І
О.А. Григоренко
организация обучения иностранному языку на основе контекстного подхода
в статье рассматривается разработанная контекстная модель профессионально направленного обучения иностранному языку в военном вузе на основе контекстного подхода. для успешной реализации контекстной модели предлагается использовать современные педагогические технологии, сочетающие новые и традиционные формы, методы и средства обучения.
педагогика и психология
Педагогика высшей школы
Ключевые слова: содержание обучения, профессионально ориентированное общение, теория контекстного обучения, иностранный язык специальности, образовательные технологии.
В работах, посвященных профессионально направленному обучению иностранному языку, в том числе в военном вузе, выявлены многие важные дидактические условия его организации. Однако к настоящему времени нет исследований, в которых с позиций какой-либо современной педагогической теории или подхода обосновывалась бы организация целостного непрерывного процесса профессионально направленного обучения иноязычной речевой деятельности в вузе.
Как показал анализ литературы, в качестве такого подхода может выступить теория знаково-контекстного (контекстного) обучения А.А. Вербицкого, особенно потому, что иностранный язык по своей сути является знаково-символической системой.
Усваиваемые в процессе такого обучения знания - не самоцель, а средство регуляции студентом последовательно сменяющих друг друга базовых форм деятельности, собственно учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной. Чтобы получить статус знания, информация с самого начала должна «примериваться» к действию, усваиваться в его контексте. Это наполняет процесс учения студента личностным смыслом, создает возможности для целепринятия, целеобразования и целе-осуществления, движения деятельности от прошлого через настоящее к будущему, от учения к труду, к профессии [1].
Проектируя и реализуя модель контекстного обучения иностранному языку, мы исходим из того, что он является органичным звеном общей системы профессиональной подготовки курсантов, имеет тесные связи с содержанием других дисциплин. коме того, в рамках такого обучения иностранному языку мы стремимся создавать дидактические условия, способствующие порождению и развитию познавательной мотивации и ее трансформации в профессиональную.
Разработанная нами контекстная модель обучения профессионально направленному иностранному языку основана на следующих адаптированных к особенностям организации английского языка общих принципах контекстного обучения:
- обеспечения личностного включения студента в процесс учения;
- моделирования в учебной деятельности содержания и условий профессиональной деятельности;
- проблемности содержания обучения и его развертывания в образовательном процессе;
- адекватности форм учебной деятельности студентов целям и содержанию образования;
- ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса;
- обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий;
- единства обучения и воспитания личности профессионала.
Экспериментальную реализацию контекстной модели обучения иностранному языку составил комплекс следующих педагогических условий.
1. Непрерывность обучения, преемственность его содержания и уровней развития иноязычной компетентности будущего специалиста.
2. Выбор содержания обучения, исходя из лингвистического строя иностранного языка и содержания профессионального общения, что предполагает межпредметные связи иностранного языка и спецдисциплин.
3. Наряду с заданиями и задачами ведущей формой содержания обучения иностранному языку выступают коммуникативные проблемы, а основой формирования соответствующих умений иноязычной речевой деятельности (ИРД) - вербализация их постановки и разрешения.
4. Овладение студентами профессионально направленной ИРД предполагает сочетание собственно учебного, квазипрофессионального и учебно-профессионального равнопартнерского диалогического общения на иностранном языке.
5. В обучении создаются психологические условия, обеспечивающие личностную включенность и гуманистические отношения субъектов учения.
6. Ситуативно порождаемая познавательная и профессиональная мотивация курсантов органично дополняются мотивами достижения.
7. При организации самостоятельной работы курсантов учитываются их индивидуально-психологические особенности, познавательные возможности и жизненный опыт.
8. Используется опора на образное представление иноязычной информации при выполнении специально разработанных творческих заданий.
9. Дидактически обоснованно используются возможности компьютера, аудиовизуальных и других технических средств обучения и контроля.
контекстная модель охватывает весь период обучения в вузе и состоит из четырех преемственных этапов, которые обеспечивают реализацию принципа непрерывности в формировании ИРД, а также способствуют развитию гражданских качеств будущих офицеров.
