Научная статья на тему 'Культура делового общения как важный фактор профессионального становления специалистов'

Культура делового общения как важный фактор профессионального становления специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3451
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ИНЖЕНЕРА / ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДЕЛОВАЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / BUSINESS COMMUNICATION CULTURE / PROFESSIONAL CULTURE OF AN ENGINEER / BUSINESS FOREIGN LANGUAGE / BUSINESS CORRESPONDENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Л.В., Гунина Л.А.

Статья посвящена формированию культуры делового общения в техническом вузе (на примере иностранного языка). Отмечается роль и значимость делового общения для профессиональной деятельности будущих инженеров. Представлен опыт реализации рабочей программы по дисциплине «Деловой иностранный язык». В статье рассматриваются следующие разделы в профессиональной сфере общения: основы деловой переписки, основы делового общения, деловые встречи; международное сотрудничество в отрасли. Подчеркивается важность этических норм как в деловом общении, так и в повседневной жизни. Показан широкий диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения в разделе профессиональной сферы общения. Рассмотрены компетенции, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Л.В., Гунина Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS COMMUNICATION CULTURE AS AN IMPORTANT FACTOR OF SPECIALISTS PROFESSIONAL FORMATION

The article is devoted to a culture of business communication in a technical college (in a foreign language). The role and importance of business communication for the professional activity of future engineers are noted. The experience of the educational program implementation on the subject “Business Foreign Language” is given. The article deals with three sections in the professional field of communication: the basics of business correspondence, the basics of business communication, business meetings; international cooperation in special field. The importance of ethics in business communication as well as in everyday life is stressed. A wide range of genre varieties of written and verbal communication is shown in the chapter of professional communication. Competences acquired through the study of this discipline are considered.

Текст научной работы на тему «Культура делового общения как важный фактор профессионального становления специалистов»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Л.В. Захарова, Л.А. Гунина

Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ) ул. Ленина, 73/94, Волгодонск, Ростовская обл., Россия, 347366

Статья посвящена формированию культуры делового общения в техническом вузе (на примере иностранного языка). Отмечается роль и значимость делового общения для профессиональной деятельности будущих инженеров. Представлен опыт реализации рабочей программы по дисциплине «Деловой иностранный язык». В статье рассматриваются следующие разделы в профессиональной сфере общения: основы деловой переписки, основы делового общения, деловые встречи; международное сотрудничество в отрасли. Подчеркивается важность этических норм как в деловом общении, так и в повседневной жизни. Показан широкий диапазон жанровых разновидностей письменного и устного общения в разделе профессиональной сферы общения. Рассмотрены компетенции, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины.

Ключевые слова: культура делового общения, профессиональная культура инженера, деловой иностранный язык, деловая корреспонденция, коммуникативные компетенции

В эпоху формирования нового информационного пространства способность к эффективному обмену информацией является важнейшей характеристикой специалиста. Деловое общение является самым массовым видом общения людей в социуме. Без него не обойтись в сфере экономических, коммерческих, производственных, административных отношений. В настоящее время отмечаются некоторые тенденции в изменении роли, содержания и качества делового общения. Этому способствуют следующие факторы: а) значительно усиливается роль делового и межличностного общения как в нашей стране, так и за рубежом в виду расширения контактов между людьми, особенно в сфере международных отношений; б) в связи с развитием электронных коммуникационных систем и виртуальной организации труда происходит заметное ослабление роли непосредственного общения; в) социально-экономическое и политическое расслоение современного российского общества оказывает существенное влияние на характер общения.

В современных условиях моральный износ профессиональных знаний происходит чрезвычайно быстро, поэтому особенно остро встал вопрос о необходимо-

сти формирования качеств, способствующих социальной мобильности, конкурентоспособности. Современный инженер кроме профессиональных знаний и умений должен уметь строить взаимоотношения с деловыми партнерами. Для профессиональной деятельности культура делового общения имеет особое значение, так как содержание профессий, получаемых в стенах нашего вуза, связано с потребностями людей в совместной деятельности, предполагающей установление и развитие контактов, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, объективного восприятия и понимания другого человека. Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно и правильно составить деловой документ и многое другое в настоящее время стало неотъемлемой частью профессиональной культуры инженера [8]. Поэтому с особой остротой сегодня ставится вопрос о формировании культуры делового общения будущих инженеров. В этой связи в ВИТИ НИЯУ МИФИ на кафедре иностранных языков разработана учебная программа по дисциплине «Деловой иностранный язык», которая помогает студентам овладеть наукой деловых отношений, учит устанавливать и поддерживать цивилизованные отношения с людьми, преодолевать противоречия, разрешать конфликты, брать на себя в случае необходимости роль посредника, обращать свою деятельность во благо других людей, а также своей работы, своего дела. В этом отношении учебная дисциплина «Деловой иностранный язык» в техническом вузе обладает огромным образовательным потенциалом, который нужно эффективно использовать.

