Научная статья на тему 'Коммуникативные и организаторские компетенции студенческой молодёжи'

Коммуникативные и организаторские компетенции студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
940
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCIES / PERSONAL DEVELOPMENT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL QUALITIES / COMMUNICATIVE ABILITIES / ORGANIZATIONAL SKILLS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корнеева А.В., Губернаторова Э.В., Кузина Е.В., Сметанина М.Ю., Усвят Н.Д.

В статье проанализированы психолого-педагогические подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность». Цель статьи рассмотреть природу понятий «компетенция» и «компетентность» с разных позиций. Компетенции как совокупность знаний, умений и навыков приобретаются личностью в процессе получения образования. Коммуникативная компетентность как фактор социальной адаптации первокурсников недостаточно изучена. Актуальность данного исследования обусловлена противоречием, подготовить компетентного специалиста и недостаточным развитием коммуникативной компетентности, способствующей социальной адаптации. В исследовании определены уровни развития коммуникативных и организаторских способностей студентов первого курса экономического факультета. В период обучения в вузе происходит становление личностных черт, усиливаются сознательные мотивы поведения. Этот период необходимо использовать для укрепления тех качеств, которые недостаточно сформированы, для развития личностных и профессиональных способностей, позволяющих человеку в будущем эффективно выполнять свои функциональные обязанности в конкретной деятельности.The article analyzes the psychological and pedagogical approaches to the definition of the concept «communicative competence». The purpose of the article is to consider the nature of the concepts «competence» and «competency» from different perspectives. Competencies as a combination of knowledge, skills are acquired by a person in the process of receiving education. Communicative competence as a factor of social adaptation of freshmen is not thoroughly studied. The relevance of this research is determined by the following contradiction: to prepare a competent specialist and the insufficient development of communicative competence that facilitates social adaptation. The study determines the levels of communicative and organizational abilities' development of first-year students of the Faculty of Economics. During the period of study at the university, the formation of personality traits is taking place, and conscious motives of behavior are being strengthened. This period is to be used to strengthen those qualities which have not been well formed but are important for the development of personal and professional abilities allowing a person to fulfill his or her functional duties in a specific activity effectively in the future.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные и организаторские компетенции студенческой молодёжи»

Коммуникативные и организаторские компетенции студенческой молодёжи

Корнеева Алёна Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков экономического и юридического профилей, Алтайский государственный университет (АлтГУ) E-mail: korneevaalyona1@rambler.ru

Губернаторова Элина Викторовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков экономического и юридического профилей, Алтайский государственный университет (АлтГУ) E-mail: gub-ilina@yandex.ru

Кузина Елена Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков экономического и юридического профилей, Алтайский государственный университет (АлтГУ) E-mail: keepsake27@rambler.ru

Сметанина Марина Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков экономического и юридического профилей, Алтайский государственный университет (АлтГУ) E-mail: smtmarina@mail.ru

Усвят Надежда Даниловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков экономического и юридического профилей, Алтайский государственный университет (АлтГУ) E-mail: oosvyat@mail.ru

В статье проанализированы психолого-педагогические подходы к определению понятия «коммуникативная компетентность». Цель статьи рассмотреть природу понятий «компетенция» и «компетентность» с разных позиций. Компетенции как совокупность знаний, умений и навыков приобретаются личностью в процессе получения образования. Коммуникативная компетентность как фактор социальной адаптации первокурсников недостаточно изучена. Актуальность данного исследования обусловлена противоречием, подготовить компетентного специалиста и недостаточным развитием коммуникативной компетентности, способствующей социальной адаптации. В исследовании определены уровни развития коммуникативных и организаторских способностей студентов первого курса экономического факультета. В период обучения в вузе происходит становление личностных черт, усиливаются сознательные мотивы поведения. Этот период необходимо использовать для укрепления тех качеств, которые недостаточно сформированы, для развития личностных и профессиональных способностей, позволяющих человеку в будущем эффективно выполнять свои функциональные обязанности в конкретной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональные компетенции, личностное становление, социально-психологические качества, коммуникативные способности, организаторские способности, высшее образование.

