Научная статья на тему 'Формирование исследовательской культуры: от школы к вузу'

Формирование исследовательской культуры: от школы к вузу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / RESEARCH CULTURE / CREATIVE PERSON / CONTINUOUS EDUCATION / PROJECT-RESEARCH ACTIVITY / SCIENTIFIC CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Татьяна Константиновна, Пухова Анна Геннадьевна, Никишин Владимир Евгеньевич

Статья посвящена решению актуальной проблемы современного образования формированию исследовательской культуры обучающихся. В настоящее время существуют объективные предпосылки для вовлечения учащихся в исследовательскую работу в школе. В статье рассматриваются компоненты исследовательской культуры и проблемы преемственности их формирования от школы к вузу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Татьяна Константиновна, Пухова Анна Геннадьевна, Никишин Владимир Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH CULTURE FORMATION: FROM SCHOOL TO UNIVERSITY

The article is devoted to solving of the actual problem of modern education the formation of students’ research culture of. Nowadays there are objective prerequisites for involving students in research work at school. The article discusses the components of research culture and the problems of continuity of their formation from school to university.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской культуры: от школы к вузу»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат географических наук, доцент Пухова Анна Геннадьевна Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород); магистрант Никишин Владимир Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ОТ ШКОЛЫ К ВУЗУ

Аннотация. Статья посвящена решению актуальной проблемы современного образования -формированию исследовательской культуры обучающихся. В настоящее время существуют объективные предпосылки для вовлечения учащихся в исследовательскую работу в школе. В статье рассматриваются компоненты исследовательской культуры и проблемы преемственности их формирования от школы к вузу.

Ключевые слова: исследовательская культура, творческая личность, непрерывное образование, проектно-исследовательская деятельность, научное творчество.

Annotation. The article is devoted to solving of the actual problem of modern education - the formation of students' research culture of. Nowadays there are objective prerequisites for involving students in research work at school. The article discusses the components of research culture and the problems of continuity of their formation from school to university.

Keywords: research culture, creative person, continuous education, project-research activity, scientific creativity.

Введение. Анализ глобальных и национальных преобразований в развитии общества позволяет выявить тенденции, которые полностью отвечают вызовам современного образования:

во-первых, в современных условиях активно реализуется идея непрерывного образования;

во-вторых, в новом информационном обществе необходимы фундаментальные изменения в организации учебного процесса (замена пассивного получения знаний в готовой форме самостоятельной работой обучающихся);

в-третьих, ранее основное внимание уделялось изучению истории знаний, сейчас - разработке новых достижений в области науки и техники.

В условиях ускоренного развития всех сфер общественной жизни в России созданы благоприятные условия для образования и создания творческой личности школьника и студента, который готов к исследовательской деятельности [3, 4, 6].

Изложение основного материала статьи. В настоящее время существуют объективные предпосылки для вовлечения учащихся в исследовательскую работу в школе. С целью соблюдения требований ФГОС ООО во многих школах России проводятся активные исследования, связанные с реализацией программ развития школ [1, 2]. В регионах, где учащиеся могут представить результаты своих исследований, организовываются различные конкурсы ученических исследовательских работ, в которых ведущие ученые объективно оценивают то, что было сделано школьниками. Развитие исследовательской деятельности школьников также связано с тем, что многие университеты в стране разрабатывают и осуществляют совместные исследовательские программы со школами и средними специальными учебными заведениями. В рамках этих программ студенты готовятся к исследовательской деятельности и проводят экспериментальные исследования под руководством преподавателей, аспирантов и студентов вузов [6, 7].

По мнению Е.А. Фирсовой, «исследовательская культура - это наличие определенных качеств у обучающихся, характеризующееся активными поисковыми потребностями, набором знаний, навыков, в том числе определенными исследовательскими навыками, применение которых может способствовать успешному проведению исследовательской деятельности. Это один из самых важных аспектов общей человеческой культуры, который, влияет на развитие нравственного сознания и определяет этику исследовательского поведения ученика. Культуру исследования следует рассматривать как универсальное качество личности, характеризующееся ценностным отношением к исследовательской деятельности, необходимостью поисковой деятельности, наличием определенных исследовательских навыков, способностей и творческих возможностей» [12].

Учеными выделены следующие составляющие исследовательской культуры :

- овладение понятийным аппаратом науки (на внутрипредметной и межпредметной основе);

- владение алгоритмом анализа научных проблем (планы деятельности, памятки, алгоритм действий и т.д.);

- определение комплекса методологических знаний (представления о причинно-следственных связях, закономерностях, законах принципах, гипотезах, научных фактах, концепциях, теориях и т.д.);

- рефлексия своей деятельности [9, 10].

