ном для реализации которой служит здоровьесберегаю-щая направленность систем образования. Одной из основных целей стратегии является совершенствование руководства и управления в различных социальных институтах в интересах здоровья.
В январе 2015 года прошло техническое консультативное совещание по Европейской стратегии в области физической активности, на котором обсуждалась будущая Европейская стратегия в области физической активности (27-28 января 2015 г., Цюрих, Швейцария) [13]. Была определена актуальность и необходимость эффективных преобразований в области политики поддержки физической активности.
Выводы и предложения. Анализ представленных документов свидетельствует о том, что за последние тридцать лет изменились взгляды на роль системы образования в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья, сформировалось новое представление о роли состояния окружающей среды и образа жизни человека в сохранении здоровья и долголетия. Однако данные изменения не отразились в полной мере на содержании, формах и методах подготовки будущего учителя биологии к профессиональной деятельности. Здоровьесберегающая деятельность как составляющая профессиональной подготовки выпускника высшего учебного заведения не представлена в содержании соответствующих дисциплин в полной мере и не рассматривается как одна из ведущих целей биологического образования. Выявлено противоречие между существующими директивными документами, отражающими необходимость подготовки учителей биологии для реализации здоровьесберегающей деятельности в школе и профессиональной неготовностью учителей к применению здоровьесберегающих технологий в своей практике. Будущий учитель биологии должен знать современные тенденции в области здоровьесберегающей деятельности, уметь применять здоровьесберегающие технологии в практике, владеть навыками обучения школьников основам здоровьесбережения и применения их в повседневной жизни.
Разработка современных моделей подготовки учителей биологии для обеспечения здоровьесберегающей деятельности в школе является актуальной проблемой теории и методики профессионального образования, решение которой непосредственно связано с улучшением демографической ситуации, снижением уровня социально опасных заболеваний, сохранением здоровья подрастающего поколения.
Литература
1. Афинская декларация по здоровым городам -
Афины, 1998. - 10 с. // http://www.euro.who.int/
ш/риЬЦсайош/роПсу^оситей£
2. Ашхабадская декларация по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями в контексте положений политики Здоровье-2020 // Европейская министерская конференция ВОЗ по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями в контексте положений политики Здоро-вье-2020. Ашхабад, 2013.
3. Венская декларация по питанию и неинфекционным заболеваниям в контексте политики Здоровье-2020 // Европейская министерская конференция ВОЗ по вопросам питания и неинфекционных заболеваний в контексте положений политики Здоро-вье-2020: Материалы. - 4-5 июля 2013 г., Вена, Австрия. - 7 с.
4. Восьмая глобальная конференция по укреплению здоровья. - Копенгаген: ВОЗ, [Электронный ресурс], режим доступа к статье: http ://www. who.int /healthpromotion/conferences/8gchp/ru/
5. Европейская хартия по алкоголю. - Париж, 1995. -8 с.
6. Европейская хартия по окружающей среде и охране здоровья, ВОЗ. - 7 с.
7. Европейский план действий по гигиене окружающей среды. - Хельсинки, 1994. - 145 с.
8. £фiмова В.М. Шдготовка майбутшх учителiв при-родничих дисциплш до використання здоров'язбе-режувальних технологш у професшнш дiяльностi: теорiя та методика: [монографiя]. - Омферополь: Сонат, 2011. - 442 с.
9. Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ: Введение. - Европейская серия по достижению здоровья для всех. - № 5. - 44 с.
10. Оттавская хартия по укреплению здоровья. - 1986.
- 5 с. // http ://www. euro. who. int/_data/assets /pdf_
file/ 0009/146808/Ottawa_Charter_R
11. Пармская декларация по окружающей среде и охране здоровья (Пятая министерская конференция по окружающей среде и охране здоровья "Защитим здоровье детей в изменяющейся среде"). - Парма, 2010. - 11 с.
12. Профилактика неинфекционных заболеваний и борьба с ними: Материалы 67 сессии Всемирной Ассамблеи здравоохранения. - 2014. - 7 с.
13. Техническое консультативное совещание по Европейской стратегии в области физической активности, [Электронный ресурс], режим доступа http ://www. euro.who.int/ru/media-centre/events /events/2015/01/technical-consultation-meeting-on-the-european-phvsical-activitv-for-health-strategv
14. Хартия против табака. - ВОЗ, 1988. - 2 с.
