Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности студентов - будущих юристов'

Формирование коммуникативной компетентности студентов - будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храмцова Анна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности студентов - будущих юристов»

А.Б. Храмцоеа *

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

В статье исследуется проблема профессиональной подготовки студентов юридического факультета. Раскрывается значимость коммуникативной деятельности для успешного решения профессиональный задач. Идентифицируя готовность к профессиональной деятельности с коммуникативной деятельностью, автор выщеляет в структуре последней виды профессионально значимый способностей и обосновывает необходимость развития у студентов — будущих юристов интеллектуальных, вербальных, аналитических способностей средствами иностранного языка, опираясь на идеи контекстного подхода к подготовке специалистов в вузе.

Иноязычная коммуникативная деятельность, как и любая другая, требует от субыекта деятельности наличия определенной системы побуждений, отражающих природу коммуникативной деятельности. Изучение профессионально важной информации ни иностранном языке, знание технологии и техники профессионально-деловой коммуникации предполагают создание определенных условий. Условие — одна из базовый категорий, рассматриваемая практически во всех науках: в философии термин «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее к предмету многообразие обыективного мира. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается.

В педагогике «условие» может быть определено через дидактические категории, отражающие учебно-воспитательный процесс. Под эффективными педагогическими условиями следует понимать совокупность средств, способствующих формированию готовности, связанной с иноязычной коммуникацией.

Практика показывает, что среди базовый условий следует выделить контекстный подход [1], предполагающий отбор профессиональнозначимого содержания, которое способствует профессиональному общению на основе чтения научной литературы, справочных материа-

* © Храмцова А.Б., 2008

Храмцоеа Анна Борисовна — кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета

лов, а также форм и методов, среди которых важное место занимает деловая игра, базирующаяся на транзактном анализе (Э. Берн). Контекстный подход позволяет в практике образовательного процесса моделировать ситуации делового профессионального общения с установкой на выработку определенныгх профессиональных свойств личности. Обучению профессиональной технологии при решении задач коммуникативного характера способствует профессионально-информационный подход: обмен информацией с коллегами, доклад на научной конференции, перевод при беседе специалистов с партнерами. Создание проектов, решение проблемный ситуаций создают условия для развития специальных способностей личности, актуализации знаний, полученных в процессе изучения иностранного языка.

Результативность профессиональной подготовки представляется готовностью выпускника вуза к продуктивному решению профессиональных задач [2]. Результат вузовского образования как его итог отражается в продукте — личности выпускника (обыективный компонент результата); в конкретных изменениях самого содержания этой личности (преобразующий компонент результата). Таким образом, результат профессионального образования имеет как содержательную, так и ценностную сторону.

Университетское образование создает условия для профессиональной подготовки через средства, погружающие в контекст педагогической деятельности.

В научно-педагогическом исследовании в настоящее время широко применяется особого рода моделирование, называемое мысленным экспериментом, в ходе которого, наряду с научными предположениями, используют элементы научной фантазии. Мысленный эксперимент представляет собой логическую операцию, основанную на предположении, условии или допуске. Мысленный эксперимент субыек-тивен по характеру замысла и в этом отношении выгходит за пределы реальности, но в логическом отношении он сохраняет непосредственную аналогию с реальным моделированием.

Модель прогнозирует то, что должно быть, исходя из цели, предыяв-ляемой спецификой профессии, типа учебного заведения. В модели подготовки заложены требования, которые выполняются на основе содержания учебных программ, методов обучения. Модель специалиста ориентируется на изучение сферы деятельности выпускников вуза, описания ее условий, необходимый знаний, умений, качеств (про-фессиограмма). Модель деятельности дает ответ на вопрос о том, что требуется специалисту для его успешного функционирования (требования и перспективы развития). Это эталон, в котором выражается социальный заказ. Модель подготовки — это учебный процесс с его содержанием, отношениями и связями, которая включает учебную деятельность студентов, преподавателей, организующих ее и управляющих ею.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены права и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения предмету, учебных пособий и других обучающих средств.

