- обеспечение высокого уровня научной обоснованности трудовых затрат на основе более полного учета технологических, технических, организационных, экономических и правовых факторов;
- создание экономических, социальных и организационных условий, позволяющих повысить уровень гуманизации норм труда с целью максимального удовлетворения производственных, творческих и материальных потребностей работников.
Для повышения эффективности действующей системы и усиления ее роли в организации материального стимулирования необходимо:
- обеспечить проведение периодического анализа управления трудовыми затратами с целью выявления направлений ее совершенствования;
- определить возможности расширения сферы управления повышения качества в целях более объективной оценки трудового вклада каждого работника;
- способствовать повышению уровня методического обеспечения на предприятиях, а также рекомендаций по совершенствованию методов формирования нормативной базы управления трудовыми затратами;
- разработать процедуру периодического пересмотра трудовых затрат по мере развития организационно-технических условий производства и принятия управленческих решений.
Особую значимость приобретают в настоящее время вопросы методического обеспечения организации материального стимулирования повышения эффективности производства.
На рис. 1 приведена блок-схема, раскрывающая место и роль нормирования труда в области формирования новых инструментов управления эффективностью для организации стимулирования производства.
Указанные методические рекомендации должны включать научное обоснование: принципов и направлений совершенствования управления трудовыми затратами в себестоимости продукции; системы норм по труду, основных требований к разработке, номенклатуре и т.д.; методических рекомендаций по комплексному проектированию трудовых процессов и рациональных затрат рабочего времени; процедуры организации труда в увязке системой материального стимулирования развития производства; форм и методов проведения анализа и оценки состояния нормативной базы управления трудовыми затратами; правового аспекта системы нормативного обеспечения на предприятиях.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД НОРМАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
РЕАЛИЗАЦИИ РЕЗЕРВОВ КАЧЕСТВА
Коновалов В.А., д.э.н., доцент
В статье рассмотрены основные аспекты повышения эффективности организационной структуры управления реализацией нормативно-управленческих резервов качества, выделены и описаны варианты организации команд нормативного управления, проанализированы требования к лидерам адхократических команд.
Ключевые слова: качество, качество продукции, ИСО, управление качеством, адхократические команды, лидеры, стратегия, планирование.
GENERATION OF THE REGULATORY CONTROL IN THE IMPLEMENTATION OF
THE QUALITY OF PROVISION
Konovalov V., doctorate degree of economics, docent
The article describes the main aspects of improving the efficiency of the organizational structure of the implementation of legal and administrative provisions qualities identified and described options for regulatory management teams, analyze the requirements for leaders of adhocracy teams.
Keywords: quality, product quality, ISO, quality management, adhocracy team leaders, strategy, planning.
Для полноценного выполнения функций по реализации нормативно-управленческих резервов качества требуется создание комбинированной структуры команд нормативного управления качеством (КНУ), состоящих из операционно-методологического ядра и адхократических команд, состоящих из ведущих архитекторов знания (knowledge engineers) под руководством идеолога знания (knowledge officer) для формирования идеологии нормативного подхода к качеству продукции, разработки конкретных нормативно-управленческих программ развития и контроля за их выполнением.
Основные обязанности идеологов знания в процессе реализации нормативно-управленческих резервов качества заключаются в определении вимдения и системы ценностей компании, осуществлении общего руководства процессами формирования облика продуктовой стратегии компании, ее позиционирования, выделения ключевых аспектов расширенного качества продукции. Формулировка базисной концепции и корпоративного видения будущего компании предполагает параллельный выбор соответствующих нормативов, описывающих как качество бизнес-процессов, так и качество конечной продукции. Именно идеологи знания принимают стратегические решения относительно взаимодействия предприятия с национальной и международной системами стандартизации, а также разработке и внедрении внутрифирменных нормативов качества. В идеале идеолог знания должен обладать следующими качествами:
■ быть способным на базе вимдения и миссии разработать корпоративную политику компании на обозримую перспективу и уточнить основные ориентиры развития продуктовой линейки;
■ иметь развитую инженерную и маркетинговую интуицию и уметь предвидеть тенденции мирового развития с целью выбора и присоединения к наиболее перспективным с точки зрения рыночного успеха стандартам;
■ уметь проверять перспективные бизнес-процессы и продукты на соответствие корпоративным нормативам качества; анализировать технический уровень продукции, выпускаемой предприятием, и проводить его сравнение с уровнем требований стандартов, представляющих мировой уровень в этой области;
■ обладать развитыми навыками системного анализа технических барьеров в торговле, маркетингового эффекта стандартов;
■ вдохновлять архитекторов знания, доносить до них в формализованной и неформальной форме суть корпоративной стратегии качества;
■ изучать потребности производства в унификации технологических процессов и оборудования;
■ определять тематику и объем научно-исследовательских, технологических и экспериментальных работ, необходимых для разработки и внедрения стандартов.
