дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Леонова И.А., аспирант,
Астраханский государственный университет,
г. Астрахань, Россия
СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТОРСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ
Задача повышения качества подготовки специалиста всегда была и остается приоритетной для системы высшего образования. При решении этой задачи особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки высококвалифицированных, разносторонне образованных специалистов, способных к активному творческому участию в общественной жизни. Успешность современного профессионального архитектора сегодня напрямую зависит от эффективности осуществляемых им проектов, от его стремления совершенствоваться в своей профессии, от его конструкторской грамотности.
Особую важность в свете роста комплексности задач, к решению которых должен быть готов специалист в области архитектуры, приобретает фактор непрерывности архитектурного образования на всех ступенях (довузовское, высшее профессиональное и продолжение образования в системе повышения квалификации и дополнительного образования). Только в этом случае, по мнению экспертов, подготовка в системе высшего образования специалистов-архитекторов к решению стоящих перед ними многочисленных профессиональных задач будет иметь как прочную теоретико-методическую основу, так и стратегическую направленность на дальнейшее развитие и совершенствование [1].
Задача повышения качества подготовки специалиста всегда была и остается приоритетной для системы высшего образования.
Структура архитектурного образования, направленного на непрерывное формирование и развитие конструкторской грамотности будущих архитекторов в современных условиях, по нашему мнению, должна включать в себя весь комплекс образовательных учреждений и их научно-методического потенциала:
1) университеты культуры, где просветительски преподается архитектура;
2) художественные и архитектурные студии, где в основном практически ведется работа с детьми;
3) специализированные школы, лицеи, гимназии, где архитектура вводится в расписание занятий;
4) общеобразовательные школы, где архитектура вводится как предмет дополнительного (факультативного) образования;
5) образовательные центры при архитектурных вузах по целенаправленному культивированию удетей архитектурного творческого подхода просветительско-практическими
методами;
6) подготовительные курсы при архитектурных вузах, подготавливающих абитуриентов к поступлению;
№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011
ДИСКУССИЯ
журнал научных публикаций ^
7) подготовительные отделения при архитектурных вузах, работающие на правах нулевых курсов вуза;
8) систему высшего профессионального архитектурного образования - архитектурные школы, университеты и вузы, в том числе магистратуру, бакалавриат и аспирантуру в данной профессиональной области;
9) систему послевузовского дополнительного образования и повышения квалификации в области сформированных умений и навыков (факультеты повышения квалификации и дополнительного образования, профессиональные курсы и научно-практические профильные мероприятия).
При этом необходимо особенно подчеркнуть, что все этапы архитектурного образования (от школьного до магистратуры и повышения квалификации через защиту диссертаций) должны иметь не повторяющую и дублирующую друг друга единую структуру, а встроенную, логически продолжающую предыдущий этап обучения систему, с обязательным наличием научных школ, НИР и НИРС.
Структура конструкторской грамотности студентов-архитекторов определяется как единство компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-го и рефлексивно-оценочного. Становление каждого компонента связано с формированием его характеристик и свойств как части целостной системы. Определим содержание данных компонентов.
Рассматривая мотивационно-цен-ностный компонент, нужно отметить, что исходный уровень конструкторской грамотности выражается в положительном отношении обучающегося к конструированию в профессиональной деятельности и в дальнейшем формировании устойчивого интереса к конструированию в процессе профессиональной деятельности, а также активизирует формирование общих профессиональных знаний, умений и навыков. Наличие интереса к конструированию в профессиональной деятельности выражается в потребности личности в знаниях, в
овладении эффективными способами организации конструкторской деятельности и взаимодействия.