15. Экология человека: Учебник / [Агаджанян Н. А., Григорьев А. И., Черешнев В. А., Сидоров П. И. и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 240 с.
формирование изобразительной компетентности будущего
педагога-художника
Шачкова Эльвира Вадимовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна
ФОРМУВАННЯ ОБРАЗОТВОРЧОГО КОМПЕТЕНТНОСТ1МАЙБУТНЬОГО ПЕДАГОГА-ХУДОЖНИКА Шачкова Ельвiра Вадuмiвна, кандидат педагогiчних наук, доцент кафедри образотворчого мистецтва, методики викладання та дизайну
FORMATION OF FINE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS-ARTISTS Shachkova E. V., Ph.D., assistant professor offine arts, teaching methodology and design
АННОТАЦИЯ
Проанализирован процесс формирования изобразительной компетентности будущего педагога-художника. Исследованы теоретические и практические аспекты данной проблемы. Современное обучение изобразительному искусству обусловлено широким выбором методик и коммуникативных технологий. Успешность изобразительной деятельности будущего педагога-художника определяется уровнем развития художественных и педагогических компетенций. Они способствуют выявлению индивидуально-психологических особенностей личности и свидетельствуют об её изобразительной, предметно-профессиональной компетентности.
Ключевые слова: профессиональное образование, изобразительная компетентность, акмеологичекая компетентность, будущие педагоги-художники, инновационно-творческая деятельность, духовное развитие общества, художественно-педагогическое направление. ABSTRACT
We analyze the process offormation of graphic competence of the future teacher-artist. The theoretical and practical aspects of the problem. Modern teaching fine arts due to a wide range of techniques and communication technologies. The success of the graphic activity of the future teacher-artist determined by the level of artistic and pedagogical skills. They contribute to the identification of individual psychological characteristics of the individual and evidence of its graphic, object-professional competence.
Key words: vocational education, pictorial competence akmeologichekaya competence, future teachers, artists, innovation and creative activity and spiritual development of society, artistic and pedagogical direction.
АНОТАЦ1Я
Проанал1зовано процес формування образотворчо'1 компетентностi майбутнього педагога-художника. До-aniджено теоретичт та практичш аспекти даноi проблеми. Сучасне навчання образотворчому мистецтву обумов-лено широким вибором методик i комуткативних технологш. Успiшнiсть образотворчоi дiяльностi майбутнього педагога-художника визначаеться рiвнем розвитку художтх i педагогiчних компетенцт. Вони сприяють виявленню iндивiдуально-психологiчних особливостей особистостi i свiдчать про ii образотворчоi,, предметно-професiйноi ком-петентностi.
Ключовi слова: професшна освта, образотворча компетенттсть, акмеологiчекая компетенттсть, майбутнi педагоги-художники, iнновацiйно-творча дiяльнiсть, духовний розвиток суспшьства, художньо-педагогiчне спря-мування.
Постановка проблемы. Важной целью профессионального образования является соответствие обучения, воспитания и развития перспективным потребностям современного общества, а также подготовке разносторонне развитой личности, способной к самообразованию и самосовершенствованию. На сегодняшний день общество нуждается в высококвалифицированных, компетентных специалистах. Будущий педагог-художник выступает гарантом достижения поставленных целей, так как способен прогнозировать собственные результаты, моделируя образовательный процесс в художественно-педагогическом направлении.
ЛФ. Спирин в профессиограмму (идеальную абстрактную модель личности учителя) включает несколько взаимосвязанных блоков:
1. Характерологические особенности личности учителя.
2. Профессионально-педагогические знания.
3. Общепедагогические навыки.
4. Общепедагогические умения.
Успешность изобразительной деятельности будущего педагога-художника во многом определяется уровнем развития художественных и педагогических компетенций. Они способствуют выявлению индивидуально -психологических особенностей и свидетельствуют об изобразительной, предметно-профессиональной компетентности. Под изобразительной компетентностью будущего педагога-художника понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной художественно-педагогической деятельности. Н.В. Кузьмина считает профессиональную компетентность одной из важнейших. В качестве элементов профессиональной компетентности она выделяет:
- специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины;
- методическую компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся;
- психолого-педагогическую компетентность в сфере обучения;
- дифференциально-психологическую компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых;
- рефлексия педагогической деятельности или ауто-психологическую компетентность.
