Научная статья на тему 'Школьная модель историко-патриотического воспитания'

Школьная модель историко-патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ / МОДЕЛЬ / PATRIOTISM / EDUCATION / HISTORICAL CLUB / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маканова Татьяна Викторовна

Представлен опыт работы по патриотическому воспитанию на примере деятельности школьного клуба «Отан». Автор показывает структуру клуба, цели и задачи, стоящие перед его руководителями и конечный результат деятельности клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School Model of Historical and Patriotic Education

There is introduced experience of patriotic education on the example of a school club called "Otan". The author shows the structure of the club, its goals and challenges faced by the senior managers and also the final result of the club activities.

Текст научной работы на тему «Школьная модель историко-патриотического воспитания»

УДК 379.8.091.4; 374.71; 37.018.8

Т. В. Маканова

ШКОЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Представлен опыт работы по патриотическому воспитанию на примере деятельности школьного клуба «Отан». Автор показывает структуру клуба, цели и задачи, стоящие перед его руководителями и конечный результат деятельности клуба.

There is introduced experience of patriotic education on the example of a school club called "Otan". The author shows the structure of the club, its goals and challenges faced by the senior managers and also the final result of the club activities.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, Исторический клуб, модель.

Keywords: patriotism, education, Historical club, model.

Идеал патриотического воспитания, его актуальная необходимость признаются в любом государстве. Патриотизм - это глубокое социальное чувство, стержнем которого является любовь к своей Родине, преданность своему народу, гордость за его историческое прошлое и настоящее, забота о его будущем.

В Конституции Республики Казахстан формирование и воспитание казахстанского патриотизма провозглашено одним из основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан.

В последнее время стало больше внимания уделяться данной проблеме со стороны государства и общественных объединений, о чем свидетельствуют нормативные документы, связанные с воспитанием патриотизма: Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан, Концепция государст-

венной молодежной политики Республики Казахстан, Государственная программа «Дети Казахстана», целевые программы администраций областей и городов по патриотическому воспитанию молодежи. Ведущей идеей Концепции 12-летнего общего среднего образования в Республике Казахстан о формировании ключевых компетенций, главной является ценностно-ориентационная: «Быть патриотом своей Родины, проявлять гражданскую активность, понимать политическую систему, уметь давать оценку происходящим социальным событиям». Они во многом отвечают потребностям современного казахстанского общества, заинтересованного в том, чтобы школьники принимали участие в социально-культурном развитии нашего государства, отстаивали принципы гражданственности и патриотизма в различных сферах деятельности, чему способствует работа учителя истории.

Предложенная модель историко-патриотического воспитания позволяет повысить воспитательные возможности школьного учебно-воспитательного процесса.

Целями деятельности клуба «Отан» являются:

• формирование глубокого патриотического сознания, идеи служения Отечеству и его вооруженной защиты;

• воспитание чувства гордости за свою историю на примере личности батыров, военачальников, героев, защитников и государственных деятелей;

• изучение знаменательных дат;

• воспитание гордости за героические поступки предков;

• привитие чувства любви к своей Родине, уважительного отношения к национальным традициям и культурным ценностям своего народа и этносов, проживающих на территории Казахстана.

Структура деятельности клуба (см. рисунок) включает различные организационные формы деятельности: исторический клуб, музейная группа, поисково-исследовательская секция, информационно-технический отдел, ученическое научное общество.

Патриотический клуб «ОТАН»

В основу учебно-воспитательного процесса нами была положена личностная деятельность ученика в школе, вне школы, в различных видах творческой и научно-исследовательской работы: изучение истории и культуры своей страны, «малой родины» - города, района, села, систематизация полученных материалов. Кроме

предусмотренных программой уроков истории, проводились уроки-лекции, семинары для учащихся. На занятиях происходило обсуждение со старшеклассниками конкретных проблем современной жизни, политики, экономики, науки и культуры. Раскрывались многие понятия, которые не получали должного освещения в учебных пособиях. Ребята использовали материалы городских музеев для работы над докладами и рефератами, участвовали в выставках рисунков, научных викторинах, вечерах и концертах.

Школьная модель историко-патриотичекого воспитания

Информационно-технический отдел

Поисково-исследовательская секция

Структура деятельности школьного клуба «Отан»

Военно-патриотическая направленность воспитания в клубе «ОТАН», куда входят учащиеся 5-8-х классов, включает разнообразные методы и формы работы с учащимися:

- встречи с ветеранами Великой Отечественной и афганской войн;

- выпуск газет и плакатов;

- проведение месячника «Патриот»;

- военно-спортивные игры;

- уроки мужества;

- посещение памятников, культурных центров;

- конкурсы строевой песни;

- шефство над ветеранами Великой Отечественной войны. «Исторический клуб»

Цель - познавательно-просветительская работа.