Когнитивный компонент основан на знании теоретических основ построения изображений пространственных форм на плоскости, приобретения студентом умений и навыков, необходимых для профессионального выполнения конструкторской деятельности при проектировании. Когнитивный компонент демонстрируется через знания в законах построения чертежей, в алгоритмах решения позиционных и метрических задач, в способах преобразования чертежа, в теоретических положениях построения разверток геометрических фигур, в построении аксонометрических проекций, в основных положениях и требованиях ЕСКД, в основах компьютерной графики, в положениях и требованиях конструкторской документации, в правилах построения резьбовых изделий, рабочих чертежей деталей, выполнение эскизов деталей машин и механизмов, в построении сборочных чертежей, в детализировании чертежей общего вида.
Деятельностный компонент, основанный на комплексе навыков организации конструкторской деятельности при проектировании, включающий способы проектной деятельности, специальные конструкторские умения, отражает возможность архитектора в создании новых систем и технологий. Это требует от студента - будущего архитектора определенного уровня базовых знаний и умений, способности решать позиционные и метрические задачи, строить развертки поверхностей, строить аксонометрические проекции, оформлять всю конструкторскую документацию в соответствии с требованиями ГОСТов, рассчитывать и вычерчивать чертежи конструктивного, строительного и демонстрационного назначения, использовать средства компьютерной графики для выполнения графических работ различного назначения.
В структуре формирования конструкторской грамотности важно выделение
дискуссия
журнал научных публикаций
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Реформа высшего образования, которая последние годы декларируется правительством, делает актуальной проблему выбора приоритетов и стратегических целей в формировании структуры будущего архитектурного образования.
такого компонента, который определял бы уровень развития самооценки студента, понимания собственной значимости в коллективе, ответственности за результаты своей деятельности, познания себя и самореализации в профессиональном общении. Таким компонентом является рефлексивно-оценочный. Обоснованно апеллировать к этому компоненту позволяют исследования В. П. Зинченко, Г.Н. Ильиной, А.М. Соло-матиной, в которых рефлексивность рассматривается как одна из основополагающих характеристик профессиональной деятельности.
Рефлексивно-оценочный компонент включает самоанализ и самооценку архитектором своей конструкторской грамотности и результатов в процессе ее применения в профессиональной деятельности, позволяет осмыслить и оценить степень ее реализации для достижения желаемых целей, направленных на раскрытие профессионально-значимых знаний, умений, навыков.
Реализация конструкторской грамотности через перечисленные компоненты профессиональной деятельности ставит в основу формирования не передачу информации, а развитие способностей у студентов решать проблемы и задачи, овладевать, целостной профессиональной деятельностью, создавать условия для собственного целеобразо-вания и целеосуществления, для достижения деятельности от прошлого, через настоящее к будущему, от учения к труду. Студент осознает, что было («ставшие» образцы теории и практики), что есть (выполнимая деятельность) и что будет (моделируемые ситуации профессиональной деятельности) [2]. Все это мотивирует познавательную деятельность, учебную информацию и сам процесс
учения, приобретая личностный смысл, информация превращается в личное знание студента - будущего архитектора.
Реформа высшего образования, которая последние годы декларируется правительством, делает актуальной проблему выбора приоритетов и стратегических целей в формировании структуры будущего архитектурного образования. Проведенные исследования доказали, что формирование конструкторской грамотности сегодня -это одна из главных составных частей этой структуры, одна из составляющих конку-рентоспособностей будущего архитектора. Отечественное архитектурное образование, построенное по принципу непрерывности: довузовское, вузовское и послевузовское — соответствует положению Хартии МОА/ ЮНЕСКО по архитектурному образованию: «Для архитекторов должна быть создана система непрерывного совершенствования, архитектурное образование не должно рассматриваться как законченный процесс» [3].
1. Кудрявцев А.П., Степанов А.В., Метленков Н.Ф., Волчок Ю.П. Архитектурное образование в России. Проблемы развития. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 31 с.
2. Банько Н.А. Формирование профессионально-педагогической компетентности у будущих инженеров: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. С. 13.
3. Степанов А.В. Высшее архитектурное образование в России. Век XXI// Архитектура и строительство Москвы. 2002. № 2 - 3. URL: http://www.asm. rusk.ru/02/asm2_3/asm3_6.htm (дата обращения: 29.11.2009).