Журавлёва А.А. ©
Студент педагогического факультета
ФГБО ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Ишиме
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье представлен авторский подход к формированию коммуникативных умений младших школьников во внеурочной работе - коммуникативное умение: классные часы, игры, эстетические беседы.
Ключевые слова: коммуникативные умения, внеурочная деятельность, ФГОС НОО. Keywords: communication skills, extracurricular activities, the GEF IEO.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предлагает формировать коммуникативных умений для адаптации ребенка в социуме, так как коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.
Степень сформированности коммуникативных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований, среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касатконой, Р.В. Овчаровой и др. В качестве основных средств формирования данных умений младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность призвана развивать коллективные отношения, развивать дарования [4].
Анализ теории и практики формирование коммуникативных умений младших школьников свидетельствует о его существенных недостатках. Ученые в меньшей степени уделяют внимание рассмотрению педагогических условий и путей формирование коммуникативных умений младших школьников, особенно во внеурочной деятельности. Мало уделяется внимания их формированию с учетом индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии, возрастные особенности); недостаточно полно используются возможности внеурочной деятельности, а именно включение в нее таких практико -ориентированных средств формирования коммуникативных умений, как игра, тренинги, специализированные упражнения.
© Журавлёва А.А., 2015 г.
Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе является актуальной проблемой. Совершенствование научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему. Поскольку наше исследование связано с формированием коммуникативных умений, следует уточнить видение таких основных понятий, как умения и коммуникативные умения.
В психологическом словаре «умение» определяется как промежуточный этап овладения новым способом деятельности на основе знаний, но еще не достигнувший уровня навыка, автоматизированности. Следовательно, знание - необходимое условие
формирования умения.
Ю.А. Каляева, А.А. Кидрон, А.А. Леонтьева, М.И. Лисина, Л.Р. Мунирова считают, что умение - это способность выполнять определенное действие или деятельность продуктивно, подбирая и применяя целесообразные приемы (приобретенные знания и навыки). Это понятие расширяется и уточняется. Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, В.Д. Ширшова доказывают, что умение формируется на основе знаний, навыков, в новых и обычных условиях. Владение определенными умениями свидетельствует о сознательном, творческом мышление, поскольку лишь навык предполагает автоматизацию действия и осуществляется при постоянных, неизменных условиях.
В лингводидактической литературе А. А. Люблинская, Л. Г. Воронин используют понятие «языковые умения», «речевые умения», «частично-речевые умения»,
«коммуникативные умения». «Языковые умения» связаны с языком, «речевые» - с речью. Соответственно, речевые умения - это способность учащихся использовать материал родного языка, основой которого является их знания о языке [31, с. 19].
Коммуникативные умения по Л. А. Варзацкой [3] можно сравнить с этапами создания текста, однако они не направлены на овладение диалогической формой речи.
Коммуникативные умения по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информативно - коммуникативные, регуляционно - коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений (Л. Р. Мунирова) [4].
Сформированные коммуникативные умения - главный показатель готовности ребенка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. (А.В. Запорожец, Д.Б, Эльконин и др.) [4].
Коммуникативные умения - есть важное условие развития ребенка - школьника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.Н. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) [3].
По выражению В.А. Петровского, «в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми». Итак, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т.д.) и взаимное влияние[1].
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативные умения и общение как таковое - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т. п.
Основной идеей для создания системы формирования коммуникативных умений младших школьников, выступила необходимость постепенного ознакомления детей младшего школьного возраста с коммуникативными умениями, развитием коммуникативных умений во внеурочной работе, необходимые для жизни в современном обществе.
Система формирования коммуникативных умений может быть организована в виде программы «Я и Мы» разработанной в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 2-4 классах. Главное назначение данного курса формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности воспитательного проекта. Данная программа - это маленький шажок на пути к хорошему общению, капля в том море жизненного опыта, которая формирует коммуникации [2], целью которой является создание системы, в процессе которой происходит формирование у младших школьников коммуникативных умений во внеурочной деятельности.
