Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСАХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСАХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ "4К" / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Н.И., Шустова Л.П., Зарубина В.В.

В статье обоснована важность повышения функциональной грамотности обучающихся и связанная с этим необходимость развития компетентности педагогов. Особое внимание уделено отечественным и зарубежным подходам к формированию компетенций XXI века. В качестве средства совершенствования профессиональных компетенций учителей авторами предложен учебный модуль курсов повышения квалификации в условиях дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Н.И., Шустова Л.П., Зарубина В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCES DEVELOPMENT IN THE FRAMEWORK OF STUDENTS’ FUNCTIONAL LITERACY

The article substantiates the importance of developing the functional literacy of students and the related need to develop the competence of teachers. Particular attention is paid to domestic and foreign approaches to the formation of competencies of the 21st century. Experience of formation of this professional competence of a teacher in conditions of additional professional education is presented. As a means of improving the professional competencies of teachers, the authors proposed a training module for advanced training courses.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСАХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ВОПРОСАХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н. И. КУЗНЕЦОВА кандидат

педагогических наук,

доцент кафедры менеджмента

и образовательных

технологий

Ульяновского

государственного

педагогического

университета

им. И. Н. Ульянова

kuznecovani@ mail. ru

Л. П. ШУСТОВА, кандидат

педагогических наук,

доцент, начальник отдела

перспективных

исследований и проектов

Ульяновского

государственного

педагогического

университета

им. И. Н. Ульянова

lp_shustova @таН.ш

В. В. ЗАРУБИНА, кандидат

педагогических наук,

доцент, декан факультета

образовательных технологий

и непрерывного образования

Ульяновского

государственного

педагогического

университета

им. И. Н. Ульянова

valvikzar@mail. ги

В статье обоснована важность повышения функциональной грамотности обучающихся и связанная с этим необходимость развития компетентности педагогов. Особое внимание уделено отечественным и зарубежным подходам к формированию компетенций XXI века. В качестве средства совершенствования профессиональных компетенций учителей авторами предложен учебный модуль курсов повышения квалификации в условиях дополнительного профессионального образования.

The article substantiates the importance of developing the functional literacy of students and the related need to develop the competence of teachers. Particular attention is paid to domestic and foreign approaches to the formation of competencies of the 21st century. Experience of formation of this professional competence of a teacher in conditions of additional professional education is presented. As a means of improving the professional competencies of teachers, the authors proposed a training module for advanced training courses.

Ключевые слова: повышение квалификации учителей, профессиональная компетентность, компетенции «4К», функциональная грамотность

Key words: advanced training of a teacher, professional competence, «4K» competencies, functional literacy

С наступлением информационной эпохи от функциональной грамотности обучаюшдхся, профессиональной компетентности педагогов и их способности к непрерывному развитию во многом будет зависеть уровень жизни обшества в целом и его аналитический потенциал

Актуальность задачи включения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования сегодня ни у кого не вызывает сомнений. В связи с этим для реализации Указа Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» предъявляются особые требования к качественному повышению квалификации педагогов, что подразумевает интеграцию фундаментальных профессиональных знаний и творчества субъектов образовательных отношений, решение реальных образовательных проблем, оценку новых образовательных результатов (личностных, мета-предметных и предметных) и достижений обучающихся на основе применения принципов деятельностного подхода [6].

Глобальные вызовы XXI века (информационные, динамические, адаптационные, социокультурные) обусловили смену образовательной парадигмы, переход к глобальной конкурентоспособности российского образования. Все это актуализирует проблему подготовки подрастающего поколения к работе в условиях информатизации, глобализации, технологизации производства, что требует повышения уровня функциональной грамотности и компетентности.

Представленная на Всемирном экономическом форуме модель образования [10] ставит перед мировым педагогическим сообществом новые задачи по формированию у подрастающего поколения базовой грамотности, компетенций «4К» и востребованных для жизни в современном обществе качеств характера. Ком-

в частности.

петенции «4К» (креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация) — это модель будущего, позволяющая обучать и воспитывать новое поколение профессионалов с максимально развиты-

ми креативными, гибкими и «резилентны-ми» навыками [11]. В настоящее время деятельность по их формированию осуществляется во многих зарубежных странах, таких как Канада, Финляндия, Китай и Корея и многих других.

В Российской Федерации проблема формирования новых образовательных результатов стоит весьма остро [8]. Отечественной системе образования предстоит ответить на ряд важных вопросов: Каким образом способствовать формированию новых компетенций и функциональной грамотности у обучающихся? Какие технологии, инструменты и ресурсы будут наиболее эффективными?

