Научная статья на тему 'Обучение говорению на занятиях по русскому языку как иностранному с использованием ситуационных задач'

Обучение говорению на занятиях по русскому языку как иностранному с использованием ситуационных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4737
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОВОРЕНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / SPEAKING / SPEECH DEVELOPMENT / SITUATIONAL TASKS / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штехман Елена Александровна, Мельник Юлия Александровна

Рассматриваются особенности обучения говорению на занятиях по русскому языку как иностранному. Говорение понимается как вид речевой деятельности, при котором осуществляется устное общение. Предлагается использовать на занятиях по русскому языку как иностранному ситуационные задачи, направленные на развитие речи в условиях, приближенных к дей­ствительности. Ситуационные задачи рассматриваются как методический прием, который представляет собой комплекс условий, позволяющий решить разнообразные речевые ситуации. Ситуационные задачи включают в себя сле­дующие компоненты: обстановка общения (официальная, неофициальная), адресат (количество со­беседников, ролевые и коммуникативные отношения), цель общения (об­ще­ние, сообщение, воздействие). Развитие навыков говоре­ния обычно проводится в три этапа: самостоятельное построение предложе­ния; самостоятель­ное построение высказывания, состоящего из нескольких логически связан­ных фраз; самостоятельное построение законченного монолога. Выделяются два основных подхода, применяемых в методике обучения говорению иностранных учащихся на разных этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штехман Елена Александровна, Мельник Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching speaking with case problem on lessons of russian as a foreign language

The article is devoted to the peculiarities of teaching speaking on lessons of Russian as a foreign language. Speaking is understood as a type of speech activity with oral communication. Authors of the article suggest using a case problem which is aimed at the development of the speech in the closer to reality conditions on classes of Russian as foreign language. In this work case problems are considered as a methodical technique that represents a complex of conditions allowing to solve various speech situations. Case problems include the following components: communication situation (official, informal), addressee (a number of conversation partners, role and communicative relations), and communication purpose (communication, message, and impact). Development of speaking skills is usually carried out in three steps: independent creation of the sentence; independent creation of the statement consisting of several logically connected phrases; independent creation of the finished monologue. Researchers distinguish two main approaches applied in a technique of speaking training of foreign students at different education levels.

Текст научной работы на тему «Обучение говорению на занятиях по русскому языку как иностранному с использованием ситуационных задач»

УДК 81'42

ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Е.А. Штехман1, Ю.А. Мельник2

1 Омский автобронетанковый инженерный институт (Омск, Россия) 2 Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Аннотация: Рассматриваются особенности обучения говорению на занятиях по русскому языку как иностранному. Говорение понимается как вид речевой деятельности, при котором осуществляется устное общение. Предлагается использовать на занятиях по русскому языку как иностранному ситуационные задачи, направленные на развитие речи в условиях, приближенных к действительности. Ситуационные задачи рассматриваются как методический прием, который представляет собой комплекс условий, позволяющий решить разнообразные речевые ситуации. Ситуационные задачи включают в себя следующие компоненты: обстановка общения (официальная, неофициальная), адресат (количество собеседников, ролевые и коммуникативные отношения), цель общения (общение, сообщение, воздействие). Развитие навыков говорения обычно проводится в три этапа: самостоятельное построение предложения; самостоятельное построение высказывания, состоящего из нескольких логически связанных фраз; самостоятельное построение законченного монолога. Выделяются два основных подхода, применяемых в методике обучения говорению иностранных учащихся на разных этапах обучения.

Ключевые слова: говорение, развитие речи, ситуационные задачи, русский язык как иностранный.

Для цитирования:

Штехман Е.А., Мельник Ю.А. Обучение говорению на занятиях по русскому языку как иностранному с использованием ситуационных задач // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 148-154.

Сведения об авторах:

1 Штехман Елена Александровна, доцент, доцент кафедры иностранных и русского языков

2 Мельник Юлия Александровна, аспирант кафедры теоретической и прикладной лингвистики

Контактная информация:

1 Почтовый адрес: 644098, Россия, Омск, 14-й Военный городок, 119

© Е.А. Штехман, Ю.А. Мельник, 2016

2 Почтовый адрес: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

1 E-mail: shte-elena@mail.ru

2 E-mail: uliya0783@mail.ru Дата поступления статьи: 24.04.2016

Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение, - является наиболее активной формой коммуникации. Целью говорения является выражение мыслей, чувств, передача информации, т. е. требуется обязательное обучение данному виду деятельности в рамках ситуации общения. Говорение следует рассматривать в системе коммуникативного метода.

Обучение говорению - одна из самых сложных задач в преподавании русского языка как иностранного. Трудность заключается в том, что языковым материалом нужно овладеть в совершенстве и пользоваться им как средством общения.

В настоящее время в методике разрабатывается два основных подхода к обучению иностранных учащихся самостоятельной речи. Первый подход представляет собой постепенное развитие речи от элементов к развернутому речевому высказыванию путем постепенного увеличения фраз. На данном этапе обучения целесообразно использовать ситуационные задачи.

