Научная статья на тему 'Творчество как составляющая конструкторской грамотности будущих архитекторов'

Творчество как составляющая конструкторской грамотности будущих архитекторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТОРСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТУИЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / СПОСОБНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / THE CONSTRUCTION'S COMPETENCE / ARCHITECTURAL / CREATIVITY / INTUITION / RESEARCH / ABILITIES / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонова Ирина Анатольевна

. Одной из составляющих процесса формирования конструкторской грамотности является творческая деятельность будущих архитекторов. Творчество является важнейшим условием формирования индивидуального своеобразия личности на всех этапах ее становления. Творчество находится в тесной взаимосвязи с существующими объектами культуры, с окружающим обществом и его интересами. Архитектурному творчеству свойственно наличие интуиции, позволяющей архитектору находить искомую форму архитектурного объекта, которая впоследствии получит подтверждение в расчетах. Интуиция является качественным признаком профессионализма архитектора. Исследование на базе Астраханского государственного архитектурно-строительного университета позволило выявить условия, необходимые для формирования конструкторской грамотности и, одновременно с этим, определить направления и средства творческого развития будущих архитекторов на период обучения в вузе. Комплекс творческих архитектурно-конструкторских заданий, выдаваемых будущим архитекторам, должен отражать проблемы, с которыми им придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Стержнем процесса профессионального обучения будущего архитектора должны быть реальные разработки архитектурно-конструкторских проектов с заданными творческими задачами на базе экспериментальной мастерской. Процесс формирования конструкторской грамотности будущих архитекторов в вузе зависит, прежде всего, от уровня развития их художественных способностей, объемно-пространственного мышления и устойчивости мотивации к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками каждого студента. Данный процесс будет успешнее на основе творческой активности и самостоятельности обучаемого. Творческий поиск должен захватывать и вовлекать будущего архитектора в процесс познания. Творческая активность и самостоятельность в процессе формирования конструкторской грамотности основной принцип современного высшего образования архитектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS A COMPONENT OF DESIGN COMPETENCE OF FUTURE ARCHITECTS

The creative activity of the student architecture`s specialty is one of the components of the construction`s competence. Creativity is the most important condition for the formation of individual identity of the individual at all stages of its formation. Creativity is in close relationship with existing cultural objects, with the surrounding society and its interests. Architectural creativity is characterized by the presence of intuition, resolution the architect to find the desired shape of the architectural object, which will subsequently be confirmed in the calculations. Intuition is a qualitative sign of the architect's professionalism. Research on the basis of the Astrakhan State Architecture and Construction University allowed to identify the conditions necessary for the formation of the construction`s competence and to determine the direction and means of creative development students architecture`s specialty in the period of study at the University. The complex of creative architectural and design tasks given to future architects should reflect the problems they will have to face in their future professional activities. The core of the process of professional training of the future architect should be the real development of architectural and design projects with specified creative tasks on the basis of an experimental workshop. The process of formation of design literacy of future architects at the University depends primarily on the level of development of their artistic abilities, spatial thinking and sustainability of motivation to acquire professional knowledge, skills and abilities of each student. This process will be more successful on the basis of creative activity and independence of the student. Creative search should capture and involve the future architect in the process of learning. Creative activity and independence in the process of formation of of the construction`s competence the basic principle of modern higher architect`s education.

Текст научной работы на тему «Творчество как составляющая конструкторской грамотности будущих архитекторов»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Леонова Ирина Анатольевна

Астраханский государственный архитектурно-строительный университет (г. Астрахань)

ТВОРЧЕСТВО КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНСТРУКТОРСКОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ

АРХИТЕКТОРОВ

Аннотация. Одной из составляющих процесса формирования конструкторской грамотности является творческая деятельность будущих архитекторов. Творчество является важнейшим условием формирования индивидуального своеобразия личности на всех этапах ее становления. Творчество находится в тесной взаимосвязи с существующими объектами культуры, с окружающим обществом и его интересами. Архитектурному творчеству свойственно наличие интуиции, позволяющей архитектору находить искомую форму архитектурного объекта, которая впоследствии получит подтверждение в расчетах. Интуиция является качественным признаком профессионализма архитектора. Исследование на базе Астраханского государственного архитектурно-строительного университета позволило выявить условия, необходимые для формирования конструкторской грамотности и, одновременно с этим, определить направления и средства творческого развития будущих архитекторов на период обучения в вузе. Комплекс творческих архитектурно-конструкторских заданий, выдаваемых будущим архитекторам, должен отражать проблемы, с которыми им придется столкнуться в будущей профессиональной деятельности. Стержнем процесса профессионального обучения будущего архитектора должны быть реальные разработки архитектурно-конструкторских проектов с заданными творческими задачами на базе экспериментальной мастерской. Процесс формирования конструкторской грамотности будущих архитекторов в вузе зависит, прежде всего, от уровня развития их художественных способностей, объемно-пространственного мышления и устойчивости мотивации к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками каждого студента. Данный процесс будет успешнее на основе творческой активности и самостоятельности обучаемого. Творческий поиск должен захватывать и вовлекать будущего архитектора в процесс познания. Творческая активность и самостоятельность в процессе формирования конструкторской грамотности - основной принцип современного высшего образования архитектора.

