Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / БАЗОВЫЕ ФИГУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуратов Тарас Андреевич

В данной статье рассмотрены основные составляющие понятия «тренаж» в спортивных бальных танцах. Обозначена важность развития технических навыков, физических данных и двигательных способностей танцовщика через базовые фигуры спортивных бальных танцев. Показана тесная взаимосвязь развития качества исполнения базовых фигур и общего уровня исполнительского мастерства танцоров в том или ином танце. Выявлены некоторые педагогические условия выбора методики и подачи материала при отработке исполнительских навыков. Произведен краткий исторический экскурс в систему формирования тренажа танцовщиков в классическом танце. Упомянуты некоторые критерии танцевальной выразительности и исполнительства. Определена важность контроля качества исполнения базовых фигур в спортивных бальных танцах, а также степень их влияния на специальные исполнительские навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERFORMING SKILLS IN SPORTS BALLROOM DANCING

This article discusses the main components of the concept of “training” in sports ballroom dancing. The importance of developing technical skills, physical data and motor abilities of a dancer through the basic figures of sports ballroom dancing is indicated. A close relationship between the development of the quality of performance of basic figures and the general level of performance skills of dancers in a particular dance is shown. Some pedagogical conditions for choosing a methodology and presenting material during the development of performing skills are identified. A brief historical digression into the system of forming the training of dancers in classical dance has been made. Some criteria of dance expressiveness and performance are mentioned. The importance of quality control of the performance of basic figures in sports ballroom dancing, as well as the degree of their influence on special performing skills, is determined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ»

ОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ

УДК 793.3 : 796

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-6110-73-78 Т.А. Скуратов

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация e-mail: t.a.skuratov@gmail.com

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные составляющие понятия «тренаж» в спортивных бальных танцах. Обозначена важность развития технических навыков, физических данных и двигательных способностей танцовщика через базовые фигуры спортивных бальных танцев. Показана тесная взаимосвязь развития качества исполнения базовых фигур и общего уровня исполнительского мастерства танцоров в том или ином танце. Выявлены некоторые педагогические условия выбора методики и подачи материала при отработке исполнительских навыков. Произведен краткий исторический экскурс в систему формирования тренажа танцовщиков в классическом танце. Упомянуты некоторые критерии танцевальной выразительности и исполнительства. Определена важность контроля качества исполнения базовых фигур в спортивных бальных танцах, а также степень их влияния на специальные исполнительские навыки.

Ключевые слова: исполнительское мастерство, спортивные бальные танцы, базовые фигуры, техника, тренаж.

Для цитирования: Скуратов Т.А. Формирование исполнительского мастерства в спортивных бальных танцах // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. №6 (110). С. 73-78. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-6110-73-78

FORMATION OF PERFORMING SKILLS IN SPORTS BALLROOM DANCING Taras A. Skuratov

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation e-mail: t.a.skuratov@gmail.com

Abstract: This article discusses the main components of the concept of "training" in sports ballroom dancing. The importance of developing technical skills, physical data and motor abilities of a dancer through the basic figures of sports ballroom dancing is indicated. A close relationship between the development of the quality of performance of basic figures and the general level of performance skills of dancers in a particular dance is shown. Some pedagogical conditions for choosing a methodology and presenting material during the development of performing skills are identified. A brief historical digression into the system

СКУРАТОВ ТАРАС АНДРЕЕВИЧ - старший преподаватель кафедры современной хореографии, Московский

государственный институт культуры SKURATOV TARAS ANDREEVICH - Senior Lecturer at the Department of Modern Choreography, Moscow State Institute of Culture

© Скуратов Т.А., 2022

1 НУ ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2022 ♦ 6 (110) ноябрь-декабрь ^

of forming the training of dancers in classical dance has been made. Some criteria of dance expressiveness and performance are mentioned. The importance of quality control of the performance of basic figures in sports ballroom dancing, as well as the degree of their influence on special performing skills, is determined.

Keywords: performance skills, sports ballroom dancing, basic figures, technique, exercise equipment.

For citation: Skuratov T.A. Formation of performing skills in sports ballroom dancing. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2022, no. 6 (110), pp. 73-78. (In Russ.). http:// doi.org/10.24412/1997-0803-2022-6110-73-78

Спортивные бальные танцы в современных быстро меняющихся условиях - культурных, общественных, политических -как и многие сферы культуры и искусства, а также спорта, подвергаются влиянию этих условий, нуждаются в новом витке развития путем оценки имеющегося опыта, его анализа и последующей трансформации во что-то «новое». Но проблема в том, что не всегда это «новое» является развитием. Часто случается так, что «новые» современные тенденции приводят к деградации, искажению образа, сути, значения, идеи чего бы то ни было. Особенно в сфере культуры и искусства.