Уточним, специальная компетентность включает в себя знания, квалификацию и опыт производственной деятельности по специальности «Декоративно-прикладное искусство»; знание способов решения технико-технологических задач, связанных с конкретным производством; подготовленность к самостоятельному выполнению различных видов деятельности, умение решать профессиональные задачи, способность самостоятельно приобретать новые знания. Методическая компетентность содержит знания дидактических методов, знания психологических механизмов, умения, различные методы и приемы обучения.
Для преподавателей вуза характерна научно-методическая деятельность с целью осмысления новейших достижений инновационных методов и технологий обучения. Изучение научной литературы по проблеме формирования методической компетентности свидетельствует, что, несмотря на существенную разработку проблем методической сферы профессионально-педагогической подготовки (А.А. Абдуллина, К.Б. Абра-менко, С.Н. Асланова, О.Б. Бигич, Г.Г. Борисюк, Н.А. Верещагина, Л.А. Никитина, Е.И. Пассов, Л.Ф. Спирин, Л.Г. Таланова, Е.А. Таможняя, В.С. Шаган), вопросы, связанные с разви-
тием методической компетентности будущих преподавателей высшей школы, до сих пор остаются малоисследованными и требуют научного обоснования. Под психолого-педагогической компетентностью мы подразумеваем владение педагогической диагностикой и осуществление индивидуальной работы на основе её результатов; знание возрастной психологии, межличностного и педагогического общения; умение развивать у обучаемых интерес к выбранной специальности. Проблемами психолого-педагогической компетентности занимались Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Г.Г. Горело-ва, Л.Н. Захарова, В.С. Ильин, Н.Н. Лобанова, Т.А. Маркина, Г.А. Нечаева, Л.И. Рувинский, В.М. Соколова, В.А. Сластенин.
Дифференциально -психологическая компетентность - это умение выявлять личностные особенности, направленность обучаемых, определять и учитывать их эмоциональное состояние; умение грамотно общаться с руководителями, коллегами, учащимися. Проблема профессионально-педагогической компетентности рассматривается в ключе формирования профессиональных требований к специалисту (А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя) и нового подхода к конструированию образовательных стандартов (А.В. Хуторской).
Аутопсихологическая компетентность выступает в роли механизма саморегуляции, самоконтроля, саморазвития, знаний о способах профессионального самосовершенствования; умений видеть собственные недостатки. Аутопсихологические компетенции рассматриваются в работах А. А. Деркача, В. А. Агапова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Н. С. Глуха-нюк.
Персональная компетентность рассматривается как личный престиж: «самим перед собой». Это способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, которая особенно ярко проявляется после окончания вуза, так как педагог-художник уже полностью сам отвечает за свои поступки и действия, а также несёт ответственность как перед обществом, так и перед самим собой. Если педагог-художник может лишь в устной беседе консультировать студента, то его доводы будут не убедительны, не станут авторитетными в глазах студента или наоборот, если он опирается лишь только на художественный, практический опыт, но не может объяснить суть самого вопроса, не владеет теоретическими знаниями, то это тоже окажется большим его пробелом, что говорит о не компетентности такого специалиста. Поэтому лишь художественно-педагогические способности в едином синтезе позволят сложиться личности будущего учителя изобразительного искусства полноценным профессионалом.
Анализ последних исследований и публикаций. В основе личностно-ориентированного образования лежит целостное представление о культурообразующей среде, в которой главным объектом является личность. Об этом пишут М..В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, А.П Ва-лицкая, А.А. Вербицкий, И.А. Колесникова, В.А. Петровский, З.И. Равкин, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская. Вопросы профессиональной компетентности были рассмотрены такими учёными, как В.А. Адольф, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина,
A.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А.Орлов, В.А. Сластенин,
B.И.Слободчиков, А.В. Соложнин, Е.И. Рогов, Е.П. Ухабина.
