Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
inter education & global study
Original paper
ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
© Д.Х. Садикова1И, Д. Б. Касимова2^ ^Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, Ташкент, Узбекистан
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ: статья исследует значимость развития творческих инженерных способностей среди современных детей в контексте подхода STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts, Mathematics).
ЦЕЛЬ: анализ современных тенденций в образовании и психологии развития, аргументируется важность интеграции этих дисциплин для стимулирования творческого мышления у детей.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ: статья рассматривает методы и подходы к развитию инженерных навыков, включая примеры практических занятий и проектов, способствующих развитию креативности, логического мышления и сотрудничества среди детей. Исследования проводились современными инновационными методами, мультимедийными методами и классическими педагогическими методами, как «Мозговой штурм», «Проект», «Проблемная ситуация».
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ: Результаты исследования подчеркивают важность внедрения подобных программ в образовательные организации для эффективного формирования комплексных навыков детей, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: интегрированные учебные программы в рамках подхода STEAM объединяют знания и методы из различных дисциплин, таких как наука, технологии, инженерия, искусство и математика, для решения сложных проблем и задач. Такие программы обеспечивают целостное обучение, которые позволяет детям понимать взаимосвязи между различными областями знаний и применять их в реальных ситуациях.
Ключевые слова: развитие, творчество, инженерные способности, STEAM, современные дети, интеграция, образование.
Для цитирования: Садикова Д.Х., Касимова Д.Б. Формирование инженерных способностей steam у современных детей. // Inter education & global study. 2024. №7. B.131-136.
ZAMONAVIY BOLALARDA STEAM MUHANDISLIK QOBILIYATLARINI SHAKLLANTIRISH
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
inter education & global study
© D. X. Sadikova1®, D. B. Kasimova2® 1Nizomiy nomidagi Toshkent davlat pedagogika universiteti, Toshkent, O'zbekiston
Annotatsiya
KIRISH: maqolada STEAM yondashuvi (Science, Technology, Engineering, Arts, Mathematics) kontekstida zamonaviy bolalar o'rtasida ijodiy muhandislik qobiliyatlarini rivojlantirishning ahamiyati ko'rib chiqiladi.
MAQSAD: ta'lim va rivojlanish psixologiyasidagi zamonaviy tendentsiyalarni tahlil qilish, bolalarda ijodiy fikrlashni rag'batlantirish uchun ushbu fanlarni birlashtirishning ahamiyati ta'kidlanadi.
MATERIALLAR VA METODLAR: maqolada muhandislik ko'nikmalarini rivojlantirish usullari va yondashuvlari, jumladan, bolalar o'rtasida ijodkorlik, mantiqiy fikrlash va hamkorlikni rivojlantirishga yordam beradigan amaliy mashg'ulotlar va loyihalar misollari ko'rib chiqiladi. Tadqiqotlar zamonaviy innovatsion usullar, multimedia usullari va "aqliy hujum", "loyiha", "muammoli vaziyat"kabi klassik pedagogik usullar bilan olib borildi.
MUHOKAMA VA NATIJALAR: tadqiqot natijalari tez o'zgaruvchan dunyoda muvaffaqiyatli moslashish uchun zarur bo'lgan bolalarning keng qamrovli ko'nikmalarini samarali shakllantirish uchun ta'lim tashkilotlariga bunday dasturlarni joriy etish muhimligini ta'kidlaydi.
XULOSA: STEAM yondashuvidagi integratsiyalashgan o'quv dasturlari murakkab muammolar va muammolarni hal qilish uchun fan, texnologiya, muhandislik, san'at va matematika kabi turli fanlardan bilim va usullarni birlashtiradi. Bunday dasturlar bolalarga turli xil bilim sohalari o'rtasidagi munosabatlarni tushunishga va ularni Real vaziyatlarda qo'llashga imkon beradigan yaxlit o'rganishni ta'minlaydi.
Kalit so'zlar: rivojlanish, ijodkorlik, muhandislik qobiliyati, STEAM, zamonaviy bolalar, integratsiya, ta'lim.
Iqtibos uchun: Sadikova D. X., Kasimova D.B. Zamonaviy bolalarda steam muhandislik qobiliyatlarini shakllantirish. // Inter education & global study. 2024. №7. С. 131-136.
FORMATION OF STEAM ENJINEERING ABILITIES IN MODERN CHILDREN
© Dilafruz Kh. Sadikova1®, Dilrabo B. Kasimova2®
1'2Tashkent State Pedagogical University named after Nizami, Tashkent, Uzbekistan Annotation
INTRODUCTION: The article explores the significance of the development of creative engineering abilities among modern children in the context of the STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts, Mathematics) approach.
AIM: analysis of current trends in education and developmental psychology, arguing for the importance of integrating these disciplines to stimulate creative thinking in children.
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
inter education & global study
MATERIALS AND METHODS: The article examines methods and approaches to developing engineering skills, including examples of practical activities and projects that promote creativity, logical thinking and cooperation among children. Research was carried out using modern innovative methods, multimedia methods and classical pedagogical methods such as "Brainstorming", "Project", "Problem Situation".