о с

CJ

сэ см о см

Введение

Современный уровень развития общества требует в любой сфере специалиста, владеющего развитой коммуникативной культурой, новыми коммуникативными технологиями. Выпускники вузов должны обладать профессиональными компетенциями и умениями, способствующими успешно вести бизнес, быть конкурентоспособными на рынке труда, постоянно повышать профессиональную квалификацию. Культура общения и коммуникативная компетентность являются важными составляющими личности профессионала, которые влияют на эффективность человека в процессе межличностного взаимодействия.

Ряд исследователей определяют коммуникативную компетентность как одну из главных качеств специалиста, так как любая профессиональная деятельность протекает при контакте с другими людьми. Способность общаться обусловлена социальной средой. Усваивая опыт, накопленный поколениями, в процессе интериори-зации, личность приобретает различные формы межкультурного взаимодействия, стратегии поведения в обществе. Успешность личности зависит от умения выстраивать взаимоотношения с другими людьми, правильно оценивать их эмоции, внутреннее состояние, поступки, ситуации.

Понятия «компетенция» и «компетентность» различаются, так как, применяя знания и навыки на практике, компетенция личности формируется до уровня компетентности.

Материалы и методы

Отечественные учёные и зарубежные авторы исследуют природу данных понятий с разных позиций. Согласно мнению Зимней И.А., под компетенцией рассматриваются знания, ценности, навыки и умения, которые позволяют осуществлять определённый вид деятельности [8].

Данная дефиниция подчёркивает практическое значение результатов присвоения компетенций в процессе конкретной деятельности через категории «готовность», «способность» и «владение». Важными при этом являются умения и навыки, которые человек сможет использовать в будущей профессиональной деятельности [5].

Таким образом, компетенция - это способность личности решать определённые задачи и вопросы в какой-либо деятельности, используя практический опыт и полученные знания. Данное значение термина используется часто в профессиональной сфере для характеристики качеств специалиста.

Щукин А.Н. определяет компетенцию как совокупность знаний, умений и навыков, приоб-

ретённых человеком в процессе образовательной деятельности [23, с. 15].

Комплекс данных компонентов даёт возможность личности развиваться в определённой деятельности. Таким образом, компетенция - это приобретённые знания и опыт, личностные и профессиональные способности, позволяющие человеку эффективно выполнять свои функциональные обязанности в конкретной деятельности.

Компетентность характеризует личность, которая осуществляет деятельность, качество, обуславливающее решение конкретных задач [21, с. 15].

Равен Д. включает в понятие «компетентность» не только знания и навыки, позволяющие успешно выполнять конкретные действия в определённой предметной области, но способы мышления, а также осознание ответственности за принятие решений и своих действий [17].

Компетентность - это качество личности, которое позволяет находить решения проблем в сложных профессиональных и повседневных ситуациях. Социально-психологические качества индивида также определяют успешность в общении, но главным выступает коммуникативная компетентность, которая характеризуется владением коммуникативных навыков и умений, знанием культурных норм общения, соблюдение этикета, традиций в процессе общения, использование соответствующих норм языка [20].

Кабрин В.И. выделяет в психологической структуре личности экстракоммуникативные стратегии, которые позволяют партнёрам по общению решать определённые учебные, профессиональные, личные, производственные задачи. Культурные нормы, правила и принципы общения обладают общим свойством предписанностью и закреплены в языке. Использование коммуникативных стратегий ведёт к усвоению ценностных ориентаций и норм коммуникативного поведения, при этом коммуникативная компетентность собеседников будет зависеть от успешности актуализации своей индивидуальности и проявления духовной культуры [11].

Интеркоммуникативные стратегии основываются на принципах равенства партнёров, уважения и доверия, которые позволяют сделать процесс общения открытым и конгруэнтным. Таким образом, под коммуникативной компетентностью понимается способность личности применять коммуникативную стратегию оптимально подходящую для конкретной ситуации общения, это так же коммуникативная гибкость которая зависит от уровня сформированности коммуникативных стратегий личности и от эффективного применения коммуникативных приёмов и техник общения, соответствующих моменту самого процесса общения [13].

В научных исследованиях по психологии, лингвистике, педагогике существуют различные подходы к определению понятия коммуникативной компетентности. Л.А. Петровская характеризует коммуникативную компетентность как владение

знанием о способах коммуникации, а также практическое владение вербальными и невербальными средствами общения [15].

Автор определяет коммуникативную компетентность через качества, которые влияют на успешность процесса общения, отождествляя данные качества с коммуникативными способностями личности.

