Научная статья на тему 'Организация обучения иностранному языку на основе контекстного подхода'

Организация обучения иностранному языку на основе контекстного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ / ТЕОРИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CONTENTS OF STUDY / PROFESSIONAL ORIENTED COMMUNICATION / THE THEORY OF CONTEXTUAL TEACHING / CONTEXTUAL MODEL OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING / SPECIAL FOREIGN LANGUAGE / EDUCATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоренко Ольга Алексеевна

В статье рассматривается разработанная контекстная модель профессионально направленного обучения иностранному языку в военном вузе на основе контекстного подхода. Для успешной реализации контекстной модели предлагается использовать современные педагогические технологии, сочетающие новые и традиционные формы, методы и средства обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING ON THE BASIS OF CONTEXTUAL APPROACH

The article considers a developed contextual model of the professionally oriented foreign language teaching in the military academy on the basis of the contextual approach. To realize the contextual model the author suggests using modern teaching technologies, comprising new and traditional forms and methods.

Текст научной работы на тему «Организация обучения иностранному языку на основе контекстного подхода»

І

О.А. Григоренко

организация обучения иностранному языку на основе контекстного подхода

в статье рассматривается разработанная контекстная модель профессионально направленного обучения иностранному языку в военном вузе на основе контекстного подхода. для успешной реализации контекстной модели предлагается использовать современные педагогические технологии, сочетающие новые и традиционные формы, методы и средства обучения.

педагогика и психология

Педагогика высшей школы

Ключевые слова: содержание обучения, профессионально ориентированное общение, теория контекстного обучения, иностранный язык специальности, образовательные технологии.

В работах, посвященных профессионально направленному обучению иностранному языку, в том числе в военном вузе, выявлены многие важные дидактические условия его организации. Однако к настоящему времени нет исследований, в которых с позиций какой-либо современной педагогической теории или подхода обосновывалась бы организация целостного непрерывного процесса профессионально направленного обучения иноязычной речевой деятельности в вузе.

Как показал анализ литературы, в качестве такого подхода может выступить теория знаково-контекстного (контекстного) обучения А.А. Вербицкого, особенно потому, что иностранный язык по своей сути является знаково-символической системой.

Усваиваемые в процессе такого обучения знания - не самоцель, а средство регуляции студентом последовательно сменяющих друг друга базовых форм деятельности, собственно учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной. Чтобы получить статус знания, информация с самого начала должна «примериваться» к действию, усваиваться в его контексте. Это наполняет процесс учения студента личностным смыслом, создает возможности для целепринятия, целеобразования и целе-осуществления, движения деятельности от прошлого через настоящее к будущему, от учения к труду, к профессии [1].

Проектируя и реализуя модель контекстного обучения иностранному языку, мы исходим из того, что он является органичным звеном общей системы профессиональной подготовки курсантов, имеет тесные связи с содержанием других дисциплин. коме того, в рамках такого обучения иностранному языку мы стремимся создавать дидактические условия, способствующие порождению и развитию познавательной мотивации и ее трансформации в профессиональную.

Разработанная нами контекстная модель обучения профессионально направленному иностранному языку основана на следующих адаптированных к особенностям организации английского языка общих принципах контекстного обучения:

- обеспечения личностного включения студента в процесс учения;

- моделирования в учебной деятельности содержания и условий профессиональной деятельности;

- проблемности содержания обучения и его развертывания в образовательном процессе;

- адекватности форм учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;

- ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса;

- обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий;

- единства обучения и воспитания личности профессионала.

Экспериментальную реализацию контекстной модели обучения иностранному языку составил комплекс следующих педагогических условий.

1. Непрерывность обучения, преемственность его содержания и уровней развития иноязычной компетентности будущего специалиста.

2. Выбор содержания обучения, исходя из лингвистического строя иностранного языка и содержания профессионального общения, что предполагает межпредметные связи иностранного языка и спецдисциплин.

3. Наряду с заданиями и задачами ведущей формой содержания обучения иностранному языку выступают коммуникативные проблемы, а основой формирования соответствующих умений иноязычной речевой деятельности (ИРД) - вербализация их постановки и разрешения.

4. Овладение студентами профессионально направленной ИРД предполагает сочетание собственно учебного, квазипрофессионального и учебно-профессионального равнопартнерского диалогического общения на иностранном языке.

5. В обучении создаются психологические условия, обеспечивающие личностную включенность и гуманистические отношения субъектов учения.

6. Ситуативно порождаемая познавательная и профессиональная мотивация курсантов органично дополняются мотивами достижения.

