Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В НАУЧНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В НАУЧНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская деятельность / умение / познавательная деятельность / научная деятельность / последовательная система / профессиональная деятельность / исследовательское умение студентов / знание. / research activity / ability / cognitive activity / scientific activity / consistent system / professional activity / research ability of students / knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахмонов Азизхон Боситхонович

В данной статье дается интерпретация исследовательских умений, раскрываются пути формирование исследовательских умений, анализируется состав и три основных уровня исследовательских умений, которые служат ключом совершенствования профессиональной компетенции будущих учителей. Была проведена опытно-экспериментальная работа в Узбекском государственном университете мировых языков для выявление эффективности формирование исследовательских умений в проектно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахмонов Азизхон Боситхонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF FUTURE TEACHERS IN RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES

The article provides an interpretation of research skills, reveals the ways of forming research skills, analyzes the composition and analyzes the three main levels of research skills that serve as the key to improving the professional competence of future teachers. Experimental work was carried out at the Uzbek State World Languages University to identify the effectiveness of the formation of research skills in design and research activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В НАУЧНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рахмонов Азизхон Боситхонович,

доктор философии по педагогическим наукам (PhD), начальник отдела разработки, внедрения и усовершенствования образовательных стандартов и нормативно-методических документов Республиканского научно-практического центра инновационных методов обучения иностранным языкам при Узбекском государственном университете мировых языков

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В НАУЧНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК: 371.3

РАХМОНОВ А.Б. БУЛАЖАК УЦИТУВЧИЛАРНИНГ ИЛМИЙ-ЛОЙИЦАВИЙ ФАОЛИЯТИДА ИЛМИЙ-ТАДК,ИК,ОТ МАЛАКАЛАРИНИ ШАКЛЛАНТИРИШ

Мазкур мак,олада илмий-тадк,ик,от малакаларининг талк,ини келтирилган, илмий-тадк,ик,от малакаларини шакллантириш йуллари очиб борилган ва таркиблари тах,лил к,илиб булажак ук,итувчиларнинг касбий компетенциясини такомиллаштиришга хизмат к,иладиган уч асо-сий даражаси ёритилган. Илмий ишда ёритилган булажак ук,итувчиларнинг илмий-тадк,ик,от малакаларини илмий-лойих,авий фаолиятда шакллантиришни самарадорлигини аник,лаш учун Узбекистон давлат жах,он тиллари университетида тажриба-синов ишлари олиб борилди.

Таянч суз ва тушунчалар: тадк,ик,отчилик фаолияти, к,обилият, билиш фаолияти, илмий фао-лият, изчил тизим, касбий фаолият, укувчиларнинг тадк,ик,отчилик к,обилияти, билим.

РАХМОНОВ А.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В НАУЧНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье дается интерпретация исследовательских умений, раскрываются пути формирование исследовательских умений, анализируется состав и три основных уровня исследовательских умений, которые служат ключом совершенствования профессиональной компетенции будущих учителей. Была проведена опытно-экспериментальная работа в Узбекском государственном университете мировых языков для выявление эффективности формирование исследовательских умений в проектно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова и понятия: исследовательская деятельность, умение, познавательная деятельность, научная деятельность, последовательная система, профессиональная деятельность, исследовательское умение студентов, знание.

RAKHMONOV A.B. FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF FUTURE TEACHERS IN RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES

The article provides an interpretation of research skills, reveals the ways of forming research skills, analyzes the composition and analyzes the three main levels of research skills that serve as the key to improving the professional competence of future teachers. Experimental work was carried out at the Uzbek State World Languages University to identify the effectiveness of the formation of research skills in design and research activities.

Key words and concepts: research activity, ability, cognitive activity, scientific activity, consistent system, professional activity, research ability of students, knowledge

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

Введение.

Профессиональная деятельность молодого учителя подразумевает его готовность постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность. Умение адаптироваться к меняющимся условиям и требованиям современного образования особенно актуально для будущих педагогов.

Помимо профессиональной и образовательной культуры будущего учителя, все большее значение приобретают логическая и научная составляющие профессиональной культуры будущего учителя, что требует постоянного совершенствования использования им ряда методов обработки информации, в том числе формирование логического, интуитивного мышления, методов организации умственной деятельности, а также развития исследовательских умений.