Следовательно, возникает противоречие между необходимостью формирования функциональной грамотности обучающихся в системе общего образования и недостаточной готовностью педагогов к организации учебной и внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся, а также слабой оснащенностью школьных кабинетов дидактическим материалом для осуществления эффективной работы в данном направлении.

Актуализируется необходимость совершенствования профессиональных компетенций педагогов по формированию, развитию и оценке функциональной грамотности обучающихся в соответствии с требованиями XXI века. С наступлением информационной эпохи от функциональной грамотности обучающихся, профессиональной компетентности педагогов и их способности к непрерывному развитию во многом будет зависеть уровень жизни общества в целом и его аналитический потенциал в частности.

Исследования качества образования в странах мирового сообщества PISA оценивают функциональную грамотность посредством диагностики обучающихся 15-летнего возраста в следующих направлениях: читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая виды грамотно-

сти, креативное мышление и глобальные компетенции [9; 11].

Подчеркнем, что профессиональная компетентность в отношении развития функциональной грамотности представляет собой интеграцию знаний, умений, навыков, профессионально значимых личностных качеств педагога, способствующих достижению у обучающихся устойчивого результата в овладении ими ключевыми компетенциями.

Теоретическое исследование проблемы развития функциональной грамотности, а также обобщение собственного опыта работы с учителями в рамках курсов повышения квалификации позволили нам разработать новый учебный модуль в рамках общенаучной подготовки [1; 2; 3; 4; 5].

Программа учебного модуля «Развитие функциональной грамотности обучающихся средствами педагогических технологий» предназначена для обучения педагогов общеобразовательных организаций. Данный модуль (объем — 6 часов) направлен на совершенствование компетенций руководящих и педагогических работников в контексте формирования, развития и оценивания функциональной грамотности обучающихся.

В соответствии с целью определяются следующие задачи: диагностика профессиональных затруднений педагогов в вопросах формирования функциональной грамотности обучающихся; выбор современных педагогических технологий, отвечающих на вызовы XXI века; оценка качества образования на основе международной практики оценивания.

Для того чтобы формировать различные виды функциональной грамотности, педагогу следует быть готовым к использованию современных технологий и методов обучения, конструированию и модификации на этой основе учебных заданий по своему предмету. Все это также способствует повышению качества образования.

Данный учебный модуль носит прикладной характер. Изучение содержания предполагает включение слушателей в аналитико-прогностическую, моделирующую и конструирующую деятельность. На практических занятиях лекционный материал интегрируется, что позволяет включить приобретенные компетенции в реальную педагогическую деятельность. Следовательно, процесс обучения слушателей носит практико-ориентированный характер, а оценка полученных знаний и компетенций осуществляется на деятельност-ной основе.

По итогам освоения учебного модуля слушатели курсов повышения квалификации должны приобрести знания:

3 результатов международных и отечественных мониторингов в области исследования видов функциональной грамотности (PISA, TIMSS);

3 типовых моделей заданий, формирующих функциональную грамотность;

3 современных педагогических технологий, применяемых в процессе формирования всех видов функциональной грамотности;

умения:

3 создавать проекты уроков, обеспечивающих формирование у школьников функциональной грамотности;

3 осуществлять отбор педагогических технологий, обеспечивающих развитие функциональной грамотности;

3 конструировать задания, обеспечивающие развитие функциональной грамотности.

Все приобретенные знания и умения ложатся в основу получения общепрофессиональных и профессиональных компетенций: готовности и способности использовать достижения современной педагогической науки при решении профессиональных задач; применять инновационные пе-

Для того чтобы формировать различные виды функциональной грамотности, педагогу следует быть готовым к использованию современных технологий и методов обучения, конструированию и модификации на этой основе учебных заданий по своему предмету.

В преподавании данного модуля предпочтение отдается активным и интерактивным формам обучения, которые наиболее эффективны в плане познавательного и личностного развития, а также изучению материалов интернет-ресурсов.

дагогические технологии и методики преподавания, диагностики и оценивания качества образовательного процесса; поддерживать инициативу и становление субъектной позиции обучающихся на основе взаимодействия и сотрудничества.

В преподавании данного модуля предпочтение отдается активным и интерактивным формам обучения, которые наиболее эффективны в плане познавательного и личностного развития, а также изучению материалов интернет-ресурсов. Занятия сопровождаются иллюстрацией презентаций в Power-Point.

Содержание модуля «Развитие функциональной грамотности обучающихся средствами педагогических технологий» включает три раздела.

В первом разделе дается общая характеристика функциональной грамотности современного человека, путей ее формирования и развития. Рассматриваются этапы становления функциональной грамотности, а также ее значение в жизни человека. Выделены международные подходы к оцениванию функциональной грамотности.