На наш взгляд, это происходит по причине фактического отсутствия формулировки фундаментальных основ той или иной деятельности, либо - отсутствия понимания этих основ участниками деятельности. Спортивные бальные танцы не являются здесь исключением.

Ни для кого не секрет, что спортивные бальные танцы пришли к нам из-за рубежа. Великие отечественные педагоги и тренеры по спортивным бальным танцам рассказывают, как обучались по старым видеозаписям, склеивая части от видеокассет, пытаясь для начала «разглядеть» информацию, а уже после - понять увиденное. Единомышленники и любители бальных танцев кооперировались в группы, создавались любительские кружки. Первым человеком, который создал «прототип» того, что сегодня называют профессиональным танцевально-спортивным клубом, был А. Т. Дегтяренко. Его «Студия современного бального танца», а позже

«Студия - 62» являются альма-матер многих педагогов и тренеров наивысшего эшелона в танцевальной жизни России.

Менялось время, менялись и танцы. Сегодняшние спортивные бальные танцы имеют мало сходств с танцами середины прошлого века. Но, несмотря на это, все больше и больше интереса у современных танцевальных пар вызывает изучение истоков, фундамента европейской и латиноамериканской программ танцев, их технической основы и художественной идеи, что и создает базис спортивных бальных танцев.

Особенно актуальна проблема изучения истоков и основ движения бальных танцев в сфере высшего образования, где студенты ограничены сроками и формами обучения. Ведь зачастую на будущих педагогов спортивного бального танца идут учиться абитуриенты разного уровня, разного исполнительского опыта, а главное -мотивации. Поэтому можно встретить такие группы, где Мастер Спорта может учиться рядом с человеком, который завершил танцевальную карьеру еще в начальной школе. Именно в такой ситуации и встает вопрос: как за период очного бакалавриата максимально возможно «выровнять» таких учеников, чтобы не остановить развитие более опытного студента, но при этом в «сжатые сроки» увеличить уровень исполнительского мастерства студента, который не танцевал на протяжении нескольких лет до поступления в вуз. Ведь будущий педагог в сфере преподавания профильных хореографических дисциплин обязан понимать сущность движения, его технику, опробовав эту инфор-

мацию на своем теле. Именно на сущности преподавания основ движения спортивных бальных танцев мы бы хотели акцентировать дальнейшее внимание.

В диссертационном исследовании профессора, исследователя истории и педагогики хореографии, Никитина В. Ю. отмечено, что «система хореографического образования дает положительные результаты в области подготовки исполнителей классического и народного танцев, поскольку в ее основе лежат программы и методики обучения, разработанные несколько столетий назад». Но, по мнению автора, «они актуальны только для обучения специалистов в сферах классического балета и народного танца» [5].

Немаловажным является то обстоятельство, что в исследовании В. Ю. Никитина дается подробная классификация и характеристика «танцевальных систем». Под «системой» автор подразумевает «направление танцевального искусства, которое имеет следующие модули: эстетический; лексический модуль; систему воспитания подготовки исполнителей и балетмейстеров; определенный характер творческого мышление хореографа».

Таким образом, в настоящее время существуют пять основных танцевальных систем: народный танец, классический балет, джаз-танец, танец модерн и contemporary (постмодерн), которые отображают действительность, пользуясь своим собственным, отличным от других, выразительным языком. [5].

Мы видим, что, согласно данной классификации, бальный танец не является самостоятельной хореографической системой. На наш взгляд, данное обстоятельство, в первую очередь, связано с отсутствием системы тренажа исполнителей, как, например, в классическом танце.

В описаниях элементов спортивных бальных танцев приводятся данные о работе стопы, позициях в паре, ритме и тайминге движений. «Выполнение этих требований является обязательным, но не все танцоры

понимают их сущность, истоки, функциональное назначение с позиций биомеханики» [3]. Анализируя имеющуюся литературу о технике исполнения и методике преподавания спортивных бальных танцев, мы видим, что все эти источники объединяет одно: отсутствие упоминаний о том, как формировать те или иные двигательные навыки у танцоров, то есть отсутствие методики «тренажа спортивных бальных танцев».

Создателем первой системы воспитания технических навыков, физических и двигательных навыков (тренажа) исполнителей является классический танец, который по праву является «прародителем» школ подготовки специалистов-хореографов любого профиля. Огромный опыт, накопленный «Русским балетом», стал базой новаторской деятельности многих поколений педагогов танца, возглавляемой А. Я. Вагановой. Ее книгу «Основы классического танца», изданную в 1934 году, «знает и ценит весь хореографический мир» [4]. В этой книге «шаг за шагом» излагаются основы тренажа исполнителей (классический экзерсис), база классического танца, от его форм, основных понятий и движений до примеров построения урока. Особенно тщательно анализируются движения суставных звеньев тела, мышечных тяг. Автор, «опираясь на результаты экспериментальных биомеханических исследований, раскрывает анатомо-механическую сущность отдельных упражнений классического танца» [1].