Опыт реализации рабочей программы

Согласно данной программе целью учебной дисциплины является развитие основных языковых навыков (устной и письменной речи, чтения и аудирования) в контексте делового общения. Знания, полученные при изучении дисциплины, и сформированные навыки помогут студентам при изучении других дисциплин базовой части программы: культуры безопасности, экологии, менеджмента и маркетинга, защиты интеллектуальной собственности, в научно-исследовательской работе и дипломном проектировании, а также в дальнейшей профессиональной деятельности.

В процессе изучения дисциплины студент должен освоить такие аспекты делового общения, как телефонные переговоры, организация презентаций, планирование и проведение встреч, переговоров и совещаний, деловая переписка, составление факсов, запросов, резюме. Изучаемая дисциплина должна дать студентам основные представления о деловом этикете и правилах поведения в различных ситуациях (на собеседовании при устройстве на работу, на переговорах, во время выступления перед аудиторией).

В процессе освоения дисциплины у студента формируются такие компетенции, как способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

В результате изучения дисциплины студент должен знать общепринятые формы делового письма и резюме; структуру делового письма; культурные традиции

делового общения в англоязычных странах; уметь правильно составлять деловые письма; грамотно и корректно вести деловую переписку; работать с источниками информации (текущей прессой, письмами, телеграммами, рекламными проспектами); общаться по телефону; устраивать деловые встречи, презентации; владеть профессиональными основами речевой коммуникации, лексическим минимумом ключевых слов, которые содержат основную информацию делового общения; навыками работы с деловой корреспонденцией (письмо, факс, телекс, электронная почта, запрос, заказ и другие).

Для выполнения данных задач студент использует целый ряд компетенций, являющихся результатом его предыдущего жизненного опыта: все виды компетенций помогают человеку так или иначе развить у себя умение общаться и, следовательно, могут рассматриваться как составляющие коммуникативной компетенции.

Структура дисциплины «Деловой иностранный язык»

На изучение дисциплины отводится 36 часов аудиторных занятий и 36 часов самостоятельной работы. Структура дисциплины представлена тремя разделами в профессиональной сфере общения:

1) основы деловой переписки;

2) основы делового общения;

3) деловые встречи; международное сотрудничество в отрасли.

Первый раздел состоит из шести практических занятий:

1) официальное и неофициальное общение. Цели и функции общения. Правила речевого этикета;

2) ролевое поведение личности в обществе. Составление визитной карточки;

3) виды писем. Структура письма. Содержание и стиль письма;

4) общие требования при оформлении делового письма. Деловая переписка;

5) современные виды деловой переписки: телефакс и электронная почта;

6) переписка, связанная с поездками, размещением в гостинице и заказом билетов.

На эффективность общения влияет выбор языковых средств общения. При этом необходимо ориентироваться на собеседника, ситуацию, официальность / неофициальность обстановки. Официальное общение ведется в официальных, т.е. в формальных коммуникативных ситуациях — начальник и подчиненный, коллега — коллега, продавец — покупатель, клиент — слушатель, учащийся — преподаватель, гражданин — представитель власти и т.д. В официальном общении роли участников достаточно четко определены и необходимо вести общение в рамках этих ролей. Официальное общение предполагает четкое соблюдение всеми участниками официального социального статуса друг друга.

Неофициальное общение не предполагает соблюдения статусных норм, в его рамках можно общаться запросто, проявляя инициативу, не соблюдая многие официальные нормы. Образованный носитель языка должен уметь менять речевые роли, использовать в соответствии с ними разнообразные выразительные средства. Для этого необходимы навыки рефлексивной языковой деятельности, понимание положительных и негативных процессов, характеризующих совре-

менную, прежде всего русскую речь [5]. Но, к сожалению, русский язык и культура речи в учебных планах является дисциплиной по выбору и, по нашему мнению, ей уделяется недостаточное внимание. Поэтому для решения задачи формирования такой компетенции, как способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия мы ввели в первом разделе обязательным пунктом деловую переписку и правила речевого этикета.