Немецкие учёные P. Watzlawick, J. Beavin, и D. Jackson рассмотрели в своей работе «Menschliche Kommunikation» коммуникацию как обязательное условие человеческой жизни и социального взаимодействия. Человек не может не общаться, от его модели мышления и способности взаимодействовать с другими зависит прагматический эффект коммуникации в межличностном поведении [25].

Ю.Н. Емельянов трактует коммуникативную компетентность с позиции сформированности механизмов адаптации человека к любым социальным условиям и ситуациям, умение применять на себя разные социальные роли и свободно использовать вербальные и невербальные средства общения [6].

В исследованиях психологов Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Ю.М. Жукова даётся следующее определение: «коммуникативная компетентность» - это система внутренних механизмов и ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия [7].

По определению А.В. Хуторского, в понятие коммуникативной компетентности входят знания, умения и навыки, необходимые для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности, также это совокупность взаимосвязанных ценностно-смысловых ориентаций, обуславливающих эффективность общения с людьми [18].

Во всех дефинициях рассматриваемого понятия существует общий признак коммуникативной компетентности, заключающийся в умении устанавливать и поддерживать контакты. Коммуникативную компетентность можно определить как целостную систему поведенческих характеристик личности, влияющих на успешность общения.

При определении компонентов коммуникативной компетентности мнения авторов расходятся. О.С. Осипчук выделяет три компонента в составе коммуникативной компетентности: когнитивный, интерактивный и перцептивный [14].

Коммуникативная компетентность зависит от усвоенных стратегий поведения и индивидуальных способностей личности и проявляется в интерактивных взаимодействиях. К. Роджерс определяет следующие способности необходимые для общения: когнитивная способность осознания опыта взаимодействия с другими - конгруэнтность; принятие своего внутреннего мира, своих ценностей, себя; умение видеть личность другого через позитивное восприятие его внутреннего мира; способ-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ность чувствовать эмоциональное состояние собеседника, эмпатическое понимание [19].

В данном определении отражается гуманистическая направленность коммуникативной компетентности, это способность чувствовать другого, эмоционально сопереживать и воспринимать собеседника, эффективно взаимодействовать, быть лично заинтересованным в положительном исходе коммуникативного акта.

Коммуникативная компетенция рассматривается в современных исследованиях как «взаимосвязь навыков, позволяющих реализовать взаимодействие на определенном языке, или более объемно - включая теоретические знания о языке» [24].

Так, Ф. Вольф, К. Борциковски в своих исследованиях коммуникативную компетентность рассматривают как комплекс определенных четко взаимосвязанных способностей коммуникации, которые необходимы для адекватного и эффективного взаимодействия молодежи, особенно людей из разных культур и социальных категорий [26].

Майкл Аргайл выделил следующие компоненты коммуникативной компетентности: правильность восприятия другого, межличностная сензитив-ность; умение понять внутренний мир другого, поставить себя на его место, социальная идентификация; позитивный настрой в процессе общение; умение эмоционально сохранять баланс, уравновешенность в сложных коммуникативных ситуациях [22].

Коммуникативная компетентность - предпосылка для самореализации в профессиональной деятельности и предполагает формирование базовых знаний, умений, навыков в трех областях речевой коммуникации: профессиональной культуры речи, коммуникативной культуры, коммуникативного поведения.

Ряд учёных выделяет в структуре коммуникативной компетентности: когнитивный, поведенческий, личностный и эмоциональный компоненты [12]. Проанализировав различные точки зрения, мы выделили данные компоненты коммуникативной компетентности специалиста в сфере экономики. Когнитивный компонент связан с психическими процессами, направленными на познание окружающей действительности и самого себя. Это так же лингвистические знания о системе языка, знание устных и письменных форм языка. Межкультурные знания отражают знание символьных систем и правил их функционирования, используемых при коммуникации, знание специальных языковых вариантов и дискурсивных стратегий, характерных для представителей разных культур. Реализация способности общаться обусловлена индивидуальным опытом личности, кроме обмена сообщениями в процессе коммуникации, проис-5 ходит воссоздание смыслов, так как они не всегда о совпадают даже у представителей одной культуры. Наличие разных культур и языков ослож-еЗ няет данный процесс. Поведенческий компонент ав коммуникативной компетентности носит трансак-

