Фастунова Л.В. ©
Учитель начальных классов ГКОУ «Урюпинская школа-интернат имени генерал-лейтенанта
С.И.Горшкова»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Аннотация
В данной работе представлены результаты работы по формированию коммуникативной компетенции через применение на уроках и во внеурочной деятельности групповых форм работы. Кратко изложены методика обучения, организация и значение групповых форм работы. В представленных результатах видна динамика роста коммуникативной компетенции учащихся за последние три года, перечислены методики исследования, используемые для выявления уровня сформированности данного показателя. Данный опыт работы может быть применен учителями начальной школы, педагогами дополнительного образования. Соответствует всем предъявляемым требованиям ФГОС НОО.
Ключевые слова: Коммуникативная компетентность, групповые формы работы, младший школьник, ФГОС НОО. Урочнаяивнеурочнаядеятельность.
Keywords: сотшишсайуе competence, group forms of work, the younger the student, Federal state educational, curricular and extracurricular activities.
Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема встала в отношении младших школьников, т.к. процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в настоящее время затруднён в связи с нарушениями системы социальных отношений в обществе.
В качестве главного условия личностного развития и воспитания детей, в своих трудах Л. С. Выготский выдвинул общение. В нормативных документах школы указано: необходимым условием формирования социально активной личности является формирование ключевых компетенций младших школьников.
Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, работать в группе.
В 2012-13 учебном году был произведён набор первоклассников. Первичная диагностика первоклассников показала, что коммуникативные умения, познавательная деятельность развиты на очень низком уровне, не складывались межличностные отношения в классе. Перед учителем 1 класса стал вопрос: «Как активизировать познавательную
© Фастунова Л.В., 2015 г.
деятельность учащихся, развить навыки самостоятельной учебной деятельности?» По педагогической традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу?
А чтобы младшие школьники раскрывались и развивали собственные идеи, необходимо формировать универсальные учебные действия. Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий. Поэтому была начата работа над темой по самообразованию «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через групповые формы работы».
Эпиграфом к работе взяты слова И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами». Моя главная задача — помочь им раскрыться и развить собственные идеи».
При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах - там им комфортнее. Если учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, то, может быть, в группе он займёт активную позицию, начнёт обсуждать наравне со своими одноклассниками предложенные вопросы и задания. Ребёнок, находясь в более узком кругу общения, чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
Цель групповой работы:
- активно включать каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
- дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
- дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;
- дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе - это функции контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование);
- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Задачи групповой работы:
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
- Развитие умений успешного общения, умение слушать и слышать собеседника.
- Совершенствование межличностных отношений в классе, умение младших школьников сопереживать своим одноклассникам и взрослым. Решать конфликтные ситуации внутри своего коллектива.
Вывод: групповая работа позволяет ребенку стать более успешным в учебе и коллективе сверстников, быстрее и безболезненнее адаптироваться в другой среде, а во взрослой жизни быть востребованной и гармонично развитой личностью.
Что формирует групповая работа?
1. Уважительное отношение к мнению одноклассников;
2. Воспитание терпимости, открытости, тактичности, готовности прийти на помощь;
3. Уверенное овладение основными коммуникативными действиями: инициативности, лидерства, умение налаживать контакты, находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации;
4. Усвоение механизмов эмоционально - волевой регуляции собственного поведения, ориентации его на принятые ценностно - нравственные и этические нормы.
Плюсы и минусы групповой работы.
Плюсы:
• Повышается учебная и познавательная мотивация младших школьников.
• Снижается уровень тревожности ребенка.
• В группе повышается обучаемость, эффективность усвоения и актуализация знаний учащихся.
• Улучшается психологический климат в классе.
Минусы:
• Г рупповой работе в микроколлективе надо сначала научить.
• Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий.
• Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
• Для некоторых детей разделение на группы - процесс болезненный.
Для включения учащихся в классе в групповые формы работы был составлен план действий:
• Усвоение правил работы в группе на различных этапах.
• Изучение и формирование у учащихся навыков работы в группе.
• Механизмы оценивания работы в группе, различные их виды.
• Диагностирование первичных, промежуточных и итоговых результатов развития коммуникативной компетенции учащихся класса при включении их в групповые формы работы.
1 этап. Ритуалы, этикет совместной работы, элементарные навыки кооперации -работа в парах. Дети учились общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполнял индивидуальные задания и делился своим успехом с одноклассниками.
2 этап. Парная работа. Первичным этапом включения детей в работу в группе было важно научить их работать в паре и правилам совместной коммуникации.
Были выделены следующие правила работы в паре:
1. Говорим шепотом.
2. Работаем вместе.
3. Договариваемся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили......
5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
6. Оцениваем работу, благодарим друг друга.
