Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативность / общение / единицы общения / ролевое общение / личностное общение / мотив общения / взаимоотношение. / communicativeness / communication / communication units / role communication / personal communication / communication motive / relationship.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Исроилова С.М.

Статья посвящена актуальным вопросам обучения русскому языку на неязыковых факультетах вузов. В статье рассматривается коммуникативная компетенция как широкий термин, который включает не только структурные особенности языка (русский), но также и его социальные прагматические и контекстные особенности. Кроме этого, в статье освещены научно-методические основы формирования коммуникативной компетенции в обучении русскому языку студентов неязыковых вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TNE PROCESS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGVAGE

The article is devoted to current issues of teaching the Russian language at non-linguistic faculties of universities. The article examines communicative competence as a broad term that includes not only the structural features of the language (Russian), but also its social, pragmatic and contextual features. The scientific and methodological foundations for the formation of communicative competence in teaching the Russian language to students of nonlinguistic universities are covered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Исроилова С.М. преподаватель русского языка Ферганский политехнический институт

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам обучения русскому языку на неязыковых факультетах вузов. В статье рассматривается коммуникативная компетенция как широкий термин, который включает не только структурные особенности языка (русский), но также и его социальные прагматические и контекстные особенности. Кроме этого, в статье освещены научно-методические основы формирования коммуникативной компетенции в обучении русскому языку студентов неязыковых вузов.

Ключевые слова: коммуникативность, общение, единицы общения, ролевое общение, личностное общение, мотив общения, взаимоотношение.

Isroilova S.M.

Russian language teacher Fergana Polytechnic Institute

FORMATION OF STUDENTS COMMUNICATIVE COMPETENCE IN

TNE PROCESS OF TEACHING THE RUSSIAN LANGVAGE

Abstract. The article is devoted to current issues of teaching the Russian language at non-linguistic faculties of universities. The article examines communicative competence as a broad term that includes not only the structural features of the language (Russian), but also its social, pragmatic and contextual features. The scientific and methodological foundations for the formation of communicative competence in teaching the Russian language to students of non-linguistic universities are covered.

Keywords: communicativeness, communication, communication units, role communication, personal communication, communication motive, relationship.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования ориентирована на реализацию основных задач социально-экономического и культурного развития нашей страны. Президент нашей страны Мирзиёев Ш.М. так сказал об этом: «Воспитание молодого поколения в качестве личностей, истинно любящих Родину, с устоявшейся жизненной позицией, глубоко овладевших современными знаниями и профессией, умеющих самостоятельно мыслить, считается всегда актуальной проблемой». Коммуникативная культура

личности, как и коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры, знание языков общения, используемых народной культурой, опыт межличностного общения и восприятия искусства.

Предметом общения являются взаимоотношения собеседников. Именно предмет определяет характер деятельности, т.е. взаимоотношения определяют характер общения. Именно в предмете реализуется потребность, в результате чего она становится мотивом деятельности. Это означает, что мотив к общению не может возникнуть, если нет взаимоотношений (предмета) или они не осознаются.

Цель общения — решение задач, связанных с взаимоотношениями, т.е. изменение их. Измененные взаимоотношения становятся результатом общения.

МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Существуют три способа общения: перцептивный (когда люди воспринимают друг друга зрительно, интуитивно и т.п.), интеракционный (когда люди взаимодействуют друг с другом) и информационный (когда они обмениваются мыслями, идеями, духовными ценностями, интересами, чувствами и т.п.). Эти три способа могут использоваться и отдельно, и в совокупности.

Единицей общения является акт общения, в котором всегда участвуют как минимум два человека. Каждый из общающихся в результате воздействия друг на друга приобретает новые знания, новые мысли, новые намерения и т.п., т.е. он интерпретирует получаемую информацию. В связи с этим можно сказать, что продуктом общения является интерпретация информации.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исходя из указанного выше понимания процесса общения, можно сказать, что благодаря общению человек поддерживает свою жизнедеятельность. На самом деле, вне общения невозможна никакая другая человеческая деятельность, ибо без общения часто невозможно само существование человеческих индивидуальностей.

Различают условно два вида общения:

1) ролевое общение, которое реализует общественные отношения в их явном виде (например, роль учителя и роль ученика; врача - пациента и т. п.), они могут быть в той или иной степени личностно окрашены;

2) личностное общение, которое реализует личностные отношения в их явном виде (они могут быть в разной степени окрашены ролью человека в обществе). Так, учитель и ученик могут вести себя в зависимости не только от «правил», предписанных ролью учителя и ролью ученика, но и

как личности со всеми ее составляющими - мировоззрением, личным опытом, чувствами и эмоциями, интересами, статусом в коллективе.

