Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ГИБКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ / АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КОМПЕТЕНЦИЙ <4К>>

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удалова Р.И.

В статье обосновывается актуальность формирования ключевых компетенций у младших школьников, которые составляют основу модели современного образования. Анализируются необходимые нормативные требования и условия организации внеурочной деятельности в рамках эстетического направления и роль педагогического сопровождения в контексте введения и применения гибких компетенций в педагогической практике. Рассматриваются аспекты и особенности понятийного аппарата компетенций «4К» в контексте федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN’S KEY COMPETENCIES WITHIN THE FRAMEWORK OF THE AESTHETIC ORIENTATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article substantiates the relevance of the formation of younger schoolchildren’s key competencies, which form the basis of the model of modern education. The necessary regulatory requirements and conditions for the organization of extracurricular activities within the aesthetic orientation and the role of pedagogical support in the context of the introduction and application of flexible competencies in pedagogical practice are analysed. Aspects and features of the conceptual apparatus of «K» competencies in the context of federal state educational standards are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

6. Менеджмент в образовании : учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.] / под редакцией С. Ю. Трапицына — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Москва : Юрайт, 2021. — 478 с. — ISBN 978-5-534-14107-8.

7. Шинкарева, Н. А. Формирование основ тендерной культуры у воспитанников детского дома : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н. А. Шинкарева. — Иркутск, 2010. — 23 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Р. И. УДАЛОВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики воспитания и дополнительного образования НИРО

udalova.raisa@yandex.ru

В статье обосновывается актуальность формирования ключевых компетенций у младших пнюльников, которые составляют основу модели современного образования. Анализируются необходимые нормативные требования и условия организации внеурочной деятельности в рамках эстетического направления и роль педагогического сопровождения в контексте введения и применения гибких компетенций в педагогической практике. Рассматриваются аспекты и особенности понятийного аппарата компетенций «4К» в контексте федеральных государственных образовательных стандартов.

The article substantiates the relevance of the formation of younger schoolchildren's key competencies, which form the basis of the model of modern education. The necessary regulatory requirements and conditions for the organization of extracurricular activities within the aesthetic orientation and the role of pedagogical support in the context of the introduction and application of flexible competencies in pedagogical practice are analysed. Aspects and features of the conceptual apparatus of «4К» competencies in the context of federal state educational standards are considered.

Ключевые слова: формирование ключевых компетенций, эстетическое направление внеурочной деятельности, условия организации и роль педагогического сопровождения, гибкие компетенции в педагогической практике, аспекты и особенности понятийного аппарата компетенций <4К>>

Keywords: formation of key competencies, aesthetic orientation of extracurricular activities, conditions of organization and the role of pedagogical support, flexible competencies in pedagogical practice, aspects and features of the conceptual apparatus of«4K> competencies

Нормативно-правовая платформа современного образования определяет приоритеты развития и векторы решения задач для достижения намеченных результатов по формированию гибких проектных компетенций в рамках эстетического направления внеурочной деятельности начального общего образования. Во ФГОС НОО [5] заявлена актуальность формирования у обучающихся ключевых компетенций, которые позволят им:

■/ выстраивать отношения с педагогами, ровесниками, родителями; ■/ управлять эмоциями; •/ работать в команде; ■/ мыслить творчески; ■/ думать критически, формировать суждения, иметь личную позицию;

✓ принимать решения и осознавать меру ответственности;

•/ формулировать цель, задачи, направленные на достижение положительных результатов не только в рамках учебной, но и во внеурочной деятельности;

✓ прогнозировать, обновлять, корректировать алгоритмы и технологии работы.

В свете вышеизложенного не вызывает сомнения необходимость формирования у подрастающего поколения гибких компетенций «4К», под которыми подразумеваются коммуникация (общение), креативность (творческое мышление), критическое мышление (анализ, суждение, аргументация), кооперация (умение работать в команде), о чем также говорится в документах национального проекта «Образование». Формирование указанных компетенций в проектной деятельности актуализируется в контексте их применения в педагогической практике для развития потенциала растущей личности.

Одним из направлений личностного развития обучающихся является эстетическое воспитание, результатом которого должны стать «уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других

народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности» [5, п. 41.1.3.]. Кроме этого, «развитие форм включения детей в художественно-эстетическую деятельность, знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры» становятся одним из основных направлений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [7].