Современному учителю недостаточно просто иметь глубокие предметные знания и практические навыки. Выполнение профессиональных функций предусматривает единство насыщенной духовной жизни, творческий подход к педагогической деятельности и организацию исследовательской деятельности, направленной на преобразование педагогической действительности. Это приводит нас к мысли, что одним из актуальных направлений развития образовательного процесса ВУЗа является формирование готовности будущих учителей к исследовательской деятельности.

Актуальность темы исследования.

Следует отметить, что переориентация образовательного процесса с получения знаний на умение использовать их в профессиональной деятельности подразумевает решение четко поставленных задач. Дидактические цели достигаются за счет использования различных видов и форм самостоятельной работы студентов. В данной научно-исследовательской статье мы рассматриваем формирование исследовательских умений будущих педагогов и их роль в совершенствовании их профессиональной компетенции.

Методы проведённого исследования.

В данной научно-исследовательской статье использованы теоретические методы (анализ литературы, анализ базовых понятий исследования, причинно-следственный анализ изучаемых явлений и понятий и прогнозирование), также были использованы эмпирические методы исследования, а именно, метод наблюдение, беседа, обобщение, сбор и накопление данных, анализ документов, контроль, измерение, оценивание и педагогический эксперимент, который был направлен на раскрытие и убеждение продуктивности проектно-исследовательской деятельности будущих педагогов, как одной из основополагающих в формировании исследовательских умений.

Краткий анализ научных источников по теме статьи.

В современном педагогическом словаре термин «исследование» интерпретируется как «процесс и результат научной деятельности, направленной на получение объективно значимых результатов»1. Большой энциклопедический словарь определяет исследование как процесс освоения нового научного знания, один из видов познавательной деятельности, который характеризуется объективностью, воспроизводимостью, очевидностью, точностью (по-разному воспринимается в разных областях науки)2.

Исследовательские умения - активизация деятельности, самостоятельный поиск знаний, умение творчески мыслить, анализ результатов исследования, умелое применение знаний на практике для решения поставленных задач3.

Исследовательские умения заключаются в способности сознательно выполнять действия по поиску, отбору, обработке, ана-

1 Современный словарь по педагогике / Под ред. Е.С. Рапацевича. - М.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

2 Мухамадиярова Г. Ф. Формирование исследовательских умений старшеклассников сельской школы в учебной деятельности: дис... на соиск. научной степени канд. пед. наук: спец. 13.00. 01 // Дисс... канд. пед. наук. - 2010.

3 Трошева Г. А. Формирование исследовательских умений у студентов профессионального лицея // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №. 10. - С. 14-16.

Таблица 1. Состав исследовательских умений1

№ Наименование состава Описание

1 Операционно-диагностические умения определить цель и объект исследования, осознать и сформулировать проблему, которую необходимо решить в ходе проводимого учебного исследования; выполнить задачи, которые необходимо решить для достижения конечной цели

2 Диагностические умения Диагностировать и анализировать состояние проблемы

3 Информационные умения Поиск необходимой информации, использование научного аппарата, справочной литературы, словарей, библиографических и электронных каталогов; обрабатывать, хранить, обобщать и систематизировать полученную информацию; сравнивать разные взгляды на одну и ту же проблему; подготовить план, тезисы, заметки и т. д.)

4 Конструктивно-проектировочные умения планировать экспериментальную часть исследования, составление плана эксперимента, правильный выбор продуктивного метода работы, определение критерия успешности проделанной работы; определение способов исправления выявленных недостатков и перспективы дальнейших исследований; составление отчета о проделанной работе)

5 Коммуникативные умения Отразить результаты исследования, организовать групповое взаимодействие и быть его частью

лизу, созданию, проектированию и подготовке результатов познавательной деятельности, направленной на выявление объективных закономерностей обучения, воспитания и развития2.

В высших учебных заведениях исследовательские умения студентов формируются в процессе учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе проведения учебных исследований будущие специалисты учатся самостоятельно проводить эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач, то есть приобретают базовые исследовательские навыки, способствующие более высокому профессиональному развитию. Научное исследование, в отличие от учебно-исследовательской работы, предполагает более высокий уровень исследования, заявляя об объективном социальном значении ожидаемых и полученных результатов3.

Обучение и совершенствование исследовательских умений следует рассматривать как последовательную систему взаимозависимых действий учителя и ученика, основанную

1 Шапалов А.И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вузов на основе взаимодействия: дис. ... кан. пед. наук. - Магнитогорск, 2005.

2 Павлова А. А. Формирование навыков научно-исследовательской и проектной деятельности в ходе внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Вестник науки. - 2019. - Т. 4. - №. 4. - С. 37-43.