Являясь необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми, деловое общение не может быть эффективным без вечных и главных регуляторов этих отношений — этических норм. Этика делового общения преобладает не только в деловых переговорах, но и в повседневной жизни, позволяя эффективно взаимодействовать с окружающими. Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам установить контакт, наладить взаимопонимание, создать благоприятную психологическую обстановку, поддерживать общение в определенной тональности в соответствии с социальными ролями его участников. Навыки успешного делового общения и понимание особенностей личности собеседника, его интересов следует считать определяющим фактором в процессе ведения деловых встреч [6].

Также неотъемлемой частью деловой культуры специалиста является его внешний облик и поведение. Как известно, первое впечатление о человеке складывается на основании оценки его внешнего облика, манеры держаться, поэтому соблюдение деловым человеком норм делового этикета в отношении своей внешности и поведения в офисе, за столом переговоров, в ресторане значительно повышает эффективность делового взаимодействия. В рамках преподавания дисциплины «Деловой иностранный язык» мы считаем необходимым знакомить студентов с нормами и правилами делового этикета, формировать представление о принципах соблюдения дресс-кода, а также предоставлять отдельные сведения о светском этикете.

В современном мире невозможно представить общение без Интернета. Работа в Интернете способствует формированию прежде всего письменного компонента культуры делового общения: совершенствуются навыки деловой переписки, нормативного ведения и оформления документации, приемов установления первого контакта, его закрепления, нахождения общих проблем, аргументации, доказательности, литературно правильного построения высказываний, что подтверждает эффективность формирования культуры делового общения [10].

С широким диапазоном жанровых разновидностей письменного и устного общения студенты знакомятся во втором разделе профессиональной сферы общения. Этот раздел посвящен основам делового общения, в котором студенты учатся составлять резюме; устраиваться на работу; составлять и оформлять сопроводительные письма; изучают виды телефонных переговоров; деловое общение по телефону; готовятся к деловой поездке; встрече делегаций. Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения — контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов. Устная деловая речь, в которой реализуются диалогические

отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т.п. Совещания, собрания представляют собой особый тип протокольного общения, в котором по большей части представлена монологическая деловая речь, не только имеющая письменную природу, но и существующая сразу в двух формах — устной и письменной.

В последние годы уровень культуры делового общения выступает как критерий качества образования. Одним из критериев отбора, предъявляемых процветающими компаниями к претендентам на вакантную должность (наряду с компьютерной грамотностью, владением несколькими иностранными языками), является знание основ психологии, умение общаться, вести деловые переговоры. Специфика современной кадровой политики такова, что работодатель заинтересован в компетентном в данном отношении претенденте по сравнению с тем, которого еще только предстоит обучать навыкам самопрезентации, ведения переговоров, разрешения конфликтов и многому другому. Как отмечает ряд исследователей, работодатели о качестве услуг вуза судят не только по уровню профессиональных знаний, умений и навыков будущих выпускников, но и по уровню их культуры делового общения [4; 9].

Культура делового общения юношей и девушек, покидающих стены своей alma ша1ег, — это своеобразный символический капитал образовательного учреждения, закладывающий основы его деловой репутации и престижа. Имидж вуза и имидж выпускника тесно связаны между собой. Чем престижнее вуз, тем выше рейтинг его выпускников на рынке труда, тем проще им устроиться на работу по специальности. Однако есть и обратная связь — положительный имидж выпускников вуза, особенно в глазах работодателей, усиливает его позиции на рынке образовательных услуг, формируется позитивное мнение об alma mater, где данный студент в свое время прошел подготовку. В рамках дисциплины «Деловой иностранный язык» в третьем разделе программы студенты узнают, как размещаться в гостинице, проводить деловые встречи, интервью с коллегой, деловые переговоры; изучают виды презентаций и публичные выступления, сферы деятельности специалистов в профессиональной области, а также делать доклад на научной конференции.

