УДК 378.1
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТУИЦИИ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Е.В.Сидоренко Научный руководитель - Н.И. Пак
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89
Е-mail - elena10a@mail.ru
Главная идея работы заключается во включении компетенции формирующей развитие интуиции у студентов творческих вузов. А также применение специальных средств и методов смешанного обучения, нацеленных на развитие интуиции студентов в процессе их обучения. При этом предполагается повышение мотивации студентов к обучению и более успешное освоение учебного материала.
Ключевые слова: интуиция, творческая интуиция, профессиональная интуиция.
FORMING INTUITION OF STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES AS A
PROFESSIONAL COMPETENCE
E.V. Sidorenko Scientific supervisor - N.I. Paka
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.I. V.P. Astafiev Russian Federation, 660049, Krasnoyarsk, st. A. Lebedeva, 89 Е-mail - elena10a@mail.ru
The main idea of the work is to include the competence that forms the development of intuition among students of creative universities. As well as the use of special tools and methods of blended learning aimed at developing students' intuition in the process of their learning. At the same time, it is supposed to increase students' motivation for learning and more successful mastering of educational material.
Keywords: intuition, creative intuition, professional intuition.
Введение. У каждого творческого вуза формируется своя система обучения, но сам подход к обучению творческих специальностей отличается от особенностей преподавания вузов иного уклона.
Основные формы обучения уже давно были определены во всех образовательных учреждениях: построение на сочетании теории и практики.
В учебных заведениях творческой направленности значительное внимание уделяется практике.
В высших учреждениях творческого типа профильным предметам уделяется значительно больше времени, но при этом, конечно, развитие творческих способностей студентов не должно ограничиваться на их специальности, потому что все дисциплины и каждый жанр искусства взаимосвязан друг с другом.
Конечно, нельзя забывать о том, что одним из самых значимых критериев успешного обучения студента как будущего профессионала является его желание, стремление и заинтересованность в обучении.
Поэтому психологическими условиями успеха работы студентов является, прежде всего, формирование интереса к выбранной профессии и методики изучении ее особенностей и специфики, а именно: взаимоотношения между студентами и преподавателем в процессе обучения; уровень сложности заданий во время обучения, в том числе для самостоятельной работы, а также вовлеченность студентов в формируемую деятельность будущей специальности.
Однако анализ нормативной базы, а также подходов к обучению студентов в творческих вузах показал, что в них уделяется недостаточное внимание формированию и развитию интуиции.
Развитие интуиции, творческого потенциала студентов является важнейшей задачей высших учебных заведений, решение которой позволит повысить способность обучающихся применять знания, умения и навыки для решения практическихзадач в своей дальнейшей деятельности.
Цель статьи заключается в обосновании включения в учебный процесс компетенции способствующей развитию интуиции, влияющей на результативность обучения.
Методология и методы. Главная задача современного образования состоит в формировании творческой личности, занимающей активную жизненную позицию, владеющей комплексом важнейших научных и технических знаний и обладающей высокой духовной культурой.
Проблема развития творческих способностей студентов является важной и актуальной задачей высшей школы, имеющей большое практическое значение.
Модернизация системы высшего образования, вызванная необходимостью повышения уровня ее эффективности, связана с усилением развивающей функции образования. Новые образовательные стандарты, информатизация и компьютеризация образования, компетентностный подход к обучению ориентируют учебно-воспитательный процесс, его содержание и технологию на личностное развитие учащихся.
Как показывает анализ существующей образовательной практики, у студентов творческой направленности результативность обучения напрямую зависит от уровня сформированности творческой и профессиональной интуиции [1].
В соответствии со своей основной целью развивающее обучение направлено на формирование новых качеств личности, или повышение их уровня, формирование способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций, накопленного опыта деятельности [2]. Особенно важным является развитие творческих, креативных качеств личности, обеспечивающих в будущем участие субъекта в созидательной, инновационной деятельности. Не случайно в Национальной доктрине образования РФ (2000-2025 гг.) подчеркивается необходимость творческого развития личности. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» в качестве важнейшей задачи также выделяет развитие творческих способностей учащихся, особую роль в котором играют такие качества личности, как креативность и интуиция.
Проведенный анализ законодательной базы, а также образовательных стандартов и образовательных программ творческих вузов показывает необходимость формирование и развитие интуиции в процессе обучения.
Интуиция (лат. intuits - взгляд, вид или intuitio - пристальное всматривание) -способность непосредственного постижения истины без опоры на логические обоснования и доказательства [3].