Осуществляется помощь учителям дополнительными материалами для уроков истории, подготовка персональных и групповых выступлений и докладов по различным проблемам и приуроченных к знаменательным событиям и датам истории Казахстана, района или города. Активно используют методы научной работы, такие, как изучение и анализ широкой дополнительной научной базы, работа с документацией (мемуары, письма, личные документы), интервьюирование, сбор, обработка и оформление исторического материала.

«Музейная группа»

Цель - изготовление различного рода вспомогательных материалов по разделам истории, выполнение исторических заданий (найти материалы по определенным этапам истории государства, города, района или школы).

В ней же готовятся и школьные экскурсоводы, проводящие как важные общешкольные мероприятия, так и плановые экскурсии для учащихся различных классов. Группа экскурсоводов активно сотрудничает с работниками этномемориального комплекса «Атамекен».

«Поисково-исследовательская секция»

Цель - поиск новых документов, сведений и материалов.

Учащиеся проводят исследование семейных реликвий, отражающих историю жизни и деятельности членов семьи. Именно в семье даются подрастающей личности первые уроки гражданственности, гражданского поведения. Формируется чувство сопричастности семьи к жизни общества. Семейные ценности - бесценный источник формирования гражданственности и патриотизма. Ученики видят неразрывную связь истории нашей страны и истории своей семьи.

«Школьный информационно-технический отдел»

Цель - шире охватить возможности новых технологий, поставив их на служение как науке, так и техническому обучению учащихся.

Необходимость такой формы работы давно уже назрела, хотя она и имеет предметный выход в виде уроков информатики. Мы же решили пойти немного дальше, предоставив учащимся больше выбора в этом виде работы. Учащиеся часто не имеют возможности ходить в библиотеки. Мало кто из них обладает электронными ка-

талогами, которые могли бы упростить поиск нужной литературы, но и сама литература уже давно не обновлялась во многих библиотеках для учащихся. Учителя сталкиваются с фактами, когда на определенные проблемы учебного плана вообще не имеется литературы или она представлена в единичных экземплярах. Некоторые учащиеся, имеющие возможность выходить в Интернет, зачастую пользуются этим, бездумно «скачивая» рефераты и доклады, перестают задумываться над проблемами своих творческих исследований, представляя на занятиях готовую работу. Для того чтобы решить эту актуальную проблему, и был создан данный отдел. Он предоставляет дополнительную информацию для учителей по темам, предлагая ознакомиться с новыми публикациями по некоторым проблемам. Многие учителя не владеют компьютером и зачастую возникают ситуации, при которых ученик имеет возможность получения более широкой информации по различным вопросам, получает доступ к некоторым новым разработкам и научным открытиям.

Появляются вопросы, на которые учителя не могут ответить, даже после некоторых исследований в своей домашней библиотеке. Ребята учатся находить различную информацию по библиотекам, статьи по различным направлениям, которые становятся основой творческих работ. Учащиеся с опытом дизайнерского искусства помогают оформлять различные ученические проекты и презентации. Некоторые из учеников, не имеющие персонального компьютера, осуществляют и текстовой набор.

Учащиеся создают слайды. Так, созданы слайды по теме «Культура Казахстана в XVIII веке», собирается материал по выпуску электронного носителя по теме «Их именами названы улицы нашей столицы», где представлен богатый материал по истории нашего города.

«Ученическое научное общество»

Цель - осуществлять практическую помощь учителям в проведении тематических уроков.

Используются материалы, предоставляемые различными секциями. Производят анализ предлагаемого материала, соотнося его с проблематикой программных и внеклассных уроков. С их помощью проходят уроки-семинары, исторические вечера, конкурсы и игры как в средней, так и в начальной школе.

На наш взгляд, в воспитательной работе с учащимися современной школы, помимо пассивного обращения к героическому прошлому, культуре, истории нашего государства, целесообразнее всего было бы использовать их стремление к активной деятельности. Патриотическое воспитание должно базироваться главным образом на систематической пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеучебной деятельности.

К эффективности деятельности клуба мы относим стабильно призовые результаты участия школьников в мероприятиях городского и республиканского уровней: олимпиадах, конкурсах, соревнованиях научных проектов, брейн-рингах, турнирах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.