Основная обязанность архитекторов знания в области нормативно-управленческих резервов качества заключается в трансформации и наращивании формализованного и неформализованного знания с целью решения конкретных задач по поиску, идентификации и реализации данных резервов. В первую очередь они конкретизируют видение и стратегию, заданную идеологами знания, а также опыт отдельных сотрудников научно-исследовательских, производственных, сбытовых и сервисных подразделений, формализуют его и воплощают в новые нормативы. Для этого современный
архитектор знания должен обладать следующими талантами и профессиональными качествами:
■ уметь координировать поисковые работы в области продуктовых линеек и управлять конкретными проектами;
■ уметь интегрировать различные нормативы в едином перспективном облике продукта;
■ обладать навыками проверки действующих на предприятии (в организации) стандартов, технических условий, других нормативных и технических документов;
■ иметь достаточную квалификацию и кругозор для обобщения результатов исследования в области стандартизации и унификации, а также подготовки предложений по их практическому применению для совершенствования нормативной базы.
Одним из ключевых параметров деятельности всякой организационной единицы, включая КНУ, является специализация труда. Как известно [1], специализация труда имеет два измерения - горизонтальное и вертикальное.
Горизонтальная специализация или специализация «в ширину», измеряется числом задач, выполняемым на данном рабочем месте. Вертикальная специализация или специализация «в глубину», измеряется степенью контроля над выполнением задач, относящихся к данной должностной позиции. В случае глубокой специализации по горизонтали взгляд работника сужается. Ему трудно соотнести свои обязанности с обязанностями других сотрудников. Поэтому контроль над трудом поручается менеджеру, обладающему необходимыми представлениями и знаниями для координации рабочих заданий, или аналитику, который будет координировать их посредством стандартизации. Из этого следует вывод, что необходимость в вертикальной специализации обусловлена горизонтальной специализацией производственного процесса.
Однако это утверждение справедливо не всегда. Например, высокоспециализированный труд преподавателя, предполагающий специальное образование и требующий высокого мастерства и знания своего дела, препятствует установлению жесткого контроля со стороны менеджмента и технократического персонала, что ограничивает вертикальную специализацию. Такую сложную, горизонтально специализированную трудовую деятельность называют профессиональной. К ней обычно относят работу юристов, экономистов, врачей и представителей других специальностей, деятельность которых специализирована горизонтально, а не вертикально.
Возникает вполне естественный вопрос: «В какой степени и в каком направлении может быть специализирована работа по реализации нормативно-управленческих резервов качества?» С одной стороны, сотрудники КНУ выполняют некоторый перечень взаимоувязанных задач, обеспечивающих выработку и реализацию управленческих решений, и с этой точки зрения их деятельность специализирована горизонтально. Но, с другой стороны, роли сотрудников КНУ настолько разнообразны и им так часто приходится переключаться с одних задач на другие, что о горизонтальной специализации данного процесса и говорить трудно. Более того, горизонтальная специализация сотрудников КНУ приводит к разрыву между техническими и маркетинговыми аспектами реализации нормативно-управленческих аспектов качества, что радикально снижает эффективность реализации, поскольку даже самые технически удачные решения без маркетинговой поддержки не повысят привлекательности продукции, повысив лишь ее себестоимость, а недостаточная техническая проработка стратегии нормативного управления качеством неизбежно приведет к ее провалу в долгосрочной перспективе.
С целью обеспечения высокой эффективности деятельности сотрудников КНУ в условиях широкой горизонтальной и вертикальной специализации используются два процесса - обучение и ин-тернализация.
Обучение - это процесс освоения знаний и навыков, относящихся к некоторой работе или конкретной должностной позиции.