В работах К. Д. Ушин-ского, В. А. Сухомлинско-го, А. С. Макаренко, Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности восприятия, понимания, создания обучающимися прекрасного, определения ценностных ориентиров в их самостоятельной эстетической деятельности через общение с ровесниками, педагогами, родителями, при этом авторами делается акцент на наиболее благоприятный для этого возраст младших школьников.

В младшем школьном возрасте увеличивается диапазон эмоционального поля впечатлений. В структуре эмоциональных переживаний возникает осознанная ориентация в собственных ощущениях и их обобщение. В этом возрасте уже можно говорить о собственной эмоционально-эстетической памяти.

Стремление к пониманию прекрасного в природе, в жизни человека, окружающих предметов, вещей, человеческих отношений приводит к особым эмоциональным состояниям [3]. Интерес к познанию и осмыслению прекрасного обостряет любознательность, влияет на процессы формирования творческого и критического мышления, на развитие коммуникативных навыков. Об этом писали такие выдающиеся психологи, как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, В. В. Ме-душевский, Е. В. Назайкинский, В. Г. Ражни-ков, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и другие.

Интерес к познанию и осмыслению прекрасного обостряет любознательность, влияет на процессы формирования творческого и критического мышления, на развитие коммуникативных навыков.

Учащиеся должны не только приобретать знания, осваивать содержание предмета, развивать свои способности, но и правильно определять «доминирующую культурную идею» для того, чтобы в дальнейшем осознанно выбрать культурно-образовательную траекторию.

В связи с актуальностью вышеозначенной проблемы нами был продуман алгоритм работы для педагогов в области эстетического направления в рамках внеурочной деятельности с целью внедрения его в процесс формирования ключевых компетенций «4К» у школьников, поскольку указанный алгоритм максимально эффективен с точки зрения организации системной работы, а также освоения и дальнейшего применения этих компетенций на практике [11; 12]. Безусловно, каждая компетенция в отдельности, важна, но практическая востребованность владения гибкими компетенциями возрастает в рамках комплексного подхода, реализованного нами в практической деятельности.

Умения выстраивать общение с разными аудиториями (как целевой, так и возрастной), творчески, неординарно мыслить, критически воспринимать информацию, взаимодействовать и решать задачи в команде, понимая свою роль и принимая другие роли участников, — все это необходимо и в учебе, и во внеурочное время, и в повседневной жизни. Эти компетенции помогут в планировании стратегии достижения поставленных целей, решении разнообразных проблем и задач [1]. Учащиеся должны не только приобретать знания, осваивать содержание предмета, развивать свои способности, но и правильно определять «доминирующую культурную идею» для того, чтобы в дальнейшем осознанно выбрать культурно-образовательную траекторию, самостоятельно применяя полученные знания в практической деятельности [16].

В образовательной организации учебный процесс направлен на получение определенной информации и знаний, ориентирован на «достижение предметных, метапредметных и личностных результатов» [5, п. 31.]. Сформиро-

ванные навыки общения и совместной работы в команде способствуют развитию умения применять полученные знания в нестандартных, непривычных, а иногда и непредсказуемых жизненных ситуациях. С помощью креативного и критического мышления процесс определения вектора решения конкретных задач как в рамках образовательного процесса, так и во внеурочной, внеучебной деятельности, безусловно, будет более результативен [1].

В эстетическом воспитании навык общения (коммуникации) важен с точки зрения знакомства, изучения, обмена знаниями в области различных видов искусств, повышения уровня культуры. Это направление всегда интересовало философов, психологов, социологов, педагогов, занимавшихся своими исследованиями в различные исторические периоды. Также оно освещается в современных отечественных и зарубежных источниках как учеными, так и практиками.

Стратегический вектор развития и концептуальная основа формирования у обучающихся компетенций (навыков) креативного мышления, критического мышления, коммуникации, кооперации заложены в учебную и внеурочную деятельность с применением «системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни» [5, п. 1.5].

На «освоение обучающимися технологий командной работы на основе их личного вклада в решение общих задач» ориентированы умения работать в команде, кооперироваться для достижения общей цели — создания «продукта» эстетической направленности (проектов, презентаций, экспонатов для различных творческих выставок, концертных номеров, сценариев мероприятий и т. д.), а умения выстраивать диалоговое общение (комму-

никации), анализировать, обосновывать и аргументировать (критическое мышление) направлены на «осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей») [5, п. 1].

