Научная статья на тему 'АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ'

АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МАРШРУТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ГИБКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ АЛГОРИТМА / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удалова Раиса Ивановна

Атлас с перечнем новых профессий подтверждает мысль о том, что системное мышление является одним из наиболее востребованных навыков будущего, вследствие этого системное мышление во многом связано с компетенциями 4К. Гибкие компетенции (softskills) очень важны в современном образовании, в достижении школьниками личностных, предметных, метапредметных результатов, наряду с навыками, которые непосредственно будут связаны с профессиональной деятельностью в той или иной сфере, определением духовно-нравственных, общекультурных, общеинтеллектуальных ценностных ориентиров растущей личности в будущем. Анализ взаимосвязи 4К с требованиями личностных результатов федеральных государственных стандартов начального общего образования и основного общего образования позволил обозначить актуальный вектор практической ценности гибких компетенций, а именно умения выстраивать общение (коммуникацию), креативно (творчески) выполнять определенные задачи, умения критически оценивать информацию и результативно работать в команде, взаимодействуя друг с другом в реальных, подчас кризисных условиях социума. Формирование гибких компетенций у обучающихся на основе использованных методов изучения, анализа источников информации, эксперимента, моделирования, конструирования, планирования, проектирования, обновленного формата внеурочной деятельности, предложенного в данной работе алгоритма, позволил сделать процесс достижения результатов максимально эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Удалова Раиса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF FLEXIBLE COMPETENCIES

The atlas with a list of new professions confirms the idea that system thinking is one of the most sought-after skills of the future, as a result, system thinking is related to 4K competencies. Flexible competencies (softskills) are especially important in modern education, in achieving personal, subject, meta-subject results by schoolchildren, along with skills that will be related to professional activity in a particular field, the definition of spiritual and moral, general cultural, general intellectual value orientations of a growing personality in the future. The analysis of the relationship of 4K with the requirements of personal results of the federal state standards of primary general education and basic general education allowed us to identify the actual vector of the practical value of flexible competencies, namely, the ability to build communication (communication), creatively (creatively) perform certain tasks, the ability to critically evaluate information and work effectively in a team, interacting with each other in real, sometimes in crisis conditions of society. The formation of flexible competencies among students based on the methods used to study, analyze information sources, experiment, modeling, design, planning, design, updated format of extracurricular activities, the algorithm proposed in this paper, made it possible to make the process of achieving results as effective as possible.

Текст научной работы на тему «АЛГОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ»

УДК 373.5.032

Р. И. Удалова

Алгоритм педагогического сопровождения формирования гибких компетенций

Атлас с перечнем новых профессий подтверждает мысль о том, что системное мышление является одним из наиболее востребованных навыков будущего, вследствие этого системное мышление во многом связано с компетенциями 4К. Гибкие компетенции (softskills) очень важны в современном образовании, в достижении школьниками личностных, предметных, метапред-метных результатов, наряду с навыками, которые непосредственно будут связаны с профессиональной деятельностью в той или иной сфере, определением духовно-нравственных, общекультурных, общеинтеллектуальных ценностных ориентиров растущей личности в будущем. Анализ взаимосвязи 4К с требованиями личностных результатов федеральных государственных стандартов начального общего образования и основного общего образования позволил обозначить актуальный вектор практической ценности гибких компетенций, а именно умения выстраивать общение (коммуникацию), креативно (творчески) выполнять определенные задачи, умения критически оценивать информацию и результативно работать в команде, взаимодействуя друг с другом в реальных, подчас кризисных условиях социума. Формирование гибких компетенций у обучающихся на основе использованных методов изучения, анализа источников информации, эксперимента, моделирования, конструирования, планирования, проектирования, обновленного формата внеурочной деятельности, предложенного в данной работе алгоритма, позволил сделать процесс достижения результатов максимально эффективным.

