Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности'

Формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2782
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФГОС НОО / COMMUNICATION SKILLS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / THE GEF IEO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлёва А. А.

В статье представлен авторский подход к формированию коммуникативных умений младших школьников во внеурочной работе коммуникативное умение: классные часы, игры, эстетические беседы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности»

Журавлёва А.А. ©

Студент педагогического факультета

ФГБО ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Ишиме

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье представлен авторский подход к формированию коммуникативных умений младших школьников во внеурочной работе - коммуникативное умение: классные часы, игры, эстетические беседы.

Ключевые слова: коммуникативные умения, внеурочная деятельность, ФГОС НОО. Keywords: communication skills, extracurricular activities, the GEF IEO.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предлагает формировать коммуникативных умений для адаптации ребенка в социуме, так как коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.

Степень сформированности коммуникативных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Проблеме формирования коммуникативных умений младших школьников посвящен ряд исследований, среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, Е.А. Архиповой, О.А. Веселковой, Ю.В. Касатконой, Р.В. Овчаровой и др. В качестве основных средств формирования данных умений младших школьников авторы используют коммуникативные упражнения, беседы, коммуникативные игры, игровые задания, которые могут быть эффективно применены как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность призвана развивать коллективные отношения, развивать дарования [4].

Анализ теории и практики формирование коммуникативных умений младших школьников свидетельствует о его существенных недостатках. Ученые в меньшей степени уделяют внимание рассмотрению педагогических условий и путей формирование коммуникативных умений младших школьников, особенно во внеурочной деятельности. Мало уделяется внимания их формированию с учетом индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных умений, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии, возрастные особенности); недостаточно полно используются возможности внеурочной деятельности, а именно включение в нее таких практико -ориентированных средств формирования коммуникативных умений, как игра, тренинги, специализированные упражнения.

© Журавлёва А.А., 2015 г.

Развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе является актуальной проблемой. Совершенствование научных технологий привело к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему. Поскольку наше исследование связано с формированием коммуникативных умений, следует уточнить видение таких основных понятий, как умения и коммуникативные умения.

В психологическом словаре «умение» определяется как промежуточный этап овладения новым способом деятельности на основе знаний, но еще не достигнувший уровня навыка, автоматизированности. Следовательно, знание - необходимое условие

формирования умения.

Ю.А. Каляева, А.А. Кидрон, А.А. Леонтьева, М.И. Лисина, Л.Р. Мунирова считают, что умение - это способность выполнять определенное действие или деятельность продуктивно, подбирая и применяя целесообразные приемы (приобретенные знания и навыки). Это понятие расширяется и уточняется. Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, В.Д. Ширшова доказывают, что умение формируется на основе знаний, навыков, в новых и обычных условиях. Владение определенными умениями свидетельствует о сознательном, творческом мышление, поскольку лишь навык предполагает автоматизацию действия и осуществляется при постоянных, неизменных условиях.

В лингводидактической литературе А. А. Люблинская, Л. Г. Воронин используют понятие «языковые умения», «речевые умения», «частично-речевые умения»,

«коммуникативные умения». «Языковые умения» связаны с языком, «речевые» - с речью. Соответственно, речевые умения - это способность учащихся использовать материал родного языка, основой которого является их знания о языке [31, с. 19].

Коммуникативные умения по Л. А. Варзацкой [3] можно сравнить с этапами создания текста, однако они не направлены на овладение диалогической формой речи.

Коммуникативные умения по структуре являются сложными, высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информативно - коммуникативные, регуляционно - коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений (Л. Р. Мунирова) [4].

Сформированные коммуникативные умения - главный показатель готовности ребенка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности. (А.В. Запорожец, Д.Б, Эльконин и др.) [4].

Коммуникативные умения - есть важное условие развития ребенка - школьника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.Н. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) [3].

По выражению В.А. Петровского, «в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми». Итак, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т.д.) и взаимное влияние[1].

Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативные умения и общение как таковое - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участники обмениваются мыслями, намерениями, идеями, переживаниями, а не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, фиксированными в материи. Следовательно, общение способствует передаче, обмену, координации идеальных образований, существующих у индивида в виде представлений, восприятия, мышления и т. п.

Основной идеей для создания системы формирования коммуникативных умений младших школьников, выступила необходимость постепенного ознакомления детей младшего школьного возраста с коммуникативными умениями, развитием коммуникативных умений во внеурочной работе, необходимые для жизни в современном обществе.