Ключевые слова: конструкторская грамотность, творческая деятельность, интуиция, исследование, способности, самостоятельность.

Annotation. The creative activity of the student architecture's specialty is one of the components of the construction's competence. Creativity is the most important condition for the formation of individual identity of the individual at all stages of its formation. Creativity is in close relationship with existing cultural objects, with the surrounding society and its interests. Architectural creativity is characterized by the presence of intuition, resolution the architect to find the desired shape of the architectural object, which will subsequently be confirmed in the calculations. Intuition is a qualitative sign of the architect's professionalism. Research on the basis of the Astrakhan State Architecture and Construction University allowed to identify the conditions necessary for the formation of the construction's competence and to determine the direction and means of creative development students architecture's specialty in the period of study at the University. The complex of creative architectural and design tasks given to future architects should reflect the problems they will have to face in their future professional activities. The core of the process of professional training of the future architect should be the real development of architectural and design projects with specified creative tasks on the basis of an experimental workshop. The process of formation of design literacy of future architects at the University depends primarily on the level of development of their artistic abilities, spatial thinking and sustainability of motivation to acquire professional knowledge, skills and abilities of each student. This process will be more successful on the basis of creative activity and independence of the student. Creative search should capture and involve the future architect in the process of learning. Creative activity and independence in the process of formation of of the construction's competence - the basic principle of modern higher architect's education.

Keyword: the construction's competence, architectural, creativity, intuition, research, abilities, independence.

Введение. Формирование конструкторской грамотности у будущих архитекторов в вузе - это образовательный процесс, включающий в себя элементы графической грамотности, творческого мышления и конструкторских умений, дающий толчок к развитию конструкторского мышления, являющегося признаком профессионализма современного архитектора [18].

Конструированию присуща тенденция, определяющая ее направленность не столько на сам разрабатываемый объект, сколько на происходящие в ходе его освоения и использования изменения в сфере производства, сбыта и потребления [4]. А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Н. Подьяков в своих работах отмечали, что в процессе предметно-чувственной деятельности, какой и является профессиональная деятельность архитекторов, выделяются основные характеристики предметов и явлений, устанавливаются между ними соответствия, и все это отражается в создании образной архитектурной формы [10].

Можно утверждать, что конструкторская грамотность в профессиональной деятельности архитектора отвечает за ее инновационно - творческое направление, которое проявляется в следующих действиях:

- в овладении системой целесообразного и действенного получения и применения знаний;

- в накоплении опыта в конструкторской деятельности;

- в участии в реальных разработках и техническом творчестве;

- в освоении современными технологиями в области науки, техники, строительства и архитектуры [12].

Присутствие творческого начала в профессиональной деятельности архитектора - это одна из

необходимых черт, присущих его профессиональной деятельности. Именно поэтому, проблема развития творчества у будущих архитекторов - всегда актуальна. Это важнейшее условие формирования индивидуального своеобразия личности на всех этапах ее становления. Согласно рассуждениям А.В. Запорожца и Л.А. Венгер [10, 11] жизнь человека полноценна только при условии, если он чувствует себя творцом, создающим что-то новое в окружающем мире.

Изложение основного материала статьи. Творчество - это действие, в результате которого появляется нечто, обладающее качественно новым, оригинальным и уникальным в общественно - исторической

значимости. Творчество индивидуально для каждого творца - человека, выполняющего созидательную деятельность [19].

Большое влияние на творчество имеют социально-исторические условия, в которых оно происходит. Творчество находится в тесной взаимосвязи с существующими объектами культуры, с окружающим обществом и его интересами. Свобода критики, творческие дискуссии, обмен и борьба мнений -необходимые условия развития творческой деятельности. Ее разумность и необходимость оценивается по результату и неповторимости, которые, в свою очередь, отражают способность личности к творчеству.

