Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИДЕРОВ ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ЗВЕЗДОЧКА»'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИДЕРОВ ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ЗВЕЗДОЧКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СКЛОННОСТИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ / ОБЩЕНИЕ / ПОДРОСТКИ В ВОЗРАСТЕ 12-16 ЛЕТ / ЛИДЕРСТВО / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЗВЁЗДОЧКА» / COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE INCLINATIONS / ORGANIZATIONAL INCLINATIONS / COMMUNICATION / ADOLESCENTS AGED 12-16 / LEADERSHIP / CHILDREN'S HEALTH AND EDUCATIONAL CENTER "ZVYOZDOCHKA"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куимова Наталья Николаевна, Таран Анна Вячеславовна

В статье дается анализ различных подходов к определению коммуникативная компетентность. Авторы показывают, как коммуникативная компетентность рассматривается в отечественных и зарубежных источниках. Исследователи выделяют ряд личностных характеристик успешного подростка: уверенность в себе, обладание исключительными знаниями, навыками и умениями, социальная смелость, активность и инициативность в установлении и поддержании контактов, открытость, мотивация быть принятым в группе, стремление к успеху, коллективистская направленность, коммуникативность, организаторские и лидерские способности. В статье рассматриваются понятия «лидерство» в группе применительно к подростковому возрасту. Описывается технология предоставления ребенку успешного опыта лидерства и работы в группе. Авторы предлагают, как лидерство можно соотносить с психологическими особенностями подростка, а именно: социальной активностью, стремлением к самопознанию, к действию, к общению, к поиску нравственных жизненных ориентиров. Вместе с тем можно рассматривать схожие базовые личностные качества лидера: активность, инициативность, ответственность, самостоятельность, открытость, мотивация быть принятым в группе, стремление к успеху, организаторские способности, коммуникативность. На успешность формирования этих личностных характеристик, считают исследователи, оказывают влияние разные факторы, среди которых индивидуально-возрастные, психологические особенности, единство общения и деятельности, а также среда, в которой протекает развитие человека. Интерес авторов в исследовании этой проблемы основывается на выявлении влияния специально организованной среды детского лагеря на формирование коммуникативных компетенций подростковых лидеров.The article provides an analysis of various approaches to the definition of communicative competence. The authors show how communicative competence is considered in domestic and foreign sources. Researchers identify a number of personal characteristics of a successful teenager: self-confidence, possession of exceptional knowledge, skills and abilities, social courage, activity and initiative in establishing and maintaining contacts, openness, motivation to be accepted in a group, desire for success, collectivist orientation, communicative, organizational and leadership abilities. The article discusses the concept of "leadership" in the group in relation to adolescence. The technology of providing a child with successful leadership and group experience is described. The authors suggest how leadership can be correlated with the psychological characteristics of the adolescent, namely: social activity, the desire for self-knowledge, for action, for communication, for the search for moral life guidelines. At the same time, one can consider similar basic personal qualities of a leader: activity, initiative, responsibility, independence, openness, motivation to be accepted in a group, desire for success, organizational abilities, communicativeness. The success of the formation of these personal characteristics, researchers believe, is influenced by various factors, including individual age, psychological characteristics, the unity of communication and activity, as well as the environment in which human development proceeds. The authors' interest in the study of this problem is based on identifying the influence of a specially organized environment of the children's camp on the formation of the communicative competencies of teenage leaders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куимова Наталья Николаевна, Таран Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИДЕРОВ ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «ЗВЕЗДОЧКА»»

материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. Мининский университет. 2017. С. 101-104.

7. Круподерова К.Р., Калиняк Т.И. Вики-сайт университета как площадка проектной деятельности будущих бакалавров // В сборнике «Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования» по материалам региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 34-36.

8. Круподерова К.Р., Попенко С.Д. Формирование информационной культуры обучающихся в рамках проектной деятельности // В сборнике «Информационные технологии в организации единого образовательного пространства». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2017. C. 123-128.

9. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 1 (21). С. 55-59.

10. Стариченко Б.Е., Слепухин А.В. Моделирование компонентов информационной образовательной среды на основе облачных сервисов. // Педагогическое образование в России. 2014.№ 8. С. 128-137.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», утвержденный 28 июля 2014 г., № 804. [Электронный ресурс] URL: http://disclosure.ggpi.org/sveden/files/standart_09.02.03.pdf (дата обращения: 26.03.2020).

12. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Forming the ICT competence of future pedagogues under informational-educational environment at university. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Т.9. №7S. С. 1381.

Педагогика

УДК 37.013.077

кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии Куимова Наталья Николаевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрант 2 курса Таран Анна Вячеславовна Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород), педагог-организатор

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского творчества имени В.П. Чкалова» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИДЕРОВ ПОДРОСТКОВОЙ

ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

«ЗВЕЗДОЧКА»

Аннотация. В статье дается анализ различных подходов к определению коммуникативная компетентность. Авторы показывают, как коммуникативная компетентность рассматривается в отечественных и зарубежных источниках. Исследователи выделяют ряд личностных характеристик успешного подростка: уверенность в себе, обладание исключительными знаниями, навыками и умениями, социальная смелость, активность и инициативность в установлении и поддержании контактов, открытость, мотивация быть принятым в группе, стремление к успеху, коллективистская направленность, коммуникативность, организаторские и лидерские способности. В статье рассматриваются понятия «лидерство» в группе применительно к подростковому возрасту. Описывается технология предоставления ребенку успешного опыта лидерства и работы в группе. Авторы предлагают, как лидерство можно соотносить с психологическими особенностями подростка, а именно: социальной активностью, стремлением к самопознанию, к действию, к общению, к поиску нравственных жизненных ориентиров. Вместе с тем можно рассматривать схожие базовые личностные качества лидера: активность, инициативность, ответственность, самостоятельность, открытость, мотивация быть принятым в группе, стремление к успеху, организаторские способности, коммуникативность. На успешность формирования этих личностных характеристик, считают исследователи, оказывают влияние разные факторы, среди которых индивидуально-возрастные, психологические особенности, единство общения и деятельности, а также среда, в которой протекает развитие человека. Интерес авторов в исследовании этой проблемы основывается на выявлении влияния специально организованной среды детского лагеря на формирование коммуникативных компетенций подростковых лидеров.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, коммуникативная компетентность, коммуникативные склонности, организаторские склонности, общение, подростки в возрасте 12-16 лет, лидерство, детский оздоровительно-образовательный центр «Звёздочка».

Annotation. The article provides an analysis of various approaches to the definition of communicative competence. The authors show how communicative competence is considered in domestic and foreign sources. Researchers identify a number of personal characteristics of a successful teenager: self-confidence, possession of exceptional knowledge, skills and abilities, social courage, activity and initiative in establishing and maintaining contacts, openness, motivation to be accepted in a group, desire for success, collectivist orientation, communicative, organizational and leadership abilities. The article discusses the concept of "leadership" in the group in relation to adolescence. The technology of providing a child with successful leadership and group experience is described. The authors suggest how leadership can be correlated with the psychological characteristics of the adolescent, namely: social activity, the desire for self-knowledge, for action, for communication, for the search for moral life guidelines. At the same time, one can consider similar basic personal qualities of a leader: activity, initiative, responsibility, independence, openness, motivation to be accepted in a group, desire for success, organizational abilities,

communicativeness. The success of the formation of these personal characteristics, researchers believe, is influenced by various factors, including individual age, psychological characteristics, the unity of communication and activity, as well as the environment in which human development proceeds. The authors' interest in the study of this problem is based on identifying the influence of a specially organized environment of the children's camp on the formation of the communicative competencies of teenage leaders.

Keywords: competence, competence, communicative competence, communicative inclinations, organizational inclinations, communication, adolescents aged 12-16, leadership, children's health and educational center "Zvyozdochka".

Введение. Основным и важным периодом формирования коммуникативной компетентности для детей становится обучение на этапе основного общего образования, который совпадает с переходом обучающихся в подростковый возраст. Этот возрастной период во все времена находился в центре внимания многих исследователей, поскольку на него приходятся сложные психологические процессы развития подростка, формирования системы ценностей, становление отношений нового типа со взрослыми и сверстниками. Общение становится значимым фактором развития личности подростка, а также способом признания среди сверстников, обретения среди них уважения. Именно коммуникативная компетентность начнёт играть центральную роль и в ближайшем будущем подростков, сопровождая его в профессиональной подготовке и коллективной деятельности, а также наличием лидерских способностей.