DISCUSSION AND RESULTS: The results of the study emphasize the importance of introducing such programs in educational organizations to effectively develop children's complex skills necessary for successful adaptation in a rapidly changing world.
CONCLUSION: Integrated curricula within the STEAM approach integrate knowledge and techniques from various disciplines such as science, technology, engineering, art and mathematics to solve complex problems and challenges. Such programs provide holistic learning that allows children to understand the relationships between different areas of knowledge and apply them to real-life situations.
Key words: development, creativity, engineering abilities, STEAM, modern children, integration, education.
For citation: Dilafruz Kh. Sadikova, Dilrabo B. Kasimova. (2024) 'Formation of steam enjineering abilities in modern children', Inter education & global study, (7), pp. 131— 136. (In Russ).
Мария Монтессори: "Поддержите ребенка в его стремлении самостоятельно делать, думать и решать проблемы. В этом и заключается суть образования." Цитата Марии Монтессори прекрасно соотносится с темой о развитии творчества инженерных способностей в рамках подхода STEAM у современных детей. Она подчеркивает важность создания образовательной среды, которая стимулирует самостоятельность, мышление и решение проблем у детей [1]. В контексте подхода STEAM, поддержка ребенка в его стремлении самостоятельно делать, думать и решать проблемы означает предоставление возможностей для творчества и экспериментирования. Этот подход подразумевает создание образовательной среды, где дети могут самостоятельно исследовать и изучать науку, технологии, инженерию, искусство и математику, применяя свои знания для решения реальных проблем и создания новых идей. Таким образом, Мария Монтессори подчеркивает ключевые принципы подхода STEAM, который не только развивает инженерные способности у детей, но и воспитывает в них творческое мышление, самостоятельность и навыки решения проблем - всё это суть образования в современном мире [2].
В свою очередь STEAM представляет собой педагогический подход, объединяющий пять основных образовательных областей: науку (Science), технологии (Technology), инженерию (Engineering), искусство (Arts) и математику (Mathematics). Этот подход призван интегрировать знания и методы из различных дисциплин для стимулирования творческого мышления, исследовательских
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
inter education & global study
навыков и практического применения знаний в решении реальных проблем. STEAM стремится к тому, чтобы учащиеся не просто запоминали факты и умели решать стандартные задачи, но и развивали навыки креативности, аналитического мышления, коммуникации и сотрудничества. Подход подчеркивает важность связи между различными областями знаний и их взаимодействия в реальном мире [3]. В основе концепции STEAM лежит убеждение, что интеграция искусства и дизайна в обучение STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) дисциплинам не только расширяет кругозор ребенка, но и способствует более глубокому и продуктивному усвоению материала. Этот подход помогает подготовить детей к современному рынку труда, где все более ценятся нестандартные подходы к решению проблем и творческие способности. Также, развитие инженерных способностей у детей играет фундаментальную роль в современном обществе, которое стремительно развивается в области технологий и инноваций. Эти способности включают в себя:
1. Развитие критического мышления: Инженерные задачи и проекты требуют от детей аналитического подхода к решению проблем. Этот процесс включает в себя формулирование вопросов, сбор и анализ данных, выработку гипотез и проверку их путем экспериментов. Развитие такого мышления у детей важно для успешного решения разнообразных задач в жизни.
2. Стимулирование творческого мышления: Инженерные проекты часто требуют нестандартного подхода к решению проблем. Дети учатся видеть вещи с разных сторон, думать креативно и находить неожиданные решения. Это способствует развитию их творческого потенциала и помогает им научиться находить новые способы решения задач.
3. Подготовка к будущим профессиям: В мире, где технологии играют все более важную роль, инженерные навыки становятся ключевыми для многих профессий. Развитие этих навыков с раннего возраста помогает детям быть готовыми к будущим вызовам рынка труда, обеспечивая им конкурентное преимущество.
4. Учебные результаты в других областях: Изучение инженерии часто включает в себя математику, науку, технологии и искусство. Приобретение инженерных навыков может улучшить понимание этих предметов и способствовать более успешному обучению в школе.
5. Способствование командной работе и сотрудничеству: Многие инженерные проекты выполняются в команде, где необходимо эффективно взаимодействовать с другими участниками. Это помогает детям развивать навыки коммуникации, сотрудничества и решения конфликтов, которые будут полезны в их будущих профессиональных и личных жизнях [4].
Из этого следует, развитие инженерных способностей у детей играет ключевую роль в их образовании и подготовке к будущему, обеспечивая им не только успешное обучение, но и уверенность в своих способностях в современном мире.