Анализ различный подходов к выработке ценностных ориентаций студентов позволил сделать вывод о том, что сформированная в личности направленность на расширение профессиональной компетенции становится фактором развития личности профессионала. Изменяются показатели компонентов готовности, в итоге ценностно-мотивационный компонент проявляется во внутреннем стремлении студента к овладению основами будущей профессиональной деятельности, так как формируются профессиональные мотивы; вырабатывается установка на творчество, на развитие творческого потенциала и стремление к личностному саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию; осознается смысл овладения дополнительными социокультурными знаниями, расширяющими компетенции специалиста.

Когнитивный компонент готовности проявляется в стремлении студентов к использованию знаний в квазипрофессиональной деятельности. Технологический компонент выражается готовностью к познавательной деятельности на протяжении всего периода изучения иностранного языка с профессиональным контекстом; рефлексивнооценочный компонент — установлением обратной связи, управлением этим процессом, его коррекцией и взаимодействием сторон, участвующих в профессиональной подготовке студентов, что выражается высоким уровнем самосознания, самоанализа, самокоррекции.

Системообразующим и регулирующим фактором профессионального роста и творческой активности студента является рефлексия. Образ «Я» («Я» — прошлое, «Я» — реальное, «Я» — идеальное) как результат самопознания, обусловленный педагогическими условиями, идентичен идеалам профессиональной деятельности. В итоге учебно-воспитательный процесс направлен на получение и обработку информации об исходный данных по каналу обратной связи; выработку этических норм профессионального поведения.

Согласно личностно-ориентированной концепции студент является изначально субыектом познания. Исходя из принципа единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), можем утверждать, что субыект деятельности по овладению иноязычной профессиональной коммуникативной компетентностью планирует, организует, направляет, корригирует ее, в то же время сама деятельность формирует студента как субыекта. Таким образом, достигается «сдвиг» мотива, представляющий форму проявления потребностей. А.Н. Леонтьев полагает, что генетически исходным началом для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей [3]. Их совпадение есть

вторичное явление, чему способствуют специально создаваемые педагогические условия. Мотив выступает как обыективная ценность продукта учебной деятельности — знаний, поскольку мотивация выполняет разнообразные функции в познавательной деятельности студента: побуждает к непрерывной интенсивной деятельности, задавая ей определенный темп; конкретизирует степень волевых усилий; придает избирательную направленность познавательным (регуляторная функция) мотивам и выступает в качестве внутреннего механизма управления всей учебной деятельностью.

Отбор средств (условий), обеспечивающих формирование готовности к профессиональной деятельности, происходит на основе принципа соответствия социальным потребностям общества, обусловленного сущностью философских категорий (познаваемость мира, обыек-тивность, единство теории и практики, гуманизм, демократизм).

Принцип целеполагания выступает как идея о конечном результате профессиональной подготовки, как фактор профессионального развития. Ориентация на ценности изучения иноязычной лексики — фактор целеобразования в процессе профессиональной подготовки студентов. Целеполагание как принцип выполняет прогностическую, интегрирующую функции, а подготовка студентов к профессиональной деятельности становится целенаправленной, осмысленной.

Исследования показывают, что цель является одним из регуляторов человеческого поведения и вытекает из потребностей социального бытия. Механизм целеполагания служит мотивирующим фактором учебной деятельности студентов, так как социальная деятельность становится формой этого бытия. И те результаты, которые человек получает благодаря своей деятельности, всегда имеют социальный смысл, социальное значение: целеполагание есть процесс формирования образа предстоящей профессиональной деятельности.

При овладении иностранным языком студенты проходят определенный этап социализации, когда у них вырабатывается чувство принадлежности к определенной языковой общности, наряду с умениями выражать свои желания, чувства, мысли, усваиваются нормы и законы, по которым живут члены этого общества, система ценностных отношений, существующих в нем.

Технология управления процессом профессиональной подготовки заключается в создании предметной насыщенности среды. Иноязычная речевая деятельность выступает средством решения квазипрофес-сиональных задач обучения. Моделирование учебных ситуаций иноязычного общения, процессов решения профессионально-предметных задач достигается посредством совмещения процесса освоения иностранного языка и процесса выработки профессиональных умений. Таким образом, методика реализации педагогических условий формирования готовности студентов гуманитарного профиля к профессиональной деятельности должна отражать наличие всех компонентов учеб-

ного процесса (цель, содержание, методы, организационные формы). Имитация профессиональных сфер комплексом проблем, присущих той или иной профессиональной деятельности, будет способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности студентов.