Ключевые слова: алгоритм, педагогическое сопровождение, маршрут педагогического сопровождения, гибкие компетенции, процесс формирования, проектирование алгоритма, личностные результаты, внеурочная деятельность

Raisa I. Udalova

The algorithm of pedagogical support for the formation of flexible competencies

The atlas with a list of new professions confirms the idea that system thinking is one of the most sought-after skills of the future, as a result, system thinking is related to 4K competencies. Flexible competencies (softskills) are especially important in modern education, in achieving personal, subject, meta-subject results by schoolchildren, along with skills that will be related to professional activity in a particular field, the definition of spiritual and moral, general cultural, general intellectual value orientations of a growing personality in the future. The analysis of the relationship of 4K with the requirements of personal results of the federal state standards of primary general education and basic general education allowed us to identify the actual vector of the practical value of flexible competencies, namely, the ability to build communication (communication), creatively (creatively) perform certain tasks, the ability to critically evaluate information and work effectively in a team, interacting with each other in real, sometimes in crisis conditions of society. The formation of flexible competencies among students based on the methods used to study, analyze information sources, experiment, modeling, design, planning, design, updated format of extracurricular activities, the algorithm proposed in this paper, made it possible to make the process of achieving results as effective as possible.

Keywords: algorithm, pedagogical support, route of pedagogical support, flexible competencies, formation process, algorithm design, personal results, extracurricular activities DOI 10.30725/2619-0303-2022-3-152-158

Приоритетная задача формирования у обучающихся креативного мышления, критического мышления, коммуникации, кооперации гибких компетенций(навы-

ков) - обозначена в стратегически важных нормативно-правовых документах, определяющих вектор современной образовательной политики. Применение

«системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни» акцентируется в приказе Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [1, п. 1.5].

Важности использования обучающимися различных современных технологий - «совместной, коллективной работы» (это навык работы в команде, креативное мышление) «на основе осознания личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач» (это коммуникация, критическое мышление) - уделяется внимание в приказе Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [1, п. 1].

В основе востребованных профессиональных компетенций современного педагога должно быть умение ориентироваться на конкретного ученика, умение выстраивать отношения с обучающимися различных возрастных категорий, коллегами, родителями, работать в команде, отстаивать свою профессиональную позицию с осознанием меры ответственности за принятое решение.

Процесс формирования гибких компетенций у школьников, безусловно, требует того, чтобы педагог сам владел этими компетенциями, в том числе необходимыми знаниями о 4К, методически грамотно применял их на практике, терминологически и методологически точно формулировал цель и задачи, прогнозировал этапы работы достижения планируемых результатов.

В условиях стремительных изменений высокотехнологического общества понятие «педагогическое сопровождение» в педагогической практике рассматривается как помощь подростку в его личностном росте, установка на эмпатий-ное понимание ученика, на открытое общение (Ф. М. Фрумин, В. П. Слободчиков), особая сфера деятельности педагога, направленная на приобщение подростка к

социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для саморазвития и самореализации (А. В. Мудрик), система профессиональной деятельности сообщества педагогов, направленная на создание психолого-педагогических и социальных условий для успешного обучения в ситуациях взаимодействия (М. Р. Битянова).

Таким образом, следует сказать, что педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (возможно, как заранее запланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей, включающую «педагогическую поддержку», связанную прежде всего с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуемую педагогами в проблемной ситуации с целью ее устранения.

Следовательно, педагогическое сопровождение - это организованный педагогический процесс, включающий наблюдение, консультирование, оказание необходимой помощи, «профессиональной поддержки», выявление проблемных зон, их профилактику, своевременное устранение и подразумевающий контроль педагогом индивидуальных и групповых затруднений и достижений в образовательной деятельности.

Традиционное понимание педагогического сопровождения предполагает обновление концептуальных образовательных сегментов, в связи с этим своевременное создание алгоритма педагогического сопровождения педагогом процесса формирования гибких компетенций у обучающихся предполагает мобильное включение в решение комплексных задач. Проектирование алгоритма включает конструирование этапов, связанных логической последовательностью:

- выявление проблемного поля;

- определение основополагающей цели;

- постановку и решение задач по достижению намеченной цели;

- прогнозирование результата планируемой работы;

- анализ результатов по итогам диагностических исследований(мониторинга) [2].

В структуру алгоритма педагогического сопровождения заложены три блока: управление, организация, контроль.

В логике алгоритма педагогического сопровождения обучающихся заложены, как минимум, психологический, педагогический, социальный аспекты.

