Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕРИАЛОВ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕРИАЛОВ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / русский язык как иностранный / коммуникативная компетенция иностранного студента / компетентностный подход / интернет-дискурс / методика преподавания русского языка / pedagogy / Russian as a foreign language / communication competence of foreign student / competence approach / Internet discourse / methods of teaching Russian

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гао Сюемань

Статья посвящена анализу компетентностного подхода к преподаванию русского языка как иностранного. Автор отмечает, что в рамках данного подхода важную роль играет формирование коммуникативной компетенции у иностранного студента. Автор делает акцент на использовании на занятиях по русскому языку материалов интернет-дискурса и показывает, какие типы задания можно использовать. На примере сообщений, взятых из форума, автор демонстрирует, как с помощью разных заданий можно развивать коммуникативные способности иностранного студента. К каждому заданию даны комментарии и рекомендации. Также автор статьи подчеркивает, что формирование коммуникативной компетенции у иностранного студента должно происходить поэтапно, и при этом следует учитывать уровень владения русским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG FOREIGN STUDENTS THROUGH THE USE OF INTERNET DISCOURSE MATERIALS IN THE CLASSROOM

The article is dedicated to the analysis of the competence approach to teaching Russian as a foreign language. The author notes that within the framework of this approach, the forming communicative competence in a foreign student plays an important role. The author focuses on the use of Internet discourse materials in Russian language classes and shows by example what types of tasks can be used. Using the example of messages taken from the forum, the author demonstrates how with the help of various tasks it is possible to develop the communicative abilities of a foreign student. Comments and recommendations are given for each task. The author also emphasizes that the formation of communicative competence of a foreign student should take place in stages and at the same time the level of Russian language proficiency should be taken into account.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕРИАЛОВ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА»

Вышеперечисленные ментальные и психологические особенности начинающего музыканта могут формироваться в течение нескольких лет Однако даже при наличии хорошей памяти, способности к импровизации, развитом творческом мышлении и внимании у ученика необходимо формировать такие качества, как воля, настойчивость, самообладание, терпение и трудолюбие. Великий музыкант П.И. Чайковский писал: «...нуженпрежде всего труд, труд и труд... Я каждое утро сажусь и работаю до тех пор, пока что-нибудь не выходит» [7].

В задачи педагога в данном случае входит умение распознать в ученике необходимые качества характера для успешных занятий музыкой, развить их и закрепить на практике [8]. Труднее всего ученикам начальных классов музыкальной школы дается тренировка усидчивости в силу психологических особенностей этого возраста. Поэтому педагогу важно проводить беседы на тему того, как важно в процессе подготовки к выступлению терпение и способность работать на результат. При этом считается весьма продуктивным включать в процесс преподавания музыки на начальном этапе психологические упражнения, которые способствуют раскрепощению ребенка во время выступления [9].

В результате проведенного анализа автором были выявлены особенности психолого-педагогических аспектов преподавания игры на фортепиано на начальном этапе. Данные особенности заключаются в следующем:

1. Начальный этап обучения игре на фортепиано является важным, и его эффективность во многом влияет на успешную реализацию поставленных перед учеником задач, которые должны формироваться с учетом его психологических особенностей.

Библиографический список

2. В процессе формирования личности будущего музыканта педагог должен, прежде всего, разработать индивидуальную стратегию для учащегося и включить в нее элементы эмоционального взаимодействия, которые во многом зависят от возрастной категории, способностей ребенка и окружающей образовательной среды.

3. Для более эффективного освоения и закрепления музыкального материала на начальном этапе необходимо развитие таких качеств, как память, внимание, мышление. С этой целью в педагогике разработаны разнообразные системы упражнений, отбор которых следует проводить с учетом психологических особенностей ученика.

Таким образом, автором статьи делается вывод о том, что процесс преподавания фортепиано на начальном этапе является одним из наиболее важных, в связи с чем педагогу следует ответственно подходить к его подготовке и стремиться строить занятие с учетом комплексного подхода и знаний психологических особенностей обучающихся.