3 этап. Групповая работа на уроке вводится вначале как игра, где дети учатся соблюдать основные правила данного вида работы.
Учащиеся учатся:
- контролировать друг друга;
- выполнять определённые роли;
- уяснять способ действия и выделять задания пошагово;
- работать с книгой и карандашом в руке;
- видеть ошибку свою, либо партнёра;
- вступать в познавательный спор.
Для плодотворной и результативной работы на уроке используются следующие принципы формирования групп.
1. Стихийно.
2. Интерес:
- желание, дружба;
- по отношению к проблеме, к предмету;
- по уровню познавательной активности (одноуровневые - разноуровневые).
3. Слабые, сильные.
Объединение в группы происходит по уровню познавательной активности: слабые, сильные, для того, чтобы сильные помогали слабым, а слабые подтягивались до уровня сильных. Но были и проблемы, когда сильные дети все задания выполняли самостоятельно, а слабые пользовались готовым. Поэтому нужно чётко распределять роли в действующей группе.
Примерное распределение ролей:
1) Секретарь - записывает высказанные идеи и решения.
2) Спикер - выступает перед классом с готовым решением группы.
3) Организатор - распределяет роли, отвечает за работу группы в целом.
4) Критик - высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.
5) Контролёр - проверяет, все ли поняли принятое решение.
6) Часовщик - следит за временем обсуждения.
Роли могут оставаться неизменными, но лучше меняться ролями с целью избежать выполнение задания сильным учеником и пассивности слабого. Важно соблюдать основные нормы и правила общения и поведения в группе.
На уроке используются следующие виды групповой работы.
S Мозговой штурм.
S Игра «Продолжи».
S Охота за сокровищами.
S Снежный ком.
S Пазлы.
S Прием «Зигзаг».
Но важно учитывать и поведение самого учителя во время групповой работы в классе. Перед ним стоят следующие задачи:
• Контролировать правильность выполнения задания;
• Организовывать работу группы, направлять деятельность учащихся;
• Оценивать работу;
• Участвовать в работе группы;
• Предлагать участникам разные варианты решений;
• Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Учитель на уроке также должен помнить, что не нужно делать:
• формировать пару из двух слабых учеников;
• требовать полной тишины;
• заниматься работой в группе более 10-15 минут в 1 классе и более половины урока во 2 классе.
• Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе ( а завтра стоит им предложить снова сесть вместе).
• Если кто - то пожелал работать в одиночку, не стоит ему запрещать.
Оценивание групповой и парной работы.
Использование пиктограмм:
Красный - работой довольны, все получилось!
Зеленый - поработали хорошо, но нужно еще поработать с материалом;
Синий - ничего не поняли, требуется помощь!
Важно отметить такое универсальное учебное действие как самооценка и рефлексия. Задание «Продолжи предложения» позволяют эффективно провести этап рефлексии в конце работы:
1. Мне было интересно....
2. Было трудно....
3. Теперь я могу..
4. Мне хочется..
5. С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
8.Результативность.
Выполнение описанных выше условий формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий привело к позитивным результатам. Определение результативности осуществляется при помощи педагогических методик, методом наблюдения учителя, получением информации от родителей (патронатных воспитателей), воспитателей, других педагогов, работающих в классе.
Для выявления овладения учащимися коммуникативными умениями (действиями) была проведена диагностика по следующим критериям:
• уровень навыка чтения школьников;
• уровень определения темы и главной мысли текста;
• уровень владения монологической речью;
• уровень владения диалогической речью;
• участие в творческих конкурсах школьного, городского, регионального, всероссийского уровней.
1) По первому критерию наблюдается положительная динамика сформированности навыка чтения, начиная с первого класса, включающая в себя правильное, осознанное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм.
При проверке сформированности навыка чтения выделяются три уровня:
1 уровень - ниже нормы;
2 уровень - норма;
3 уровень - выше нормы;
Уровень сформированности навыка чтения
Уровни 2012/13уч.г 2013/14уч.г. 2014/15уч.г
навыка чтения 1 класс 2 класс Зкласс
(конец года) (конец года) (середина года)
1 уровень 20% 15% 10%
2 уровень 30% 30% 25%
3 уровень 50% 55% 65%
Одним из важных компонентов навыка чтения является его выразительность. Выразительному чтению принадлежит значительная роль в развитии ребенка.