С точки зрения выдающихся психологов, таких как Л. С. Выготский,

B. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, В. В. Медушев-ский, Е. В. Назайкинский, В. Г. Ражников,

C. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и других -интерес к познанию и осмыслению важности необходимых знаний, наличие определенного опыта, компетенций повышают уровень любознательности, влияют на процессы формирования креативного, критического мышления, на развитие коммуникативных навыков (навыков общения) в совместной (командной) деятельности (психологический контекст).

Определение доминирующего воспитательного акцента, ценностных ориентиров и в самостоятельной, и в коллективной деятельности через общение с ровесниками, педагогами, родителями подчеркивается в работах К. Д. Ушинско-го, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского с акцентом на преемственность в области педагогической деятельности (педагогический контекст).

Решению задач создания благоприятных условий воспитания для приобретения и накопления знаний, востребованных компетенций, социального опыта с целью социального становления личности и ее успешной адаптации в социуме (обществе) посвящены работы П. А. Сорокина, А. В. Мудрика, А. Г. Харче-ва, Н. И. Кареева, А. Н. Сохора и других (социальный контекст).

Основная и ведущая цель - в определении целевого вектора и значения этого процесса в учебной и внеурочной деятельности;

согласованности задач, направленных на выявление и устранение проблем;

планировании и распределении имеющихся и необходимых ресурсов;

логическом применении способов создания новых «продуктов», «смыслов», «ценностей»;

последовательности этапов в процессе достижения результатов;

преемственности и согласованности практического применения программ в рамках образовательного процесса.

Отметим, что особое внимание практической стороне вопроса уделяет ученый-педагог Б. Т. Лихачев, который указывает на три основных этапа в данном процессе: непосредственное восприятие школьниками художественного произведения, его творческое самостоятельное воспроизведение в своей деятельности и научное постижение, т. е. анализ собственной, проделанной работы [3].

Таким образом, основополагающими аспектами результативности работы педагога по формированию 4К становятся следующие ориентиры на решение выявленных и обозначенных задач:

- как спроектировать алгоритм педагогического сопровождения для его максимальной адаптации во внеурочной (практической) деятельности (логическая последовательность этапов, содержательный ресурс, методический инструментарий, кадровый потенциал, материально-технические условия);

- каким образом соотнести задачи формирования 4К с требованиями ФГОС НОО И ФГОС ООО;

- каким образом зафиксировать результаты практических достижений обучающихся по итогам реализации всех этапов алгоритма педагогического сопровождения?

Вышеперечисленные задачи направлены на решение главной проблемы - отсутствия осознанного понимания у обучающихся необходимости формирования и впоследствии умения применять гибкие компетенции (полученные знания и навыки) в нестандартных, непривычных, а иногда и непредсказуемых жизненных ситуациях как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Разработанный алгоритм представлен на рис. 1.

Начальный этап - вход в процесс -педагогического сопровождения направлен на создание условий формирования 4К, которые включают: диагностику результатов оценочных процедур; анализ результатов в контексте требований ФГОС НОО (действующая редакция); предоставление необходимой информации; обеспечение базового уровня знаний в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО; повышение своих профессиональных компетенций на постоянной основе.

Анализ соответствия задач формирования гибких компетенций 4К с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО рассматривается в качестве примера в рамках достижения личностных результатов. А именно пункт, определяющий требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования, проанализирован в контексте организации процесса формирования гибких компетенций:

коммуникативные компетенции (у обучающихся) - в документе в соответствии с этой компетенцией прописаны представления о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, также проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

креативное мышление (у обучающихся) - креативность, согласно приказу, в стремлении к самовыражению в разных видах художественной деятельности;

критическое мышление (у обучающихся) - в требованиях личностных достижений критическое мышление в осознании ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, а также познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

кооперация, умения работать в команде (у обучающихся) - формирование данной компетенции в соблюдении правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной), согласно приказу [1, п. 40].

Требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, процесс формирования 4К рассматривается также в рамках достижения личностных результатов в той же логике:

коммуникативные компетенции (у обучающихся) - в стандартах заявлены как осознание важности художественной культуры как средства коммуникации в самовыражении, в освоении социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения;

креативное мышление (у обучающихся) - в формулировке документа формирование креативности будет направлено на восприимчивость к разным видам искусства, на стремление к самовыражению в разных видах искусства;

критическое мышление (у обучающихся) - в соответствии с требованиями личностных результатов ФГОС в ориентации на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, в готовности оценивать свое поведение и поступки, проявление осознанного выбора и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов в будущем;

кооперация, умения работать в команде (у обучающихся) - это готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление школьников к взаимопониманию и взаимопомощи, их активное участие в школьном самоуправлении, умение и желание учиться у других

людей, осознавать и применять в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции, согласно стандартам [1, п. 42].

Необходимо отметить, что процесс формирования каждой в отдельности компетенции следует рассматривать с точки зрения стратегической роли воспитания как «смысложизненного процесса» [4, с. 14] в абрисе системного подхода, учитывая «преемственность образовательных программ начального общего, основного общего образования», как обозначено в стандартах основного общего образования (от 31.05.2021 № 287) [1].

Следующий важный этап - организация деятельности (процесс формирования 4К) - направлен на подготовку и проведение конкретных мероприятий с использованием 4К (классные часы, конкурсы, фестивали, олимпиады, стар-тапы). По итогам фиксировалось: количественное участие обучающихся, количество грамот, благодарностей, призовых мест, другие поощрения и награждения (учитывался уровень - муниципальный региональный, всероссийский, международный).

Далее в рамках этапа «выход из процесса» (анализ результатов) в теоретическом контуре на основе рефлексивно-позиционного анализа процесса формирования гибких компетенций у школьников, было важно изучить и выявить условия, механизмы, алгоритм проектирования педагогического сопровождения с целью повышения уровня результатов в соответствии с требованиями, заявленными в стратегических документах в сегменте современного образования.

В практическом плане приоритетным являлось определение методического и диагностического инструментария, ранжирование подходов, распределение и систематизация форм работы, структурирование механизмов технологий, ориентированных на решение проблемы качества достижения результатов, посредством организации этапов алгоритма педагогического сопровождения процесса формирования 4К во внеурочной деятельности.

Для достижения цели и решения поставленных в работе задач нами осуществлялись на основе общенаучных методов

исследования изучение и анализ источников информации, выдвижение гипотезы, эксперимент, анализ результатов эксперимента, проектирование, моделирование.

Ведущими методами исследования являются проектирование и моделирование, ориентированные на разработку алгоритма педагогического сопровождения обучающихся, в рамках которого осуществляются организация, управление, систематизация образовательных процессов, направленных на достижение (количественных) качественных результатов во внеурочной деятельности, согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

В основе алгоритма педагогического сопровождения заложены общенаучные подходы (системно-деятельностный, лич-ностно-ориентированный и комплексный) и четыре группы принципов (объективности, системности, преемственности и достаточной полноты обоснования).

Отметим, что в алгоритм педагогического сопровождения входит реализованная программа внеурочной деятельности «Созвучие», которая является комплексной, создавая необходимые условия для формирования у школьников компетенций 4К.

Особенность данной программы такова, что организационно и содержательно она охватывает все направления развития личности школьника во внеурочной деятельности [5].

В рамках проведенного анализа диагностических данных исследования было предложено гипотетическое предположение о практической целесообразности и значимости спроектированного алгоритма педагогического сопровождения обучающихся в процессе формирования гибких компетенций во внеурочной деятельности, а также о механизмах и условиях его реализации.

Эффективность работы по заданному алгоритму в процессе реализации программы внеурочной деятельности «Созвучие» подтверждают следующие данные: в сравнении с исходными показателями было зафиксировано увеличение на 11% количества школьников, участвовавших в мероприятиях различного уровня (от школьного до всероссийского), а также увеличение на 9% качественных показателей, что подтверждается получением

грамот, благодарностей, призовых мест и т. д.

Для подтверждения гипотезы о практической значимости в 2018-2021 гг. нами был апробирован предложенный алгоритм педагогического сопровождения в образовательных организациях Нижегородской области (Автозаводский район) среди обучающихся четвертых-шестых классов [5-7].