Система формирования коммуникативных умений может быть организована в виде программы «Я и Мы» разработанной в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 2-4 классах. Главное назначение данного курса формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности воспитательного проекта. Данная программа - это маленький шажок на пути к хорошему общению, капля в том море жизненного опыта, которая формирует коммуникации [2], целью которой является создание системы, в процессе которой происходит формирование у младших школьников коммуникативных умений во внеурочной деятельности.

Основными принципами формирования коммуникативных умений у младших школьников во внеурочной деятельности являются: деятельностный принцип, принцип единства деятельности и общения, принцип творчества, принцип гуманистической направленности, принцип интеграции, принцип диалогического общения.

Система формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности рассчитана на 2 час в неделю, общее количество часов 18.

В работе с младшими школьниками перед учителем начальных классов стоит много задач. Одной из них, и, пожалуй, важнейшей, является развитие коммуникативных умений, обращение, просьба о поддержке, помощи, услуге, оказание поддержки, помощи, услуги, умение оценивать эмоциональное состояние партнёра, конструктивное и позитивное взаимодействие, позитивное отношение к себе и другим людям, благодарность.

Формирование коммуникативных умений у младших школьников происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома. Методы и способы формирования, используемые учителем, разнообразны. Наиболее эффективными, являются современные инновационные педагогические технологии. Самое важное при реализации системы - это то, что развивается творческая активность и самостоятельность, навыки коммуникации самих детей, а также усиливается процесс их социализации.

Для продуктивной оценки результатов работы над темой исследования определены следующие критерии и показатели оценки сформированности коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности:

- умение взаимодействовать со сверстниками;

- умение считаться с мнением окружающих, справедливо решать споры;

- умение выступать перед классом;

- уметь принимать правила общения в играх и в совместной деятельности;

- умений проявлять заботу об окружающих людях;

- умение выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие друг другу;

На основе этих критерий были выделены уровни развития коммуникативных умений:

Высокий уровень: дети с наиболее высоким уровнем развития коммуникативных умений. Это общительные, не конфликтные и не застенчивые дети. Они знают правило общения, принятые в обществе, и применяют их на практике. Проявляют интерес к своим товарищам, отзывчивы. Умеют поддержать общий разговор.

Средний уровень: в основном дети с недостаточно устойчивыми положительными взаимоотношениями, но в общем доброжелательные, общительные. Дети помогают педагогу или товарищам только по их просьбе. Не всегда честны и справедливы, не выполняют обещаний.

Низкий уровень: невысокий уровень развития как коммуникативных умений, так и нравственных представлений. Дети нарушают правила поведения, наиболее выражены конфликтные отношения со сверстниками, трудности в общении. К контактам равнодушны, не умеют поддерживать общий разговор.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования, были получены следующие результаты:

1. Анализ полученных результатов показал, что в экспериментальном и контрольном классах преобладает средний уровень сформированности коммуникативных умений.

2. Чтобы показать учащимся, что необходимо развивать свои коммуникативные умения мы разработали и провели мероприятия по повышению уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников: игры, ситуации, серия классных часов, включающих различные задания и упражнения, направленные на развитие коммуникативные умения у младших школьников, сделан их анализ.

3. Процесс развития коммуникативных умений был организован в соответствие с педагогическими условиями выявленными в первой главе.

4. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента показал, что уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников в контрольном классе, где формирующий этап эксперимента не проводился, изменился незначительно. У школьников экспериментального класса уровень сформированности коммуникативных умений значительно выше, чем у учащихся контрольного класса, это говорит, о том, что подобранный нами комплекс мероприятий способствовал эффективному формированию коммуникативному умению младших школьников во внеурочной деятельности.

Таким образом, развитию коммуникативных умений у младших школьников способствует создание ситуации выбора в группе, при котором комфортно будет каждому участнику группы. Поскольку деятельность младшего школьника организуют и направляют взрослые, их задача - добиться максимальной его коммуникативной активности.

Литература

1. Арефьева О.М. К проблеме формирования коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.// Начальное образование.- 2010г. № 3. 52 с.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.

3. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебновоспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. -С. 78-83.

4. Слизкова ЕВ. СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИННОВАЦИОННОСТЬ// СОВРЕМЕННЫЕ

ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: ответственный редактор Л.В. Ведерникова, редактор-составитель Л. А. Павлова, Е.В. Слизкова. Ишим, 2013. С. 74-77

5. Слизкова Е.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ// XXI ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. Отв.ред. Л.В. Ведерникова. Ишим, 2013. С.86-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.