Во втором разделе говорится о показателях и критериях сформированности функциональной грамотности в исследованиях PISA, уровнях ее развития у обучающихся, требованиях к составлению заданий по их оценке.

Третий раздел посвящен практическим занятиям по использованию современных педагогических технологий в развитии функциональной грамотности обучающихся. Акцент делается на применение интерактивных технологий развития критического мышления, личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов к формированию функциональной грамотности обучающихся [7].

Контроль знаний слушателей курсов повышения проходит в форме итогового зачета, где слушателям предлагается выполнение задания на выбор из двух возможных вариантов.

Вариант 1: разработать учебный комплект, состоящий не менее чем из пяти заданий по преподаваемому предмету, на основе учета планируемых результатов и критериев развития функциональной грамотности обучающихся.

Данный комплект может быть направлен на формирование одного из шести компонентов функциональной грамотности (финансовой, математической, читательской, естественнонаучной, глобальных компетенций и креативного мышления) или нескольких ее составляющих. Задания могут быть подобраны из интернет-источников (с указанием ссылок) или разработаны самим педагогом.

Вариант 2: выполнить тестовое задание по изучаемой тематике.

Учебный модуль «Развитие функциональной грамотности обучающихся средствами педагогических технологий» реализуется в рамках дополнительных профессиональных программ курсов повышения квалификации педагогических работников с 2021 года. Обучение по данному модулю прошли 214 педагогов различных предметных направленностей из 12 учебных групп. Итоговое тестирование, на котором контролировались и оценивались знания слушателей по данному модулю, показало весьма высокие результаты. В целом по всем учебным группам, качество знаний, демонстрируемое педагогами-предметниками, составило 86 %, что позволяет нам говорить о соответствии содержания, выбранных методов и технологий обучения слушателей поставленным целям и задачам.

На основании результатов качественного анализа мы сделали вывод о том, что наибольшие затруднения слушатели испытывают при выборе и адаптации ме-

тодов обучения, нацеленных на развитие функциональной грамотности обучающихся по своей предметной области, а это указывает на необходимость содержательной и методической корректировки материалов модуля.

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что включение в программы по-

вышения квалификации учебного модуля, направленного на совершенствование компетенций руководящих и педагогических работников в вопросах формирования, развития и оценивания функциональной грамотности обучающихся, позволит воспитать функционально грамотных и компетентных граждан.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Алексашина, И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся : учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев ; научный редактор И. Ю. Алексашина. — Санкт-Петербург : КАРО, 2019. — 160 с. — ISBN 978-5-9925-1413-1.

2. Кагазбаева, А. К. Функциональная компетентность педагога в условиях перехода к обновленному содержанию образования / А. К. Кагазбаева // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 10-1. — С. 12—16.

3. Козлова, В. Ю. Методика развития функциональной грамотности у учащихся средней школы /

B. Ю. Козлова // Гуманитарные научные исследования. — 2019. — № 8. — URL: http://human.snauka.ru/2019/ 08/25961 (дата обращения: 02.04.2021).

4. Махотин, Д. А. Формирование функциональной грамотности школьников и студентов: исследование условий развития / Д. А. Махотин, Н. И. Шевченко // Интерактивное образование. — 2019. — URL: https:// interactiv.su/2019/09/07/формирование-функциональной-грамотн/ (дата обращения: 05.04.2021).

5. Методическая деятельность в учреждениях дополнительного образования / Я. А. Арнольбик, Ю. А. Долгих, Н. В. Косталанова [и др.] // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 250—252.

6. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 05.04.2021).

7. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Н. В. Бордовская, Л. А. Даринская,

C. Н. Костромина [и др.] ; под редакцией Н. В. Бордовской. — 3-е издание, стереотипное. — Москва : КНОРУС, 2018. — 432 с. — ISBN 978-5-406-06490-0.

8. Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / П. И. Фролова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2016. —

№ 1 (23). — DOI: 10.17238/issn1998-5320.2016.23.179.

9. Avvisati, F. In which countries and schools do disadvantaged students succeed? / F. Avvisati // PISA in Focus. — 2018. — № 80. — URL: https://doi.org/10.1787/66e037e8-en (дата обращения: 05.04.2021).

10. New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. World Economic Forum, 2016. — URL: https://www.weforum.org/reports/new-vision-for-education-fostering-social-and-emotional-learning-through-technology (дата обращения: 05.04.2021).

11. Schleicher, A. Global competency for an inclusive world / A. Schleicher, G. Ramos // OECD, 2016. — URL:

https://www.deakin.edu.au/_data/assets/pdf_file/0007/968641/Global-competency-for-an-inclusive-world.pdf (дата

обращения: 05.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.