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
inter education & global study
Кроме того, психологические исследования показывают, что творческие способности развиваются у детей через разнообразные активности, включая экспериментирование, игру и исследование. Важными аспектами развития творчества у детей являются стимулирование их любопытства, поощрение инициативности и самостоятельности, а также создание условий для свободного выражения идей и фантазии [8]. Психологические исследования также подчеркивают важность снятия ограничений и предубеждений, которые могут подавлять творческий потенциал детей, и создание поддерживающей среды, где они могут чувствовать себя свободно для экспериментирования и творчества [5]. Методы развития инженерных способностей в рамках подхода STEAM:
Интегрированные учебные программы в рамках подхода STEAM объединяют знания и методы из различных дисциплин, таких как наука, технологии, инженерия, искусство и математика, для решения сложных проблем и задач. Такие программы обеспечивают целостное обучение, которые позволяет детям понимать взаимосвязи между различными областями знаний и применять их в реальных ситуациях. Например, проектная деятельность и проблемное обучение - это методы, активно используемые в рамках подхода STEAM [6]. Дети работают над реальными проектами и проблемами, которые требуют применения инженерных навыков для их решения. Это способствует развитию творческого мышления, самостоятельности, а также умению работать в команде. Проекты могут быть многообразными - от создания роботов и моделей до разработки инновационных технологий или решения экологических проблем. Заключение
Подход STEAM является мощным инструментом развития инженерных способностей у детей, предоставляя им возможность интегрировать знания из различных областей и применять их для решения реальных проблем. Исследования показывают его эффективность как метода обучения, способствующего не только приобретению знаний, но и развитию критического мышления, творческих навыков и ключевых компетенций для будущей карьеры [7].
Перспективы развития подхода STEAM включают в себя дальнейшее расширение его применения в образовательных организациях, а также интеграцию новых технологий и методов обучения для улучшения результатов. Образовательные организации и педагоги также играют ключевую роль в поддержке творчества у детей в рамках подхода STEAM. Они должны создавать стимулирующую среду, где дети могут свободно экспериментировать, задавать вопросы и искать ответы, развивая свой творческий потенциал [9]. Образовательные программы должны быть гибкими и адаптированными к потребностям детей, чтобы максимально эффективно развивать их инженерные способности и подготавливать к успешной жизни в современном обществе.
ADABIYOTLAR RO'YXATI | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | REFERENCES
© intereduglobalstudy.com 2024, ISSUE 7
Ilmiy-nazariy va metodik jurnal Научно-теоретический и методический журнал Scientific theoretical and methodical journal
inter education & global study
1. Волкова, Е.В. Интеллект, креативность и продуктивность освоения профессиональной деятельности / Е.В. Волкова // Психологический журнал. -2011. - №4. - С. 83-94.
2. Д.Х. Садикова, М.С. Калауова развитие творчества инженерных способностей steam у современных детей Proceedings of International Conference on Modern Science and Scientific ... 2024
3. Е.Н.Тараканова. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции (21-24 июня 2016 года) «Инфо-стратегия 2016: общество, государство, образование». 2016. С.306-309.
4. Д.Х. Садикова ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР СВЯЗАННЫХ С ПРИРОДОЙ. Лучшие интеллектуальные исследования 15 (3), 77-87 2024
5. Гутарева, Н.Ю. Учет практического инженерно-технического мышления будущих специалистов в обучении иностранным языкам
6. Лаборатория «Юный инженер» в рамках проекта Детский технопарк ИКаР// РАОР «Учебно-методический центр образовательной робототехники». М., 2016.
7. Шатунова, О.В. STEAM-образование в технологической подготовке школьников// Школа и производство. - 2015. - № 3. - С. 158-165.
8. Беляк Е.А. Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория». - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс»,2019.
9. Садикова Д.Х., & О.Р. Будаева. (2023). ИСПОЛЬЗОВАНИЕ STEAM ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО. Лучшие интеллектуальные исследования, 9(1), 9-13. Retrieved from
MUALLIF HAQIDA MA'LUMOT [ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ] [AUTHORS INFO]
®Sadikova Dilafruz Khusanovna, "Maktabgacha ta'lim texnologiyasi" kafedrasi dotsenti, pedagogika fanlari hD'yicha falsafa doktori (PhD), [Садикова Дилафруз Хусановна, доцент кафедры технологии дошкольного образования, доктор педагогических наук (PhD)], [Dilafruz Kh. Sadikova, department of technology of preschool education, doctor of Pedagogical Sciences (PhD), Associate professor]; manzil: O'zbekiston, Toshkent sh., Chilonzor tumani, Bunyodkor ko'chasi 27 uy; [адреа Узбекистан, г. Ташкент, Чиланзарский район, ул. Бунёдкор, 27], [address: Uzbekistan, 27 Bunyodkor street, Chilanzor district, Tashkent city].
®Kasimova Dilrabo Bakhadirovna "Maktabgacha ta'lim texnologiyasi kaferdasi" katta o'qituvchisi, [Касимова Дилрабо Бахадировна, старший преподаватель кафедры «Педагогика и психология дошкольного образования»], [Dilrabo B. Kasimova, senior lecturer of the department of "Pedagogy and psychology of preschool education"] manzil: O'zbekiston, Toshkent sh., Chilonzor tumani, Bunyodkor ko'chasi 27 uy; [адреа Узбекистан, г. Ташкент, Чиланзарский район, ул. Бунёдкор, 27], [address: Uzbekistan, 27 Bunyodkor street, Chilanzor district, Tashkent city].