О СПОСОБАХ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ...
Библиографический список
1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/ В. П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Даричева, М. В. Обучение профессионально-иноязычному общению будущих специалистов в области дизайна: Монография [Текст] / М. В. Даричева,
О. Г Краискова. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. - 179 с.
3. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Туманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. -Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.
4. Цветкова, С. Е. Профессиональная языковая подготовка студентов - будущих менеджеров средствами информационных технологий [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С. Е. Цветкова. - Нижний Новгород, 2004.-23 с.
УДК 81 '27:81 '23
Томилова Валентина Михайловна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков ГОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия», Пермь
Шпак Наталья Евгеньевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ГОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия», [email protected], Пермь
О СПОСОБАХ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Tomilova Valentina Mikhailovna
Candidate ofpedagogical sciences, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages State educational institution of higher education Perm State Pharmaceutical Academy, Perm
Shpak Natalia Evgenjevna
Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of foreign languages State educational institution of higher education Perm State Pharmaceutical Academy, [email protected], Perm
ON THE WAYS OF DEVELOPMENT OF THE FUTURE SPECIALISTS COGNITIVE ACTIVITY IN THE PROCESS OF THE FOREIGN LANGUAGES LEARNING
Ключевая задача профессиональной подготовки специалистов сегодня -это формирование у студентов способности и потребности постоянно самостоятельно развивать себя как личность и самостоятельно добывать знания. Такая способность к саморазвитию личности обеспечивается её высокой
познавательной активностью и сформированными умениями самостоятельной работы. Развитие познавательной активности при изучении иностранного языка является условием общекультурной подготовки высококвалифицированного современного специалиста любого профиля, и сегодня это особо актуализируется как прикладная цель обучения.
Познавательный процесс является результатом функционирования всех элементов дидактической системы, и его эффективность определяется качеством этих элементов. Поэтому большое значение придается общему анализу методов воспитания и познавательной деятельности обучаемых, которая является одним из эффективных путей повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Тезис о необходимости развития познавательной активности студентов при обучении иностранным языкам лежит на поверхности, ни у кого не вызывает сомнений актуальность изучения и решения этого вопроса.
Определенный вклад в разработку проблемы активизации учебной деятельности внесли исследования, посвященные интересу и познавательной потребности (К. Ш. Ахияров, Л. И. Божович, Т. А. Ильина, Ю. П. Правдин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.).
Проблемами активизации учебно-познавательной деятельности при обучении иностранному языку занимались Г. С. Абрамова, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов и др..
Подтверждение своих мыслей находим в практике использования лич-ностно деятельностного подхода (А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя и др.), проблемного обучения (И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов) и контекстного подхода (А. А. Вербицкий). Одним из ведущих принципов контекстного обучения считается принцип проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе. В этом случае студент находится в исследовательской позиции, требующей включения мышления, на всех этапах работы кроме одного - этапа практического решения им самим сформулированной задачи. [2, с. 34]
Сегодня познавательная активность понимается как интегральное качество деятельности студента, обусловленное его познавательными мотивами, потребностями и интересами, характеризующееся интеллектуальным напряжением, а также проявлением волевых усилий с целью эффективного овладения знаниями (Б. Г. Ананьев, Л. П. Аристова, Н. А. Менчинская, Т. И. Шамова и др.). Стартовой позицией исследования можно считать мысль о том, что развитие познавательной активности предполагает становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли и пр.
Для того чтобы обозначить пути развития познавательной активности будущих специалистов при обучении иностранным языкам, представляется важным выделить моменты, которые определяют ее становление и совершенствование. В структуре познавательной активности студентов выделяются три составляющие: потребностно-мотивационная (познавательные
потребности, интересы, мотивация и цели); операционно-познавательная (выбор оптимальных путей достижения целей познания, соответствующих приемов, методов и режимов организации работы студентов с учебным материалом; влияние личности преподавателя на сохранение и развитие познавательной мотивации); морально-волевая (мобилизация волевых усилий, проявление познавательной самостоятельности).
Познавательные потребности, интересы, мотивация и целеполагание в познавательной деятельности будущих специалистов являются, согласно положениям теории речевой деятельности, «пусковым моментом», источником энергии, основным двигателем в овладении иноязычной речевой деятельностью. Этот процесс, безусловно, тесно связан с будущей профессиональной деятельностью личности. Цель любого вида речевой деятельности при обучении должна входить в структуру моделируемой, имитируемой профессиональной деятельности.
Познавательная активность будущих фармацевтов на занятиях по иностранному языку проявляется при развитии коммуникативных умений профессионально ориентированного чтения и говорения в ситуациях профессионального общения. Побудительно-мотивационная фаза информативного чтения провизора, чьи профессиональные обязанности предполагают информирование коллег и населения, обеспечивается установкой на передачу информации, это определяет специфику информативного чтения специалиста и это необходимо учитывать при обучении будущих специалистов.