В пункте, определяющем требования к результатам освоения обучающимися программ НОО, сегмент процесса формирования компетенций «4К» нами проанализирован и рассматривается в рамках достижения личностных результатов:

■/ «представления о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений», «проявление сопереживания, уважения и доброжелательности» — коммуникативные компетенции-,

■/ «стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности» — креативное мышление;

■/ «осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда», «познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании» — критическое мышление-,

■/ «соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной)» — кооперация, умения работать в команде [5].

Необходимо отметить, что процесс формирования каждой отдельной компетенции следует рассматривать с точки зрения стратегической роли воспитания как «смысложизненного процесса» [4] в контуре системного подхода, учитывая «преемственность образовательных программ начального общего, основного общего» образования [6].

С целью формирования гибких компетенций проектной деятельности у школьников мы обозначили стратегически значимые сегменты системы работы в этом направлении:

■/ освоение достаточного объема знаний о «4К»;

■/ осмысление необходимости впадения компетенциями «4К»;

■/ применение компетенций в учебной деятельности;

■/ применение компетенций во внеурочной деятельности;

■/ использование компетенций «4К» для достижения целей в обычных жизненных ситуациях.

Последовательное решение задач по каждому сегменту (с трансформацией теоретической работы в практическую деятельность) возможно только при условии участия и профессионального сопровождения педагогами этого процесса [9; 10; 15; 17]. Для того чтобы учить (и научить) школьников, педагогу необходимо самому в совершенстве овладеть гибкими проектными компетенциями и не испытывать трудностей при создании условий для формирования компетенций «4К» у обучающихся [8], что включает:

✓ диагностику результатов оценочных процедур;

■/ анализ результатов в контексте требований ФГОС НОО;

■/ предоставление необходимой информации;

✓ обеспечение базового уровня знаний в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

■/ непрерывное совершенствование собственных профессиональных компетенций.

Ключевые направления образовательной концепции формирования гибких проектных компетенций «4К» нам видятся: ■/ в определении целевого вектора и значения этого процесса в учебной и внеурочной деятельности;

■/ согласованности задач, направленных на выявление и устранение проблем;

■/ планировании и распределении имеющихся и необходимых ресурсов;

■/ логическом применении способов

Для того чтобы учить (и научить) школьников, педагогу необходимо самому в совершенстве овладеть гибкими проектными компетенциями и не испытывать трудностей при создании условий для формирования компетенций «4К» у обучающихся.

создания новых «продуктов», «смыслов», «ценностей»;

■/ последовательности этапов в процессе достижения результатов;

✓ преемственности и согласованности практического применения программ в рамках образовательного процесса.

Ученый-педагог Б. Т. Лихачев придает большое значение практической стороне вопроса, выделяя в данном процессе три основных этапа: непосредственное восприятие школьниками художественного произведения, его творческое воспроизведение в собственной деятельности и научное постижение, то есть анализ проделанной работы [2].

Отметим, что с позиции образовательной организации создание условий для формирования у обучающихся компетенций «4К» важно для достижения высоких показателей, с позиции личности ученика — как новый способ для его развития и самореализации. В качестве примера можно привести разработанную комплексную программу внеурочной деятельности «Созвучие», направленную на создание

условий для формирования у младших школьников основ музыкально-эстетического вкуса как ценностного ядра общей (музыкальной) культуры личности и компетенций «4К». Особенность данной программы такова, что содержательно она может охватить все направления развития личности школьника во внеурочной деятельности [13; 14].

Эффективность плановой работы в процессе реализации указанной программы подтверждена разработанным и предложенным ниже маршрутом педагогического сопровождения саморазвития и самореализации младших школьников в рамках эстетического направления формирования гибких компетенций [9; 10; 13]. В сравнении с исходными показателями было зафиксировано увеличение:

•/ на 11 % количества школьников, участвовавших в мероприятиях различного уровня (от школьного до всероссийского);

✓ на 9 % качественных показателей, что подтверждается получением грамот, благодарностей, призовых мест и т. д.