Так, на первом этапе такими целями выступают: обеспечение преемственности лексико-грамматического материала в системе «школа - вуз»; адаптация курсантов к условиям военного вуза; ознакомление с целями,
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
содержанием и особенностями контекстной организации обучения иностранному языку; стимулирование познавательной мотивации; создание в учебной группе атмосферы взаимопонимания и взаимоподдержки, уважения к личности каждого; развитие общей культуры и творческого мышления курсантов; выработка умений индивидуального и совместного принятия решения; достижение единства обучения и воспитания и т.п.
На протяжении всех четырех этапов содержание обучения английскому языку профессионально ориентировано и отражает предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности курсантов; используются разнообразные педагогические технологии, органически сочетающие новые и традиционные формы, методы и средства обучения.
Новизна изучаемых в ходе занятий по английскому языку материалов по специальности, обсуждение профессионально значимых вопросов способствует мотивации изучения как иностранного языка, так и специальных дисциплин, повышению познавательной и профессиональной мотивации курсантов. Кроме того, в процессе совместной деятельности курсантов решается важная задача формирования коллектива учебной группы, воинского подразделения.
Содержательная связь учебных заданий по иностранному языку с материалом спецдисциплин обеспечивает проблемность содержания обучения. критически анализируя иноязычную информацию, курсанты определяют степень ее новизны и значимости для своей будущей профессиональной деятельности. Прорабатывая иноязычные тексты, аудио- и видеоматериалы на иностранном языке, они осуществляют деятельность по поиску информации в оригинальных источниках для подготовки курсовых и дипломных проектов.
Дальнейшее развитие умений и навыков, составляющих лингвистическую и речевую компетенцию будущего специалиста, осуществлялось в различных формах работы курсантов с языковыми материалами: письменные переводы научных статей, написание рефератов, составление докладов по изучаемым научным проблемам и выступления при обсуждении этих проблем, исполнение с применением компьютеров специально подготовленных заданий, предваряющих работу с видеофильмами, использование аудиозаписей для поэтапного совершенствования навыков устной речи, профессионального общения.
Задания и вопросы профессионально направлены, стимулируют мыслительную деятельность курсантов; они обращены к личности обучающегося и несут определенный эмоциональный и воспитывающий заряд, повышают интерес к усвоению английского языка. Занятие строится таким
образом, чтобы в процессе работы с текстом и его обсуждения курсанты активно включались в речевую деятельность соответственно их уровню знаний, творчески решали предложенные задачи. Здесь есть место практической работе с текстом, пониманию на основе догадки, логического рассуждения, смысловой взаимосвязи излагаемых фактов, использованию знаний различных дисциплин.
Предлагаемые курсантам задания выполняются в социальном контексте совместной деятельности и нацелены на дальнейшее формирование навыков профессионального общения с коллегами, умений отстаивать свою точку зрения по той или иной проблеме, вступать в речевой контакт и завершать его.
Проделанная совместно с преподавателем работа с незнакомым текстом является общей схемой, примером и направлением всей последующей усложняющейся от этапа к этапу самостоятельной работы курсантов с научно-технической литературой и видеоматериалами.
конкретными формами организации учебно-познавательной деятельности курсантов являются: групповое установочное занятие, проводимое как совместная деятельность и диалогическое общение преподавателя и курсантов, курсантов между собой; самостоятельная работа курсантов под руководством преподавателя и в сотрудничестве с ним; семинар-дискуссия; пресс-конференция; самостоятельная работа курсантов с научными статьями. Практикуется и такая контекстная форма обучения курсантов, как «лекция вдвоем». В выбранные нами курсы лекций на несекретные темы включаются 45-минутные фрагменты изложения информации на иностранном языке. Каждый такой фрагмент готовится совместно преподавателем иностранного языка и лектором соответствующей специальной кафедры.
Адекватное восприятие курсантами излагаемого на английском и русском языках материала на лекции вдвоем обеспечивается их предварительной подготовкой. Такая подготовка состоит в том, что курсанты заранее выполняют блоки заданий с лексико-грамматическим наполнением и микротекстами по теме запланированных лекций. По теме лекции готовятся презентации-слайды, служащие для курсантов визуальными опорами, контрольные вопросы и таблица, которую они должны заполнить. По ответам на вопросы и правильности заполнения таблицы можно оценить степень понимания курсантами изложенного на иностранном языке материала.
