Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование проблемы формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии методом проектов'

Экспериментальное исследование проблемы формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии методом проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / RESEARCH SKILLS / RESEARCH / STAGES OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апазаова Зарема Назировна

В данной статье описывается организация и содержание педагогического эксперимента по формированию исследовательских умений и навыков у будущих учителей технологии, раскрываются этапы их формирования и содержание деятельности студентов в экспериментальной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental study of the problem of formation development research skills in teachers of technology by project methods

This article describes the organization and content of pedagogical experiment on the formation of research skills among future teachers of technology, reveals the stages of their formation and maintenance of students in the experimental group.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование проблемы формирования исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии методом проектов»

УДК 377 ББК 74.05 А 76

Апазаова Зарема Назировна, преподаватель педагогики Майкопского государственного гуманитарнотехнического колледжа соискатель АГУ, т.: 530883, e-mail:pedagog-84@,mail.ru.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ

(рецензирована)

В данной статье описывается организация и содержание педагогического эксперимента по формированию исследовательских умений и навыков у будущих учителей технологии, раскрываются этапы их формирования и содержание деятельности студентов в экспериментальной группе.

Ключевые слова: исследовательские умения и навыки, исследовательская деятельность, этапы формирования.

Apazaova Zarema Nazirovna, teacher of pedagogy of Maikop State Humanitarian-Technical College, ASU applicant, tel.: 530 883, e-mail: pedagog-84@,mail.ru.

EXPERIMENTAL STUDY OF THE PROBLEM OF FORMATION DEVELOPMENT RESEARCH SKILLS IN TEACHERS OF TECHNOLOGY BY PROJECT METHODS

(reviewed)

This article describes the organization and content of pedagogical experiment on the formation of research skills among future teachers of technology, reveals the stages of their formation and maintenance of students in the experimental group.

Keywords: research skills, research, stages of formation.

Важным направлением современного социально-экономического развития России является совершенствование производства на предприятиях разных форм собственности и труда на нем как целесообразного, социально обоснованного и все усложняющегося процесса взаимодействия человека и природы. На протяжении веков прогрессивные мыслители рассматривали подготовку подрастающего поколения к труду, его участие в нем как неотъемлемую часть формирования гармонично развитой личности. Современные социально-экономические преобразования (внедрение интенсивных технологий и связанных с ними технических средств, создание и развитие различных форм собственности, изменения рынка труда) кардинально меняют характер и содержание труда, а, следовательно, и подготовку к нему подрастающего поколения. Формирование личности в современных условиях в значительной мере связано с изменением отношения к предмету, средствам труда и самому труду, совершенствованием подготовки к предпринимательской деятельности. В свою очередь, это актуализирует социальный заказ на подготовку учителя технологии. Указанная подготовка представляет собой интегративный процесс, основанный на взаимодействии общей психолого-педагогической, методической и особенной технологической подготовки, характерной только для этой специальности, что обязывает строить образовательный процесс с учетом характера и содержания труда на производстве и в быту, их техникоэкономических основ.

Однако возникает противоречие между потребностью общества в педагоге, способном осуществлять исследовательский подход к организации учебно-воспитательного процесса в школе и низким уровнем готовности студентов к осуществлению научно-исследовательской деятельности, что определило цель нашего исследования - сформировать исследовательские умения и навыки у будущих учителей технологии.

Экспериментальное исследование состояло из нескольких этапов и заключалось в изучении и внедрении метода проектов как одного из условий организации исследовательских умений и навыков у студентов факультета «Профессиональное обучение».

На первом этапе (констатирующий эксперимент: состояние проблемы; диагностика уровня

сформированности исследовательских умений и навыков студентов) выдвигалась цель, определялись объект и предмет исследования, задачи. На этом этапе было разработано содержание экспериментальной работы, проведен отбор участников эксперимента (контрольные и экспериментальные группы); были созданы необходимые условия для осуществления эксперимента, разработана программа исследования.

Формирующая часть (второй этап) эксперимента включала в себя разработку плана действий по проблеме, организации исследовательской деятельности студентов, как через учебный процесс, так и во внеаудиторной деятельности (школа мастеров, кружки). Проведенный этап эксперимента решил основную задачу - проверку целесообразности организации исследовательской деятельности студентов - будущих учителей технологии уже в стенах учебного заведения, а также эффективности введения метода проектов в учебный процесс.

Третий этап - констатация, свидетельствовал о степени сформированности исследовательской деятельности у будущих учителей технологии.

Комплектование контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп осуществлялось в начале учебного года. По сформированности исследовательских умений и навыков студенты КГ и ЭГ статистически значимо не различались (Р>0,05).

На первом этапе нашего исследования необходимо было выявить у студентов начальный уровень знаний о процессе исследования, об исследовательской задаче, умении видеть и решать исследовательские проблемы. Для этих целей мы использовали следующие методы: анкетирование; беседы со студентами; наблюдение за деятельностью студентов в процессе выполнения проектных работ; анализ курсовых работ, дипломных проектов.

Анкетирование показало, что все студенты пытаются дать свое определение понятию «исследование», однако, многие из них не имеют четкого представления, какие умения можно отнести к исследовательским.