Теоретическая значимость результатов анализа заключается в возможности их включения в учебники по педагогике в сфере музыкального профессионального образования. Кроме того, результаты исследования могут быть применены на практике в качестве элементов занятий по обучению игре на фортепиано.

Перспективность данного исследования видится в развитии нового направления в сфере музыкальной педагогики, связанного с созданием новых комплексов упражнений по обучению игре на фортепиано.

1. Гольденвейзер А. Как научиться играть на рояле. 2006.

2. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Москва, 2011.

3. Ребёнок за роялем: Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике: сборник. Перевод с немецкого редактора-составителя Я. Достал. Москва: Музыка, 1981.

4. Лю С.Х. О некоторых психолого-педагогических аспектах работы с детьми на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-nekotoryh-psihologo-pedagogicheskih-aspektah-raboty-s-detmi-na-nachalnom-etape-obucheniya-igre-na-fortepiano

5. Исаева Е.О. Особенности современного обучения игре на фортепиано. Available at: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/117-music/1309--q-q

6. Возрастная и педагогическая психология. Москва, 2009.

7. Аврамкова И.С. Игровые технологии и их роль в развитии творческого потенциала учащихся в процессе музыкальной деятельности. Москва, 2019: 7 - 15.

8. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Москва, 1997.

9. Старчеус М.С. Личность музыканта. Москва, 2012.

References

1. Gol'denvejzer A. Kak nauchit'sya igrat' na royale. 2006.

2. Bozhovich L.I. Vozrastnye zakonomernosti formirovaniya lichnostirebenka. Moskva, 2011.

3. Rebenok za royalem: Pedagogi-pianisty socialisticheskih stran o fortepiannoj metodike: sbornik. Perevod s nemeckogo redaktora-sostavitelya Ya. Dostal. Moskva: Muzyka, 1981.

4. Lyu S.H. O nekotoryh psihologo-pedagogicheskih aspektah raboty s det'mi na nachal'nom 'etape obucheniya igre na fortepiano. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-psihologo-pedagogicheskih-aspektah-raboty-s-detmi-na-nachalnom-etape-obucheniya-igre-na-fortepiano

5. Isaeva E.O. Osobennosti sovremennogo obucheniya igre na fortepiano. Available at: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/117-music/1309--q-q

6. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya. Moskva, 2009.

7. Avramkova I.S. Igrovye tehnologii iih rol' vrazvitii tvorcheskogopotenciala uchaschihsya vprocesse muzykal'nojdeyatel'nosti. Moskva, 2019: 7 - 15.

8. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihologiya. Moskva, 1997.

9. Starcheus M.S. Lichnost' muzykanta. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 20.09.21

УДК 378

Gao Xueman, senior lecturer, Heihe University (Heihe, China), E-mail: 284178269@qq.com

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG FOREIGN STUDENTS THROUGH THE USE OF INTERNET DISCOURSE MATERIALS IN THE CLASSROOM. The article is dedicated to the analysis of the competence approach to teaching Russian as a foreign language. The author notes that within the framework of this approach, the forming communicative competence in a foreign student plays an important role. The author focuses on the use of Internet discourse materials in Russian language classes and shows by example what types of tasks can be used. Using the example of messages taken from the forum, the author demonstrates how with the help of various tasks it is possible to develop the communicative abilities of a foreign student. Comments and recommendations are given for each task. The author also emphasizes that the formation of communicative competence of a foreign student should take place in stages and at the same time the level of Russian language proficiency should be taken into account.

Key words: pedagogy, Russian as a foreign language, communication competence of foreign student, competence approach, Internet discourse, methods of teaching Russian.

Гао Сюемань, доц., Хэйхэскийуниверситет, г. Хэйхэ, E-mail: 284178269@qq.com

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕРИАЛОВ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

Статья посвящена анализу компетентностного подхода к преподаванию русского языка как иностранного. Автор отмечает, что в рамках данного подхода важную роль играет формирование коммуникативной компетенции у иностранного студента. Автор делает акцент на использовании на занятиях по русскому языку материалов интернет-дискурса и показывает, какие типы задания можно использовать. На примере сообщений, взятых из форума, автор демонстрирует, как с помощью разных заданий можно развивать коммуникативные способности иностранного студента. К каждому заданию даны комментарии и

рекомендации. Также автор статьи подчеркивает, что формирование коммуникативной компетенции у иностранного студента должно происходить поэтапно, и при этом следует учитывать уровень владения русским языком.