В процессе изучения дисциплины путем целенаправленных практических занятий развивается коммуникативная компетентность — это целый комплекс знаний, навыков, умений, таких как умение вступать в контакт; задавать вопросы; вести Small Talk; стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений; умение услышать и понять интенции партнера; умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить; умение передать партнеру, что его услышали и поняли; умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе и

др. [7].

Образовательные технологии в реализации программы

При реализации программы дисциплины «Деловой иностранный язык» используются различные образовательные технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, индивидуальный и дифференцированный подход. Прак-

тические занятия проводятся в виде дискуссий, презентаций, проектов, деловых и ролевых игр.

Деловая и/или ролевая игра предполагает совместную деятельность группы обучающихся и преподавателя под руководством преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Она позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

Учебная деловая игра, как и любая игра, предполагает наличие ролей, ситуаций, в которых происходит реализация ролей; различные игровые предметы. Однако наряду с перечисленными игровыми элементами деловая игра обладает индивидуальными чертами, без наличия которых игра не может считаться деловой:

— моделирование приближенных к реальным условиям профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельности обучаемых (имитированием их);

— поэтапное развитие, в результате которого выполнение заданий предшествующего этапа влияет на ход последующего;

— наличие конфликтных ситуаций;

— обязательная совместная деятельность участников игры;

— описание объекта игрового имитационного моделирования;

— контроль игрового времени; ж) система оценки хода и результатов игры;

— правила, регулирующие ход игры; элементы соревнования. Действие в деловой игре проходит в одной из сфер профессиональной деятельности обучаемых [1].

Система оценок деловой игры может быть групповой и индивидуальной, поэтапной и конечной. Специалисты выделяют следующие критерии оценки игровых действий: профессиональная компетентность участников; эффективность совместной деятельности и соответствующего ей иноязычного общения; сфор-мированность выявленных в игре профессиональных и иноязычных речевых навыков и умений; «технологичность игры», т.е. выявление в игре степени владения участниками различными способами и приемами решения профессиональных и собственно речевых задач; полнота и качество исполнения ролевого репертуара и ролевых предписаний (функций, задач);— реализация эвристического (творческого) подхода к решению задач; сформированность профессионального мышления; уровень самообразования; культура профессионального поведения и общения.

При оценивании игровых действий учитываются отсутствие или наличие ошибок, их характер, наличие затруднений в реализации сугубо профессиональных или речевых действий, показатели времени, затрачиваемого на выполнение игровых действий, вариативность принимаемых решений. Обязательными для деловой игры является развернутое и аргументированное обсуждение хода и результатов.

Еще одной формой проведения занятий, позволяющей интенсифицировать обучение в условиях ограниченного количества аудиторных занятий, является метод проектов. По мнению исследователей, метод проектов способствует формированию страноведческих, культурологических знаний; коммуникативных

компетенций. Разработка проектов позволяет активно применять знания и умения студентов. Метод направлен на профессиональный интерес обучающихся.

Проектная деятельность — это организация познавательной деятельности студентов с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. Самостоятельная творческая работа выполняется студентами или их группой под руководством преподавателя. Самостоятельная работа студентов подразумевает под собой проработку изученного материала с использованием рекомендуемой литературы, электронных ресурсов для подготовки к занятиям, тестам, контрольным заданиям, а также выполнение индивидуального домашнего задания.

Процесс овладения иностранным языком невозможно представить без самостоятельной работы с дополнительной литературой и словарями. Самостоятельная работа является значимым компонентом процесса обучения иностранному языку, но ее эффективность напрямую зависит от умения студентов работать с литературой, компьютером и Интернетом.

Активное использование самостоятельной работы в процессе обучения способствует развитию творческого мышления, навыков повышения уровня общей и профессиональной образованности и саморазвития. В курсе иностранного языка в вузе важно не только приобрести необходимые в будущем знания, но и быть в состоянии в дальнейшем самостоятельно работать с языком, что дает возможность повысить уровень образования и самореализации в профессиональной сфере деятельности [2].

Итоговый контроль

При проведении практических занятий и итогового контроля предусмотрен индивидуальный подход, позволяющий объективно оценить уровень знаний, умений и навыков студентов. В рамках данной Программы используется кредит-но-модульная система контроля. При кредитно-модульном контроле итоговая оценка складывается из полученных баллов за выполнение контрольных заданий по каждому разделу. Бонусные баллы ставятся для стимулирования систематической и активной работы студентов: 1) за выполнение дополнительных заданий или заданий повышенного уровня сложности, за своевременную сдачу контрольных заданий, отношение к учебной деятельности (0—3 балла); 2) за регулярную посещаемость занятий (0—4); 3) за активную работу на занятиях (0—3). Сумма набранных баллов позволяет не только определить оценку студента по учебной дисциплине, но и его рейтинг в группе среди других студентов курса.