Маршрут педагогического сопровождения обучающихся в рамках внеурочной деятельности

(эстетическое направление)

Мероприятие Цель Планируемые результаты Технологии, техники, методический инструментарий

Классный Мотивация обучающих- Активное участие в социально зна- ✓ Технология педагогического

час ся к участию и взаимо- чимой деятельности через сфор- сопровождения школьников [1];

деиствию через коммуникативные навыки мированные коммуникативные действия ✓ индивидуальная карта саморазвития; ✓ арт-педагогические техники

Концерт Создание условий для определения способностей и формирования креативного мышления Устойчивое стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности Коуч-техники: ✓ «Постановка открытых вопросов»; ✓ «Шкала удовлетворенности продвижения к цели от 1 до 10»

Выставка Создание условий для выявления и дальнейшего развития творческих способностей с учетом социальной доминанты Устойчивое стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности с оценкой своего вклада в общий результат Коуч-техники: ✓ «Шкала продвижения к цели от 1 до 10»; ✓ «Путешествие в будущее»; ✓ технология smart

Окончание табл.

Мероприятие Цель Планируемые результаты Технологии, техники, методический инструментарий

Конкурс Создание условий для анализа полученного опыта в творческой деятельности и общении Умение признавать существование разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение Коуч-техники: V «Шкала продвижения к цели от 1 до 10»; V «Путешествие в будущее»; V технология smart

Фестиваль Повышение общекультурного уровня, разви- Устойчивое желание развития творческих способностей. Умение Коуч-техники: V «Шкала продвижения к цели от

тие творческих способностей через общение в команде принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать последовательность действий по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы 1 до 10»; V «Путешествие в будущее»; V технология smart; V упражнение «Вопросы»

Олимпиада Повышение уровня знаний по предметным областям, критическое (объективное) понимание своих результатов Устойчивость познавательных интересов, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Адекватный анализ и оценка своих Коуч-техники: V «Шкала продвижения к цели от 1 до 10»; V «Путешествие в будущее»; V технология smart;

и анализ достижений других участников достижений и достижений других участников V «колесо развития»

Акция Создание условий для Умение принимать цель совмест- V Технология «Мозговой штурм»;

формирования навыков работы в команде ной деятельности, коллективно выстраивать последовательность действий по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы V упражнение «Вопросы»

Проект Создание условий для формирования навыков работы в команде, Умение принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать последовательность V Презентация проектных работ; V коллективные прогнозирования; V рефлексия

общения, критического и креативного мышления действий по ее достижению, предлагать и сравнивать несколько вариантов решения задачи и творчески подходить к выбору наиболее оптимального варианта

Стартап Создание условия для формирования навыков работы в команде, общения, критического и креативного мышления Планирование последовательных действий для решения задачи и получения результата. Умение формулировать цель совместной деятельности с анализом причин успеха и корректировать действия для преодоления ошибок в случае неудач, креативно подходить к выбору наиболее оптимального варианта V Презентация стартапа, питчинг; V рефлексивный круг

Во ФГОС ООО в той части «Общих положений», где говорится об освоении обучающимися базовых навыков, акцент сделан на когнитивных (критическое мышление), социальных (коммуникация, кооперация), эмоционально-ценностных (креативное мышление, коммуникация, кооперация) компетенциях. Кроме этого, на основании следующего абзаца, где речь идет о развитии «личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире», мы можем утверждать, что подразумеваются именно критическое, креативное мышление, коммуникация и кооперация в совокупности.

Важно отметить, что образовательный процесс с использованием компетенций «4К» в контексте достижения личностных результатов в рамках эстетического направления внеурочной деятельности нацелен на «готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению», на осознание ценности «самостоятельности и инициативы», наличие «мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности», формирование «внутренней позиции личности как особого ценностного

ЛИТЕРАТУРА_

отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом», способствует созданию «условий для последующего профессионального самоопределения» [6, п. 38.5].

Как показало проведенное исследование, процесс формирования гибких компетенций «4К» у младших школьников в рамках эстетического направления во внеурочной деятельности согласуется с заявленными в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования требованиями, касающимися достижения личностных результатов, и способствует повышению уровня планируемых результатов.

Определение стратегически значимых сегментов, ключевых направлений образовательной концепции в системе работы педагога по формированию ключевых компетенций «4К» усиливает практико-ориен-тированный подход во внеурочной деятельности, что обогащает кругозор, эрудицию, расширяет границы мировоззрения в эстетическом развитии младших школьников. Предложенный маршрут педагогического сопровождения поможет педагогу повысить результативность индивидуальных и коллективных достижений в самостоятельной и совместной эстетической деятельности.

1. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практические рекомендации / авторы-составители : М. А. Пинская, А. М. Михайлова. — Москва : Российский учебник, 2019 — 76 с. — ISBN 978-5-358-23602-8.

2. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев ; под редакцией В. А. Сластенина. — Москва : Владос, 2010. — 647 с. — (Педагогическоенаследие). — ISBN 978-5-691-01654-7.

3. Никитина, И. П. Философия искусства : учебное пособие для студентов гуманитарных направлений и специальностей вузов России / И. П. Никитина. — 3-е издание, исправленное. — Москва : Омега-Л, 2010. — 559 с. — ISBN 978-5-370-01739-1.

4. Николина, В. В. Ценностно-целевые ориентиры воспитания патриотизма в контексте социокультурных трансформаций российского общества / В. В. Николина // Нижегородское образование. — 2021. — № 2. — С. 13—21.

5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 // Консультант Плюс : сайт. — URL: https://irorb.ru/wp-content/uploads/2021/ 09/fgos-noo-prikaz-minprosvescheniya-rossii-ot-31.05.2021--286.pdf (дата обращения: 01.06.2022).

6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 // Контур норматив : справочно-правовая система. — URL: https:/ /normativ.kontur.ru/documcnt?modulcId=l&documcnt Id=395813 (дата обращения: 01.06.2022).

7. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р // Консорциум кодекс : электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/420277810 (дата обращения: 02.06.2022).

8. Тивикова, С. К. Становление исследовательской позиции педагога в условиях дополнительного профессионального образования / С. К. Тивикова, И. И. Бондарева, О. В. Колесова // Нижегородское образование. — 2020. — № 1. — С. 74—80.

9. Токарева, Ю. А. Управление профессиональными компетенциями : учебно-методическое пособие / Ю. А. Токарева, Е. О. Гаспарович ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2021 — 327 с. — ISBN 978-5-7996-3234-2.

10. Троянская, С. Л. Основы компетентносгного подхода в высшем образовании: учебное пособие. — Ижевск : Удмуртский университет, 2016 — 176 с. — ISBN 978-5-4312-0388-6.

11. Удалова, Р. И. Внеурочная деятельность в воспитательном пространстве школы: общекультурное направление : учебно-методическое пособие / Р. И. Удалова. — Нижний Новгород : НИРО, 2020. — 87 с. — ISBN 978-5-7565-0897-0.

12. Удалова, Р. И. Компетенции «4К»: непрерывное образование педагогов : учебно-методическое пособие / Р. И. Удалова. — Нижний Новгород : НИРО, 2022. — 55 с. — ISBN 978-5-7565-0946-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Удалова, Р. И. Созвучие : программа внеурочной деятельности младших школьников / Р. И. Удалова. — Нижний Новгород : НИРО, 2014. — 109 с. — ISBN 978-5-7565-0589-4.

14. Удалова, Р. И. Формирование основ музыкального вкуса в эстетическом развитии младших школьников / Р. И. Удалова // Начальная школа. — 2013. — № 10. — С. 46—52.

15. Фадеева, С. А. Мониторинг организации воспитательного процесса в системе образования : учебное пособие / С. А. Фадеева. — Нижний Новгород, 2020. — 173 с. — ISBN 978-5-600-02780-0.

16. Фадеева, С. А. Проектирование социального воспитательного пространства: от культуры личности — к личности Культуры / С. А. Фадеева // Нижегородское образование. — 2020. — № 3. — С. 18—22.

17. Хуторской, А. В. Дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. — Санкт-Петербург : Питер, 2017. — (Серия: Учебник для вузов). — ISBN 978-5-496-02491-4.

С \

В 2021 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышло в свет издание:

Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области: Рабочая тетрадь для младших школьников / Авт.-сост. М. К. Приятелева. 68 с.

Социокультурный дневник юного гражданина Нижегородской области способствует развитию социокультурной компетентности младших школьников, формированию уважения к культуре, традициям и истории Нижегородского края, чувства гордости за исторические и современные достижения его граждан, активизации интереса к изучению краеведения, углублению знаний о нижегородской истории, культуре, основан на совместной деятельности обучающихся, педагогов и родителей по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

V____'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.