Отметим, что классический танец является формой разогрева (разминки) перед основными бальными уроками во многих танцевально-спортивных клубах. Ведь именно благодаря изучению классических «батман тандю жете», «гранд батман жете» развиваются, например, мышцы внутренней поверхности бедра (внутренние мышцы ног). Эти мышцы очень важны в спортивных бальных танцах, а именно - в латиноамериканской программе танцев. Их правильное использование способствует дополнительной устойчивости и сохранению

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2022 ♦ 6 (110) ноябрь-декабрь =

баланса, движение подвергается большей степени контроля, а взаимодействие с танцевальным паркетом происходит на более высоком уровне, во взаимосвязи с грамотной работой стопы в процессе перемещения.

Все большую популярность обретает изучение современной хореографии танцорами спортивных бальных танцев. Это связанно, на наш взгляд, с тем, что в современной хореографии корпус, находясь в определенных условных «рамках», имеет большую степень свободы движения - в отличие от классической хореографии, где корпус более статичен.

Таким образом, спортивные бальные танцы в хореографическом искусстве занимают неоднозначное положение. Это связано с тем, что многие не воспринимает синтез «танца» и определения «спортивный»; во-вторых, не все понимают спортивные бальные танцы как самостоятельную хореографическую систему со своей школой исполнительского мастерства и художественной идеей, считая его бытовым (социальным) явлением. Но, именно слияние двух форм привело к гармонии физической силы и грациозной красоты. Спорт мотивирует к непрерывному развитию, танец заставляет духовно прикоснуться к прекрасному.

Спортивные бальные танцы относятся к группе сложно-координационных видов спорта. В связи с этим современный педагог бального танца обладает совокупностью интеллектуальных и телесно-двигательных знаний, а также несет «тренерские» функции: составление программ занятий, совершенствование тела спортсменов, развитие их технического потенциала, повышение качества исполнительского мастерства и физических данных воспитанников.

Так, использование тех или иных приемов, методик, технологий формирования исполнительского мастерства танцоров должно основываться минимум на трех условиях: - знание телесно-двигательного упражнения, как основного средства развития координации;

- базовое ориентирование в организме человека, как биомеханической системе, наличие базовых знаний о биомеханике мышц, строении мышечного аппарата;

- знание принципов воздействия телесно-двигательных упражнений на организм.

Следование этим принципам способствует грамотному общению и высокому уровню понимания между педагогом и учеником. Ученик получает возможность не только поверхностного изучения определенного упражнения или технического действия, но и глубокого понимания биомеханической основы как главного фундамента движения в спорте. Педагог обязан раскладывать техническую базу на отдельные элементы, а затем выявить пути интеграции определенных аспектов. Знания современной биомеханики и их использование позволяют и педагогу, и ученику анализировать информацию, производить коррекцию и контроль эффективности.

При анализе спортивных бальных танцев как системы движений мы видим, что в ее основе лежат шаги. «Все они отличаются между собой амплитудой, направлением, скоростью, различными сочетаниями разновременных, разнонаправленных движений звеньев тела. Все это многообразие необходимо реализовать в строгих пространственных и временных параметрах» [6]. Но, какие бы шаги не использовались, в их основе лежит принцип переноса тела с одной ноги на другую. Несмотря на кажущуюся простоту это довольно сложное двигательное действие.

Процесс формирования исполнительского мастерства в спортивных бальных танцах подразумевает наличие практической отработки, корректировки, закрепления движений и навыков. Ведь без глубокого анализа движений тела в различных танцевальных фигурах представление о танцевальной фигуре будет неполным и искаженным, а полученные навыки - лишь поверхностной оболочкой. Именно постоянный контроль

качества и предъявление индивидуальных сверхзадач будет способствовать самоанализу ученика, его пониманию и осмыслению важности баланса между умственным, физическим и духовным развитием.