Архитектурное творчество в профессиональной деятельности подразумевает обладание такой способностью, как интуицией.

Интуиция (ср. - век. лат. intuition, от intueor - пристально смотрю) - способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства [17, с. 503]. Интуиция является качественным признаком профессионализма архитектора, помогающим ему находить оригинальные, оптимальные и яркие по качеству конструктивные решения. Архитектор интуитивно выбирает форму конструкции, а затем проверяет правильность выбора расчетом.

Архитектурные объекты не являются результатом только одной фантазии творца. Они одновременно являются и результатом его конструкторской грамотности, знаний архитектурного формообразования. Нередко сами конструктивные формы становятся архитектурными - столь велика степень их рациональности, упорядоченности. Основу любой архитектурной формы составляет правильность выбранного механизма работы материала в конструкции. Таким образом, интуиция, преобладавшая в архитектурном строительстве ранее, перестала быть ведущей. Основным в современном архитектурном творчестве стал объективный научный подход к созданию архитектурного объекта.

В Астраханском государственном архитектурно-строительном университете были проведены исследования по вопросу формирования конструкторской грамотности будущих архитекторов, в процессе которого рассматривался и вопрос зависимости качества конструкторской грамотности от способности будущих архитекторов к творчеству. В процесс обучения экспериментальных групп был включен комплекс творческих архитектурно-конструкторских заданий, целями и задачами которого являлись:

- формирование конструкторской грамотности и развитие творческого начала будущих архитекторов;

- приобретение необходимых профессиональных навыков для успешного выполнения курсовых и дипломных работ;

- повышение качества образования студентов;

- содействие научно - исследовательской работе будущих архитекторов;

- создание связующего звена для изучения дисциплин [14].

Комплекс творческих архитектурно-конструкторских заданий отражал проблемы, с которыми архитекторы сталкиваются в своей профессиональной работе [6, 8, 9]. На первом этапе (I курс) формирования конструкторской грамотности будущие архитекторы на основе экспериментальной мастерской разрабатывали проект многофункционального жилого комплекса в составе студенческого городка в г. Астрахань. Вопросы, решаемые будущими архитекторами, заключались в следующем: выбор планировочного решения на заданной территории, вопрос объемно - планировочного решения комплекса жилых зданий, выбор материала и самих конструкций проектируемых зданий. Это конструкторские и, вместе с тем, творческие задачи, с которыми будущие архитекторы с определенным объемом, полученных при обучении знаний на данном этапе, вполне могли справиться [7, 13]. На втором этапе формирования конструкторской грамотности (III- IV курсы) будущие архитекторы занимались разработкой проекта научно - исследовательского центра по искусственному разведению рыб осетровых пород в Приволжском районе Астраханской области. Творческие и архитектурно-конструкторские задачи будущих архитекторов на данном этапе усложнились. Помимо решения планировки на местности, объемно - планировочных решений комплекса, выбора материала и непосредственно самих конструкций, будущие архитекторы должны были решить такие задачи, как рассчитать, выяснить и доказать экономичность конструкторских решений. Именно на этом этапе будущие архитекторы учатся анализировать и доказывать необходимость принятых творческих и конструкторских решений, нести за их решение профессиональную ответственность. На третьем этапе (V-VI курсы) будущие архитекторы выполняют задания, требующие решения комплекса творческих архитектурно-конструкторских задач. Например, реконструкция Астраханского завода резиновой обуви с частичным использованием его под размещение мусоро - перерабатывающего комплекса. Кроме решения стандартных творческих и архитектурно-конструкторских задач в данном проекте необходимо было решить вопрос размещения мусоро - перерабатывающего комплекса в уже существующем комплексе зданий завода резиновой обуви. С накопленным объемом знаний, умений и навыков будущие архитекторы с честью справились с такой сложной инженерной задачей. Темы, разработанные будущими архитекторами в экспериментальной мастерской периодически выносились на обсуждение на межвузовские конференции. Некоторые из них стали темами дипломного проекта будущих архитекторов.

Так, в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа развивается воображение у будущих архитекторов [15, с. 212]. Работая в экспериментальных мастерских, будущий архитектор может почувствовать себя настоящим архитектором, развивая свои творческие способности и конструкторскую грамотность, приобретая навыки самостоятельной профессиональной деятельности.