7. При организации самостоятельной работы курсантов учитываются их индивидуально-психологические особенности, познавательные возможности и жизненный опыт.

8. Используется опора на образное представление иноязычной информации при выполнении специально разработанных творческих заданий.

9. Дидактически обоснованно используются возможности компьютера, аудиовизуальных и других технических средств обучения и контроля.

контекстная модель охватывает весь период обучения в вузе и состоит из четырех преемственных этапов, которые обеспечивают реализацию принципа непрерывности в формировании ИРД, а также способствуют развитию гражданских качеств будущих офицеров.

Так, на первом этапе такими целями выступают: обеспечение преемственности лексико-грамматического материала в системе «школа - вуз»; адаптация курсантов к условиям военного вуза; ознакомление с целями,

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

содержанием и особенностями контекстной организации обучения иностранному языку; стимулирование познавательной мотивации; создание в учебной группе атмосферы взаимопонимания и взаимоподдержки, уважения к личности каждого; развитие общей культуры и творческого мышления курсантов; выработка умений индивидуального и совместного принятия решения; достижение единства обучения и воспитания и т.п.

На протяжении всех четырех этапов содержание обучения английскому языку профессионально ориентировано и отражает предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности курсантов; используются разнообразные педагогические технологии, органически сочетающие новые и традиционные формы, методы и средства обучения.

Новизна изучаемых в ходе занятий по английскому языку материалов по специальности, обсуждение профессионально значимых вопросов способствует мотивации изучения как иностранного языка, так и специальных дисциплин, повышению познавательной и профессиональной мотивации курсантов. Кроме того, в процессе совместной деятельности курсантов решается важная задача формирования коллектива учебной группы, воинского подразделения.

Содержательная связь учебных заданий по иностранному языку с материалом спецдисциплин обеспечивает проблемность содержания обучения. критически анализируя иноязычную информацию, курсанты определяют степень ее новизны и значимости для своей будущей профессиональной деятельности. Прорабатывая иноязычные тексты, аудио- и видеоматериалы на иностранном языке, они осуществляют деятельность по поиску информации в оригинальных источниках для подготовки курсовых и дипломных проектов.

Дальнейшее развитие умений и навыков, составляющих лингвистическую и речевую компетенцию будущего специалиста, осуществлялось в различных формах работы курсантов с языковыми материалами: письменные переводы научных статей, написание рефератов, составление докладов по изучаемым научным проблемам и выступления при обсуждении этих проблем, исполнение с применением компьютеров специально подготовленных заданий, предваряющих работу с видеофильмами, использование аудиозаписей для поэтапного совершенствования навыков устной речи, профессионального общения.

Задания и вопросы профессионально направлены, стимулируют мыслительную деятельность курсантов; они обращены к личности обучающегося и несут определенный эмоциональный и воспитывающий заряд, повышают интерес к усвоению английского языка. Занятие строится таким

образом, чтобы в процессе работы с текстом и его обсуждения курсанты активно включались в речевую деятельность соответственно их уровню знаний, творчески решали предложенные задачи. Здесь есть место практической работе с текстом, пониманию на основе догадки, логического рассуждения, смысловой взаимосвязи излагаемых фактов, использованию знаний различных дисциплин.

Предлагаемые курсантам задания выполняются в социальном контексте совместной деятельности и нацелены на дальнейшее формирование навыков профессионального общения с коллегами, умений отстаивать свою точку зрения по той или иной проблеме, вступать в речевой контакт и завершать его.

Проделанная совместно с преподавателем работа с незнакомым текстом является общей схемой, примером и направлением всей последующей усложняющейся от этапа к этапу самостоятельной работы курсантов с научно-технической литературой и видеоматериалами.

конкретными формами организации учебно-познавательной деятельности курсантов являются: групповое установочное занятие, проводимое как совместная деятельность и диалогическое общение преподавателя и курсантов, курсантов между собой; самостоятельная работа курсантов под руководством преподавателя и в сотрудничестве с ним; семинар-дискуссия; пресс-конференция; самостоятельная работа курсантов с научными статьями. Практикуется и такая контекстная форма обучения курсантов, как «лекция вдвоем». В выбранные нами курсы лекций на несекретные темы включаются 45-минутные фрагменты изложения информации на иностранном языке. Каждый такой фрагмент готовится совместно преподавателем иностранного языка и лектором соответствующей специальной кафедры.

Адекватное восприятие курсантами излагаемого на английском и русском языках материала на лекции вдвоем обеспечивается их предварительной подготовкой. Такая подготовка состоит в том, что курсанты заранее выполняют блоки заданий с лексико-грамматическим наполнением и микротекстами по теме запланированных лекций. По теме лекции готовятся презентации-слайды, служащие для курсантов визуальными опорами, контрольные вопросы и таблица, которую они должны заполнить. По ответам на вопросы и правильности заполнения таблицы можно оценить степень понимания курсантами изложенного на иностранном языке материала.