Современные методисты посвятили свои труды раскрытию проблем становления профессиональной компетентности в системе художественного образования. Это В.С. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, З.Н. Новлянская, Н.Н. Ростовцев. Л.Б. Рылова, Е.В. Шорохов,
Т.Я. Шпикалова. Теоретико-методологическую базу исследования составили основные положения педагогической науки (К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, П.Ф. Капте-рев, С.И. Гессен, В.С. Соловьев, Н.И. Бердяев) личностно-ориентированного образования (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, А.А. Вербицкий, В.И Хло-бодчиков, И.С. Якиманская ), принципы саморазвития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), профессионального мышления и дальнейщего развития (Ю.К. Бабанский, С.Г Вершловский, Б.С. Гершунский, О.М. Краснорядцева, М.М. Кашапов, Н.В. Кузьмина Ю.Н. Кулюткин, К.М. Левитан, А.К. Маркова, А.А. Орлов, Г.С. Сухобская П.Г. Щедровицкий). Формирование изобразительной компетентности будущего педагога-художника выделена нами как отдельная часть общей профессиональной проблемы образования.
Цель статьи: проанализировать процесс формирования изобразительной компетентности будущего педагога-художника.
Методико-педагогическим условием в современном учебно-творческом процессе является то, что учитель изобразительного искусства, осуществляющий художественно-педагогическую деятельность на достаточно высоком уровне, должен быть профессионально компетентным. Методическая компетентность проявляет себя как относительно самостоятельная часть объективной художественно-педагогической деятельности. Она представляет собой важную составляющую часть педагогической культуры, характеризуется совокупностью целей, традиций, стилей, закономерностей, законов и правил, приёмов и методов.
Развитие изобразительной компетентности - это формирование творческой индивидуальности, восприимчивости к художественно-педагогическим инновациям. От профессионального уровня будущего педагога-художника напрямую зависит духовное развитие общества. В профессиональном образовании, самообразовании, образовании с помощью Интернет-технологий, мастер-классы ведущих педагогов-художников, участии в конференциях и профессиональных конкурсах, художественно-творческие выставки заложены основные формы развития профессионального потенциала будущих педагогов-художников.
Исходя из современных требований, можно выявить основные методы развития изобразительной компетентности педагога-художника:
1. Научно-исследовательская и художественная работа;
2. Инновационно-творческая деятельность, освоение новых художественно-педагогических технологий;
3. Методико-педагогические поиски информационного материала в объединениях, творческих группах;
4. Участие в педагогических конкурсах, фестивалях, художественных выставках;
5. Различные формы художественно-педагогической самоподготовки;
6. Анализ собственного художественно-педагогического опыта.
Все перечисленные способы не будет эффективны, если будущий педагог-художник не осознает и не приложит массу усилий для повышения собственной предметно-профессиональной компетентности. Безусловно, чтобы повысить активность данного процесса, необходима мотивация и создание благоприятных условий: проведение конкурсов, обмен опытом, новые формы обучения (обучающийся-окружающая среда-саморазвитие-
консультант). Необходимо создание тех условий, в которых будущий педагог-художник стремится к самоусовершенствованию, самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного художественно-педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие будущего педагога-художника, в результате чего развиваются новые идеи и замыслы, которые синтезируются в художественно-педагогическую деятельность. Развитие изобразительльной компетентности учителя изобразительного искусства - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению творческого опыта.
Выделяются три этапа формирования изобразительной компетентности будущего учителя изобразительного искусства:
- формирование изобразительных знаний, умений и навыков;
- стремление к педагогическому мастерству, особых качеств личности;
- планирование саморазвития в художественно-педагогической области;
- области, самоанализ и синтез, осознание самообразования.
Формирование изобразительной компетентности педагога-художника происходит на протяжении всей жизни, так как данный процесс цикличный.
Художественно-педагогическая деятельность требует постоянного пересмотра постулатов в области педагогики и изобразительного искусства, так как жизнь не стоит на месте, а движется. Пройденные этапы повторяются «от абстрактных форм к реалистическим и наоборот», но выступают в новом качестве.
Процесс формирования изобразительной компетентности так же зависит от окружающей среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Педагогический микроклимат для формирования художника очень важен. В высшей школе создание подгрупп имеет случайный характер, так как никто специально этим вопросом не занимается. Как уживаются между собой те или иные «конкуренты», могут сложиться дружеские отношения между данными людьми или нет, остаётся загадкой, которая будет раскрыта лишь по окончании обучения. Необходимость демократической системы управления велика, однако способы анкетирования, тестирования и даже собеседования могут не вскрыть настоящее положение вещей.