Уровень сформированности выразительного чтения:
Основные требования 2012/13уч.г 1 класс (конец года) 2013/14уч.г. 2 класс (конец года) 2014/15уч.г Зкласс (1 полцугодие)
Соблюдение знаков препинания 30% 50% 60%
Соблюдение логических и психологических пауз 25% 45% 60%
Использование смыслового ударения 35 % 50% 60%
Интонационное оформление 35% 50% 70%
Темп, ритм, громкость 25% 60% 70%
Выражение эмоционального отношения к читаемому 25% 50% 70%
2) Уровни определения темы и главной мысли текста:
1 уровень - не может сформулировать тему и главную мысль текста;
2 уровень - тема и основная мысль текста формулируется частично;
3 уровень - правильно, точно, кратко формулирует главную мысль, содержащуюся в тексте, определяет тему;
Уровень определения темы и главной мысли текста
Уровни определения темы и главной мысли 2012/13уч.г 1 класс 2013/14уч.г. 2 класс 2014/15уч.г Зкласс
1 уровень 70% 60% 50%
2 уровень 20 % 25% 25%
3 уровень 10% 15% 25%
3) Владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего. При оценивании уровня развития связной речи (устный монолог) следует ориентироваться на основные, принятые в науке критерии, разработанные Т. А. Ладыженской, М.Р. Львовым, Н.Н. Китаевым, В.ВГолубковым: при анализе умений учащихся строить монологические высказывания учитываются показатели:
1 уровень - отсутствует логичность, связность высказывания;
2 уровень - учащиеся с трудом делятся своими мыслями, отсутствует лексическое богатство языка;
3 уровень - речь образная, выразительная, эмоциональная, используются правильные синтаксические конструкции, выражается свое отношение к излагаемому.
Уровень владения монологической речью
Построение 2012/13уч.г 2013/14уч.г. 2014/15уч.г
монологического 1 класс 2 класс Зкласс
высказывания (конец года) (конец года) (середина года)
1 уровень 50% 40% 30%
2 уровень 30 % 20% 15%
3 уровень 20% 40% 55%
4) Диалог служит цели развития речевой деятельности младших школьников. Проводя замеры устной диалогической речи, использовались следующие показатели:
1 уровень - налицо пассивность в речевой деятельности, недостаточно сформированы умения формулировать вопросы и ответы по заданной теме;
2 уровень - испытывает затруднения в общении друг с другом, не всегда учитывают точку зрения другого, перебивая собеседника;
3 уровень - владеет правилами и культурой ведения диалога, умеет ставить
вопросы по обсуждаемой теме, манеры участия в диалоге соответствуют
общекультурным нормам.
Уровень владения диалогической речью
Владение диалогической речью 2012/13уч.г 1 класс (конец года) 2013/14уч.г. 2 класс онец года) 2014/15уч.г 3класс (середина года)
1 уровень 45 % 30% 25%
2 уровень 35% 40% 25%
3 уровень
20%
30%
50%
5) Результатом работы по развитию коммуникативных способностей является активное участие и победы учеников в творческих конкурсах школьного, районного и всероссийского уровней:
1. Победители школьного этапа конкурса исследовательских работ «Мудрый совенок» (творческий проект «Как приходит осень?», «Полезна или вредна крапива») -2013г., 2014г..
2. Победитель городского конкурса исследовательских работ «В мире символов и знаков» - 2014г.
3. Победители VII областного конкурса «Отходы и доходы», секция декоративноприкладного творчества, работа «Дракоша» - 2012г.
4. Победители VIII областного экологического конкурса «Мы помогаем Родине» в номинации «Рисунок» - 2014г.
5. Лауреаты детского международного конкурса поделок из природного материала «Хрустальная осень»- 2014г. , работа «Пусть всегда цветут сады».
6. Лауреаты Всероссийского конкурса исследовательских работ «Умка - 2014» Центра роста талантливых детей и педагогов «Аурум», работа «Мистер Кабачок».
7. Победитель Всероссийского конкурса педагогических проектов «Пришкольный участок - природная лаборатория», 2014г.
8. Постоянные участники и призеры Всероссийских дистанционных олимпиад по предметам начальной школы
Можно выделить 3 уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся:
1 уровень (низкий): техника чтения - ниже нормы; не может сформулировать тему и
главную мысль текста; отсутствует логичность, последовательнось, связность
высказывания; налицо пассивность в речевой деятельности, недостаточно сформированы умения формулировать вопросы и ответы по заданной задаче, не участвует в творческих конкурсах;
2 уровень (средний): техника чтения - норма; тема и основная мысль текста формулируется частично; учащиеся с трудом делятся своими мыслями, отсутствует лексическое богатство языка; испытывают затруднения в общении друг с другом, не всегда учитывают точку зрения другого;
3 уровень (высокий): техника чтения - выше нормы; учащийся правильно, точно, кратко формулирует главную мысль, содержащуюся в тексте, определяет тему. Речь образная, выразительная, эмоциональная; использует правильные
синтаксические конструкции, выражает свое отношение к излагаемому; владеет правилами и культурой ведения диалога, умеет ставить вопросы по обсуждаемой теме, участие в диалоге соответствуют общекультурным нормам.
