Научная статья на тему 'Формирование казахстанского патриотизма у учащихся'

Формирование казахстанского патриотизма у учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берест В. Я., Ахметова Г. Ш., Яценко Т. Т.

В статье расматриваются вопросы формирования Казахстанского патриотизма у учащихся средней и высшей школы.Мақалада орта және жоғары білім беру мектептерінде оқушыларда Қазақстандық отан сүйгіштігінің мәселесі қарастырылады.The article considers issues of forming Kazakhstan patriotism with high and higher school students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование казахстанского патриотизма у учащихся»

№4, 2006 г.

67

УДК 172.15 (574)

¡1 ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА У УЧАЩИХСЯ

; В.Я. Берест1, Г.Ш. Ахметова2, Т.Т. Яценко2 Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова1 Щ Школа-интернат № 1 г. Павлодара2

Мащгшда орта жопе жогары б 'шЫ беру мектептершде окушьишрда ¡(азакртандык, отансуйгшт1гт1ц мэселесi к^раетырылады.

В статье расматриваются вопросы форми/ювания Казахстанского ■ патриотизма у учащихся средней и высшей школы.

7Ъе article considers issues of forming Kazakhstan patriotism with high and higher school students.

В этом году мы празднуем 15 - летие Независимости Республики Казахстан. Можно констатировать, что в стране заложены фундаментальные основы государственности.

Путь прогресса, избранный Казахстаном и Казахстанцами, мы сможем пройти и пройдем, лишь взяв в свои руки духовный и нравственный потенциал. Дальнейшая демократизация нашего общества, формирование суверенного государства требует от педагогов необходимых и эффективных мер по совершенствованию и активизации патриотического воспитания и гражданственности у подрастающего поколения.

Социально-педагогические исследования показывают, что с внедрением рыночной экономики в духовном мире современной учащейся молодежи происходят существенные изменения. Они проявляются в нарастании индивидуалистических, материальных и потребительских интересов. Постепенная утрата нашим обществом патриотического сознания стала более заметной за этот период. Вот почему проблема казахстанского патриотизма и гражданственности определяется нами как одна из приоритетных задач в воспитании подрастающего поколения Независимого Казахстана.

Сегодня сама жизнь заставляет нас переосмыслить значение воспитания духовно-нравственных качеств, общечеловеческих ценностей, пересмотреть цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.

68

НАУКА И ТЕХНИКА КАЗАХСТАНА

Естественно результаты воспитательного воздействия могут быть достигнуты лишь систематической и целенаправленной деятельностью всех участников социализации (родители, наставники, преподаватели) по формированию чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Казахстана.

Формирование патриотизма происходит в течение всей жизни личности, а проявляется с момента участия в политических процессах, в осознании ответственности за свою роль в жизни общества, в жизни своей организации образования (школа, вуз), в жизни своего коллектива (класс, группа).

Рассмотрим решение данной задачи в средней и высшей школе.

Все начинается с изучения атрибутики, символов государственности, так как во все времена и у всех народов олицетворением государственности и независимости являлись символы государства. Педагогами школы была продумана система воспитательных мероприятий, уроков в соответствии с концепцией общеобразовательных школ, "Законом об образовании" Республики Казахстан и Государственным стандартом образования.

Начало учебного года начинается с Дня Знаний - праздника, на котором ученики вместе с родителями вовлекаются в процесс изучения и обсуждения будущего своей республики, осознания своей роли в общем процессе построения демократического государства. На "Президентском уроке" ребята знакомятся с основными правами и обязанностями школьников, формируют представление о мире, государстве, о социальных взаимоотношениях между людьми, изучая статьи Конституции Республики Казахстан, Конвенцию ООН о правах ребенка. Использование на таких уроках интерактивных техник обучения способствует активному вовлечению в учебный процесс каждого учащегося. Дети под руководством учителя самостоятельно рассуждают, разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, делают выводы. Изучение Конституции РК не сводится к механическому заучиванию статей, положений Конвенции. Учащиеся учатся, работая с текстами документов, изучая их и анализируя, самостоятельно выстраивать последовательность логических умозаключений о нравственно - правовых нормах в жизни нашего общества. Это особенно важно для детей школьного возраста с ограниченным и возможностями (например, глухонемые школьники). Мы убеждены, что на таких уроках происходит процесс формирования активной гражданской позиции, подготовка школьников к восприятию ценностей культуры мира. Но такие размышления о мире, о законах, о правах человека, о толерантности должны иметь место не только на одном, двух отдельно взятых уроках.

№4, 2006 г.

69

Формирование гражданина - патриота должно пронизывать весь процесс обучения и воспитания учащихся от школьника до студента через интегрирование во все общеобразовательные дисциплины, через совместное творчество преподавателя и всех учеников.

К знаменательным датам: Дню республики Казахстан, Дню Независимости, празднику "Наурыз" учителями нашей школы проводятся нестандартные уроки-праздники, требующие большой подготовительной работы учащихся: выпуск газет, экскурсии, мини - сочинения, выставки поделок, конкурсы рисунков, викторины, анкетирование, тестирование, разучивание песен и танцев, приготовление национальных блюд, национальных костюмов, выбираются такие формы обучения, чтобы учитель мог решать наиболее эффективно образовательные, воспитательные задачи. Передовые учителя практикуют нетрадиционные формы: уроки- соревнования с разделением на подгруппы, уроки - путешествия, уроки - игры. Занятия в музеях, театрализованные представления, жестовое пение, пантомимы, клоунады. Проходят месячники патриотических) воспитания. Для подведения итогов сформированное™ патриотического чувства проводится тестирование учащихся по темам: "Права человека", "Конвенция ООН о правах ребенка", "Толерантность в школьной среде", "Правовое государство и гражданское общество", "Ассамблеи народов Казахстана", презентация проектов: "Каким должен быть гражданин - патриот?", создаются глоссарии, с помощью которых расширяется словарный запас, обретаются навыки грамотной связной речи.

Патриотическое воспитание студентов на факультете металлургии, машиностроения и транспорта 111 У им. С. Торайгырова также проводится с первых дней начала учебного года на первом курсе и до последних дней пребывания в вузе.

Основная тематика патриотического воспитания отражена в названиях кураторских часов: "Я горжусь тобой, мой Казахстан", "Народные обычаи и традиции", "Важнейшие события истории Республики", "Государственная символика". Студенты вместе с кураторами посещают музеи, встречаются с деятелями науки и культуры. принимают участие в литературных обзорах читальных залов и библиотек.

Посещение театров, встречи с артистами, просмотр сцен быта из жизни народа позволяет поднять культуру студента, повысить активность студенческой жизни, дает возможность привить студенту любовь к своей Родине и народу.

В настоящее время нашими педагогическими коллективами уже немало сделано для формирования гражданской позиции учащихся. Н. Назарбаев в своем выступлении на республиканском съезде работников образования и науки сказал: "Воспитание детей в духе любви к Родине, родной земле, к своему родному народу - очень важная, очень ответственная и почетная обязанность".

70

НАУКА И ТЕХНИКА КАЗАХСТАНА

Мы, педагоги, решая и дальше проблемы патриотического воспитания, будем стремиться к достижению общей цели - процветания Казахстана на основе консолидации и любви к Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.