Формирование готовности — это сложный многоуровневый процесс, в ходе которого вырабатываются общие смыслы, идеи, понятия, теоретической основой которых являются гносеологические, аксиологические, акмеологические и информационные условия, которые находятся в тесной взаимосвязи и детерминируются нормами профессиональной интеракции.

Увеличение обыема знаний и стремление к усвоению большого обые-ма иноязымной информации, ценностей будущей профессиональной деятельности обусловлены профессионально значимыми мотивами. Бышо установлено, что успешность деятельности определяется не только силой мотивации (классический закон Иеркса-Додсона), но и структурой мотивов.

Исследователи (Н.И. Мешков, В.А. Якунин, А.А. Реан) экспериментально установили, что положительная профессиональная мотивация не восполняется даже самым высоким уровнем профессиональных способностей.

В профессиональной педагогике предпринимались попытки определения профессионально значимый свойств личности, в том числе и специальных способностей. Анализируя результаты научного поиска, пришли к выводу, что адекватность способностей сути вышолняемыгх профессиональных функций создает условия для успешного решения профессиональных задач. Отмечается, что для ряда специальностей, приобретаемых студентами гуманитарных факультетов (наиболее популярных сегодня — юрист, психолог, экономист, менеджер), характерно решение проблемный задач по социальному регулированию отношениями в обществе, что требует мыслительных способностей для выполнения контекстно-значимыи мыслительных операций.

Поскольку принятие решения в условиях повышенной ответственности за судьбу человека предыявляет высокие нравственно-моральные требования к личности специалиста, нервно-психические перегрузки могут приводить к развитию тревожности, эмоциональной неустойчивости, к синдрому «профессионального сгорания». Разнообразные жизненные ситуации требуют их внимательного изучения, отбора способов разрешения проблемы и прогнозирования результата их применения.

Анализ квалификационных характеристик студентов юридического факультета показал, что определяющими свойствами личности юриста являются способности к сосредоточению на определенном виде деятельности, аналитические и вербальные способности. Рассмотрение правовых ситуаций предполагает проецирование нормы на ее суть,

что сопровождается действиями по обоснованию, оценке, утверждению с признанием множественности верных решений. Учебный процесс задает условия познавательной деятельности содержанием образования (познавательные задачи), включением в процесс взаимодействия по освоению содержания образования (познавательные задачи), а также различных методов обучения (коммуникативные задачи), необходима контекстность образовательного процесса, который создается проблемными ситуациями (мыслительные операции).

Осознание своих склонностей и способностей приводит к формированию мотивов, побуждающих человека заниматься определенным видом деятельности. Важно адекватное представление студента о структуре иноязымной профессиональной коммуникативной деятельности и соответствии имеющихся способностей ее видам (Е.П. Ильин), что приводит к высокой эффективности в решении профессиональных задач, создает уверенность в правомерности выбора профессии, превращая ее в стойкий интерес, который влияет на активность в процессе овладения профессией, таким образом происходит самоподкрепле-ние профессионального мотива [4. С.272].

Как показывают исследования ряда ученых (Г. Олпорт, П.М. Якобсон), между свойствами личности и мотивами имеется взаимосвязь, отмечается большое значение стремления человека к достижению успеха или мотив достижения (Ф. Хоппи), выяснению (Д. Макклелланд), что это — устойчивая потребность индивида добиваться успеха в различных областях деятельности. При этом значимы два вида «мотива достижения»: стремление к успеху и избегание неудачи (Д. Аткинсон, Л. Кеммлер, Х. Хекхаузен, В. Мейер). Человек активен, потому что испытывает потребность в эффекте своих действий. С мотивом достижения связаны такие качества, как настойчивость и упорство, а с мотивом избегания неудачи — активность и ответственность. Необходимость приобщения к образу сознания другого народа ориентирует цели обучения иностранному языку на развитие у студентов способностей к иноязымной коммуникации, что в свою очередь ставит задачу формирования готовности к осмыслению социокультурного портрета страны изучаемого языка, профессиографического содержания портрета юриста.