Исследовательская культура представляет собой субъективный мир обучающегося и включает в себя определенный набор научных знаний о законах исследования и исследовательских методах; способность систематизировать информацию; наличие эмоционального компонента, такого как способность личности ученика сопереживать; наличие ценностных ориентаций, творческих интересов и исследовательских мотивов в процессе расследования; способность к творческому мышлению и описанию результатов исследования [11].

В исследовании Г.Ф. Валеевой предложена следующая структура исследовательской культуры, которая представлена тремя взаимосвязанными компонентами [8]:

1. ценностным отношением обучающихся к исследовательской деятельности (аксиологический компонент);

2. знаниями о методологии и методах исследовательской деятельности (когнитивно-информационный компонент);

3. умениями обучающегося выстраивать свою собственную систему исследовательской деятельности (креативно-деятельностный компонент).

В процессе учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть умениями видеть проблему, формулировать ее, намечать пути разрешения выявленной проблемы, намечать пути и методы ее разрешения и прогнозировать результаты.

Мышление ученика средней школы на уровне формальных операций потенциально готово познать мир и себя на основе научного мировоззрения. Освоение исследовательских компетенций может быть одним из способов включения ученика средней школы в пространство научной культуры [9].

В недалеком прошлом задача средней школы заключалась в том, чтобы вооружить ученика знаниями, умениями и навыками, сегодня насущной задачей школы является выявление творческих способностей каждого учащегося, развитие его личности. В решении этой проблемы большую роль играет система организации исследовательской деятельности ученика. Школьная исследовательская деятельность представляет собой набор элементов, связей, отношений в конкретной научной области, целью которых является решение исследовательских проблем.

Для школьников исследование - это способ познания через собственный творческий поиск. Поэтому исследовательская деятельность способствует выявлению степени и творческих способностей учащихся [9].

Интерес школьников к исследованиям должен постоянно поддерживаться. Это требует кропотливой работы по созданию мотивации обучающихся к научным исследованиям. Успех формирования исследовательской культуры связан с проявлением творчества и определяется соблюдением необходимых целого ряда условий. Необходимо использовать различные формы, методы и приемы: решение задач для практического применения; задач познавательного характера; задач на понимание («показать отношения», «объяснить смысл»); задачи аналитического характера («разложение на компоненты», «сравнение», «объяснение причин»), задач синтетического характера («что, если», «создать другой вариант»), задач оценочного плана («установить стандарты», «сделать комментарии»,« выберите то, что вам нравится ») [3, 9].

Значительный вклад в воспитание культуры школьников вносит участие в проектной и исследовательской деятельности. Содержание Федерального государственного образовательного стандарта ООО включает в себя идею формирования исследовательской культуры школьников. Работа над проектами в классе и вне школьных часов позволяет школьникам выбирать виды деятельности для своих интересов. Проектно-исследовательская деятельность является одним из наиболее доступных и эффективных способов формирования исследовательской культуры [2, 3].

Еще одним важным условием для подготовки старшеклассников к серьезной научно-исследовательской деятельности является организация научных сообществ учащихся (НОУ). Научно-исследовательская работа школьников осуществляется под непосредственным руководством учителя (или преподавателя вуза). Школьники решают творческие задачи, которые способствуют развитию исследовательский умений и являются одним из наиболее перспективных средств развития научной культуры [9].

Формами организации исследовательской в школе являются:

1. работа НОУ по направлениям;

2. индивидуальная, групповая научно-исследовательская работа учащихся под руководством учителей, преподавателей вузов и других специалистов на базе школы;

3. олимпиады в различных областях знаний;

4. организация интеллектуальных игр для развития познавательных интересов и творческих способностей;

5. презентация и защита научных работ учащихся в рамках подготовки их к участию в конкурсах и конференциях [3, 11].

Безусловно, приобретение научно-исследовательских навыков является мощной основой для дальнейшего развития исследовательской культуры при получении молодыми людьми высшего образования.

Одной из основных задач обучения в вузе является формирование постоянной познавательной заинтересованности студентов, развитие их аналитического и творческого мышления. Цели высшего образования определяют необходимость изменения парадигмы образования, основными компонентами которой, как и в школьном образовании, являются личная ориентация на результаты учебной деятельности, поэтому целью современного образования является не столько накопление новых знаний, а способность ориентироваться в инновационном потоке информации и применять знания на практике. Исследования показывают, что 90% студентов получают знания в процессе саморазвития и самореализации личности [4]. Только систематические учебные научные исследования и контроль за их реализацией будут способствовать формированию и развитию исследовательского мышления.

Понятие «исследовательская деятельность» включает в себя два важных компонента: во-первых, обучение студентов элементам научных исследований и их презентации; во-вторых, совместная с педагогом творческая научно-исследовательская работа [7].

Методы и формы привлечения студентов к научному творчеству очень разнообразны. Студенты участвуют в научных исследованиях в учебном процессе в рамках учебных программ и программ научно-исследовательской работы (специальные лекции по основам научных исследований, различным видам экспериментальных работ с элементами научных исследований) и во внеучебной проектной деятельности [6].