ционный характер. Высказывания участников коммуникативного акта зависят от внутреннего эмоционального состояния, от социальных ролей, которые они исполняют относительно друг друга, от уровня владения коммуникативных техник, направленных на сотрудничество, совместную деятельность, кооперацию и адекватность в общении. Перцептивные умения помогают понять позицию другого в общении; правильно воспринять и оценить партнёра, его психоэмоциональные реакции и выбрать адекватную стратегию коммуникативного взаимодействия, позволяющую избежать негативных реакций. Экспрессивные умения позволяют организовать коммуникативное пространство и взаимодействие с целью создания позитивного эмоционального контакта с собеседником. Технические умения коммуникативной деятельности предполагают владение устной и письменной речью в различных жанрах, приемами ведения беседы. Эмоциональный компонент связан с умением адекватно реагировать на изменение внутреннего состояния собеседника, эффективно создавать и поддерживать позитивный настрой эмоционального контакта, для создания психологически благоприятного и комфортного общения. Личностный компонент содержит опыт взаимодействия в разных стандартных и нестандартных ситуациях, способность разрешать конфликты конструктивно, умение грамотно представить сообщение устно или письменно, подобрать оптимальные формы и техники самопрезентации.

Все компоненты коммуникативной компетентности взаимосвязаны. Всестороннее развитие всех компонентов, знание и владение стратегиями коммуникативного поведения обуславливает высокий уровень развития компетентности.

Н.Ю. Иванова, А.П. Павлов, В.Н. Сафронов подчёркивают роль коммуникативной компетентности в становлении важных качеств современного специалиста экономического профиля, поскольку различные виды деятельности в экономике - управленческая, организационная, производственно-технологическая, проектная -осуществляются в непосредственном контакте с людьми. Так как, любая профессиональная деятельность предполагает установление различных взаимоотношений с социальным окружением, то профессиональное общение - это одна из главных сторон компетентности специалиста [9, с. 176].

Компетентность специалиста проводить деловые переговоры и встречи, вести деловую переписку, обсуждать проекты и программы также предполагает развитие коммуникативных умений. Специалист-профессионал должен обладать культурой речи и деловым этикетом. Профессиональную деятельность часто рассматривают как важное условие для самосовершенствования и саморазвития личности, как возможность реализации знаний и умений в производственной сфере.

Успех специалиста в профессиональной сфере напрямую зависит от уровня развития его способностей к взаимодействию, поэтому наряду с профессиональной компетентностью, необходимы знания в области коммуникации. Чтобы быть востребованными на рынке труда, выпускники экономических специальностей должны обладать способностями ведения управленческой, организационной, планово-финансовой, предпринимательской и информационно-аналитической деятельности, поэтому будущие экономисты должны владеть коммуникативной компетентностью, которая способствует быстрой социальной адаптации, профессиональному и карьерному росту. Коммуникация является важным фактором успешности во всех сферах социальной жизни, а коммуникативные знания и умения являются обязательным компонентом современного профессионального образования [2].

Коммуникативную компетентность специалиста можно охарактеризовать как интегративное качество личности, обуславливающее личностный рост в профессиональной деятельности, а коммуникативные знания, навыки и умения, гуманистическая позиция, коммуникативная креативность и направленность являются составными компонентами [3, с. 69].

С позиции психологов любая компетентность личности - это «владение, обладание субъектом соответствующей компетентностью, включающее его личное отношение к ней и предмету деятельности». Е.И. Исаев связывает конструкт «компетентность» субъекта с его деятельностью. Такой целостности нет в конструкте «знания, умения и навыки», апеллирующем, прежде всего, к социальной или профессиональной реальности» [10].

Результаты исследования

В системе высшего образования экономического направления, будущему специалисту, предстоит взаимодействовать с людьми, использовать речь как средство воздействия. Это определяет важность формирования коммуникативной компетентности как важный компонент профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность как способность вести деловую коммуникацию, необходима специалисту для эффективной профессиональной деятельности.

В контексте необходимых результатов образовательной подготовки высококвалифицированного специалиста очевидна значимость формирования коммуникативной компетентности, позволяющей успешно осуществлять профессиональную коммуникацию.