3 Червова А.А., Янюк И.А. Формирование

исследовательских умений студентов вузов // Наука и школа. - 2007. - №. 6

на инструментальных и дидактических средствах.

Формирование и совершенствование исследовательских умений необходимо рассматривать как последовательную систему взаимосвязанных действий преподавателя и ученика на основе инструментально-дидактических средств.

Научно-исследовательская деятельность включает: участие в исследованиях по вопросам инновационного обучения сотрудников; организация учебно-исследовательской деятельности студентов в системе начального и среднего профессионального образования; использование технологий для формирования творческих способностей при обучении сотрудников (специалистов)4.

Постановка решаемой научной проблемы.

Исследовательская деятельность включает в себя следующие компоненты:

- обеспечение единства учебной и научной деятельности, обучение студентов мыслить и действовать методами, категориями науки, развитие исследовательских навыков;

- включение в содержание образования общенаучных методических знаний, выполняющих ориентировочно-инструментальные функции;

- формирование общих приемов познавательной деятельности, позволяющих студентам самостоятельно осуществлять ана-

4 Павлова А.А. Формирование навыков научно-исследовательской и проектной деятельности в ходе внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Вестник науки. - 2019. - Т. 4. - №. 4. - С. 37-43.

Таблица 2. Три основных уровня исследовательских умений1

№ Наименование Описание

1 Репродуктивный Студенты выполняют только отдельные операции, и их порядок хаотичен. Действия в целом необоснованны.

2 Фрагментарный Выполняют все необходимые операции, но их последовательность недостаточно продумана и действия недостаточно осознаны.

3 Рациональный Студент выполняет все операции, последовательность их рациональна, действия в целом вполне осознанные.

литическую деятельность (изучение текстов, представленных в виде монографий, статей, разделов учебников; реферирование, рецензирование, противопоставление);

- организация совместной работы студентов научным руководителем2.

Целесообразно отметить, состав исследовательских умений студентов (см. табл. 1):

Основными критериями формирования исследовательских умений заключается в глубине операций, рациональность порядка их выполнения, осознанность действий, качество получаемых результатов и, самое главное, успешный перенос методов деятельности в изменившиеся условия. В соответствии с этим подходом выделяют три основных уровня умений (см. табл. 2):

Для продуктивного формирования исследовательских умений стоит отметить проектную деятельность учащихся, в которой будущие педагоги должны изучить проблему и опыт решения профессиональных задач, то есть провести исследование. А для этого нужно уметь совершать правильный научный поиск в просторах интернета, полиграфических книгах, газетах и журналах, проводить опросы среди людей, которые могут обладать такими знаниями, проводить интервью, анализировать статистические данные, и весь этот процесс может быть выбран как основной вариант решения проблемы.

Анализ публикаций ученых, изучавших различные аспекты проектно-исследовательской деятельности показывает, что в теории нет однозначной интерпретации данного понятия. Признаки проектно-исследовательской деятельности ученые различают следую-

1 Червова А. А., Янюк И. А. Формирование исследовательских умений студентов вузов //Наука и школа. -2007. - №. 6.

2 Долгих С.С. Психолого-педагогические условия формирования готовности старшеклассников к исследовательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж. 2005.

щим образом: самостоятельное исследование и создание нового продукта (Б.И. Коротяев)3; деятельность, направленная на решение самостоятельных целей и задач (М.И. Махмутов)4; деятельность, связанная с открытием и приобретением новых знаний (Л.С. Выготский)5; деятельность, направленная на решение творческих и самостоятельных задач (Ю.Н. Кулюткин)6; активность, обусловленная когнитивными мотивами будущих педагогов (А.М.Матюшкин)7.

Интерпретируя понятия проектно-исследовательской деятельность, можно отметить, что это деятельность, состоящая в разработке собственного исследования, которое состояло в определении целей и допущений, выборе принципов выбора методов, планировании хода исследования, определении ожидаемых результатов, оценке осуществимости исследования и определении необходимых ресурсов. Это организационная структура исследования8.

Проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, она предполагает самостоятельное определение целей и задач, установление принципов выбора

3 Коротяев Б.И. Взгляд в будущее высшего педагогического образования с позиций теории педагогической философии: монография.-2013. - 2013.

4 Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении // Вопросы психологии. - 1984. - Т. 5. - С. 30-36.

5 Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте //Психологическая наука и образование. - 1996. - Т. 1. - №. 4. - С. 5-18.