Динамика уровня сформированности коммуникативной компетентности
Уровни сформированности 2012/13уч.г 1 класс (конец года) 2013/14уч.г. 2 класс (конец года) 2014/15уч.г Зкласс (середина года)
Низкий 40% 35% 15%
Средний 40% 45% 45%
Высокий 20% 20% 40%
Таким образом, результативность деятельности по формированию
коммуникативных умений младших школьников через разные формы учебного сотрудничества (групповые формы работы) оптимальна и обеспечивает положительную динамику их развития.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом 2012/13уч.г 1 класс 2013/14уч.г. 2 класс 2014/15уч.г 3класс
- вопринимать текст с учётом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения 40% 60% 75%
- сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче 20% 35% 60%
- анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения 40% 60% 75%
- составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану. 15% 30% 60%
- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка 20% 40% 55%
- характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду) 15% 35% 65%
- характеризовать существенный признак, разбития объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведённой классификации 40% 50% 60%
- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства 30% 45% 60%
В определении результативности работы также используются методика измерения уровня сформированности коммуникативной успешности младших школьников И. А.Г ришановой
Сравнение экспертной оценки коммуникативной успешности учащихся 1 класса (май 2013г.) и 3 класса (январь 2015г.)
■ 1 класс
■ 4 класс
■ Столбец!
Параметры: А - когнитивный Б - поведенческий С - э мотив ный
Сравнение самооценки коммуникативной успешности учащихся 1 класса (май 2013г.) и 3 класса (январь 2015г.)
Результаты следующих диагностических методик: «Анкета для школьников» опросник «Мой класс» тест незаконченных предложений «Мой класс и мой учитель» социометрияДжМорено, опросник подвергаются качественному содержательному анализу и помогают отслеживать эффективность деятельности и корректировать направления работы.
Полученные результаты проведённых диагностических методик свидетельствуют о том, что учащиеся расширили круг общения, лучше узнали друг друга, приобрели навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Совместная творческая деятельность способствует формированию уважительного отношения к иному мнению, умения избегать конфликтов, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и творческих задач, развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка (радость успеха, ответственность за принятое решение, гордость за победу и т.д.). У ребят повысилась мотивация к обучению. Они много приобрели для себя в личностном плане.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?
1) Дети с радостью делятся тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умение общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т. е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же - повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное овладение теоретическим материалом и умение оперировать им на практике. Дифференцируется не только классная, но и домашняя работа.
5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления - контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.
А в подтверждение ко всему сказанному, хочется привести слова Д.Б.Эльконина: «Ребенок компетентным может стать только САМ, найдя и апробировав различные модели поведения, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентирам.»
Литература
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. / Управление начальной школой. - 2009. -№2. - С.4-10.
2. Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы»: программа / И.Н. Агафонова. -СПб., 2003.
3. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в команде: коммуникативная компетентность учащихся. / Управление начальной школой. - 2009. -№4. - С. 10-16.
4. Агафонова И.Н. Формирование у детей умения сотрудничать в паре: компоненты коммуникативной компетентности. Занятие «Варежки» на формирование умения сотрудничать в паре. Комментарии психолога. / Управление начальной школой. - 2009. -№3. - С.4-9.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.
7. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников / Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С. 149-153.
8. Выготский Л.С. Детская психология. Избр. психол. тр.: В 6 т.М.: Педагогика, 1984-1989.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. [Текст]: сборник избранных трудов/ Л. С. Выготский. - М.: , Изд-во Эксмо, 2006.- 235с.
10. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. - М. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.
11. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебновоспитательной деятельности / Начальная школа + до и после.-2011.-№4. -С.78-83
12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.
13. Леонова Е.В., Плотникова А.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Начальная школа.-2011.-№7. -С.91-96
14. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб: Речь, 2005.
15. Набиуллина Э.Р.Психолого-педагогические аспекты формирования и оценки коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников /http://festival. 1september.ru
16. Общение, личность и психическое развитие ребёнка / Под ред. М.И. Лисиной, А.Г. Рузской. М.: МПСИ, 1985.
17. Песняева Н.А. Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге / Начальная школа.- 2005.- №5.- с.54-57.
18. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие. / Начальная школа.- 2012.- №9.- с.22-23.
19. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. / Гл. ред. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993-1999.
20. Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектноисследовательской деятельности / Начальная школа.-2007.-№7. -С.40-43
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / Министерство образования и науки Российской Федерации-М.: Просвещение,2011.-33с. - (Стандарты второго поколения).
23. ЧиндиловаО.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / Начальная школа + до и после.- 2011. -№11. -С.3-5.