В подготовке учителя технологии основной аспект делается на выполнение практических работ, заданий. В настоящее время нет методики, которая могла бы стать руководством для обучения решению исследовательских задач в области технологии, в последнее время все большее применение получают методики, активизирующие и стимулирующие творческую деятельность. Именно такой методикой на наш взгляд является метод проектов. А так как творческая деятельность часто сопровождается проведением исследовательской работы, то методики, активизирующие и стимулирующие творческую деятельность, вполне приемлемы и для исследовательской деятельности.

Теоретические сведения по методике проведения исследовательских работ сообщались студентам непосредственно на лабораторно-практических занятиях, где имелась возможность наглядного демонстрирования особенностей и этапов проведения исследований на конкретных примерах.

Учитывая, что эффективность организации исследовательской деятельности зависит от практического применения полученных знаний, разработка комплексной программы нами осуществлялась с учетом материально-технической базы учебного заведения, где студенты проводили свою исследовательскую работу, решали исследовательские задачи.

Процесс организации исследовательской деятельности студентов проходил более успешно, когда в обучении использовались исследовательские проблемы, связанные с национальными особенностями данного региона. Такая связь обучения с жизненными проблемами, возможностью увидеть результаты, которые будут использоваться для решения задач на производстве, формировало у студентов чувство ответственности и серьезного отношения к выполняемой работе.

Опытно-экспериментальная работа предусматривала включение в содержание лекций по дисциплинам проблемных ситуаций, теоретических дополнений, знакомящих с методами активизации и стимуляции поиска решения творческих задач, на основе которых решаются исследовательские задачи.

С введением нами экспериментальной программы в ЭГ начали меняться базовые компоненты учебновоспитательного процесса, в том числе содержание и формы самостоятельной работы. Наряду с традиционными формами исследовательской работы: написание рефератов, курсовых работ, участие в предметных кружках, подготовка докладов, - были организованы новые: творческие объединения, проблемно-предметные кружки. Исследовательская деятельность студентов ЭГ предусматривала следующие этапы: изучение научного состояния исследуемой проблемы; изучение и анализ практического состояния данного вопроса; эксперимент; обработка данных опытно-эксперименталь-ной работы, выводы; оформление результатов исследования; защита выполненной работы.

Исследовательская работа студентов была организована в двух аспектах: учебная исследовательская работа студентов, предусмотренная учебными планами, и внеучебная исследовательская работа. Результатом правильной организации исследовательской работы студентов Майкопского государственного гуманитарнотехнического колледжа стали сформированные у них исследовательские умения, навыки и творческие способности.

Для выяснения достоверности и результативности применения педагогических процедур по формированию исследовательских умений и навыков студентов был специально подобран и разработан психолого-педагогический диагностический инструментарий, позволяющий определить их качественные и количественные показатели.

Экспериментальное исследование проводилось с 2002 года по 2008 год, в которое были включены преподаватели и студенты Майкопского государственного гуманитарно-техничес-кого колледжа, руководители и учителя школ, и охватывало три этапа: организационно-подготовительный, основной, а также этап анализа и оценки достигнутых результатов.

Организационно-подготовительный этап включал разработку детальной программы опытноэкспериментальной работы, определение ее цели и основных задач. На основном этапе осуществлялась непосредственная проверка подготовительных рекомендаций. Результаты тщательно фиксировались; периодически проводилось анкетирование участников опытно-экспериментальной работы, опрос, изучение документации, продуктов деятельности, тестирование. На заключительном этапе осуществлен анализ полученных результатов.

В ходе педагогического эксперимента мы занимались поиском путей совершенствования программы предмета «Конструирование одежды», обоснования концепции и разработки дидактической системы организации элементарных навыков конструирования и проектной деятельности студентов.

В ходе анализа программы всю образовательную деятельность студентов с 1 по 5 курс разделили на 3 этапа: Первый этап - ознакомление студентов с предметным творчеством через предмет «Конструирование одежды». На втором этапе они выполняли учебные проекты. Третий этап - студенты старших курсов выполняли творческие проекты.

Результаты исследования показывают, что в колледж поступают выпускники школ в основном со средним и низким уровнем сформированности общеучебных умений и навыков. С целью устранения этих пробелов в колледже нами был введен спецкурс «Основы исследовательской деятельности» на втором курсе, предъявлены единые требования к работе с источниками информации, к структуре, логике и правилам оформления творческих работ по всем дисциплинам учебного плана.

Проанализировав данные самооценки творческих умений студентами, можно сделать вывод, что произошло их увеличение. Показатели у студентов 5-х курсов выше, чем у студентов 1-х курсов, что подтверждает результативность разработанной системы исследовательской работы, введения предмета «Основы исследовательской деятельности» на втором курсе. Результаты анализа типов курсовых работ, отражают динамику приобщения студентов к исследовательской работе.

Итак, в ходе экспериментальной работы выяснилось, что структура познавательной активности в процессе организации исследовательской деятельности усложняется, разветвляется, интегрирует многие личностные образования по мере усложнения учебно-исследовательской деятельности, в которую включается студент.

Таким образом, метод проектов позволяет повысить уровень подготовленности будущих учителей технологии к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.