6 Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя //Вопросы психологии. - 1986. - Т. 32. - С. 21-30.

7 Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии. - 1989. - Т. 6. - С. 23-33.

8 Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся //Исследовательская работа школьников. -2003. - №. 4. - С. 12-17.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

Таблица 3. Число студентов в группах

Группы Группа № 1 Группа № 2

Число студентов 14 14

Число девушек 11 13

Число парней 3 1

Таблица 4. Критерии оценивания

№ Баллы Оценка

1 100-86 Пять (отлично)

2 85-71 Четыре (хорошо)

3 70-56 Три (удовлетворительно)

4 55-0 Два (неудовлетворительно)

методов, самостоятельное планирование продвижения исследования, определение ожидаемых результатов, самооценку, определение необходимых ресурсов. Мы пришли к выводу, что нужно провести Опытно-экспериментальную педагогическую работу, которая выявит положительное или отрицательное влияние при создании проектно-исследовательской деятельности в формировании исследовательских умений будущих педагогов.

Опытно-экспериментальная работа.

Нужно отметить, что реализация студентами самостоятельных проектов профессиональной (педагогической) направленности создает возможность для реализации второго - инновационного пути, когда в учебном процессе действительно создана ситуация, позволившая им реализовать свой независимый потенциал, свои сильные стороны, обеспечить формирование опыта субъективирования, то есть развитие своих (личных) знаний, своего мнения, исследовательских умений и своего представления о мире.

Опытно экспериментальная работа была проведена в Узбекском государственном университете мировых языков

Объектом исследования были студентов, обучающиеся на будущих учителей русского языка (направление 5111300 - русский язык и литература)

Предметом исследования были определены особенности научно-проектной деятельности, системы и состава исследовательских умений будущих педагогов.

Были выбраны две группы третьего курса факультета русской филологии УзГУМЯ (см. табл. 3):

Были составлены требования оценивания по сто бальной шкале, которые направлены на оценивание состава исследовательских умений (операционно-диагностические, информационные, конструктивно-

проектировочные и коммуникативные умения) и трех основных уровней исследовательских умений (см. табл. 4).

Двум группам были даны идентичные задания самостоятельных работ. Первая группа выполняла роль экспериментальной группы, которой были предложены индивидуальные занятия в проектно-исследовательской деятельности, вторая группа пошла на свободное плавание и выполняла задания на традиционной учебной деятельности.

К концу проведенной опытно-экспериментальная работы и оценивание по вышеизложенным критериям оценивания как экспериментальной, так и второй группы, которая занималась заданиями самостоятельно были выявлены выявила следующие итоговые оценки (см. табл. 5):

По вышеприведенной таблице видно, что показатели экспериментальной группы, выполнявших занятия в условиях проектно-исследовательской деятельности, превышают показателей второй группы. Используя простую среднюю арифметическую формулу, можно определить, что показатели центра распределения первой группы составляет 83:

/-

16 ч_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОЛИЙ ТАЪЛИМ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица 5. Итоговая оценка групп

№ 1 -группа 2-группа

1 71 57

2 80 60

3 80 72

4 80 74

5 82 74

6 83 77

7 84 78

8 86 80

9 86 81

10 86 84

11 86 86

12 87 86

13 88 86

14 88 88

Но даже в экспериментальной группе не все студенты получили высокие оценки. Нужно отметить, что разница оценок между максимальными и минимальными баллами составляет 17 баллов.

К = хтах - хтт = 88 - 71 = 17

Вышеуказанная таблица с оценками первой группы приводят к мысли, что каждое значение ряда отличается от среднего значения 83 в среднем на 4,418.

Показатели второй группы намного меньше показателей группы экспериментальной группы, выполнявших задания на проектно-исследовательской деятельности. Во второй группе не была контролирована самостоятельная и исследовательская деятельность.

Используя простую среднюю арифметическую формулу, можно определить, что показатели центра распределения первой группы составляет 77:

т =

_ 1083 _ 7? 14

Разновидность оценок между максимальным и минимальным баллами составляет 31 балл. В данной группе очень много студентов, которые держали материал в руках, но не понимали сути своей работы.

К = хтах - хтт = 88 - 57 = 31

Вышеуказанная таблица с итоговыми оценками показывают, что, среднее значение второй группы отличается от среднего значения 77 в среднем на 9,139.