Проведение лекций вдвоем преподавателем иностранного языка вместе с одним из преподавателей специальных дисциплин позволяет привлечь внимание представителей спецкафедр к возможности использо-

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

вания иностранного языка и соответствующих аутентичных материалов в целях повышения качества подготовки военных специалистов. Разнообразие конкретных форм, методов, средств и приемов работы способствует активному вовлечению курсантов в образовательный процесс, в непрерывный процесс овладения иностранным языком в течение всех пяти лет обучения.

Каждый этап учебного процесса, организуемый в форме самостоятельной работы курсантов, предваряется их встречей с преподавателем. На аудиторном занятии курсантам выдаются задания и инструкции по их выполнению.

Реализация принципа проблемности позволяет строить процесс обучения как диалогическое общение и взаимодействие, при которых курсанты личностно, интеллектуально и социально активны, заинтересованы в суждениях друг друга, отстаивают свои точки зрения, совместно выбирают наиболее обоснованные варианты разрешения проблемной ситуации. В отличие от учебной задачи, предусматривающей обычно единственный алгоритм решения и один вариант ответа, разрешение проблемной ситуации может идти разными путями и приводить к разным вариантам решений, каждый из которых может быть правильным в соответствии с выбранным критерием.

Известно, что активность обучающегося определяется целым рядом факторов, одним из основных среди которых является познавательная мотивация. Говоря словами К.Д. Ушинского, нашей задачей является «приохотить» человека к учению, а не «приневолить» его; при этом «ядром» познавательного интереса являются мыслительные процессы, интерес, полный «мысли». Поэтому в теории и практике контекстного обучения большое внимание уделяется мотивации учения курсанта.

Мотивы деятельности человека, в том числе познавательной, определяя ее смысл для субъекта, обычно весьма разнородны, поскольку отражают многообразие ситуаций, в которых протекает данная деятельность. Часто выделяю две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. В первой группе познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой этой деятельности (широкие социальные мотивы, «внешние» мотивы, мотивы достижения), в другой - сама познавательная деятельность является целью (мотивы, порождаемые деятельностью, внутренние, познавательные мотивы).

В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные именно на познавательном интересе. Развитие позна-

вательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Хотя познавательная мотивация является одним из наиболее действенных мотивов учения, необходимо создавать психолого-педагогические и дидактические условия для того, чтобы она стала началом развития профессиональной мотивации и профессиональной направленности личности будущего специалиста. Сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации оказывает решающее влияние на успехи в учении.

Наибольшими возможностями в повышении познавательного интереса курсантов к иностранному языку и продуктивности его усвоения обладают игровые технологии контекстного обучения, такие как ролевая и деловая игра, которые выбираются в зависимости от этапа, целей и содержания образования. В ролевой игре создаются наиболее благоприятные условия формирования коммуникативной компетенции курсантов, поскольку иностранный язык практически используется в функции средства порождения собственных мыслей на профессионально ориентированном содержании игры, обмена этими мыслями с другими участниками, организации взаимодействия с ними. В отличие от ролевой, в деловой игре наряду с игровой есть и имитационная модель будущей профессиональной деятельности; деловая игра в равной мере нацелена на развитие социально-коммуникативной и предметно-технологической компетентности будущего специалиста.

Активизации познавательной деятельности курсантов при отсутствии общения курсантов с носителями иностранного языка способствует применение современных технических средств обучения - компьютеров, аудио- и видеосредств, повышающих интерес к предмету. Это требует тщательной разработки заданий и соответствующих коммуникативных задач. Аутентичные видеоматериалы на практических занятиях задают динамическую наглядность, воспроизводят естественные условия использования иностранного языка, чем способствуют практическому овладению им.

Компьютеры и видеоматериалы - дополнительные средства достижения целого ряда целей: введение лексико-грамматического материала; формирование, закрепление и активизация навыков использования лексических единиц и грамматических явлений при чтении, аудировании и в иноязычной речевой деятельности; изучение лингвистических и социокультурных реалий иностранного языка и сравнение их с реалиями родного и т.п.

Из сказанного видно, что наряду с собственно целями формирования и развития профессионально направленной иноязычной речевой дея-

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

тельности в контекстной модели обучения на каждом этапе ее развертывания предусматривается достижение целого ряда общепедагогических целей.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М., 1999.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2009. № 5.

3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.