Основными принципами формирования коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности являются: деятельностный принцип, принцип единства деятельности и общения, принцип творчества, принцип гуманистической направленности, принцип интеграции, принцип диалогического общения.
Система формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности рассчитана на 2 час в неделю, общее количество часов 18.
В работе с младшими школьниками перед учителем начальных классов стоит много задач. Одной из них, и, пожалуй, важнейшей, является развитие коммуникативных умений, обращение, просьба о поддержке, помощи, услуге, оказание поддержки, помощи, услуги, умение оценивать эмоциональное состояние партнёра, конструктивное и позитивное взаимодействие, позитивное отношение к себе и другим людям, благодарность.
Формирование коммуникативных умений у младших школьников происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома. Методы и способы формирования, используемые учителем, разнообразны. Наиболее эффективными, являются современные инновационные педагогические технологии. Самое важное при реализации системы - это то, что развивается творческая активность и самостоятельность, навыки коммуникации самих детей, а также усиливается процесс их социализации.
Для продуктивной оценки результатов работы над темой исследования определены следующие критерии и показатели оценки сформированности коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности:
- умение взаимодействовать со сверстниками;
- умение считаться с мнением окружающих, справедливо решать споры;
- умение выступать перед классом;
- уметь принимать правила общения в играх и в совместной деятельности;
- умений проявлять заботу об окружающих людях;
- умение выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие друг другу;
На основе этих критерий были выделены уровни развития коммуникативных умений:
Высокий уровень: дети с наиболее высоким уровнем развития коммуникативных умений. Это общительные, не конфликтные и не застенчивые дети. Они знают правило общения, принятые в обществе, и применяют их на практике. Проявляют интерес к своим товарищам, отзывчивы. Умеют поддержать общий разговор.
Средний уровень: в основном дети с недостаточно устойчивыми положительными взаимоотношениями, но в общем доброжелательные, общительные. Дети помогают педагогу или товарищам только по их просьбе. Не всегда честны и справедливы, не выполняют обещаний.
Низкий уровень: невысокий уровень развития как коммуникативных умений, так и нравственных представлений. Дети нарушают правила поведения, наиболее выражены конфликтные отношения со сверстниками, трудности в общении. К контактам равнодушны, не умеют поддерживать общий разговор.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования, были получены следующие результаты:
1. Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальном и контрольном классах преобладает средний уровень сформированности коммуникативных умений.
2. Чтобы показать учащимся, что необходимо развивать свои коммуникативные умения мы разработали и провели мероприятия по повышению уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников: игры, ситуации, серия классных часов, включающих различные задания и упражнения, направленные на развитие коммуникативные умения у младших школьников, сделан их анализ.
3. Процесс развития коммуникативных умений был организован в соответствие с педагогическими условиями выявленными в первой главе.
4. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников в контрольном классе, где формирующий этап эксперимента не проводился, изменился незначительно. У школьников экспериментального класса уровень сформированности коммуникативных умений значительно выше, чем у учащихся контрольного класса, это говорит, о том, что подобранный нами комплекс мероприятий способствовал эффективному формированию коммуникативному умению младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, развитию коммуникативных умений у младших школьников способствует создание ситуации выбора в группе, при котором комфортно будет каждому участнику группы. Поскольку деятельность младшего школьника организуют и направляют взрослые, их задача - добиться максимальной его коммуникативной активности.
Литература
1. Арефьева О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.// Начальное образование.- 2010г. № 3. 52 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
3. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебновоспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. -С. 78-83.
4. Слизкова ЕВ. СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИННОВАЦИОННОСТЬ// СОВРЕМЕННЫЕ
ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: ответственный редактор Л.В. Ведерникова, редактор-составитель Л. А. Павлова, Е.В. Слизкова. Ишим, 2013. С. 74-77
5. Слизкова Е.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ// XXI ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. Отв.ред. Л.В. Ведерникова. Ишим, 2013. С.86-88.