Выводы. Анализируя данные исследования, нами был сделан вывод о зависимости процесса формирования конструкторской грамотности будущих архитекторов в вузе, прежде всего, от уровня развития художественных способностей, объемно-пространственного мышления и устойчивости мотивации к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками каждого студента.

По утверждению Н.И. Непомнящей [16], в процессе профессионального обучения необходимо создавать такие условия для обучающихся, которые бы способствовали формированию у него обобщенных механизмов применения полученных знаний. Основным условием должно быть - систематические задачи проблемного характера, требующие от будущего архитектора соотнесения известных им способов действий с новыми условиями, использование этих способов при решении новых конструктивных задач [1, 3, 5]. Стержнем процесса профессионального обучения будущего архитектора должны быть реальные разработки архитектурно-конструкторских проектов с заданными творческими задачами на базе экспериментальной мастерской. Как показало исследование, студенты, занятые в мастерских показывали лучшие результаты на протяжении всего процесса обучения. Некоторые студенческие работы были рекомендованы к

предоставлению на Международные смотры - конкурсы по архитектуре и дизайну и для дальнейшей разработки с последующей реализацией их в жизнь.

Исследование процесса формирования конструкторской грамотности будущих архитекторов в направлении изучения вопроса творчества позволило сделать предположение о том, что данный процесс будет осуществляться успешнее на основе творческой активности и самостоятельности обучаемого, стимулировании его сознательного включения в процессы архитектурного конструирования [2].

Творческий поиск должен захватывать и вовлекать будущего архитектора в процесс познания, требовать проникновения в глубь исследуемых (изучаемых) проблем, что приводит его к самостоятельной деятельности, которая лежит в основе принципа обучения в настоящее время. Самостоятельная творческая деятельность становится инновационным принципом понимания будущего архитектора как центрального субъекта, инициирующего и организующего свой собственный процесс образования.

Литература:

1. Башкаева Э.Х. Формирование профессионально значимых качеств будущего инженера в процессе учебной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2002. - 22 с.

2. Бескова Т.В. Педагогическая система формирования профессионального самоопределения учащихся в условиях довузовского образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Саратов, 2004. - 175 с.

3. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. - М.: ИЦ ПКПС.- 2004. - 84 с.

4. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры. Высшее образование в России. - 2003. - №4 - С. 15-22.

5. Дружилов,С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход / С.А. Дружилов. - Харьков: Гуманитарный центр, 2011. - 296 с.

6. Засобина Г.А. Особенности формирования у студентов профессиональных умений в конструировании учебной работы: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1972. - 218 с.

7. Иконников, А.В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве / А.В. Иконников. -М.:Ш^, 2006. - 352 с.

8. Калина Н.Д. Система формирования профессиональных конструктивно-графических умений у будущих специалистов архитекторов-дизайнеров: Дис.... канд. пед. наук. - Владивосток, 2005. - 322 с.

9. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию. М.: «Просвещение», 1991 - 256 с.

10. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. - 144 с.

11. Климов Е.А. Человек и его профессия. (Предисловие). — Л.: Лениздат, 1975 - 158 с.

12. Леонова И.А., Палаткина Г.В. Сущность конструкторской грамотности архитекторов в профессиональной деятельности. Известия ВГПУ. - 2012. - № 3 - С. 60-64.

13. Лиштван З.В. Конструирование. М.: «Просвещение», 1981 - 160 с.

14. Метленков, Н.Ф., Кудрявцев, А.П., Степанов, А.В., Волчок Ю.П. Архитектурное образование: проблемы развития / Н.Ф. Метленков, А.П. Кудрявцев,А.В. Степанов, Ю.П. Волчек. - М.: Едиториал УРСС, 2009. - С. 152.

15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ.вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 456 с.

16. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 192 с.

17. Советский энциклопедический словарь (4-ое изд., исправленное и дополненное) под ред. А.М. Прохорова - М.: 1989 - С. 1632.

18. Торосян В.Ф., Чинахов Д.А. Проектно-конструкторская деятельность как составляющая профессиональной подготовки студентов «завода-втуза». Современные проблемы науки и образования. -2007. - №9 - С. 109-110.

19. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: моногр. - М.: Высш.шк., 1989. - С. 143.

