза будет не только обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками, но и уметь осуществлять эффективное взаимодействие в деловой среде на родном, а если потребуется, то и на иностранном языке, базируясь на общечеловеческих морально-этических нормах и традиционных ценностях государства.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Зимняя, И. А. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение / И. А. Зимняя, И. А. Мазаева, М. Д. Лаптева; под ред. И. А. Зимней. — М.: Аспект Пресс, 2020. — 400 с.
ПЕДАГОГИКА
49
2. Мишин, И. Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ / И. Н. Мишин // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. № 4. - С. 66-75.
3. Тхакушинов, А. К. О роли гуманитарного цикла дисциплин в технологическом вузе в дискурсе социологии образования / А. К. Тхакушинов, А. М. Сиюхова, С. А. Бибалова, Ю. Н. Триль // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -
2019. - Вып. 2 (41). - С. 181-193.
4. Васильева, В. Д. Социально-гуманитарные дисциплины инженерной подготовки в аспекте ФГОС ВО 3++ / В. Д. Васильева // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. № 4. -С. 111-119.
5. Алещанова, И. В. Роль междисциплинарного контекста в формировании профессиональной терминосферы / И. В. Алещанова, Н. А. Фролова, М.Р. Желтухина // Primo aspectu. -
2020. - № 4 (44). - С. 77-82.
6. Васильева, В. Д. Задачи исследовательской работы студентов технического вуза в области социально-гуманитарных наук / В. Д. Васильева // Primo aspectu. - 2018. - № 2 (34). - C. 58-63.