Ситуационные задачи - это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление - понимание - применение - анализ -синтез - оценка.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание [Екимова 2014: 87]. На занятиях по русскому языку как иностранному обычно решаются практические ситуации, так как именно их проигрывание позволяет учащимся чувствовать себя уверенней в повседневной действительности.

Мы понимаем ситуационную задачу как методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации с целью формирования компонентов содержания образования [Павленко 2012].

Так, Е.И. Пассов отмечает, что «под ситуацией необходимо понимать не совокупность экстралингвистических обстоятельств, а систему взаимоотношений собеседников, отраженную в их сознании... Ситуация есть такая динамичная система взаимоотношений обучающихся, которая благодаря ее отраженности в сознании порождает личную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность» [Пассов 1989: 95].

В методической литературе выделяют три «ситуации»:

1. Ситуация действительности - такая совокупность условий (обстоятельств] в акте деятельности какого-либо лица, одна часть которой, заключающая в себе противоречие, ставит перед этим лицом проблему -задачу действия, т. е. формирует целевую часть действия, другая же часть этой совокупности обусловливает исполнительную сторону действия.

2. Неречевая ситуация - такая совокупность условий (обстоятельств] в акте деятельности какого-либо лица, одна часть которой, заключающая в себе противоречие, ставит перед ним проблему - задачу действия, другая же часть этой совокупности обеспечивает выполнение задачи самим лицом посредством определенного физического действия.

3. Речевая ситуация - такая совокупность условий (обстоятельств] в акте деятельности какого-либо лица, одна часть которой, заключающая в себе противоречие, ставит перед ним проблему - задачу действия, другая же часть этой совокупности обусловливает возможность решения задачи с помощью собеседника, обращением к которому с этой целью и служит речевое действие [Пассов 1989: 14].

Разыгрывая на занятии речевую ситуацию, мы должны иметь представление о ее компонентах:

- обстановка общения (официальная, неофициальная];

- адресат (количество собеседников, ролевые и коммуникативные отношения];

- цель общения (общение, сообщение, воздействие].

Развитие навыков говорения обычно проводится в три этапа:

• Учащийся самостоятельно строит одно-два предложения. Чтобы сформировать данное умение, предлагается выполнить следующие задания:

Ситуация 1. Поздоровайтесь с другом, преподавателем.

Ситуация 2. Вы в гостях. Попрощайтесь с родителями друга (с другом, с подругой].

Ситуация 3. Вы едете в автобусе. Попросите передать деньги за билет, поблагодарите пассажира за помощь.

Ситуация 4. Вы на уроке русского языка (на дне рождения у друга, в театре]. Выразите просьбу, используя речевые конструкции:

1. Пожалуйста.

2. Будьте добры.

3. Будьте любезны.

4. Если тебе не трудно + глагол в форме повелительного наклонения.

5. Если вас не затруднит + глагол в форме повелительного наклонения.

6. Сделайте одолжение.

7. Будь другом.

• Учащийся учится самостоятельно строить высказывания, состоящие из нескольких логически связанных фраз, которые реализуются в разных функциональных стилях речи. Например:

Ситуация 1. Вы пришли к директору фирмы устраиваться на работу инженером (продавцом, врачом, механиком, водителем]. Расскажите о себе.

Ситуация 2. Вы пришли к другу. Расскажите о любимом виде спорта.

Ситуация 3. Проведите экскурсию по городу Омску (по столице вашей страны].

Ситуация 4. Расскажите другу, какой ваш любимый урок, и объясните почему.

• Учащийся учится строить законченный монолог. Например:

Ситуация 1. Перед вами прогноз погоды в больших городах России. Какое это время года? Расскажите о погоде по рисунку.

у ^ Среда, 30 мая [ 18. ,.26°С

Четверг, 31 мая

16 ...2бае

Пятница, 01 мсмя 16 ,27°С

л Суббота, 02 июня 3 15. ,27°С

Воскресенье, 03 июня 14...26Х

Функции

Прогноз погоды

Ситуация 2. Вечером ваш друг играет в компьютерные игры. Расскажите ему о вреде компьютерных игр.

Ситуация 3. В России проходит съезд врачей. Расскажите о системе здравоохранения в вашей стране.

Ситуация 4. Вы увлекаетесь живописью (архитектурой, скульптурой, музыкой]. Расскажите друзьям об одном известном человеке из этой области искусства.

Второй подход к обучению речи представляет собой развитие от текста-модели к составлению собственного высказывания. Текст-модель, как правило, предъявляется учащимся в письменном виде как текст для чтения, при этом необходимо учитывать, что ведется обучение устной речи, следовательно, необходимо не только прочтение текста-модели, но и прослушивание его. Текст должен быть проанализирован на разных уровнях: - содержательном: производится анализ главной идеи текста, композиции, его типа;

- фонетическом: обращается внимание на фонетические особенности слов, а также на интонации, присутствующие в тексте;

- лексическом: акцентируется внимание учащихся на лексемах, которые вызывают затруднения в понимании текста;

- грамматическом: рассматриваются синтаксические особенности предложений, представленных в тексте.