Таковы основные характеристики общения.

Посмотрим теперь с этой точки зрения на то, каким же должен быть процесс обучения иноязычному говорению (общению).

1) Между учителем и учащимися должны установиться какие-либо взаимоотношения, кроме официальных «учебных», т.е. общение должно быть не ролевое, общение не учителя и ученика, а индивидуальностей, которые видят друг в друге не официальный статус, а речевого партнера.

2) Мотив общения может появиться лишь тогда, когда возникнет потребность в подлинном общении. Потребность в «учебном» общении, которая у некоторых учащихся есть, по характеру иная и не в состоянии обеспечить коммуникативной мотивации.

3) Если взаимоотношения между учителем и учащимися как между индивидуальностями (личностями) не возникают, то нет и цели, присущей общению, изменить эти взаимоотношения. Остается лишь регуляция отношений ролевых - «учитель - ученик», что может привести к «выяснению отношений» на почве учебы и дисциплины, и, в конечном счете, - к нежелательному психологическому климату в аудитории.

4) Должны функционировать все способы общения: интеракционный, когда есть взаимодействие на основе какой-либо деятельности, кроме учебной; перцептивный, когда имеет место восприятие друг друга как личностей; информационный, когда ученики обмениваются своими мыслями, идеями, интересами, чувствами. Если же студент пересказывает текст просто ради пересказа (когда все в аудитории знают его содержание) или проговаривает какие-то не ситуативные высказывания, направленные «в никуда» предложения, лишенные интонации, то общение не может состояться, а продуктом такого «говорения» является так называемая учебная речь, в целом, истинный же продукт общения - интерпретация информации - отсутствует.

Совершенно иная картина на занятии русского языка. Согласно содержанию разговорных тем преподаватель задает вопросы типа:

1. Когда ты сегодня встал?

2. Нравятся ли тебе детективы?

3. Любишь ли ты компот? И т.п.

Речь не идет о том, чтобы занятия воссоздавали процесс общения полностью. Это, видимо, невозможно и вряд ли целесообразно, ибо и цель, и структура этих процессов различны. Речь идет о том, чтобы придать процессу обучения, не нарушая его организованности, системности и методической направленности, характерные черты процесса общения.

Для этого нужна такая система обучения говорению, в основе которой лежит коммуникативность. Безусловно, коммуникативный метод позволяет

устранить указанные выше недостатки обучения и придать обучению строго определённый нормативный характер.

Бесспорно, наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека уходит до 70% времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, библиотеке, магазине, общаемся с друзьями, с родственниками, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету. Общаемся устно и письменно, а также вербально и невербально. Общение осуществляется одновременно по всем телевизионным каналам и радиостанциям. Значит, что наша жизнь без общения немыслима.

Психологи выделяют три уровня анализа структуры общения:

1. Общение индивидуума как сторона его образа жизни -макроуровень;

2. Отдельные акты общения, отдельные контакты (беседа, спор и пр.) - мезоуровень;

3. Отдельные элементы акта общения (средства выражения) -микроуровень.

Рассмотрим общение на макроуровне. Что такое общение в самом широком смысле? Общение пронизывает все сферы деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками (психологией, философией, педагогикой, когнитивной лингвистикой, психолингвистикой и т.д.), в каждой из которых учёные подходят к феномену общения со своих позиций. Социологи, психологи, философы, лингвисты понимают под общением «процесс выработки новой информации и то, что вырабатывает их общность» (М.С.Каган), или «особую форму взаимодействия людей» и т.д.

Очень точно выразил сущность общения академик Д.С. Лихачёв: «Общаясь, люди создают друг друга». В этих словах подчёркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг в друге для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчёркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Следовательно, общение - это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).

Общение - это деятельность. При этом деятельностью является не только общение, которое происходит при совместном решении каких-либо предметно-практических задач, но и духовное общение, в ходе которого происходит духовно-информационное взаимодействие. Общение как деятельность требует сознательного целеполагания выбора оптимальных средств для достижения поставленных целей, постоянного слежения за действиями партнёров и внесения каждым необходимых коррективов в собственное поведение и, конечно же, ответственности за результат этой деятельности. Процесс общения всегда имеет духовную составляющую

содержания как сознание необходимости в нём самом как партнёре при достижении общей цели. Потребность эта превращается в специфическую установку, т.е. в готовность согласования своего личностного поведения с поведением партнёра, в стремление к содружеству, сотрудничеству и т.д.