Лидерские качества позволяют подростку уверенно себя чувствовать в разных группах, строить отношения с другими людьми, способствуют разрешению и предупреждению конфликтов в коллективе. Лидерство влияет и на систему межличностных отношений в группе. А наличие коммуникативной компетентности является неотъемлемым качеством для ведущего за собой лидера. Цель исследования: Изучить коммуникативную компетентность подростков в условиях организованного психолого-педагогического сопровождения и развивающей среды лагеря.

Задачи: изучить теоретические основы развития коммуникативной компетенции и технологии компетентного подхода; исследовать имеющийся уровень развития коммуникативных умений учащихся, используя диагностические методики; разработать рекомендации для педагогов и родителей по развитию коммуникативных компетенций подростков.

Объект исследования: уровень коммуникативной компетентности подростков. Предмет исследования: коммуникативная компетентность подростков в условиях организованного психолого-педагогического сопровождения и развивающей среды лагеря. Общая гипотеза: В условиях организованного психолого-педагогического сопровождения и развивающей среды лидерской смены «Пионерская зорька» ДООЦ «Звездочка» у представителей активов детских общественных организаций и объединений и у подростков, не вовлеченных в детские объединения, значительно повышается уровень коммуникативной компетентности.

Частные гипотезы: 1. У представителей активов детских общественных организаций и объединений уровень коммуникативной компетентности выше, чем у подростков, не вовлеченных в детские объединения. 2. Существует взаимосвязь между лидерскими способностями и коммуникативной компетентностью подростков: чем выше уровень лидерских способностей, тем выше уровень коммуникативной компетентности. 3. Для высоко - коммуникативных подростков характерен высокий уровень притязаний, ориентированность на успех, стремление занимать лидирующую позицию, организовывать деятельность других, проявляется высокая потребность в общении, наблюдается легкость вступления в новые контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность, высокая инициативность.

Изложение основного материала статьи. Критерием определения уровня и качества приобретенного опыта индивидом, психолого-педагогическая литература выдвигает понятия «компетенция» и «компетентность». Определимся с этими понятиями. Словарь педагогических терминов толкует компетенцию как «круг полномочий, сферу деятельности, в которой лицо обладает необходимыми знаниями и опытом»; а компетентность - как «уровень подготовленности для деятельности в определенной сфере, степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений» [2].

Отечественные исследователи педагоги и психологи в своих трудах по-разному определяли понятия «компетенция» и «компетентность». К сегодняшнему дню имеется богатый научный опыт О.В. Лебедева, А.Н. Дахина, Г.В. Голуба, Ю.Н. Емельянова, А.В. Хуторского, и др. в определении сущности данных категорий. Мнение большинства из них сводится к тому, что «компетенция» - это отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке учащегося, а «компетентность» - уже состоявшееся качество ученика [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 18]. Исследователи также обращают внимание на то, что между компетенцией и компетентностью имеется взаимосвязь, в которой В.В. Нестеров и А.С. Белкин выделяют ряд существенных, позиций: «Компетенции предоставляются человеку, а компетентность достигается человеком в процессе деятельности»; «Достижения в реализации компетенций сказываются на успешности, характере, скорости формирования компетентности» [2, с. 24]. Исходя из этого, мы понимаем, что для формирования конкретной компетентности педагогу необходимо создать надлежащие условия для эффективного освоения соответствующих компетенций детьми [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 115]. Авторы Д.А. Иванов, К.Г. Митрофаноа, О.В. Соколова определяют коммуникативную компетентность как: «вызовы времени», «обмен знаниями (информацией) между людьми через общую систему символов (знаков)», его умения выстраивать внешние коммуникации в различных сферах жизни человека, успешность многих профессиональных навыков [2, с. 120]. Российские и исследователи А.В. Батаршев, А.М. Белобородов, Э.А. Голубева, И.А. Зимняя и др. [5, с. 70] определяют это как: система внутренних ресурсов; уровень сформированности межличностного опыта; способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Для дальнейшей работы для себя определим коммуникативную компетентность как степень сформированности опыта общения, необходимого в межличностном взаимодействии для успешного функционирования в обществе [5, Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Общение со сверстниками является ведущим типом деятельности для подростков. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, формируется комплекс моральных норм, определяется содержание ценностей и приоритетов, появляются особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Развивается новая социальная ситуация развития подростков [Ошибка! Источник ссылки не

найден.0, с. 122]. Лидерство наиболее всего соответствует психологическим особенностям подростка с его социальной активностью, стремлением к самопознанию, к действию, к общению, к поиску нравственных жизненных ориентиров [3, с. 117]. Проблема лидерства в подростковом возрасте интересует многих ученых в области педагогики и психологии в западной и отечественной науке. Сферу научных интересов Р.Л. Кричевского, Е.А. Аркина, А.С. Залужного, А.Ф. Лазурского, Н.С. Жеребовой составляет

лидерство в условиях малой группы [3, 17]. Отсюда многообразие подходов к исследованию формирования коммуникативной компетентности подростков в образовательной среде [7, с. 167], [6, с. 226].