Коммуникативная компетентность как фактор социальной адаптации первокурсников недостаточно изучена. Актуальность данного исследования обусловлена противоречием, подготовить компетентного специалиста и недостаточным развитием коммуникативной компетентности, способствующей социальной адаптации.

Цель исследования определить уровень развития коммуникативных и организаторских способностей студентов первого курса экономического факультета.

Студенчество - это группа молодых людей, объединённых высшим образовательным учреждением, с целью овладеть необходимыми знаниями и профессиональными компетенциями. Данная социальная группа характеризуется профессиональной направленностью, сформирован-ностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии [4].

Для определения уровня развития коммуникативных и организаторских качеств были использованы следующие методы: систематизация теоретической, социологической, психологической и педагогической литературы; эмпирический (опрос, анкетирование, тестирование). Для диагностики коммуникативных и организаторских навыков использовался тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского и Б.А. Федоришина [1]. Результаты КОС отражают реальные поведенческие характеристики личности и особенности самовосприятия человека.

Предварительное исследование уровня развития коммуникативных способностей в группах первокурсников с помощью анкетирования позволило сделать вывод о высокой степени потребности в общении, а также инициативности и активности студентов в процессе коммуникации, наличии установки на общение с другими, эмоциональной расположенности к установлению контакта.

Профессии сектора экономики связаны по своему содержанию с активным взаимодействием человека с другими людьми, при этом главными выступают коммуникативные и организаторские способности, которые определяют успех в работе. По результатам ответов первокурсников появилась возможность выявить качественные особенности их коммуникативных и организаторских склонностей. Экспериментальной базой исследования явились студенты первого курса экономического факультета, направления «Прикладная информатика».

При анализе результатов была использована шкала оценок уровня коммуникативных и организаторских склонностей испытуемого. По шкале оценок 4 и 5 высокий уровень проявления коммуникативных склонностей составили 32% испытуемых и высокий уровень проявления организаторских склонностей - 56% (рис. 1). Организаторские склонности развиты в данной группе испытуемых лучше, чем коммуникативные. Организаторские и коммуникативные склонности являются предпосылкой развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Содержание соответствующих видов деятельности и индивидуально-психологические

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

особенности личности влияют на успешность социального взаимодействия и опосредуются субъективной значимостью результатов деятельности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует.

Выраженность коммуникативных склонностей у первокурсников

При проведении исследования были получены результаты, представленные в диаграммах. Они показывают, что большая часть группы имеет средний и низкий уровни развитости коммуникативных способностей (рис. 2).

Выраженность организаторских

склонностей у первокурсников

1 6%

Высокий уровень организаторских способностей был выявлен у большинства испытуемых (56%). Характер социальной и межличностной коммуникации, особенности взаимодействия с окружающими зависят от индивидуально-личностных особенностей человека.

Выводы

Полученные данные характеризуют следующие личностные качества будущих программистов: самодостаточность и упорство, дистан-циированность от других людей, интровертиро-ванность, погруженность в собственный мир [16, с. 141]. Процесс работы за компьютером служит своеобразным заменителем социальных взаимо-о действий, поэтому для данной группы испытуемых £ характерны трудности в установлении контакта еЗ с другими людьми. Низкие показатели коммуника-~ тивных и организаторских склонностей свидетель-зе ствуют о необходимости развития данных способ-

ностей, при этом важны собственные усилия личности и преодоление коммуникативных барьеров. В период обучения в вузе происходит становление личностных черт, усиливаются сознательные мотивы поведения. Этот период необходимо использовать для укрепления тех качеств, которые недостаточно сформированы - уверенность, активность, умение владеть собой, упорство.

Уровень коммуникативной компетентности первокурсников экономического факультета можно усовершенствовать посредством изучения иностранного языка, которое развивает навыки и умения коммуникации за счёт включения в различные формы общения. Мотивация на продуктивное общение обусловлена практикой общения. Таким образом, эффективной коммуникации надо учить и учиться, это требует необходимых практик (тренингов), то есть логично выстроенной системы формирования. Деятельность образовательного учреждения в этом направлении должна быть системной.

Литература

1. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руководство. М.: Дело. 2005. - 496 с.

2. Бутырин Г.Н. Коммуникация и образование: монография / Г.Н. Бутырин, Л.Н. Жилина. М.: Гардарики. 2008.

3. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога. СПб.: Просвещение. 2004.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия. 2003.