Основные функции общения формулируются разными учеными с учётом той науки, в рамках которой они рассматривают общение, следовательно, с разных позиций. В работе мы опираемся на классификацию психолога А.А.Брудного, который занимается вопросами понимания, поскольку этот подход, на наш взгляд, позволяет наиболее адекватно рассмотреть общение в аспекте культуры. А.А.Брудный выделяет четыре основные функции общения.

1. Инструментальную, т.е. общение как вспомогательный компонент совместной предметной деятельности (например, ремонта машины или уборки).

2. Синдикативную (объединения), когда общение предполагает создание единства вступивших в него участников.

3. Функцию самовыражения, которая по своей сущности ориентирована на взаимопонимание, на контакт.

4. Трансляционную - передачи конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ (например, обучение).

ВЫВОДЫ

Обучение русскому языку способствует активизации формирования коммуникативной компетенции, воспитывает языковую личность, способную к профессионально-деловой межкультурной коммуникации, стремящуюся к саморазвитию и самообразованию, умеющую творчески мыслить.

Для реализации любой функции общения необходим субъект, который это общение и осуществляет. В свою очередь, в рамках общения как деятельности человек как субъект общения также выполняет разнообразные функции: коммуникативную (обеспечение взаимосвязи), информационную (взаимовыражение), когнитивную (взаимопознание), эмотивную (переживание взаимоотношений), конативную (взаимопроявление, управление), креативную (взаимовлияние, преобразование). Для возникновения акта общения нужна инициатива, поэтому субъект общения, который берёт эту инициативу на себя, назван нами субъектом-инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, - субъектом-партнером.

Использованные источники: 1. Мирзиёев Ш.М. Великое будущее построим вместе с отважным благородным народом// Выступление на совместном заседании палат Олий Мажлиса. 15.12.2016. Mirziyoyev Sh.M. We will build a great future together with courageous noble people. Speech at the joint session of the houses of Oliy Majlis. 15.12.2016.

2. Abdusamiyevna K. D. Research on the functioning of ethnographic vocabulary in the speech of students //Psychology and Education Journal. - 2021.

- Т. 58. - №. 1. - С. 3988-4000.

3. Андриянова В.И.Обучение русскому языку в школах Узбекистана на современном этапе. - Ташкент: Укитувчи, 1996. Andriyanova V.I. Teaching Russian language at schools in Uzbekistan at the present stage. - Tashkent: O'qituvchi, 1996.

4. Быстрова Е.А.Коммуникативная методика в преподавании русского языка//Русский язык в школе. - 1996, №1. Bystrova E.A. Communicative methodology in teaching Russian language//Russian language at school. - 1996, №1.

5.Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка// Русский язык и литература - 2000. - №21 Bystrova E.A. Communicative Methodology in Teaching Russian Language. Russian Language and Literature -2000. - № 1.

6. DAVLYATOVA G. N., KHOLMATOVA D. A. HISTORICAL AND GENETIC STRATA OF ETHNOGRAPHIC VOCABULARY OF THE UZBEK LANGUAGE //THEORETICAL & APPLIED SCIENCE Учредители: Теоретическая и прикладная наука. - 2022. - №. 2. - С. 585-588.

7. Коряковцева Н.Ф.Современная методика изучающих русский язык как иностранный. - Москва, 2002. Koryakovtseva N.F. Modern methodology of studying Russian as a foreign language. - Moscow, 2002.

8. Ладыженская Т.А.Развивайте дар слова. - Москва, 1990. Ladyzhenskaya T.A. Develop the gift of the word. - Moscow, 1990.

9. Умарова Д., Холматова Д. Возрастающая роль русского языка, как языка межнационального общения //Общество и инновации. - 2023. - Т. 4.

- №. 9/S. - С. 180-184.

10. Холматова Д. А. и др. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ И ЕЁ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА С ЛИНГВОКУЛЬТУРОЙ //Integration Conference on Integration of Pragmalinguistics, Functional Translation Studies and Language Teaching Processes. - 2023. - С. 88-90.

11. Холматова Д. А. Функционирование би-и полилингвизма в языках этносов Республики Узбекистан //Русский язык как средство расширения международных компетенций. - 2021. - С. 51-56.

12. Холматова Д. А. Theoretical Aspects of Studying Ethnography as a Scientific Discipline //Бюллетень науки и практики. - 2020. - Т. 6. - №. 8. - С. 312-316.

13. https: //studfile. net/preview/7178045/page :2/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.