Однако опыт показывает, что мотивационная сфера при овладении иноязычной деятельностью не может ограничиваться только лишь профессиональной обусловленностью. Включенность учебной иноязычной деятельности в профессиональный контекст не всегда является достаточным условием для сохранения, поддержания мотивации при совершении речевой деятельности в учебной обстановке. Таким образом, закономерно возникает вопрос о выборе оптимальных приемов, методов и режимов организации работы студентов с учебным материалом.
Была выбрана последовательность образовательной деятельности, целью которой явилось развитие познавательной активности обучающихся: постановка познавательной коммуникативной задачи - обучение извлечению, обработке необходимой информации по проблеме - обучение презентации полученной информации в виде проекта, обсуждения конкретных ситуаций (кейс-технологии) или ролевого взаимодействия в процессе моделирования ситуаций делового общения. Очевидно, что для постановки познавательной задачи необходима информация. Именно поэтому одной из задач исследования стала разработка подходов к информативному чтению, созданию алгоритма деятельности обучающихся.
Смысловая переработка и интерпретация информации профессионально-ориентированных текстов специалистом в ситуациях информативного чтения ориентирована на решение практических задач в ситуациях профессионального общения, которые, как правило, носят проблемный характер.
Такими задачами могут быть: грамотная консультация врача или пациента в конкретной ситуации, успешное представление конкретного фармацевтического продукта в ходе презентации (продукты), полное \ краткое \ интересное освещение конкретного вопроса, проблемы, доклад о результатах исследования и т. п. на научной конференции. Восприятие информации профессионально-ориентированного текста в случае подготовки к монологическому высказыванию определённого типа переходит в её интерпретацию в связи с условиями предстоящей коммуникативной ситуации.
Для того чтобы обучение специалиста информативному чтению и связанному с ним монологическому говорению было эффективным, необходимо организовать познавательные и коммуникативно-познавательные задачи в чтении в тесной связи с типичными условиями ситуаций профессионального общения, которые в дидактическом плане могут быть рассмотрены как проблемные ситуации. В этом случае обучение опирается на мыслительную активность читателя, обращаясь к предмету-мысли, продукту речевой деятельности чтения - умозаключению и единице деятельности чтения
- смысловому решению [7]. Поэтому целесообразно формулировать инструкции к упражнениям, направленным на обучение указанному процессу, в виде проблемных задач и вопросов, которые обеспечивают активизацию мыслительных операций как способа проникновения в предметное содержание текста. Именно совершение мыслительных операций лежит в основе умений «вычерпывания» необходимой информации. Проблемные ситуации предваряют чтение, формируя, актуализируя, поддерживая потребности, создавая желаемую установку на информационную переработку текста, в целом управляя протеканием речевого акта.
Как уже отмечалось, в качестве эффективного способа развития познавательной активности студентов был выбран метод конкретных ситуаций, который позволяет формировать умения информационной деятельности. Он включает специально подготовленные обучающие материалы и технологию их использования в учебном процессе. Содержание кейса разрабатывается преподавателем. Учебная ситуация специально создается, редактируется для конкретных целей обучения, она должна соответствовать концепции учебного курса, в рамках которого она создается.
Важно, на наш взгляд, обратить внимание на характер и значение информации, составляющей содержание кейса. Текст представляет интерес для студента, если в нем содержатся информационные единицы, значимые для обучающегося, которые он сможет использовать в моделируемых ситуациях профессионального общения. Информация текстов по специальности становится предметом, на который направляется активность читателя и в котором реализуется потребность в речевой деятельности будущего специалиста, согласно теории речевой деятельности. Наличие реальной, актуальной с точки зрения обучения информации - это необходимое условие для развития самостоятельной познавательной деятельности студента и реальный мотив для обучающей деятельности в целом.
Принципиальным является то, что при всем разнообразии ситуаций работа с ними должна научить студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы, уметь представить отобранную информацию и использовать её в обсуждении.
При извлечении информации в процессе чтения текстов по специальности для того, чтобы использовать её в профессионально обусловленных высказываниях в моделируемых ситуациях профессионального общения, средством выведения во внешний план результата понимания и извлечения информации становится письмо-фиксация. Письмо-фиксация направлено на тема-рематическое единство или суждение как субъектно- предикатное образование. При этом информационные единицы текста формулируются словами и словосочетаниями необходимого в данный момент объема и качества предметного содержания благодаря операциям мышления. Читатель в результате активной мыслительной работы вводит выделенную, осмысленную информацию в собственный понятийный аппарат, производит логическое структурирование, смысловую компрессию и создание плана будущего выступления, используя разные способы фиксирования информации, различными средствами языка. Языковыми средствами фиксирования каждой извлечённой информационной единицы могут быть цепочки ключевых слов, ключевые слова-темы, ключевые слова-ремы, цепочки де-нотатных словосочетаний, денотаты-темы, денотаты-ремы, ключевые лексические единицы и символы [11, с. 62].
Итак, имея перед собой текстовые материалы кейса объемом 3-7 страниц, студент должен уметь вычленить необходимую информацию, обработать её соответствующим образом в виде кратких записей, развернутого плана, аннотации и др. Затем происходит совместное обсуждение информации в аудитории под руководством преподавателя. С точки зрения методистов важен здесь именно процесс обсуждения, а не принятия решения, так как в обсуждении происходит актуализация средств и способов выражения мысли студента [3, с. 84].