5. Дохоян А.М. Коммуникативная компетентность в свете реализации новых стандартов образования. Перспективы науки. 2015. № 3. С. 117120. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23590335 (дата обращения: 05.02.2020).

6. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. М.: Просвещение. 1995. 183 с.

7. Жуков Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.05. М., 2003. 356 с.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=20018261 http://fgosvo.ru/uploadfiles/ npo/20120325214132.pdf (дата обращения 04.02.2020).

9. Иванова Н.Ю. Компетентность специалиста управления в экономике: монография / Н.Ю. Иванова, А.П. Павлов, В.М. Сафронов; Ин-т гос. упр., права и инновационных технологий; под общ. ред. Н.В. Ивановой. М.: ИГУ-ПИТ. 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Исаев Е.И. Компетенции и компетентность как новые результаты профессионального об-

разования. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании:теория, методология, технологии // Материалы Международной научно-практической конференции (11-2 ноября 2008 г. Москва, НОУ ВПО «СФГА»). М., НОУ ВПО «СФГА». 2008. С. 1217.

11. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск. 1992.

12. Коломенский Я.Л., Реан А.А. Социальная психология. СПб.: Питер. 1999.

13. Муравьёва О.И. Коммуникативная компетентность как проблема общей психологии. Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15. С.27-40.

14. Осипчук О.С. Коммуникативная компетентность современного специалиста: монография. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та. 2010. С. 33-34.

15. Петровская Л.А. Общение - компетентность -тренинг. СПб.: Смысл. 2007. 688 с. URL: https:// www.litres.ru/larisa-petrovskaya/obschenie-kompetentnost-trening-izbrannye-trudy (дата обращения: 13.02.2020).

16. Плоткина Л.Н. Социально-психологический анализ профессионально-значимых характеристик специалистов в области информационных технологий. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. т. 12. № 5.

17. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М: Дело. 2002. 224 с.

18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

19. Роджерс К. Клиентоцентрированная психотерапия. Издательство: «Рефл-бук». Москва. 1993.

20. Чанышева Г. О коммуникативной компетентности. Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 148-151.

21. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Психология. 2006. № 1. С. 15-21.

22. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М. «Институт психологии РАН». 2000.

23. Щукин А.Н. Компетенция или компетентность // Русский язык за рубежом. - 2008. № 8. С. 1420.

24. Troth A.C., Jordan P.J., Lawrence S.A. Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion // Journal of Psychoeducational Assessment. 2012. Vol. 30. Issue 4. Pp. 414-424.

25. Watzlawick P., Beavin J., Jackson D. Menschliche Kommunikation. Formen, Störungen, Paradoxien. - Verlag: Hogrefe, 13. unveränd. Aufl., 2016. 324 S.

26. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences. An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49. Issue 3. Pp. 488-514.

COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL COMPETENCES OF STUDENTS

Korneeva A.V., Gubernatorova E.V., Kuzina E.V., Smetanina M. Yu, Usvyat N.D.

Altai State University

The article analyzes the psychological and pedagogical approaches to the definition of the concept «communicative competence». The purpose of the article is to consider the nature of the concepts «competence» and «competency» from different perspectives. Competencies as a combination of knowledge, skills are acquired by a person in the process of receiving education. Communicative competence as a factor of social adaptation of freshmen is not thoroughly studied. The relevance of this research is determined by the following contradiction: to prepare a competent specialist and the insufficient development of communicative competence that facilitates social adaptation. The study determines the levels of communicative and organizational abilities' development of first-year students of the Faculty of Economics. During the period of study at the university, the formation of personality traits is taking place, and conscious motives of behavior are being strengthened. This period is to be used to strengthen those qualities which have not been well formed but are important for the development of personal and professional abilities allowing a person to fulfill his or her functional duties in a specific activity effectively in the future.

Keywords: communicative competence, professional competencies, personal development, socio-psychological qualities, communicative abilities, organizational skills, higher education.

References

1. Batarshev A.V. Psychodiagnostics in management: a practical guide. Moscow: Case. 2005. - 496 p. (in Russ.)

2. Butyrin G.N. Communication and education: monograph / G.N. Butyrin, L.N. Zhilin. Moscow: Gardariki. 2008. - 319 p. (in Russ.)