По своей структуре любой танец состоит из фигур. Фигура, в свою очередь, состоит из системы двигательных действий с определенной техникой исполнения. Поскольку любая фигура представляет собой модель постройки дома, где его фундамент (основа) является основой последующего уровня и всего сооружения в целом, исполнитель не имеет права недооценивать или игнорировать общие требования и правила. Базовые фигуры, в свою очередь, отражают фундаментальные основы того или иного танца - от технических принципов исполнения, до приемов художественной выразительности идеи и характера танца через движения в теле. Так, «основные движения» танцев самбы, ча-ча-ча, джайва характеризуют принципы исполнения и других фигур в конкретном танце. «Проманадные ботафого» помогают выстроить алгоритм смены позиций в паре. «Нью-йорки» способствуют формированию навыков смены направлений в танце. «Открытый хип-твист» и его грамотное исполнение оказывает влияние на качество взаимодействия партнеров в танце и его понимание.

Для того, чтобы выстроить взаимосвязи и зависимости влияния базовых фигур на развитие физических данных танцоров и, как следствие, повышение качества исполнительского мастерства танцоров, необходимо проанализировать состав фигуры: количество действий, работы тела и стоп, позиции партнеров, плоскости движения, траекторию движения суставов, какими мышцами осуществляются действия и движение в целом, т. е. для чего и каким образом происходит та или иная работа тела. Другими словами, надо выделить исходное положение, путь следования и конечный результат. Все это является путем к достижению основной целью хореографическо-

го тренажа - подготовка тела исполнителя к правильному, грамотному движению, в нашем случае - в спортивных бальных танцах.

«Техникой исполнения» в спортивном бальном танце можно считать фундаментальные правила исполнения фигуры в синтезе с координацией танцора. То есть грамотную внутреннюю работу тела, работу отдельных его частей - как по отдельности, так и вместе. В процессе тренажа исполнителя, через цикличное исполнение базовых фигур, формируются навыки, согласно критериям исполнительского мастерства в бальных танцах: сохранение статического и динамического положения корпуса, баланс, скорость и амплитуда движений, ведение и взаимодействие, правильный перенос веса, пластичность и др.

Надо понимать, что технический уровень танцора напрямую связан с его уровнем подготовленности. Именно базовые фигуры, которые называют «бейзик» (от англ. Base - база, основа), позволяют увеличить физическую готовность мышц к сложно-координационным действиям, то есть они являются основой тренажа в спортивных бальных танцах. Таким образом, системное овладение базовыми фигурами и есть овладение техникой, навыками управления танцевальными движениями в любом танце.

Именно «школа подготовки исполнителей» спортивного бального танца, ее четкий научно-технический базис позволят сохранить фундаментальные основы спортивного бального танца - взаимодействие и взаимоотношения мужчины и женщины в танце, взаимосвязь музыки и движения, эстетику форм и насыщенность образов - при любых «новых» веяниях и тенденциях. Поэтому особенно сейчас в спортивных бальных танцах необходимо взять опыт «первопроходцев» и сформулировать то, на чем должно строиться дальнейшее развитие методик и технологий подготовки и педагогов, и исполнителей спортивных бальных танцев, то, что не должно подвергаться изменениям под влиянием «нового».

1 НУ ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2022 ♦ 6 (110) ноябрь-декабрь ^

Список литературы

1. Котельникова Е. Г. Биомеханика хореографических упражнений: Учебное пособие. Ленинград: Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской. 1973. 169 с.

2. Кошелев С. Н. Биомеханика спортивных танцев. Москва. 2006. 140 с.

3. Кривсун С. Н. Концепция спортивной миографии. Теория и практика физической культуры. 2012. № 9. С. 46-49.

4. Лопухов Ф. В. Шестьдесят лет в балете. Ленинград-Москва: Искусство. 1972. 236 с.

5. Никитин В. Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств. Дис. доктора наук. Москва, 2007.

6. Новик С. А., Клюшин Н. В. Проблематика исследования технических действий в танцевальном спорте // Проблемы развития танцевальных видов спорта: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Москва. 2004. С. 13-16.

Reference s

1. Kotelnikova E. G. Biomechanics of choreographic exercises: Textbook // Leningrad: Leningrad State Institute of Culture. N. K. Krupskaya. 1973. 169 p. (In Russ.)

2. Koshelev S. N. Biomechanics of sports dances. Moscow. 2006. 140 p. (In Russ.)

3. Krivsun S. N. The concept of sports myography. Theory and practice of physical culture. 2012. No. 9. S. 46-49. (In Russ.)

4. Lopukhov F. V. Sixty years in ballet // Leningrad - Moscow: Art. 1972. Pp. 236 (In Russ.)

5. Nikitin V. Yu. Professional and pedagogical training of a choreographer in educational institutions of culture and arts // Dis. Doctor of Sciences. Moscow, 2007. (In Russ.)

6. Novik S. A., Klyushin N. V. Problems of the study of technical actions in dance sports // Problems of the development of dance sports: Proceedings of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow. 2004. P. 13-16. (In Russ.)

*

Поступила в редакцию 20.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.