Процессуальная структура деятельности студента в кейс-технологии может быть представлена следующим образом: информативное чтение при изучении материалов кейса —► коммуникативное взаимодействие в процессе обсуждения кейса (ролевая/деловая игра, ток-шоу, круглый стол, конференция, презентация).
Таким образом, познавательная активность студента при работе в рамках кейс-технологии направлена на самостоятельное изучение и обсуждение ситуации, и кейс-технологии, используемые в учебном процессе, становятся одним из способов развития познавательной активности студентов, поскольку в этом случае учебная деятельность студента характеризуется интеллектуальным напряжением, она мотивирована, отвечает его интересам и потребностям.
Метод проектов показал свою эффективность для развития познавательной активности. Данный метод предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых задач, четко ориентированных на реальный практический результат, значимый для каждого студента, участвующего в разработке проекта, а также разработку проблемы в целом с учетом различных факторов и условий её решения и реализации результатов. Метод проектов вобрал, на наш взгляд, все то лучшее, что характерно для проблемного и игрового методов. Успешность деятельности студентов в рамках проектного метода подкрепляется не только коммуникативной и социальной мотивацией, но и наличием познавательного мотива, обеспечивающего стремление к приобретению новых знаний и возможностью поделиться ими с участниками проекта.
Игровое моделирование ситуаций профессионального общения вызывает несомненный интерес у обучающихся, активизирует аудиторную познавательную деятельность. В арсенале методических разработок, созданных процессе исследования, банк ролевых игр, моделирующих ситуации профессионального общения. К ним также относятся ролевые игры, такие как «Защита проекта собственной аптеки», «Презентация лекарственного препарата», «Научная конференция», «День открытых дверей в академии» [9, с. 41].
Интересен, на наш взгляд, опыт использования в обучении такой формы речевого взаимодействия, как «Дебаты». Освоение содержания актуальных о проблем, развитие исследовательских и организационных навыков и развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры является принципиально значимым результатом коммуникативного взаимодействия «Дебаты». Самостоятельная познава-тельность в данном контексте связана с выбором тем для обсуждения. Наш опыт показывает, что на первом курсе продуктивна тематика, связанная со студенческой жизнью, а на втором - с перспективами будущей профессии.
Говоря о режиме работы в процессе обучающей деятельности, обратимся к утверждению о том, что одним из инструментов формирования познавательной активности является самостоятельная работа студентов. Особую побуждающую роль в осуществлении самостоятельной деятельности играет наличие у студента мотива к этой работе. Важным мотивационным фактором является ориентация на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов. Очевидно, что рассмотренные методы и формы обучения заняли свое место и приобрели особое значение в учебном процессе, каждый из упомянутых в статье методов обучения предполагает обязательное выполнение самостоятельной работы, что делает эти методы особенно эффективными при развитии познавательной активности студентов, включая третью составляющую структуры познавательной активности студента, морально-волевую.
Обеспечение познавательной активности и повышение ее уровня в структуре учебно-познавательной деятельности студентов предстает как слож-
ная задача, требующая системного подхода. Познавательная активность личности студента подразумевает высокий уровень мотивации, понимания необходимости дальнейшего саморазвития, осознание целей, путей и методов соответствующего процесса. В связи с этим актуальными проблемами формирования познавательной активности студента являются выбор образовательных технологий, обеспечивающих активную самостоятельную деятельность студентов, взаимодействие преподавателя и студента, четкое осознание целей и задач учебной деятельности, грамотное управление самостоятельной деятельностью со стороны преподавателя, обучение самоанализу, самооценке результатов деятельности.
Библиографический список
1. Аристова, Л. П. Активность учения школьников [Текст]/Л. П. Аристова.-М., 1978.
2. Вербицкий, А. А. Компетентностный поход и теория контекстного обучения [Текст] / А. А. Вербицкий //Труды методологического семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004. - 84 с.
3. Дубровина, Г. А. Технология применения кейс-анализа в процессе обучения иностранному языку [Текст] / Г. А. Дубровина. - М.: Вестн. МЛГУ. - 2010. - вып. 591.-с. 83-90.
4. Есипович, К. Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе [Текст] /К. Б. Есипович. - М.: Просвещение, 1988.
5. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 220 с.
6. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е. И. Пассов. - Изд.-е 2-е, М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
7. Серова, Т. С. Обучение решению коммуникативно-познавательных задач в процессе иноязычного информативного чтения. [Текст] / Т. С. Серова, Т. А. Ковалёва. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2005. - 135 с.
8. Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. - М., 1965
9. Томилова, В. М. Основные характеристики процесса профессионально ориентированного общения [Текст] / В. М. Томилова // Обучение иностранным языкам как средству межкультурной коммуникации и профессиональной деятельности.
- Пермь, 2003. - с. 37-43.
10. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
11. Шпак, Н. Е. Методика обучения пониманию, извлечению и использованию информации из иноязычных источников в монологическом высказывании будущего провизора [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук / Н. Е. Шпак - Пермь, 2009. - 235 с