Ключевые слова: педагогика, русский язык как иностранный, коммуникативная компетенция иностранного студента, компетентностный подход, интернет-дискурс, методика преподавания русского языка.

Открытая среда поликультурного общения современного мира требует знания нескольких иностранных языков. Русский язык как иностранный становится все более востребованным среди иноязычных студентов. Как правило, русский язык изучается с целью поступления в российские университеты, устройства на работу в России и для использования в повседневном общении.

Учитывая вышеперечисленные цели, в задачи преподавателя русского языка входит, прежде всего, последовательное формирование языковой личности студента, обладающего такими компетенциями, как общекультурная, предметная, профессиональная, коммуникативная, учебно-познавательная, личностная, ценностно-смысловая и другие. Для иностранного студента ключевое значение при изучении русского языка имеет способность выразить свои мысли в устной форме, соблюдая языковые правила и нормы. В связи с этим представляется актуальным анализ формирования коммуникативной компетенции у иностранных студентов как одной из составляющих успешного процесса освоения русским языком.

Цель данного исследования - анализ материалов, взятых из интернет-дискурса, предназначенных для занятий по устной речи студентов продвинутого этапа обучения русскому языку. В процессе реализации цели будут последовательно решены следующие задачи:

- отобрать материал на основе анализа интернет-дискурса, который помогает развивать коммуникативную компетенцию иноязычных студентов на занятиях;

- определить тему занятия, включающего разные упражнения по русскому языку;

- показать на примере текста, взятого из интернет-дискурса, какие упражнения эффективно использовать на занятиях.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении интернет-дискурса в качестве материала для проведения занятий по русскому языку и формированию коммуникативной компетенции студента.

Развитие коммуникативной компетенции происходит в рамках популярного компетентностного подхода к преподаванию языков. Эффективность данного подхода заключается в том, что в качестве предмета рассматривается иностранный учащийся, находящийся в новой языковой среде и обладающий компетенциями, необходимыми для освоения русского языка [1].

В данной статье под компетентностным подходом понимается метод обучения, направленный на развитие у обучающихся способности уметь решать профессиональные задачи в соответствии с требованиями к личностным и профессиональным качествам [2, с. 23]. К профессиональным качествам мы относим:

- способность правильно отбирать, обрабатывать и анализировать информацию на русском языке;

- умение быстро и правильно искать необходимую информацию и передавать ее с помощью языковых средств;

- развитые навыки работы в группе;

Таблица 1

Специфика термина «коммуникативная компетенция» в работах методистов РКИ

ФИО исследователя Определение понятия «коммуникативная компетенция»

Ю.Н. Емельянов Способность иностранного студента адекватно взаимодействовать с субъектами другой культуры на разных уровнях (личностном , интеллектуальном, культурном), учитывая коммуникативные навыки [3]

Л.А. Петровская Специфические навыки человека устанавливать и поддерживать контакт с помощью совокупности определенных коммуникативных знаний и умений [2]

А.И. Габдрахманова Умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи, включающие определение целей коммуникативного процесса, оценивание ситуации в целом, учет коммуникативных намерений партнеров, выбор правильной стратегии коммуникации [4]

А.Н. Щукин способность с помощью средств изучаемого языка производить речевую деятельность, учитывая цель, ситуацию общения и сферу деятельности, в которой она реализуется [5]

И.А. Зимняя Способность средствами изучаемого языка реализо-вывать речевую деятельность, проявляя коммуникативное речевое поведение, используя лексические, фонологические, грамматические, культурологические знания об изучаемом языке [6]

- способность к анализу ситуации, материала и критической оценки собственной деятельности.

Коммуникативная компетенция в рамках компетентностного подхода рассматривается с разных точек зрения. Рассмотрим основные особенности к определению коммуникативной компетенции современных методистов (табл. 1).