Для нашего исследования экспериментальной площадкой выступает детский оздоровительно -образовательный центр (ДООЦ) «Звездочка» Городецкого района Нижегородской области. Участники профильной смены «ПИОНЕРСКАЯ ЗОРЬКА» - активисты детских общественных объединений и организаций города Нижнего Новгорода в возрасте 12-16 лет. Участники смены проходят целевой отбор. Однако, есть процент подростков, не входящих в состав ни одного детского объединения. К такой категории относятся дети сотрудников лагеря или Дворца им.В.П.Чкалова, чьим структурным подразделением является ДООЦ «Звездочка».

1. Члены детских объединений «КГ» (25 человек).

2. Никогда членами детского объединения не были «ЭГ» (25 человек).

Целями программы являются развитие социальной активности старшеклассников, развитие коммуникативной компетентности и лидерских качеств, формирование знаний, умений по самоорганизации и организации других. Результатом реализации программы становится своеобразная «инструментальная подготовка» подростка. Вернувшись в свою школу, он должен демонстрировать общекультурные компетенции: петь, танцевать современные танцы, владеть основами актерского мастерства, обладать эрудицией, свободно и грамотно общаться со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, поможет обеспечить его социальный статус среди сверстников, будет содействовать тому, чтобы подготовленный в «Звездочке» организатор стал лидером любой подростковой группы [1].

В течение смены отрядная работа выстраивается таким образом, что у каждого подростка появится возможность попробовать себя в позиции лидера с разной стороны: руководство творческой группой по подготовке дела, работа в органах самоуправления лагеря, лидерская позиция в микрогруппе [82, с. 226]. Для формирования коммуникативной компетентности подростков также практикуются открытые, спокойные разговоры, так называемые «Свечки». Это доверительные беседы по душам на самые разные вопросы, начиная от анализа дня до тайн человеческой души. Для подростка это «настоящее счастье, когда тебя понимают». Педагоги, работающие с отрядами, организуют общение и взаимодействие ребят между собой как внутри отряда, так и между отрядами. Наибольшее влияние оказывают следующие формы организации: огонек знакомств, игры на знакомство, на сплочение отряда; особая организация жизнедеятельности отряда в лагере; система отрядных и общелагерных творческих дел; внутренняя среда детского лагеря; работа органов самоуправления; пример вожатского отряда [7, с. 170].

Эмпирические методы исследования: «Тест коммуникативных умений» (Л. Михельсон); методика «Уровень общительности» (В.Ф. Ряховский); тест-опросник В.В.Синявского и Б.А. Федоришина «Коммуникативные и - организаторские склонности» (КОС-2)

Таблица 1

Тест коммуникативных умений

Виды Высокий Выше Средний Ниже среднего Низкий

эксперимента среднего

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

КЭ 5 1 4 4 11 8 5 7 0 5

ФЭ 11 2 7 7 6 13 1 2 0 1

Этот тест позволил нам определить уровень коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений у испытуемых. Полученные результаты показывают, что увеличилось количество испытуемых с высоким (КГ: 5*11; ЭГ: 1*2), выше среднего (КГ и ЭГ: 4*7) и средним уровнем (ЭГ: 8*13) коммуникативной компетентности подростков. Подростков с низким уровнем значительно снизилось в ЭГ (5*1), с уровнем ниже среднего респондентов уменьшилось (КГ: 5*1; ЭГ: 7*2).

