ПОВЫШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ Исраилова С.М. Email: Israilova673@scientifictext.ru
Исраилова Санобар Мамеджановна - преподаватель, кафедра русского и узбекского языков, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья рассматривает вопросы повышения коммуникативных навыков студентов на уроках русского языка в нефилологических вузах. Автор статьи утверждает, что в основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого учащегося. Обучение на уроках русского языка в нефилологических вузах должно строиться с учётом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умения понять тему сообщения и её основную мысль; умения извлечь нужную информацию; умения строить монологическое высказывание; умения вести диалог; умения отбирать языковые средства; умения совершенствовать своё устное или письменное высказывание. Особое место в развитии устной и письменной речи учащихся принадлежит работе с ролевыми играми. На уроке преподаватель должен рассматривать ролевую игру как форму обучения диалогическому общению. А само перевоплощение способствует пониманию действий других людей, расширению сферы общения. Цель игры на уроках русского языка - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, ролевая игра, навыки, учащиеся, формирование, диалог, творческий, общение, урок, языковые средства, преподаватель.
FOSTERING COMMUNICATIVE SKILLS OF THE STUDENTS AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN NON-PHILOLOGICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS Israilova S.M.
Israilova Sanobar Mamedjanovna - Teacher, RUSSIAN AND UZBEK LANGUAGES DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article under discussion describes fostering communicative skills at the Russian language lessons in non-philological higher educational institutions. The author of the article claims that practical activity approach is the basis of formation of the communicative competence as it develops the independent creative skills of every learner. Teaching at the lessons of the Russian language in non-philological higher educational institutions should focus on the need of formation of different communicative skills and abilities: ability to understand the topic of the message and its general idea, ability to extract the information, ability to express ideas in a monologue, ability to keep a dialogue, ability to choose linguistic means, ability to improve oral or written speech. Role-plays are of great importance in the development of oral and written speech. A teacher should consider a role-play as a form of teaching communication through dialogues. And transformation helps to understand actions of
others, expanding the communication. The aim of the role-play is the formation and development of the communicative skills of the learners.
Keywords: communicative competence, role-play, skills, learners, formation, dialogue, creative, communication, lesson, linguistic means, teacher.
УДК 372.881.1
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентности [1].
Коммуникативная компетентность - это основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной речи, так и письменной. Можно выделить несколько составляющих: лингвистическая, социолингвистическая (умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом), социокультурная (умение пользоваться знаниями истории, культуры, традиции и обычаев стран изучаемого языка), дискурсивная (умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника), стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), и социальная - умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он развивает самостоятельную творческую активность каждого учащегося. Обучение предполагает на первоначальном этапе совместную образовательную деятельность под руководством учителя, а затем самостоятельную в «зоне ближайшего развития», уделяя большое внимание практической стороне вопроса [2].
Обучение на уроках русского языка в нефилологических вузах должно строиться с учётом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков: умения понять тему сообщения и её основную мысль; полно или частично извлечь нужную информацию; умения строить монологическое высказывание; умения вести диалог; умения отбирать языковые средства; умения совершенствовать своё устное или письменное высказывание и т.д.
Особое место в развитии устной и письменной речи учащихся принадлежит работа с ролевыми играми. Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. Цель игры на уроках русского языка - формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Ведь на практике мы встречаемся с тем, что студенты, боясь оказаться в неловкой ситуации из-за незнания русского языка, даже не пытаются вступить в разговор с людьми, говорящими по-русски, а в магазинах и в различных учреждениях пытаются изъясняться жестами. Чтобы решить эту проблему, мы и предлагаем активно использовать игры, имитирующие различные ситуации, с которыми студент может столкнуться в реальной жизни. На уроке преподаватель должен рассматривать ролевую игру как форму обучения диалогическому общению. А само перевоплощение способствует пониманию действий других людей, расширению сферы общения. Для того чтобы ролевая игра была эффективной, следует максимально воспроизвести условия реального общения, постараться создать
ситуацию реальной практической деятельности людей. В играх можно овладеть такими элементами общения как умение начать беседу, выслушать противоположное мнение, согласиться или не согласиться с собеседником, задать уточняющие вопросы и т.д. При этом и говорящий и слушающий должны быть максимально активны, чтобы понять фразу собеседника, запомнить ее и правильно на нее отреагировать.
Чтобы ролевая игра была интересной и выполнила свои обучающие функции, конечно, необходима тщательная подготовка к ее проведению. Все должно проходить в доброжелательной атмосфере, вызывать чувство радости общения. Чем свободнее чувствует себя учащийся, тем инициативнее он будет в общении. Требуется, чтобы учащиеся в процессе игры могли максимально эффективно использовать известным им грамматический и лексический материал. На начальном этапе преподаватель руководит процессом и следит за происходящим. В последующем его роль будет меняться и постепенно становиться лишь наблюдательной.
Таким образом, игра является неотъемлемой частью учебной деятельностью учащихся. Более того, слабый по языковой подготовке учащийся может стать первым в игре: чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, преодоление стеснительности, мешающей свободно употреблять в речи слова чужого языка, благотворно сказываются на результатах обучения, незаметно усваивается языковой материал [1].
Список литературы /References
1. Семенова Т.В., Семенова М.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯШ, 2005. № 1. C. 4-6.
2. Атаджанова Б.Т. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка. [Электронный ресурс]. Достижения науки и образования. № 8 (49). Часть 3, 2019. С. 99-101.
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentsii-na-urokah-russkogo-yazyka/ (дата обращения: 06.10.2019).