Аксиологический потенциал готовности к иноязымной коммуникации заключается в присутствии эмотивной составляющей в мотивации, в ценностном отношении как к изучению иностранного языка специальностей, в развитии лингвострановедческой компетенции, так и в осознании необходимости приобрести умения взаимодействия с носителем другой культуры. Иноязычная профессиональная коммуникативная деятельность выступает средством передачи форм культуры профессиональной роли и профессионального опыта. Являясь значимым видом познавательной деятельности, коммуникативная деятельность может идентифицироваться с коммуникативной компе-

тентностью, что позволяет создавать дидактические условия, стимулирующие развитие определенныгх видов способностей средствами иностранного языка (см. таблицу).

Таблица

Формирование коммуникативной компетентности студентов — будущих юристов

Дидактические задачи Виды развиваемых способностей Формируемые компетенции

1. Познавательные Интеллектуальные (умственные) Лингводидактическая

2. Коммуникативные Вербальные Лингвокоммуникативная

3. Операциональные Аналитические Лингвострановедческая

Лингводидактическая компетенция не только предполагает овладение языком (словарный состав, грамматический строй, правила использования единиц языка для построения речевых высказываний) в рецептивном плане, но и в продуктивном — готовность к использованию языжовыгх единиц в ходе профессионального обучения, что предполагает владение профессиональным тезаурусом. Лингвокоммуникативная компетенция обеспечивает возможности для устного обучения в типичных коммуникативных ситуациях профессионального контекста, требующих осмысления обсуждаемой проблемы, а значит владения мыслительными операциями для решения коммуникативных задач. Поскольку предметом обсуждения становятся различные жизненные ситуации, осуществляя социальное регулирование этой ситуацией, юрист привлекает свой жизненный опыт, знания из различных областей, иногда специального характера (психология, психоаналитика, медицина, физиология, этика и др.), чему способствуют его высокая эрудированность и широта интересов, общий культурный кругозор. Лингвострановедческая компетенция является частью профессиональной культуры юриста, а ее наличие позволяет участвовать в международных процессах, обогащая специалиста информацией о социокультурных и профессиональный особенностях коммуникации, о правилах морально-этического характера, обусловленных менталитетом носителя языка.

Таким образом, коммуникативная деятельность юриста — это сложный продукт отражения профессиональной реальности в процессе мыслительной деятельности, вызывающий необходимость расширения структуры профессиональной компетентности студентов — будущих юристов в ходе профессиональной подготовки. В то же время согласимся с исследователями (И.А. Зимняя, М.Н. Скаткин), утверждающими, что нельзя коммуникативную деятельность отождествлять с мышлением, поскольку ее результаты обусловлены не только мышлением, но и вниманием, памятью, волей, опытом — индивидуальными особенностями личности.

Для организации познавательной деятельности важным является то, что мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы сознания, которая охватывает стремления и потребности, интересы и побуждения, аффекты и эмоции (Л.С. Выготский). Мотивация, являясь продуктом познавательной деятельности, является фактором развития; оказывая воздействие на протекание мыслительных процессов, она становится источником интеллектуальной активности; мобилизуя творческие силы на решение познавательных задач, мотивация влияет на качество и глубину знаний, на стремление к самообразованию. Таким образом, меняется роль преподавателя иностранного языка, создающего условия для выбора студентами — будущими юристами индивидуального образовательного маршрута при изучении иностранного языка, что в свою очередь требует тщательного отбора средств формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов на этапе профессиональной подготовки в вузе.

Библиографический список

1. Вербицкий, АА. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.

2. Полонский Е.П. Результат научно-педагогического исследования: структурные компоненты и формы представления / Е.П. Полонский //Понятийный аппарат педагогики и образования. — Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2001.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Наука, 1975. - 340 с.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2000. — 508 с.

A.B. Khramtsova

COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF STUDENTS - FUTURE LAWYERS

In the article the problem of law students’ professional education is studied. The importance of communicative activity for successful decision of professional problems is revealed. Identifying readiness for professional work with communicative activity, the author marks aspects of professionally significant abilities in structure of the last and proves necessity of development intellectual, verbal, analytical abilities in students — future lawyers by means of foreign language, grounding on ideas of contextual approach to preparation of specialists in high school.

Статья принята в окончательном варианте 14.01.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.