Далее обучаемым предлагается решить ситуационную задачу, связанную с текстом.

Ситуация. Это письмо написал курсант подготовительного курса в прошлом году. Прочитайте его.

Здравствуй, Анна!

Я хочу рассказать тебе о своей спортивной жизни в институте.

На подготовительном курсе курсанты не только учатся, но и занимаются спортом. Наша группа любит разные виды спорта: шахматы, теннис, волейбол, баскетбол, плавание, но больше всего - футбол. Дома мы тоже играли в футбол.

Футбол - это самая популярная спортивная игра в мире. Здесь, в институте, мы тоже играем в футбол.

Мы очень любим принимать участие в спортивных соревнованиях и любим их смотреть, чтобы болеть за свою команду.

Если на улице тепло, то мы играем в футбол на спортивной площадке. Здесь много места и свежий воздух.

Наш офицер говорит: «Спорт - это здоровье». Мы согласны с этим, знаем, что нельзя всё время заниматься спортом, потому что на первом месте для курсантов в нашем институте - учёба. Это главное для нас.

До свидания, Анна! Пиши.

Друг попросил вас прочитать это письмо ему. Вы стали его искать, но поняли, что потеряли. Расскажите, о чём письмо.

Вопросы к заданию:

1. Что делают курсанты на подготовительном курсе?

2. Какие виды спорта любит ваша группа?

3. Что больше всего любят курсанты?

4. Какая игра самая популярная в мире?

5. Где играют в футбол иностранные студенты, когда на улице тепло?

6. Что говорит офицер о занятиях спортом?

7. Что главное для курсантов в институте?

Расскажите (маме, сестре, брату, соседу] о своей спортивной жизни в институте.

Таким образом, данные подходы к обучению речи не противоречат друг другу. Первый подход, как правило, используется на начальных стадиях обучения и позволяет ввести участника общения в языковую среду,

второй подход предпочтителен на продвинутом этапе обучения и используется для расширения коммуникативных целей.

Список литературы

Екимова В.И. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 1. С. 86-97. Павленко Е.К. Ситуационные задачи как форма интерактивного изучения школьного курса географии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. URL: http://www.science-education.ru/102-6101 (дата обращения: 06.09.2015). Пассов Е. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. 276 с.

Referensces

Ekimova, V.I. (2014), Case study in higher school: problems of application and efficiency estimation. Journal of Modern Foreign Psychology, Vol. 3, No. 1, pp. 8697. (in Russian)

Passov, E. (1989), Osnovy kommunikativnoi metodiki obucheniya inoyazychnomu ob-shcheniyu [Fundamentals of communicative methods of teaching foreign language communication], Moscow, Russkii yazyk publ., 276 p. Pavlenko, E.K. (2012), Case studies as a form of interactive learning of the school course of geography]. Modern problems of science and education, No. 2, available at: http://www.science-education.ru/102-6101 (access date: September 06, 2015). (in Russian)

TEACHING SPEAKING WITH CASE PROBLEM ON LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

E.A. Shtekhman1, Yu.A. Melnik2

1 Omsk Tank-Automotive Engineering Institute (Omsk, Russia)

2 Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract: The article is devoted to the peculiarities of teaching speaking on lessons of Russian as a foreign language. Speaking is understood as a type of speech activity with oral communication. Authors of the article suggest using a case problem which is aimed at the development of the speech in the closer to reality conditions on classes of Russian as foreign language. In this work case problems are considered as a methodical technique that represents a complex of conditions allowing to solve various speech situations. Case problems include the following components: communication situation (official, informal), addressee (a number of conversation partners, role and communicative relations), and communication purpose (communication, message, and impact). Development of speaking skills is usually carried out in three steps: independent creation of the sentence; independent creation of the statement consisting of several logically connected phrases; independent creation of the finished monologue. Researchers distinguish two main approaches applied in a technique of speaking training of foreign students at different education levels.

Key words: speaking, speech development, situational tasks, Russian as a foreign language.

For citation:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shtekhman, E.A., Melnik, Yu.A. (2016), Teaching speaking with case problem on lessons of Russian as a foreign language. Communication Studies, No. 4 (10), pp. 148-154. (in Russian)

About the authors:

1 Shtekhman Elena Aleksandrovna, Assistant Professor of the Chair of Foreign Languages аnd Russian

2 Melnik Yulia Aleksandrovna, Post-graduate Student of the Chair of General and Applied Linguistics

Corresponding authors:

1 Postal address: 119 14th Voennyi gorodok, Omsk, 644098, Russia

2 Postal address: 55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia

1 E-mail: shte-elena@mail.ru

2 E-mail: uliya0783@mail.ru Received: April 24, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.