Творческую интуицию считают наивысшей формой интуитивного знания, она основана на прозрении. Ее обычно приписывают деятелям искусств.
Характерным примером творческой интуиции является деятельность Вольфганга Амадея Моцарта, который по зафиксированным свидетельствам своих современников слышал свои произведения уже в готовом законченном виде, а не сочинял музыкальные фрагменты и переходы между ними.
Для образовательных целей целесообразно определять учебную или профессиональную интуицию.
Учебная и профессиональная интуиция - это вид интуитивного подсознательного познания развивается у людей, которые долгое время заняты в определенной профессии, например медицине, политике, бизнесе, спорте. Он опирается на накопление и целостное осмысление собственного профессионального опыта. Таким образом, накопленный подсознанием опыт помогает профессионалам принимать «нестандартные» решения в своей области [4].
Интуиция и ее роль в обучении очень велика, потому что благодаря интуиции человек зачастую принимает самые правильные решения.
В связи с этим ведущей идей исследования является включение в учебный процесс компетенции, которая позволяет формировать и развивать интуицию у студентов творческих специальностей.
Результат. В образовательных программах творческих специальностей прописываются профессиональные компетенции.
Профессиональные компетенции есть способность и готовность к целесообразным действиям в соответствии с определенными условиями и требованиями дела, методически, организованно и самостоятельно принимать решения при возникновении определенных проблем и задач, а также уметь качественно оценивать результаты своей деятельности
В результате обучения в образовательной организации выпускник должен обладать компетентностью в профессиональной деятельности.
Вследствие этого, мы считаем, что воспитание интуиции в формировании творческих направлений способно раскрывать и формировать способности будущих специалистов. Поэтому знание об интуиции и умение ее использовать творческой деятельности становится одним из важных компонентов воспитания интуиции у студентов творческих вузов.
Значит, развития интуиции, а также интуитивный подход, должен сопровождать студента постоянно на всем периоде обучения. Поэтому воспитание интуиции необходимо для реализации профессиональной компетентности студента.
На примере дисциплины «Информационные технологии» реализуемой в Сибирском федеральном институте искусств имени Д. Хворостовского нам бы хотелось показать применение и включение в учебный процесс компетенцию, которая развивает и помогает формировать интуицию и влияет на результативность обучения студентов.
В рабочую программу дисциплины «Информационные технологии» были включены индикаторы достижения результатов обучения «знать», «уметь», «владеть» формирующие интуицию. А также были разработаны и адаптированы специальные средства и методы смешанного обучения, нацеленные на развитие интуиции студентов в процессе их обучения информатике.
В качестве средств обучения были использованы натурно-игровые инструменты и программные приложения по разделам информатики: «Морской бой», «Интуиция», «Шесть шляп», задания типа «Дорисовки», «Угадай животное» и т. д.
Опыт применения подобных средств показал повышение интереса студентов к обучению информатике, а также более высокую успеваемость по предмету.
На рисунке 1 представлена успеваемость студентов разных годов обучения, без введенных новых индикаторов и заданий, развивающих интуицию с использованием натурно-игровых и программных средств.
Можно заметит следующее, что успеваемость студентов значительно повысилась, а также хотелось бы отметить, что студенты перестали пропускать занятия, у них появился интерес к предмету.
Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично
=
9
16
1 курс (2021-2022) 1 курс (2020-2021)
10
15
20
I.
I.
5
Рис. 1. Успеваемость студентов по дисциплине «Информационные технологии»
Выводы. В целом можно сделать вывод о том, что механизмы влияния интуиции на плодотворность творческого процесса сложны и не однотипны. Однако опора на интуицию в процессе обучения может служить одним из подходов, обеспечивающих успешный результат обучения.
Обосновано, что высокий уровень интуиции способствует более успешному освоению предметных знаний студентов творческих вузов.
Конечно, нельзя забывать о том, что одним из самых значимых критериев успешного обучения студента как будущего профессионала является его желание, стремление и заинтересованность в обучении.
Библиографические ссылки
1. Философия. Краткий тематический словарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 416 с.
2. Сурина М.О., Сурин А. А. Особенности подготовки студентов творческих профессий в современном вузе // Инженерный вестник дона - 2013. №4. с. 1-6.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006.
4. Николайчук А.С. Современные методы обучения студентов творческих специальностей в системе компетентного подхода //Территория науки - 2016. № 6. С. 29 -33.
© Сидоренко Е.В., 2022