Несмотря на разнообразие подходов к определению коммуникативной компетенции в рамках преподавания РКИ, основной смысл, заложенный в термине, выражен в способности общаться на русском языке и решать коммуникативные задачи с помощью правильного отбора языковых средств. Отметим, что коммуникативная компетенция состоит из таких компонентов, как:

- правильность речи, предполагающая соблюдение норм русского языка на всех уровнях;

- точность речи, которая заключается в способности правильно подобрать синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова в процессе живого общения;

- выразительность речи, основанная на свободном владении изобразительными средствами русского языка;

- глубокое знание лексического запаса русского языка;

- логичность речи, которая базируется на правильном построении речи, выстраивании предложений в определенном порядке в зависимости от темы изложения;

- умение выстраивать общение в соответствии с различными тактиками речевого поведения [7].

Практическая цель обучения русскому языку основывается на стремлении иностранного студента сформировать коммуникативную компетенцию и развить навыки общения. Особенности и содержание коммуникативной компетенции определяются преподавателем-русистом самостоятельно. Ключевые роли при этом играют цель - овладение языком, мотивация, коммуникативные задачи студента, желаемый результат.

На всех этапах формирования коммуникативной компетенции в зависимости от уровня владения языком преподавателем используется комплекс заданий, направленных на развитие разнообразных устных навыков и видов речевой деятельности.

В последнее время в качестве источника материала для развития коммуникативной компетенции у иностранных учащихся на занятиях РКИ актуален интернет-дискурс. Первые попытки проанализировать данный вид дискурса принадлежат американскому лингвисту Д. Кристаллу, который ввел термин netspeak. Ученый определил специфику интернет-дискурса как гибрид устной и письменной формы речи, новую форму языка, которая сочетает в себе признаки устной и письменной форм речи, а также отражает в себе влияние компьютерных технологий [8, с. 13]. По мнению Загоруйко И.Н., интернет-дискурс является своеобразным процессом совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими факторами, целенаправленное социальное действие, включающее взаимодействие людей.

В процессе преподавания РКИ преподаватели активно используют на уроках материалы, взятые из интернет-дискурса. На основе данных материалов разрабатываются занятия, включающие работу над разными аспектами русского языка (грамматика, аудирование, чтение, письмо, лексика, говорение). При формировании коммуникативной компетенции иностранного студента на разных уровнях овладения русским языком рекомендуется выбирать такие интернет-ресурсы, как:

- образовательные порталы;

- форумы;

- чаты в социальных сетях;

- комментарии.

Каждый из вышеперечисленных интернет-ресурсов обладает своей спецификой. Форму представляет собой отдельный веб-сайт или его раздел определенной тематики, где общаются люди со схожими интересами в режиме онлайн. Образовательный портал является специализированной площадкой, наполненной комплексом заданий и материалом, рассчитанным на определенную аудиторию. Среди наиболее известных образовательных порталов для иностранных студентов, изучающих русский язык, выделяют:

- «Образование на русском» (Государственный ИРЯ имени А.С. Пушкина);

-«Открытое образование»;

- «Русский как иностранный» (фонд «Русский мир»);

- «Уроки русского» (РУДН).

Чат является одной из наиболее распространённых форм общения в интернет-пространстве. С точки зрения компьютерной терминологии чатом является любая система обмена быстрыми сообщениями между участниками диалога в режиме реального времени. Анализ комментариев, которые можно увидеть на сайте, форуме, в чатах и социальных сетях также положительно влияет на формирование коммуникативной компетенции у иностранных студентов [9].

С целью понять, каким образом происходит развитие коммуникативной компетенции на занятиях, где используются материалы интернет-дискурса, обратимся к конкретному примеру. Цель проведенного занятия состояла в формировании навыков говорения в определенных ситуациях у иностранных студентов продвинутого этапа обучения. В качестве материала использовались фрагменты дискуссий на тему «Интернет: вред или благо?», взятые с разных форумов. Для студентов было подготовлено 10 разных сообщений, которые были объединены в единый текст. В задачи преподавателя входило не только развитие коммуникативной компетенции студента, но и закрепление навыков общения. Рассмотрим примеры притекстовых заданий, которые использовались в процессе работы над текстом форума.