Данная система предполагает:

— систематичность контрольных срезов на протяжении всего курса в течение семестра, выделенного на изучение данной дисциплины по учебному плану;

— обязательную отчетность каждого студента за освоение каждого учебного раздела/темы в срок, предусмотренный учебным планом и графиком освоения учебной дисциплины по семестрам и месяцам;

— регулярность работы каждого студента, формирование должного уровня учебной дисциплины, ответственности и системности в работе;

— обеспечение быстрой обратной связи между студентами и преподавателем, учебной частью, что позволяет корректировать успешность учебно-познавательной деятельности каждого студента и способствовать повышению качества обучения;

— ответственность преподавателя за мониторинг учебной деятельности каждого студента на протяжении курса.

Система обучения студентов, введенная в последние годы в нашем вузе, несомненно, имеет свое положительное значение. Система заставляет ритмично работать; развивает ответственность в учебе; повышает степень объективности при оценке уровня знаний; улучшает качество знаний и умений; развивает навыки самостоятельной учебной деятельности, самостоятельность мышления, способствует развитию творчества [1].

В заключение следует подчеркнуть, что деловое общение всегда имеет целевую направленность — установление условий сотрудничества, достижений деловой договоренности между заинтересованными сторонами. Это общение, обеспечивающее успех общего дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества между коллегами по работе, конкурентами, клиентами, партнерами и т.п. Поэтому основной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество, а для ее реализации необходимо учиться общению. Разработанная программа дисциплины «Деловой иностранный язык» успешно помогает реализовать поставленные цели.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Зарочинцева И.В., Гунина Л.А., Захарова Л.В. Интерактивные формы работы в процессе обучения языковой коммуникации в профессиональной области в техническом вузе // Иностранные языки: Лингвистические и методические аспекты. 2014. № 28. С. 36—42.

[2] Зарочинцева И.В., Гунина Л.А., Захарова Л.В. Опыт реализации программ уровневого высшего профессионального образования по иностранному языку в техническом вузе // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2014. № 2. С. 85—92.

[3] Захарова Л.В., Гунина Л.А., Зарочинцева И.В. Языковая коммуникация в профессиональной области в техническом вузе, опыт реализации // Сер. Социально-гуманитарные науки. 2014. № 1.1 (49). С. 507—520.

[4] Карпов Е.Б. Трудоустройство выпускников и имидж высшего учебного заведения // Имид-желогия—2006: материалы четвертого Междунар. симп. по имиджелогии. М., 2006.

[5] Козырев В.А., Шубина Н.Л. Этап проектирования образовательных программ // Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: научно-методическое пособ. СПб.: РГПУ, 2005. 434с.

[6] Культура делового общения. URL: http://www.wibes.ru/advice/kultura-delovogo-obsheniy/ (дата обращения 06.01.2016).

[7] Культура делового общения как фактор формирования имиджа выпускника ВУЗа на рынке труда. URL: http://www.mat-analiz.ru/publ/42-1-0-60 (дата обращения 08.01.2016).

[8] Официально-деловой стиль речи. URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang/rl11.html (дата обращения 08.01.2016).

[9] Пименова Е.В., Семина И.С. Имидж выпускника вуза как фактор его конкурентоспособности // Профессиональная карьера и имидж современного специалиста. Ставрополь, 2009.

[10] Слемзин А.А. Диссертация по теме «Теория и методика профессионального образования» // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat. com/content/formirovanie-kultury-delovogo-obshcheniya-budushchikh-ekonomistov-v-protsesse-prepodavaniya-#ixzz2tIchAnhu (дата обращения 08.01.2016).

Статья поступила в редакцию 29 марта 2016 г.

