Научная статья на тему 'Личностные детерминанты военно-профессиональной деятельности офицеров управления различных родов войск'

Личностные детерминанты военно-профессиональной деятельности офицеров управления различных родов войск Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PERSONAL CHARACTERISTICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ОФИЦЕРЫ / OFFICERS / КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ / COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL INCLINATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рытенкова Юлия Николаевна, Кора Наталья Алексеевна

В статье рассматриваются личностные особенности офицеров различных родов войск. Представлены результаты эмпирического исследования профессионально важных качеств офицеров коммуникативных и организаторских склонностей и локус-контроля.The article examines the personal characteristics of officers of various combat arms, which determine the effectiveness of the management of military personnel. The results of an empirical study on the professionally important qualities of officers-communicative and organizational inclinations and locus-control are presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные детерминанты военно-профессиональной деятельности офицеров управления различных родов войск»

УДК 614.8:159.9.07

Ю.Н. Рытенкова, Н.А. Кора

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ УПРАВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ РОДОВ ВОЙСК

В статье рассматриваются личностные особенности офицеров различных родов войск. Представлены результаты эмпирического исследования профессионально важных качеств офицеров - коммуникативных и организаторских склонностей и локус-контроля.

Ключевые слова: личностные особенности, профессиональная деятельность, профессионально важные качества, офицеры, коммуникативные и организаторские склонности.

PERSONALITY DETERMINANTS OF MILITARY AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF VARIOUS BRANCHES OF THE ARMED FORCES CONTROL OFFICERS

The article examines the personal characteristics of officers of various combat arms, which determine the effectiveness of the management of military personnel. The results of an empirical study on the professionally important qualities of officers-communicative and organizational inclinations and locus-control are presented.

Key words: personal characteristics, the professional activity, professionally important qualities, officers, communicative and organizational inclinations.

При решении боевых задач офицеры управления сталкиваются с воздействием различных факторов и ситуаций. Для успешного их решения требуются не только профессиональные навыки, но и определенные личностные особенности. Поэтому проблема исследования личностных особенностей профессиональных военнослужащих в настоящее время особенно актуальна. Современному военному руководителю должны быть присущи организаторские и коммуникативные способности, умение принимать решения и организовывать их исполнение, способность убеждать и вести за собой людей.

Проблема формирования коммуникативных умений и способностей нашла отражение в работах известных отечественных философов, педагогов и психологов: К.А. Абульхановой-Славской, Г.С. Батыщева, Л.П. Буевой, М.С. Каган, Я.Л. Коломенского, С.В. Кондратьевой, А.А. Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Т.Н. Мальковской, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой.

В ходе планирования эмпирического исследования было выдвинуто предположение, что офицеры разных родов войск обладают различным уровнем коммуникативных и организационных склонностей и локус-контроля. Общая выборка испытуемых - 54 человека.

Для достижения цели исследования и доказательства гипотезы были сформированы три группы испытуемых.

В первую группу были включены офицеры управления сухопутных войск (мотострелковой бригады). Это вид Вооруженных сил Российской Федерации, предназначенный для прикрытия государственной границы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой территории, разгрома группировок войск и овладения территорией противника. Офицерский состав управления сухопутных войск должен быть способен самостоятельно, а также совместно с другими родами войск и специальными войсками проводить боевые действия. Они способны действовать как в условиях применения обычных средств поражения, так и ядерного оружия.

Во вторую группу вошли офицеры управления войск радиационной, химической и биологической защиты, состоящих из частей и подразделений химической защиты, радиационной и химической разведки, огнеметных, дымовых и т.п. Они оснащены разнообразной техникой для ведения радиационной, химической и биологической разведки, проведения мероприятий по защите войск от оружия массового поражения, дегазации и дезактивации оружия, военной техники, местности.

В третью группу были включены офицеры управления службы ФСБ. Основной задачей данного формирования является защита, охрана и оборона сухопутных и водных рубежей, а также исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В ходе исследования использовались методика В.В. Синявского, В.В. Федоришина «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» и методика Дж.Роттера «Локус контроля».

Анализ полученных результатов позволил выявить уровни коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых (рис. 1).

70 60 50 40 30 20 10 0

61,1 61,1

-333

222

11,1

55

11,1 11,1

55

11,1

-55

27,7

11,1

22,2

очень высокий

высокий средний

уровни

ниже среднего

□ 1 группа □ 2 группа □ 3 группа

низкий

0

Рис. 1. Показатели уровней коммуникативных склонностей испытуемых.

Во всех трех исследуемых группах выявлено, что большая часть офицеров имеют очень высокий уровень коммуникативных склонностей. Во 2-й и 3-й группах выявлено более 60% испытуемых с таким уровнем. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Данные испытуемые ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребности в коммуникативной деятельности. Нередко они первыми проявляют инициативу в общении. В 1-й группе только 33,3% испытуемых имеют очень высокий уровень коммуникативных умений.