3. Vvedensky V.N. Professional competence of the teacher. Saint Petersburg: Education. 2004. -159 p. (in Russ.)

4. Developmental and pedagogical psychology: Reader. / I.V. Dubrovina, A.M. Prikhozhan, V.V. Zatsepin. - Moscow: Academy. 2008. - 368 p. (in Russ.)

5. Dokhoyan A.M. Communicative competence in implementing new education standards. The prospects of science. 2015. № 3. P. 117-120. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23590335 (accessed: 02.05.2020).

6. Emelyanov Yu.N. Formation theory and practice of improving communicative competence. Moscow: Education. 1995. - 183 p. (in Russ.)

7. Zhukov Yu.M. Training as a method of improving communicative competence: diss. ... of dr. of psychological science: 19.00.05. Moscow, 2003. - 356 p. (in Russ.)

8. Zimnyaya I.A Key competencies as an effective and targeted basis for a competency-based approach to education. Moscow: Research Center of the problems of the quality of specialist's training. 2004. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20018261 http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf (accessed: 04.02.2020).

9. Ivanova N. Yu. Competence of an administration specialist in economic sphere: monograph / N. Yu. Ivanova, A.P. Pavlov, V.M. Safronov; Institute of Public Administration, Law and Technology Innovations; under the general. ed. N.V. Ivanova. Moscow: IPALTI. 2010. - 240 p. (in Russ.)

10. Isaev E.I. Competencies and competence as new outcomes of professional education. Competency-based approach in higher professional education: theory, methodology, technology // Materials of the International Scientific-practical Conference (November 11-2, 2008. Moscow, NGEI HPE «CFHA»). Moscow, NGEI HPE «CFHA». 2008. P. 12-17. (in Russ.)

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

11. Kabrin V.I. Transcommunication and Personal Development. Tomsk 1992. - 255 p. (in Russ.)

12. Kolomensky Ya.L., Rean A.A. Social Psychology. Saint Petersburg: Piter. 1999. - 416 p. (in Russ.)

13. Muravyova O.I. Communicative Competence as a Problem of General Psychology. Siberian Psychological Journal. 2001. № . 14-15. P. 27-40. (in Russ.)

14. Osipchuk O.S. Communicative competence of a modern specialist: monograph. Omsk: Publishing House of the Omsk State University. 2010. P. 33-34. (in Russ.)

15. Petrovskaya L.A. Communication - competence - training. Saint Petersburg: Meaning. 2007. 688 p. URL: https://www.li-tres.ru/larisa-petrovskaya/obschenie-kompetentnost-trening-izbrannye-trudy (accessed: 13.02.2020).

16. Plotkina L.N. Socio-psychological Analysis of Professionally Significant Characteristics of Specialists in the Field of Information Technology. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2010. vol. 12. № 5. - P. 137144.

17. Raven J. Competence in modern society. Moscow. Delo. 2002. 224 p. (in Russ.)

18. Khutorskoy A.V. Key competencies as a component of a personality-oriented paradigm // Public education. 2003. № 2. P. 58-64. (in Russ.)

19. Rodgers K. Client-centered psychotherapy. Publishing house: «Refl-book». Moscow. 1993. - 320 p. (in Russ.)

20. Chanysheva G. About communicative competence. Higher education in Russia. № 2. P. 148-151. (in Russ.)

21. Shadrikov V.D. Personal qualities of a teacher as components of professional competence. // Bulletin of P.G. Demidov Yaroslavl State University. Psychology Series. 2006. № 1. P. 15-21. (in Russ.)

22. Shikhirev P.N. Modern social psychology. Moscow «Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences». 2000. - 448 p. (in Russ.)

23. Shchukin A.N. Competence or competency // The Russian language abroad. - 2008. № 8. P. 14-20. (in Russ.)

24. Troth A.C., Jordan P.J., Lawrence S.A. Emotional Intelligence, Communication Competence, and Student Perceptions of Team Social Cohesion // Journal of Psychoeducational Assessment. 2012. Vol. 30. Issue 4. Pp. 414-424.

25. Watzlawick P., Beavin J., Jackson D. Menschliche Kommunikation. Formen, Störungen, Paradoxien. - Verlag: Hogrefe, 13. un-veränd. Aufl., 2016. 324 S.

26. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences. An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49. Issue 3. Pp. 488-514.

o ci u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.