Формирование культуры научно-исследовательской и образовательной деятельности в значительной степени осуществляется в процессе написания курсовой и квалификационной работы. Именно выполнение курсовых и квалификационных работ является фундаментом для подготовки будущих специалистов к работе в условиях реальной профессиональной деятельности.

Показателями сформированности исследовательской культуры обучающихся являются :«мотивация к научному поиску и научным исследованиям, осознание ценности исследования, увлеченность научным поиском, научный стиль мышления, осмысление структурных звеньев элементов собственных познавательных действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционального результатов исследования, технологическая готовность к исследованию,

овладение понятийным аппаратом исследуемого вопроса, умения и навыки использования методов научного познания, соблюдение правил научной организации труда студента, творческая активность личности обучающегося [6].

Выводы: Успешное проведение исследовательской деятельности требует постоянного и своевременного контроля. Для организации успешной работы исследовательской деятельности школьников и студентов необходима четкая взаимосвязь познавательных целей и задач и требований к будущей профессии, разработка методического обеспечения, участие обучающихся в различных научных конкурсах (научных грантах), разработка критериев оценки качества самостоятельной исследовательской деятельности, возможность применения результатов в будущей профессиональной деятельности, и наконец, моральное и материальное поощрение школьников и студентов за результаты научно-исследовательской работы.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 в последней действующей в 2017 году редакции от 29 июля 2017 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г., № 413.

3. Беляева, Т.К. Проблемно-исследовательское портфолио как средство оценивания проектной деятельности школьников / Т.К. Беляева, А.Г. Пухова. В сборнике: Инновационная деятельность в образовании. Сб. статей по материалам IV региональной научно-практической конференции. 2018. С. 30-32.

4. Беляева, Т.К. Развитие творческого мышления будущих учителей географии в процессе самостоятельной исследовательской деятельности // Т.К. Беляева, А.Г. Пухова, Е.А Таможняя, С.Г. Толкунова. Современные проблемы науки и образования. - 2016., № 2., С. 188

5. Беляева, Т.К. Профессиональная проба как основа осознанного выбора школьниками будущей профессии // Т.К. Беляева, Р.У. Арифулина, А.Г.Пухова, Г.И. Малышева. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. с. 20-26.

6. Беляева, Т.К. Организация самостоятельной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза // Т.К. Беляева. Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2011. № 16. С. 203-212.

7. Беляева, Т.К. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности иностранных студентов в вузе / Т.К. Беляева, Т.Л.Шабанова. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-11.С. 16-22.

8. Валеева, Г.Ф. Задачный подход к формированию учебно-исследовательской культуры старшеклассников: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.Ф. Валеева; Стерлитамакская государственная педагогическая академия. - Владимир, 2012. - 24 с.

9. Исаев, И.Ф., Макотрова, Г.В. Учебно-исследовательская культура как фактор творческого саморазвития старшеклассника в профильном обучении. - Белгород, 2007. - 234 с.

10. Прохорова, М.П. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности / М.П. Прохорова, А.А. Семченко // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 4.

11. Рузанова, Ю.В. Реализация предметного образовательного маршрута ученика как основа индивидуализации обучения в современной школе / Ю.В. Рузанова, Т.К. Беляева, Е.Е. Варакина // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сб. статей... Н.Новгород: Мининский университет, 2016. С. 184-190.

12. Фирсова, Е. А. Аксиологическая образовательная среда и исследовательская культура старшеклассников [Текст] //Е.А.Фирсова. Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 17-21. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4085/ (дата обращения: 05.11.2018).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Бехоева Ася Абдулмуслимовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат филологичесикх наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии филиала Бабаева Эльнара Сеидгашимовна

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Дербент)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В статье изучен процесс формирования рефлексивных умений в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов. Сделан вывод о том, что процесс рефлексии, как желание будущего педагога-психолога занять активную позицию по отношению к своей профессиональной деятельности, то есть к себе как к субъекту, позволяет осмыслить и оценить ее результативность и спрогнозировать дальнейшее развитие.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные умения, профессиональная подготовка, будущий педагог-психолог, студент.

Annotation. The article examines the process of forming reflexive skills in the professional training of future teachers-psychologists. It is concluded that the process of reflection, as the desire of the future educational psychologist to take an active position in relation to his professional activity, that is, to himself as a subject, allows one to comprehend and evaluate its effectiveness and predict further development.

Keywords: reflection, reflexive skills, professional training, future educational psychologist, student.

Введение. Обучение рефлексии, выработка рефлексивных умений, рассматриваются сегодня как необходимое условие, способствующее преодолению разрыва между теоретическим и практическим компонентами общепрофессиональной подготовки будущих педагогов-психологов. Будущий педагог-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.