BUSINESS COMMUNICATION CULTURE AS AN IMPORTANT FACTOR OF SPECIALISTS PROFESSIONAL FORMATION

L.V. Zakharova, L.A. Gunina

National Research Nuclear University «MEPhI» Lenin str., 73/94, Volgodonsk, Rostov region, Russia, 347360

The article is devoted to a culture of business communication in a technical college (in a foreign language). The role and importance of business communication for the professional activity of future engineers are noted. The experience of the educational program implementation on the subject "Business Foreign Language" is given. The article deals with three sections in the professional field of communication: the basics ofbusiness correspondence, the basics of business communication, business meetings; international cooperation in special field. The importance of ethics in business communication as well as in everyday life is stressed. A wide range of genre varieties of written and verbal communication is shown in the chapter of professional communication. Competences acquired through the study of this discipline are considered.

Key words: business communication culture, professional culture of an engineer, business foreign language, business correspondence, communicative competence

REFERENCES

[1] Zarochintseva I.V., Gunina L.A., Zakharova L.V. Interaktivnye formy raboty v protsesse obucheniya yazykovoy kommunikatsii v professionalnoy oblasti v tekhnichescom vuze [Interactive forms of work in the process of the language communication training in the professional field at a technical college]. Inostrannye yazyki: Lingvisticheskie i metodicheskie aspekty [Foreign languages: Linguistic and methodical aspects]. 2014. no 28, pp. 36—42.

[2] Zarochintseva I.V., Gunina L.A., Zakharova L.V. Opyt realizatsii program urovnevogo vysshego professionalnogo obrazovaniya po inostrannomu yazyku v tehnicheskom vuze [Experience in the foreign language educational programs implementation of the higher professional education in technical colleges]. Vestnik RUDN. Seria "Russkiy i inostrannye yazyki I metodika ih prepodavaniya" [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Russian and Foreign Languages and methods of their teaching]. 2014. no 2, pp. 85—92.

[3] Zakharova L.V., Gunina L.A., Zarochintseva I.V. Yazykovaya kommunikatsiya v professionalnoy oblasty v tehnicheskom buze, opyt realizatsii [Language communication in professional sphere in a technical university. Experience of realisatiion]. Ser. Sotsialno-gumanitarnye nauki [Ser. Social and Human Sciences]. 2014. No 1.1 (49). Pp. 507—520.

[4] Karpov E.B. Trudoustroystvo vupusknikov I imidzh vysshego uchebnogo zavedeniya [Employment of graduates and the image of the higher education institution]. Imidzhelogiya-2006: Materialy

shetvertogo Mezhdunar. simp. po imidzhelogii [Imageology 2006: Proceedings of the Fourth Intern. imageology symp.]. Moscow, 2006.

[5] Kozyrev V.A., Shubina N.L. Etap proektirovaniya obrazovatelnyh program [Stage design of educational programs]. Vysshee obrazovanoe Rossii v zerkale Bolonskogo protsessa: nauchno-metodicheskoe posob [Russian Higher Education in the mirror of the Bologna process: scientific and methodical manual]. SPb.: RGPU, 2005. 434 p.

[6] Kultura delovogo obscheniya [Culture of business communication]. Available at: http://www. wibes.ru/advice/kultura-delovogo-obsheniy/ (Accessed 06.01.2016).

[7] Kultura delovogo obszheniya kak factor formirovaniya imidzha vypusknika BUZa na rynke truda [Culture of business communication as a factor of forming a graduate student image in the labor market]. Available at: http://www.mat-analiz.ru/publ/42-1-0-60 (Accessed 08.01.2016).

[8] Ofitsialno-delovoi stil rechi [Officially-business style of speech]. Available at: http://www.ido. rudn.ru/ffec/rlang/rl11.html (Accessed 08.01.2016).

[9] PimenovaE.V., SeminaI.S. Imidzh vyousknika vuza kak factor ego konkurentosposobnosty [The image of the university graduate as a factor of his competitiveness]. Professiomalnaya karera i imidzh sovremennogo spetsialista [Professional career and the image of a modern professional]. Stavropol, 2009.

[10] Slemzin A.A. Dissertatsiy po teme "Teoria i metodika professionalnogo obrazovaniya" [Thesis on "Vocational Education Theory and Methods"]. Nauchnaya biblioteka dissertachii i avtoreferatov disserCat. [Scientific Library ABSTRACT]. Available at: http://www.dissercat.com/content/ formirovanie-kultury-delovogo-obshcheniya-budushchikh-ekonomistov-v-protsesse-prepodavaniya-#ixzz2tIchAnhu (Accessed 08.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.