Различные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной нетерпимости, повышенной агрессивности, с которой всё чаще приходится сталкиваться преподавателям. Современный учитель изобразительного искусства должен создавать особую творческую сферу, а для этого он сам должен быть мастером. Ему необходимо являться для учащихся примером в художественно-педагогической деятельности, уметь развивать воображение, художественно-образное мышление и творческий потенциал. Формировать не только изобразительную, но и общекультурную компетентность, создавать условия для эстетического развития личности в сфере профессионального образования. При выполнении этих условий возможно успешное формирование как изобразительной компетентности, так и многих других. Один из основных видов информации, с которым студенты высшей школы работают при изучении специальности «Изобразительное искусство» — графическая информация. Возможности современных информационных технологий
направлены на использование готовых электронных образовательных ресурсов, освоение студентами средств и инструментария создания и обработки графической информации.
Для освоения курса «Изобразительное искусство» будущему учителю требуется большое количество наглядного материала, для чего ему необходимо уметь находить, выбирать, оценивать и систематизировать графическую, текстовую и видеоинформацию. Особенно, когда речь идёт о курсовых, дипломных работах. Современный инструментарий информационных и коммуникационных технологий предоставляет будущему педагогу-художнику достаточно доступные в использовании средства фиксации окружающей действительности, художественных произведений, декоративно-прикладных изделий, сувенирных изделий народного промысла. Наглядность создания презентаций ни у кого не вызывает сомнений и эффектность получаемого результата делают данную работу востребованной и понятной для студента.
В дальнейшем работа с презентацией может быть проанализирована и углублена через такие обучающие формы как написание методических разработок, учебников-презентаций, презентаций-каталогов, презентаций-тестов. Синтез изображения, звука, текста оживляет восприятие и поддерживает определённое выступление студента. Данный процесс способствует развитию логического мышления, анализа и синтеза, умения сделать выбор главного и второстепенного. Интернет предоставляет пользователям широкие возможности знакомства с музеями и художественными выставками, историческими и культурными достопримечательностями. Использование сканеров, цифровых фотоаппаратов, видеокамер расширяет художественно-педагогическую подачу информации на защите бакалавра, магистра. Самостоятельное изготовление методических и учебных материалов, а также их систематизация в собственный художественно-педагогический компьютерный банк является отличной методической библиотекой, которую можно постоянно дополнять по мере поступления новой информации.
Выводы и предложения. Вырастить компетентного ученика, имеющего душевную чуткость, задача не из лёгких, однако доступна компетентному учителю. Особенно, если он связан с искусством. Проблема создания мето-дико-педагогичемких условий для формирования и развития профессиональных компетентностей будущего учителя изобразительного искусства многоаспектна. Например, одна из наиболее важных компетентностей учителя изобразительного искусства - акмеологичекая компетентность, предложенная А.К. Марковой. Данная категория является когнитивным компонентом системы профессионализма акмеолога, сферы его профессионального ведения. Включает акмеологические знания о путях, принципах и закономерностях прогрессивного развития зрелой личности и ее профессионализма. Она предусматривает способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение сделать выбор в определённом направлении, найти формы творческой деятельности с целью дальнейшего профессионального роста. Обучение изобразительному искусству осуществляется в синтезе представлений о традициях и современных концепций образования, что обусловлено широким выбором методик преподавания изобразительного искусства, основанных на государственном образовательном стандарте и существующих программах. Важнейшим инструментарием формирования у студентов универсальных учебных действий выступают средства информационных и комму-
нальных технологий и коммунальных технологий. Содержание и направленность специальности «Изобразительное искусство» предопределяет перспективы и возможности использования современных информационных и коммуникационных технологий при освоении дисциплин художественного цикла, в рамках информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя изобразительного искусства на основе современных технологий коммуникативной, познавательной и проектной деятельности.
Список литературы 1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и ср. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 175 с.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
4. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. - М.: Логос, 1998. -320 с.
5. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагоги-ческого проектирования: монография / Н.О. Яковлева. - М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. - 239 с.