Задание 1. Ответьте на вопросы, используя конструкции «по моему мнению», «я считаю, что», «с моей точки зрения»:

1. Что такое Интернет?

2. Когда был создан Интернет?

3. Почему Интернет стал так популярен?

4. Вы смогли бы жить без Интернета?

5. Что Интернет дает человеку?

Задание 2. Назовите синонимы к данным словам и выражениям: коммуникация, положительные стороны, отрицательные стороны, скачать из Интернета, завести аккаунт.

После знакомства с текстом студенты выполняют разные виды послетек-стовых заданий, направленных на отработку разговорных навыков. Приведем примеры таких заданий.

Задание 1. Выразите свое мнение по данным вопросам. Подготовьте сообщение.

1. Какие функции есть у Интернета?

2. Почему Интернет важен для современного человека?

3. Чем Интернет может помочь в профессиональной и образовательной деятельности?

4. Как Интернет влияет на развитие науки и техники?

В процессе выполнения данного задания у иностранного студента развиваются навыки монологического высказывания. Кроме того, отрабатывается правильное произношение и способность грамотно строить предложения.

Задание 2. Разделитесь на группы, подготовьте сообщение на предложенные темы. Задавайте вопросы своим одногруппникам в процессе дискуссии.

Группа 1: Какие плюсы современного Интернета вы можете назвать? Как Интернет помогает человеку? Какую информацию можно получить из Интернета?

Группа 2: Какие минусы современного Интернета вы знаете? Может ли Интернет негативно влиять на человека? В чем это может проявляться? Сможет ли в будущем интернет-общение заменить живое?

Данный тип задания необходимо выполнять после того, как преподаватель отрабатывает на практике употребление трудных выражений по теме урока. Во время выполнения задания у студента развиваются способности к выражению своего мнения на русском языке, ведению дискуссии, спонтанному и логичному ответу на поставленный собеседником вопрос.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание3: Прочитайте сообщение из форума и выполните задания: найдите слова разговорного стиля речи, замените их на слова официально-делового стиля. Выпишите словосочетания, характерные для разговорного стиля речи. Составьте с ними высказывания.

Библиографический список

Фрагмент сообщения участника форума на тему «Интернет - зло или добро?»:

Противоречивый вопрос, конечно. Кто его знает, норм или нет интернет. Если долго зависаешь в сети, то ничего хорошего. Мозги потом кипят, с родителями война. Мне кажется, что больше хорошего, чем плохого. Все-таки из в интернете можно инфу нужную по учебе пошарить или найти чела с родной душой. Раньше не представляю, как без интернета предки жили. Ужасть! Плохие моменты тоже есть. Информация не всегда правдивая и ее чересчур много. Не все могут в этом вовремя разобраться.

Когда студент читает данное сообщение и выполняет задание, у него есть прекрасная возможность познакомиться с разговорной лексикой и сленгом. Например, инфа, зависать в интернете, пошарить, чел, родная душа, ужасть, чересчур, мозги кипят и т.д.

Задание 4: Составьте диалоги в соответствии с предложенными ситуациями.

Ситуация 1: Ваш ребенок много времени проводит в Интернете. Объясните ему, как Интернет может отрицательно повлиять на его жизнь.

Ситуация 2: Ваш друг считает, что интернет-общение неполноценное и никогда не заменит живого. Убедите его, что в интернет-общении есть свои положительные стороны.

Данный тип задания направлен непосредственно на развитие навыков диалогического общения и способность быстро отвечать на вопросы собеседника, исходя из ситуации.

Проанализировав некоторые типы упражнений на основе материалов интернет-дискурса, используемых на занятиях по русскому языку с целью формирования коммуникативной компетенции, был сделан ряд выводов, которые в дальнейшем позволят преподавателю-русисту продуктивно выстраивать план урока на материале интернет-дискурса.

Во-первых, занятие с использованием материалов интернет-дискурса требует тщательной подготовки и четко сформулированного плана, поскольку одна из главных задач преподавателя-русиста заключается в контроле хода урока.