В ходе апробации алгоритма педагогического сопровождения определены три обязательных условия для управления эффективностью профессиональной деятельности педагога в процессе формирования гибких компетенций во внеурочной деятельности: формирование и совершенствование гибких компетенций педагогов; процесс перехода в педагогической деятельности к новым технологиям, методам, механизмам управления качеством личностных результатов во внеурочной деятельности; процесс непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников с целью профессионального развития и самореализации педагогических работников.

Таким образом, согласно результатам проведенного исследования, можно считать установленным, что алгоритм педагогического сопровождения обучающихся в процессе формирования гибких компетенций во внеурочной деятельности позволяет повышать уровень планируемых результатов согласно обозначенным требованиям, заявленным в федеральных государственных стандартах НОО и ООО.

Алгоритм педагогического сопровождения в процессе формирования гибких компетенций позволяет максимально плодотворно решать комплексные задачи по всем воспитательным направлениям личностных результатов, повышает результативность индивидуальных и коллективных достижений обучающихся в самостоятельной и совместной деятельности, соответствует логике культурологической парадигмы воспитания личности растущего человека в целом, ее самоопределению через поиск «доминирующей культурной идеи» [8, с. 22], которая поможет понимать, ценить, беречь общекультурные ценности, а впоследствии их создавать.

Список литературы

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»: (зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 17.08.2022).

2. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: практ. рекомендации / авт.-сост.: М. А. Пинская, А. М. Михайлова. Москва: корпорация «Рос. учебник», 2019. 76, [4] с.

3. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций / под ред. В. А. Сластенина. Москва: ВЛАДОС, 2010. 647 с. (Педагогическое наследие).

4. Николина, В.В. Ценностно-целевые ориентиры воспитания патриотизма в контексте социокультурных трансформаций Российского общества // Нижегородское образование. 2021. № 2. С. 13-21.

5. Удалова Р. И. Созвучие: программа внеурочной деятельности младших школьников. Н. Новгород: Нижегород. ин-т развития образования, 2014. 109 с.

6. Удалова Р. И. Внеурочная деятельность в воспитательном пространстве школы: общекультурное направление: учеб.-метод. пособие. Н. Новгород: Нижегород. ин-т развития образования, 2020. 87 с.

7. Удалова Р. И. Компетенции «4к»: непрерывное образование педагогов: учеб.-метод. пособие. Н. Новгород: Нижегород. ин-т развития образования, 2022. 55 с.

8. Фадеева С. А. Проектирование социального воспитательного пространства: от культуры личности - к личности Культуры // Нижегородское образование. 2020. № 3. С. 18-22.

References

1. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 N 287 «On approval of the federal state educational standard for basic general education»: (registered on July 5, 2021 N 64101). Official Internet portal of legal information. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (accessed: Aug. 17.2022) (in Russ.).

2. Pinskaya M. A. (auth.-comp.), Mikhailova A. M. (auth.-comp.) «4К» competencies: formation and assessment in the lesson: practical recommendations. Moscow: corp. «Russ. textbook», 2019. 76, [4] (in Russ.).

3. Likhachev B. T.; Slastenina V. A. (ed.). Pedagogy: a course of lectures. Moscow: VLADOS, 2010. 647. (Pedagogical heritage) (in Russ.).

Р. M. Yga^oBa

4. Nikolina V. V. Value-target guidelines for the education of patriotism in the context of socio-cultural transformations of the Russian society. Nizhny Novgorod education. 2021. 2, 13-21 (in Russ.).

5. Udalova R. I. Consonance: the program of extracurricular activities of younger schoolchildren. N. Novgorod: Nizhny Novgorod Inst. of Development of Education, 2014. 109 (in Russ.).

6. Udalova R. I. Extracurricular activities in the educational space of the school: general cultural

direction: educational and methodical textbook. N. Novgorod: Nizhny Novgorod Inst. of Development of Education, 2020. 87 (in Russ.).

7. Udalova R. I. Competences «4k»: continuous education of teachers: educational and methodical textbook. N. Novgorod: Nizhny Novgorod Inst. of Development of Education, 2022. 55 (in Russ.).

8. Fadeeva S. A. Designing a social educational space: from the culture of the individual - to the personality of Culture. Nizhny Novgorod Education. 2020. 3, 18-22 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.