В отношении КНУ профессиональное обучение желательно, но не обязательно. Деятельность сотрудников КНУ, безусловно, носит весьма сложный характер, однако не всегда имеет четкие рамки и поэтому формальное обучение не является для них основным условием. Несомненно, некоторым навыкам и знаниям необходимо обучаться, но очень многое в работе сотрудника КНУ остается за рамками учебников. Разумеется, сотрудники КНУ должны обладать достаточно сложным набором профессиональных знаний, однако, ввиду ответственности их деятельности, они набираются из уже опытных, сложившихся сотрудников, имеющих высокий профессиональный уровень в сложившейся специализации (например, теории стандартизации, маркетинге, или же управлением качеством производственных процессов). Работая в КНУ, они призваны расширять свои навыки на основе взаимообщения с коллегами, осваивая, таким образом, весь сектор горизонтальной специализации, необходимый для успешного выполнения работ по реализации нормативно-управленческих резервов качества продукции. Поэтому важной составляющей эффективной работы КНУ является оптимизация внутрифирменного процесса расширенного воспроизводства знаний в области реализации нормативно-управленческих резервов качества. Ключевой аксиомой знаниевой экономики является то, что организация не только использует знание в процессе своего функционирования, но и порождает его. Анализ развития ведущих мировых компаний убедительно свидетельствует о том, что генерирование новых знаний является основным источником их конкурентоспособности. Это требует выделения этапа генерирования корпоративного знания в деятельности КНУ и анализа путей активизации данной деятельности с учетом сказанного выше о губительности для реализации нормативно-управленческих резервов узкой горизонтальной специализации сотрудников КНУ и, тем самым, необходимости вовлечения в процесс генерации знания как можно большего числа ее членов.
В современной теории организации [1, 2] необходимо выделять два основных типа знания: экстернализованное, и интернализован-ное. Экстернализованные знания могут фиксироваться в цифровой, словесной и графической формах и существовать в виде литературных текстов, аудио- и видеозаписей, математических моделей, алгоритмов, методик, чертежей, программ, баз данных, баз знаний и т.д., благодаря чему могут отчуждаться от своего первоисточника и легко передаваться от одного индивидуума к другому.
Интернализованное (неформальное) знание присуще исключительно его носителю и составляет уникальную компоненту его индивидуальных компетенций. Таким образом, индивидуальные компетенции работника складываются из его интернализованного знания (уникального опыта, образа мысли, выработанной интуиции, недостаточно оформленных догадок и предположений) и усвоенной им части экстернализованного знания. В свою очередь, суммарное знание фирмы складывается из ее фонда экстернализован-ного знания и суммы интернализованных знаний работников.
При этом процесс развития общего знания фирмы протекает по сложной диалектической спирали взаимодействия экстернали-зованного и интернализованного знания. Именно непонимание данного феномена ввиду сведения знания фирмы к сумме индивидуальных компетенций работников повлекло за собой излишне механистичную, атомарную интерпретацию эволюции команды в модели Б. Такмена [3], в рамках которой работники растут лишь индивидуально, а эволюция команды в целом редуцируется до оптимизации взаимодействий между ними, не учитывая синергетического эффекта командного развития.
Как установлено в работе А.И. Дрогобыцкого [2], развитие командного знания протекает по спиралевидной модели, чередующей четыре основные формы трансформации знания при взаимодействии экстернальной и интернальной частей - социализация, эк-стернализация, комбинация и интернализация. (см. рис. 1).
В Из Неформализованное знание Формализованное знание
Неформализованное знание Социализация Экс гер н a. i и за ци я
Формализованное знание Иитериализация Комбинация
Рис. 1. Трансформация знаний
Под социализацией подразумевается процесс непосредственной передачи слабоформализованного знания от одного работника к другому (наставничество), под экстернализацией - процесс перехода интернализованного знания в формализованное и общедоступное состояние, под комбинацией - получение нового экстерна-лизованного знания на базе ранее известных и под интернализаци-ей - процесс усвоения работником ранее недоступных фрагментов экстернализованного знания.
При этом в процессе реализации нормативно-управленческих резервов задействуется следующая разновидность спирали трансформации знания: «социализация (обобщение опыта) - нормативная экстернализация (закрепление и формализация нормативов) -комбинация (инновационное развитие нормативов) - интернализа-ция (усвоение и применение нормативов каждым отдельным сотрудником)» с последующим выходом на очередной виток в новой
плоскости нормативно-управленческого развития, что позволит реализовать интегрированную стратегию качества продукции предприятия [4].
Литература:
1. Дрогобыцкая К.С. Инновационный механизм структурной трансформации организационного управления экономическими системами: Дисс. докт. экон. наук. - М., 2009.