Во-вторых, в процессе занятия преподаватель может использовать разные виды интернет-ресурсов, каждый из которых содержит аутентичную информацию. Во время освоения данной информации студент развивает такие навыки коммуникации, как выражение собственного мнения, возможность корректно строить высказывание и реагировать на реплики собеседника, расширять лексический запас на русском языке.

В-третьих, интернет-дискурс помогает студенту погрузиться на время в языковую среду и смоделировать ситуацию, близкую к реальному общению. С помощью материалов интернет-дискурса иностранный студент не только овладевает навыками устного общения, но и узнает много нового о русском сленге.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования материалов статьи для пособий по русскому языку как иностранному. Кроме того, представленные данные можно использовать на практике в процессе подготовки проведения занятий для иностранных учащихся.

В перспективе авторы планируют дальнейшее исследование данной темы, что позволит внести вклад в развитие методической базы в сфере преподавания русского языка как иностранного.

1. Рагулина Э.С. Формирование коммуникативной компетенции у иностранных учащихся на занятиях по РКИ посредством использования аутентичного художественного текста. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019; № 3: 13 - 19.

2. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. Москва: Издательство МГУ 1998.

3. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Москва: Просвещение, 1995.

4. Габдрахманова П.Л., Богатова Е.Н., Мустафина Л.Р Развитие коммуникативной компетенции в онлайн-среде обучения РКИ: возможности и перспективы. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/razvitie-kommunikativnoy-kompetentsii-v-onlayn-srede-obucheniya-rki-vozmozhnosti-i-perspektivy

5. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для вузов. Москва: Высшая школа, 2003.

6. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. Москва: Русский язык, 1989.

7. Загоруйко И.Н. Интернет-дискурс в современном коммуникационном пространстве. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-diskurs-v-sovremennom-kommunikatsionnom-prostranstve

8. Патрушева Л.С. Форум как интернет-ресурс на уроках РКИ. Available at: https://www.tspu.edu.ru/images/uchim.russkij/folder1/семинар/Patrysheva.pdf

9. Вязовская В.В., Данилевская Т. А., Трубчанинова М.Е. Интернет-ресурсы в обучении русскому языку как иностранному: ожидания vs реальность Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/internet-resursy-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-ozhidaniya-vs-realnost

References

1. Ragulina 'E.S. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii u inostrannyh uchaschihsya na zanyatiyah po RKI posredstvom ispol'zovaniya autentichnogo hudozhestvennogo teksta. Uchenye zapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; № 3: 13 - 19.

2. Petrovskaya L.A. Kompetentnost' v obschenii: social'no-psihologicheskij trening. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1998.

3. Emel'yanov Yu.N. Teoriya formirovaniya ipraktika sovershenstvovaniya kommunikativnoj kompetentnosti. Moskva: Prosveschenie, 1995.

4. Gabdrahmanova PL., Bogatova E.N., Mustafina L.R. Razvitie kommunikativnoj kompetencii v onlajn-srede obucheniya RKI: vozmozhnosti i perspektivy. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnoy-kompetentsii-v-onlayn-srede-obucheniya-rki-vozmozhnosti-i-perspektivy

5. Schukin A.N. Metodika prepodavaniya russkogoyazyka kakinostrannogo: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Vysshaya shkola, 2003.

6. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya nerodnomu yazyku. Moskva: Russkij yazyk, 1989.

7. Zagorujko I.N. Internet-diskurs v sovremennom kommunikacionnom prostranstve. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-diskurs-v-sovremennom-kommuni-katsionnom-prostranstve

8. Patrusheva L.S. Forum kak internet-resurs na urokah RKI. Available at: https://www.tspu.edu.ru/images/uchim.russkij/folder1/seminar/Patrysheva.pdf

9. Vyazovskaya V.V., Danilevskaya T.A., Trubchaninova M.E. Internet-resursy v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu: ozhidaniya vs real'nost' Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/internet-resursy-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-ozhidaniya-vs-realnost

Статья поступила в редакцию 20.09.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.