Ниже приведена диаграмма, отражающая сравнительный анализ результатов двух экспериментальных групп (см. рис. 1):

Анализ проведенной опытно-

экспериментальной работы выявил, что создание условий для студентов проектно-исследовательской деятельности продуктивней формирует исследовательские навыки будущих педагогов. Группа № 1 (экспериментальная группа) из 14 человек получили в среднем 83 балла. Группа № 2, которая состоит из 14 человек, получила 77 баллов. Показатели первой (экспериментальной) группы на 6 баллов выше показателей второй группы.

Ниже приведена диаграмма, отражающая итоговые результаты двух экспериментальных групп (см. рис. 2):

Основные результаты и выводы.

Мы считаем, что эффективность формирования и совершенствования исследовательских умений будущих учителей обеспечивается комплексом педагогических условий: формирование ценностного отношения учащихся к исследовательской деятельности и ее результатам; организация предметно-субъектного взаимодействия в системе «преподаватель-студент» в процессе реализации проектного метода; создание в высших учебных педагогических заведениях исследо-ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

Рис. 1. Сравнительный анализ итоговых результатов опытно-экспериментальных групп.

-Группа 12-группа

Рис. 2. Итоговые результаты опытно-экспериментальной работы.

вательской и творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин.

Одной из основополагающих аспектов продуктивного формирования исследовательских умений будущих педагогов является проектно-исследовательская деятельность, в основу которой положена идея о направленности научно-исследовательской деятельности на результат, который решается студентами в теории или на практике.

Проведенный педагогический эксперимент показал, что вышеизложенные результаты можно поделить на две категории: внешние

и внутренние результаты определяющие продуктивную сформированность исследовательских умений будущих педагогов.

Внешний результат отражает осмысление и правильное понимание всего теоретического материала и использование в будущей профессиональной деятельности

Внутренний результат является опытом деятельности и ключом, бесценным достоянием будущих педагогов, интерпретируя знания, умения, навыки и компетенции будущего педагога.

Показатели экспериментальной группы на 6 баллов выше показателей второй группы,

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020, 12 (97)

что дает право сказать о продуктивности формирования исследовательских умений будущих педагогов в проектно-исследовательской деятельности.

Обобщая сказанное и резюмируя, можно отметить, что инвариантными условиями совершенствования исследовательских умений будущих педагогов являются предоставление глубоких научных доказательств, логи-

ческой убедительности и непротиворечивости всех усвоенных знаний и выводов; развитие самостоятельности и активности; возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к пониманию и ассимиляции; участие студентов в практической деятельности, применение знаний и навыков, которые лучше всего сочетаются в ситуации проектно-исследовательской деятельности.

Список литературы:

1. Современный словарь по педагогике / Под ред. Е.С. Рапацевича. - М.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

2. Мухамадиярова Г.Ф. Формирование исследовательских умений старшеклассников сельской школы в учебной деятельности: дис... на соиск. научной степени канд. пед. наук: спец. 13.00. 01 //Дис... канд. пед. наук. - 2010.

3. Трошева Г.А. Формирование исследовательских умений у студентов профессионального лицея //Среднее профессиональное образование. - 2009. - №. 10. - С. 14-16.

4. Павлова А.А. Формирование навыков научно-исследовательской и проектной деятельности в ходе внеаудиторной самостоятельной работы студентов //Вестник науки. - 2019. - Т. 4. - №. 4. - С. 37-43.

5. Червова А.А., Янюк И.А. Формирование исследовательских умений студентов ВУЗов //Наука и школа. - 2007. - №. 6

6. Павлова А.А. Формирование навыков научно-исследовательской и проектной деятельности в ходе внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Вестник науки. - 2019. - Т. 4. - №. 4. - С. 37-43.

7. Долгих С.С. Психолого-педагогические условия формирования готовности старшеклассников к исследовательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж. 2005.

8. Шапалов А.И. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов ВУЗов на основе взаимодействия: дис. ... кан. пед. наук. - Магнитогорск, 2005.

9. Коротяев Б.И. Взгляд в будущее высшего педагогического образования с позиций теории педагогической философии: монография. - 2013. - 2013.

10. Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении //Вопросы психологии. -1984. - Т. 5. - С. 30-36.

11. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте //Психологическая наука и образование. - 1996. - Т. 1. - №. 4. - С. 5-18.

12. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя //Вопросы психологии. - 1986. - Т. 32. - С. 21-30.

13. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии. -1989. - Т. 6. - С. 23-33.

14. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся //Исследовательская работа школьников. -2003. - №. 4. - С. 12-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.