Высокий уровень развития коммуникативных склонностей в 1-й группе имеют 22,2% испытуемых. Они также инициативны в общении, оно не вызывает у них затруднений. Во 2-й группе с таким уровнем коммуникативных склонностей 11,1% испытуемых, в 3-й группе - 5,5%.

В 1-й группе испытуемых 27,7% военнослужащих, имеющих низкий уровень коммуникативных склонностей. Эта группа характеризуется отсутствием стремления к общению, скованностью, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлениях перед аудиторией. Во 2-й группе таких испытуемых 11,1%, в 3-й группе - 22,2%.

В 1-й и 3-й группах было выявлено одинаковое количество испытуемых со средним уровнем выраженности коммуникативных склонностей (11,1%), в то время как во 2-й группе их было в два раза меньше - 5,5%. Такие испытуемые характеризуются невысокой устойчивостью коммуникативного потенциала. Они стремятся к контактам с людьми, к общественной работе, но нередко делают это по принуждению. Данная группа нуждается в работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей.

Статистически значимые различия были обнаружены в уровне выраженности коммуникативных склонностей между испытуемыми 1-й и 2-й групп (и=99, при р=0,04).

На рис. 2 представлены показатели уровней организаторских склонностей испытуемых.

70 60 50 40 30 20 10 0

61,1

"333"

11,1

55

22,2

16,6

16,6

11,

22,2

166

11,1

очень высокий

высокии

среднии

ниже среднего

□ 1 группа □ 2 группа □ 3 группа

ннзкнй

1

0

0

Рис. 2. Показатели уровней организационных склонностей испытуемых.

Из рис. 2 видно, что ярко выраженными организаторскими склонностями обладают испытуемые 3-й группы (61,1% имеют очень высокий уровень и 5,5% - высокий уровень). Им нравится брать инициативу на себя. Они способны устанавливать контакты с другими людьми, организовать проведение различных мероприятий.

В 3-й группе 22,2% испытуемых обладают средневыраженным уровнем организаторских склонностей. Такие испытуемые демонстрируют свою активность, но часто им не удается выполнить дело до конца. У 11,1% испытуемых 3-й группы организаторские способности слабовыраженные. Эти испытуемые не испытывают потребности вести активный образ жизни.

Похожие результаты установлены у испытуемых 2-й группы. Очень высокий и высокий уровни выраженности организаторских склонностей в этой группе продемонстрировали около 70% испы-

туемых. Отметим, что во 2-й группе не обнаружено испытуемых со средним уровнем выраженности организаторских склонностей.

В 1-й группе полученные результаты значительно отличаются. Очень высокий и высокий уровень организаторских склонностей продемонстрировали около 50% военнослужащих, а средний уровень - только 16,6% испытуемых. Следует отметить, что низкий и ниже среднего уровень организаторских склонностей имеют более 30% испытуемых.

Организаторские способности статистически достоверно различаются только в 1-й и 3-й группах (и=99, при р=0,04). В 1-й группе организаторские склонности испытуемых развиты слабее, чем у испытуемых 3-й группы.

Таким образом, коммуникативные склонности ярче выражены у испытуемых 2-й группы. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, отстаивают свое мнение. Организаторские склонности более выражены у испытуемых 3-й группы.

Статистически достоверными являются различия в уровне организаторских склонностей между 1-й и 3-й группами. Более низкие показатели по коммуникативным и организаторским склонностям были у испытуемых 1-й группы.

Далее у испытуемых были выявлены показатели экстернального и интернального локус-конт-роля (рис. 3).

100 80 60 40 20 0

88,8

83,3

33.3

411-

16,6

интерналы

экстерналы

□ 1 группа □ 2 группа □ 3 группа

Рис. 3. Показатели локус-контроля испытуемых.

Из рис. 3 видно, что во всех группах испытуемых с интернальным локус-контролем больше, чем с экстернальным. Интерналы считают неслучайными свои успехи или неудачи, зависящие от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющиеся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности. Ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, т.е. поиск себя и своего места. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы. Их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач.

В целом во внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы.

Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей. Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов ожидать не приходится.

Статистически достоверных различий в уровнях интернальности, экстернальности не обнаружено.

Таким образом, проведенное исследование позволило обнаружить, что коммуникативные склонности ярче выражены у испытуемых 2-й (офицеры управления войск радиационной, химической и биологической защиты) и 3-й групп (офицеры управления службы ФСБ); организаторские склонности более выражены у испытуемых 3-й группы; испытуемые всех трех групп имеют примерно одинаковый локус-контроль - интернальный. Это свидетельствует о наличии потребности в достижениях, уверенности в себе. Большинство офицеров управления различных родов войск склонны считать, что все их успехи или неудачи зависят от тех усилий, которые они приложили.

1. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер Ком, 2003.

2. Корчемног, П.А. Военная психология и педагогика. - М: Изд-во «Совершенство», 2001. - 384 с.

3. Роттер, Дж. Локус-контроль [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vsetesti.ru/365/. - 17.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.