Проведение лекций вдвоем преподавателем иностранного языка вместе с одним из преподавателей специальных дисциплин позволяет привлечь внимание представителей спецкафедр к возможности использо-
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
вания иностранного языка и соответствующих аутентичных материалов в целях повышения качества подготовки военных специалистов. Разнообразие конкретных форм, методов, средств и приемов работы способствует активному вовлечению курсантов в образовательный процесс, в непрерывный процесс овладения иностранным языком в течение всех пяти лет обучения.
Каждый этап учебного процесса, организуемый в форме самостоятельной работы курсантов, предваряется их встречей с преподавателем. На аудиторном занятии курсантам выдаются задания и инструкции по их выполнению.
Реализация принципа проблемности позволяет строить процесс обучения как диалогическое общение и взаимодействие, при которых курсанты личностно, интеллектуально и социально активны, заинтересованы в суждениях друг друга, отстаивают свои точки зрения, совместно выбирают наиболее обоснованные варианты разрешения проблемной ситуации. В отличие от учебной задачи, предусматривающей обычно единственный алгоритм решения и один вариант ответа, разрешение проблемной ситуации может идти разными путями и приводить к разным вариантам решений, каждый из которых может быть правильным в соответствии с выбранным критерием.
Известно, что активность обучающегося определяется целым рядом факторов, одним из основных среди которых является познавательная мотивация. Говоря словами К.Д. Ушинского, нашей задачей является «приохотить» человека к учению, а не «приневолить» его; при этом «ядром» познавательного интереса являются мыслительные процессы, интерес, полный «мысли». Поэтому в теории и практике контекстного обучения большое внимание уделяется мотивации учения курсанта.
Мотивы деятельности человека, в том числе познавательной, определяя ее смысл для субъекта, обычно весьма разнородны, поскольку отражают многообразие ситуаций, в которых протекает данная деятельность. Часто выделяю две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. В первой группе познавательная деятельность является лишь средством достижения цели, находящейся вне самой этой деятельности (широкие социальные мотивы, «внешние» мотивы, мотивы достижения), в другой - сама познавательная деятельность является целью (мотивы, порождаемые деятельностью, внутренние, познавательные мотивы).
В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные именно на познавательном интересе. Развитие позна-
вательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Хотя познавательная мотивация является одним из наиболее действенных мотивов учения, необходимо создавать психолого-педагогические и дидактические условия для того, чтобы она стала началом развития профессиональной мотивации и профессиональной направленности личности будущего специалиста. Сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации оказывает решающее влияние на успехи в учении.
Наибольшими возможностями в повышении познавательного интереса курсантов к иностранному языку и продуктивности его усвоения обладают игровые технологии контекстного обучения, такие как ролевая и деловая игра, которые выбираются в зависимости от этапа, целей и содержания образования. В ролевой игре создаются наиболее благоприятные условия формирования коммуникативной компетенции курсантов, поскольку иностранный язык практически используется в функции средства порождения собственных мыслей на профессионально ориентированном содержании игры, обмена этими мыслями с другими участниками, организации взаимодействия с ними. В отличие от ролевой, в деловой игре наряду с игровой есть и имитационная модель будущей профессиональной деятельности; деловая игра в равной мере нацелена на развитие социально-коммуникативной и предметно-технологической компетентности будущего специалиста.
Активизации познавательной деятельности курсантов при отсутствии общения курсантов с носителями иностранного языка способствует применение современных технических средств обучения - компьютеров, аудио- и видеосредств, повышающих интерес к предмету. Это требует тщательной разработки заданий и соответствующих коммуникативных задач. Аутентичные видеоматериалы на практических занятиях задают динамическую наглядность, воспроизводят естественные условия использования иностранного языка, чем способствуют практическому овладению им.
Компьютеры и видеоматериалы - дополнительные средства достижения целого ряда целей: введение лексико-грамматического материала; формирование, закрепление и активизация навыков использования лексических единиц и грамматических явлений при чтении, аудировании и в иноязычной речевой деятельности; изучение лингвистических и социокультурных реалий иностранного языка и сравнение их с реалиями родного и т.п.
Из сказанного видно, что наряду с собственно целями формирования и развития профессионально направленной иноязычной речевой дея-
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
тельности в контекстной модели обучения на каждом этапе ее развертывания предусматривается достижение целого ряда общепедагогических целей.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М., 1999.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2009. № 5.
3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.