2. Дрогобыцкий А.И. Инновационная модель организационного управления интеллектуальной компанией: Дисс. докт. экон. наук. - М., 2008.
3. Tuckmann B.W. Developmental sequence in small group // II Psychological bulletin. - 1965. - V. 63. - P. 384-399.
4. Ломакин М.И., Докукин А.В. Стандартизация качества продукции с ориентацией на интеграцию // Российское предпринимательство, 2012. - № 1.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЦЕССА ПРЯМОГО ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ В
НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Мехлис К.А., аспирант кафедры мировой экономики, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,
экономический факультет
В статье выявлены основные тенденции прямого иностранного инвестирования в мировой экономике в начале XXI века в условиях глобализации мирового хозяйства и усиления роли транснациональных компаний в мировом производстве. Выполнен анализ динамики ПИИ в 2001-2012 годах в разрезе трёх периодов: 2001-2008 гг., 2009-2011 гг. и 2012 г. Выявлена устойчивая тенденция значительного усиления активности и роли развивающихся и переходных экономик в процессах прямого иностранного инвестирования. Выполнены оценки потенциала оттока ПИИ из развивающихся и переходных экономик в долгосрочном временном периоде и предложен вариант расчёта этого временного периода.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции; транснациональные компании; международное производство, валовый внутренний продукт, индекс транснациональности.
MAIN TRENDS, PERIODIZATION AND PROSPECT OF FOREIGN DIRECT INVESTMENT IN WORLD ECONOMY AT THE BEGINNING OF THE 21-ST
CENTURY
Mekhlis K., the post-graduate student, World Economy chair, MSU, Faculty of Economics
The article identifies the main trends of foreign direct investment in the world economy at the beginning of the XXI century in the context of globalization of the world economy and the strengthening role of multinational companies in the world production. The FDI dynamics in the years 2001-2012 has been analyzed in the light of the three periods: 2001-2008, 2009-2011 and 2012. A steady tendency of considerable strengthening of activity and of the role of developing and transition economies in the processes of the foreign direct investment has been revealed. An evaluation of potential FDI outflows from developing and transition economies in the long time period has been made and a method of calculating of this time period has been offered.
Keywords: foreign direct investment; transnational companies; world production; gross domestic product; transnationality index.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) играют всё большую роль в мировой экономике начала XXI века в связи с возрастающими темпами глобализации мирового хозяйства и усилением роли транснациональных компаний (ТНК) в международном производстве [1, 2, 3]. Согласно данным Доклада о мировых инвестициях ЮНКТАД по итогам 2012 года годовой приток и отток ПИИ за период 1990-2012 гг. увеличился в 6 раз, накопленный объём ПИИ - в 11 раз, в то время как мировой валовый внутренний продукт (ВВП) вырос лишь в 3 раза. Экспорт зарубежных филиалов ТНК составляет около 1/3 общемирового экспорта. Занятость в зарубежных филиалах ТНК выросла в 3 раза и достигла 72 млн. человек [5].
Ведущая роль ПИИ в ускорении интернационализации экономических отношений вытекает уже из определения и основных характеристик прямых инвестиций.
Прямые иностранные инвестиции - это совокупность затрат иностранного инвестора, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в коммерческие организации, в размере не менее 10% акций или акционерного капитала [4, с.8, 10].
К прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и компанией, в которую вложен капитал. В состав прямых инвестиций входят: вложение инвестором за рубеж собственного капитала - капитал филиалов и доля акций в дочерних и ассоциированных компаниях; реинвестирование прибыли - доля прямого инвестора в доходах предприятия с иностранными инвестициями, не распределённая в качестве дивидендов и не переведённая прямому инвестору; внутрикорпорационные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором, с одной стороны, и дочерними, ассоциированными компаниями и филиалами - с другой [4, с. 177].
Таким образом, следуя определению ПИИ, можно выделить следующие их основные характеристики:
- доступ к внешним рынкам;
- долгосрочный контроль над инвестициями;
- высокий уровень обязательств по использованию капитала, персонала, технологий;
- преобладание продаж от производства за границей над экспортом отечественной продукции;
- право на иностранную собственность.
Все указанные характеристики ПИИ являются неотъемлемыми атрибутами трансграничных производственно-сбытовых цепочек товаров и услуг и интернационализации экономик стран мира.