Таблица 2

Методика «Уровень общительности» (В.Ф. Ряховский)

Виды Гипер Высокий Средний Низкий Абсолютно не

эксперимента коммуникабельные коммуникабельные

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

КЭ 1 0 4 1 15 13 5 8 0 3

ФЭ 3 1 8 3 12 17 2 4 0 0

Данный тест позволил выявить на уровень общительности и коммуникабельности испытуемых, данные показатели являются важными для нас, так как они непосредственно характеризуют уровень развитости коммуникативной компетентности и готовности к коммуникации в целом. Мы видим, что увеличилось количество гиперкоммуникабельных испытуемых (КГ: 1*3; ЭГ: 0*1), с высоким (КГ: 4*8; ЭГ: 1*3) и средним уровнем (ЭГ: 13*17) общительности подростков. Подростков абсолютно не коммуникабельных значительно снизилось в ЭГ (3*0).

Таблица 3

Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)

Гипер коммуникабельные Высокий Средний Низкий Абсолютно не коммуникабельные

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

КЭ 1 0 4 1 15 13 5 8 0 3

ФЭ 3 1 8 3 12 17 2 4 0 0

Данный тест позволил выявить коммуникативных и организаторских склонностей респондентов, которые являются важными для формирования лидерских характеристик испытуемых. Школьники стали более коммуникабельные (КГ: 1^3; ЭГ: 0^1); увеличилось респондентов с высоким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей (КГ: 4^8; ЭГ: 1^3). Снизилось количество испытуемых с низким уровнем коммуникативных и организаторских склонностей (КГ: 5^2; ЭГ: 8^4). Это говорит о том, что они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны. Сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребность в коммуникации и организаторской деятельности; быстро находят друзей, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Выводы. Полученные данные подтвердили наши гипотезы, как общую так и частные а именно, мы увидели, что в условиях организованного психолого-педагогического сопровождения и развивающей среды лидерской смены «Пионерская зорька» ДООЦ «Звездочка» у представителей активов детских общественных организаций и объединений и у подростков, не вовлеченных в детские объединения, значительно повышается уровень коммуникативной компетентности. Кроме того, мы установили взаимосвязь между лидерскими и коммуникативными способностями подростков: чем выше уровень лидерских способностей, тем выше уровень коммуникативной компетентности. А также получили подтверждение того, что для высоко -коммуникативных подростков характерен высокий уровень притязаний, ориентированность на успех, стремление занимать лидирующую позицию, организовывать деятельность других, проявляется высокая потребность в общении, наблюдается легкость вступления в новые контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность, высокая инициативность. Исходя из результатов исследования, мы можем сделать вывод, что разработанная нами программа «Пионерская зорька - 2019» способна решить проблему развития коммуникативной компетентности у подростков.

Литература:

1. Аванесян И.Д. Педагогическая концепция И.П. Иванова как система, объединяющая людей // Российский гуманитарный журнал. Т.3. №2. С. 63-72.

2. Булыгина Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. №3. С. 23-24.

3. Воронина Н.К. Теоретико-методологические подходы к воспитанию лидерских качеств подростков в условиях современной гимназии // Вятский государственный гуманитарный университет. 2012. №3. С. 116-122.

4. Дроздов С.В., Логвинова М.И., Логвинова Т.И. Личностные качества как детерминанта лидерства в подростковом возрасте // Ученые записки:электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №2. С. 207-2015.

5. Забелина О.М. Динамика формирования опыта конструктивного взаимодействия старшеклассников во временных объединениях // Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т.18. №1-2. С. 162-164.

6. Кателина А.А. Воспитательный потенциал детского лагеря // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. №2. С. 222-232.

7. Кателина А.А. Интегрированная модель формирования гражданской идентичноси подростков в условиях детского лагеря // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2018.№2. С. 166-175.

8. Князева Т.Н., Матюкова А.В. Динамика рефлексивных проявлений у современных подростков. // Нижегородский психологический альманах. 2016. № 1. URL: http://psykaf417.esrae.ru/pdf/2016/1/6.pdf (дата обращения 24.02.2020г.)

9. Кручинин В.А., Куимова Н.Н., Иванова И.А. Личностный потенциал развития адаптивности младшего подростка при переходе в основную школу. - Вестник Мининского университета. №2. 2016. С. 28-29.

10. Куприянов Б.В. Провинциальные заповедники нетолитарной педагогики // Вестник костромского государственного университета. Серия: педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №4. С. 223-228.

11. Логвинов И.Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии // Научный журнал Куб ГАУ. 2014. №93. С. 1343-1366.

12. Мантикова А.В. Исследование психологической эффективности тренинга коммуникативных навыков у старших подростков // Вестник кемеровского государственного униврситета. 2015. Т.1. №2. С. 130-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.