Педагогика

УДК: 796.011.1:378.172

старший преподаватель Лозовая Марина Александровна

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск), Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого (г. Красноярск); старший преподаватель Зотин Виталий Владимирович Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (г. Красноярск); старший преподаватель Петрова Светлана Сергеевна Институт физической культуры, спорта и туризма, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ

МЕТОДАМИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация. Современный образовательный процесс в вузах должен быть связан с формированием у студентов действенных компетенций здоровьесбережения. Однако анализ научных данных указывает на недостаток эффективных педагогических подходов к формированию данных компетенций у студентов. Авторы провели поиск и анализ актуальных научных работ, посвященных эффективным педагогическим методам формирования и развития компетенций здоровьесбережения у обучающихся лиц. В ходе анализа данных выявлены необходимые условия для формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов педагогическими методами.

Ключевые слова: сохранение здоровья; студенты; педагогические подходы; здоровьесберегающая среда.

An^tatton. The modern educational process in universities should be associated with the formation of students effective competencies of health saving. However, the analysis of scientific data points to the lack of effective pedagogical approaches to the formation of these competencies in students. The authors conducted the search and analysis of relevant research papers on effective teaching methods for the formation and development of competences of health protection of students ' persons. In the course of the data analysis, the necessary conditions for the formation of health-saving competences of students by pedagogical methods are revealed.

Keywords: preservation of health; students; pedagogical approaches; health-saving environment.

Введение. Известно, что модернизация профессионального образования предъявляет к выпускнику высшей школы ряд требований, среди которых присутствует требование к достаточному уровню здоровьесберегающих компетенций специалиста. Довольно высокие темпы развития современного общества предъявляют повышенные требования к уровню здоровья молодых специалистов, начинающих трудовую деятельность, связанную с физическим и психическим переутомлением [15]. Специалисты указывают, что здоровье не является некой природной данностью, уровень здоровья человека может как укрепляться, так и ухудшаться под влиянием различных факторов. Именно поэтому возросли требования к здоровью выпускника вуза, как к совокупности определенных компетенций, позволяющих сохранять и укреплять уровень здоровья, как своего, так и окружающих лиц, за счет наличия успешного опыта здоровьесберегающей деятельности [2]. В тоже время данные компетенции, как и мотивационные установки на сохранение своего здоровья и ведение здорового образа жизни должны формироваться у студентов за счет определенного психологического и педагогического воздействия [3]. Однако в педагогической практике выявлено существенное противоречие между необходимостью формирования навыков ведения здоровьесберегающей деятельности у студентов и недостатком содержательного наполнения образовательных программ вузов, на что указывает И.В. Палаткин [15]. Также обнаружено, что большинство используемых педагогических подходов, призванных обеспечить сохранение здоровья студентов, не обладают достаточной эффективностью в деле укрепления здоровья и формирования действенных компетенций здоровьесбережения обучающихся. Серьезной проблемой является существенный недостаток у выпускников вузов - здоровьесберегающей компетентности - обладания успешным практическим опытом деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих лиц [1].

Ориентируясь на требования современной системы профессионального образования к высокому уровню здоровьесберегающих компетенций будущего специалиста, авторы определили основной целью исследований поиск и структурный анализ педагогических методов формирования действенных компетенций здоровьесбережения у студентов. Исследования, посвященные данной проблеме, будут актуальны, поскольку ученые отмечают наличие большого количества данных, направленных на решение прикладных проблем формирования и развития здоровьесберегающих компетенций у студентов и недостатком комплексных, системных работ, позволяющих систематизировать и обобщить многочисленные и разрозненные данные в единую педагогическую концепцию [17].

Изложение основного материала статьи. Поиск актуальных данных по заявленной проблематике осуществлялся в базах научной информации: eLIBRARY, Ciberleninka, Google Scholar, SCOPUS, Web of Science. Критериям отбора данных служили: актуальность, наличие цели и задач исследований, информация о полученных результатах, наличие практических рекомендаций. Отбор данных для анализа проводился среди научных работ, опубликованных не поздней 2009 года. Всего было отобрано 247 работ, освещающих различные педагогические подходы к решению проблемы формирования действенных компетенций здоровьесбережения у студенческой молодежи. Выявлено, что для успешного формирования здоровьесберегающих компетенций у студентов необходимо решить педагогическими методами ряд задач. К данным задачам относят: формирование у обучающихся лиц мотивационно-ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни [6]; приобретение знаний в области здоровьесбережения и формирование успешного опыта последующего использования полученных знаний [12].

Специалисты утверждают, что успешное формирование у студентов здоровьесберегающей компетентности предполагает решение педагогических аспектов проблемы за счет использования рефлексивных методов [4]. Лишь непрерывное развитие и самосовершенствование собственной личности с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.