Научная статья на тему 'Формирование интернационализма и патриотизма у школьников посредством их вовлечения в военно-спортивные игры'

Формирование интернационализма и патриотизма у школьников посредством их вовлечения в военно-спортивные игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MILITARY AND SPORTS GAME / MULTI-LEVEL MODEL / PATRIOTISM / CAREER-ORIENTED PROPAGANDA / ВОЕННОСПОРТИВНАЯ ИГРА / МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ / ПАТРИОТИЗМ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА / әСКЕРИ-СПОРТТЫқ ОЙЫН / КөП ДЕңГЕЙЛі МОДЕЛЬ / КәСіБИ БАГДАР БЕРУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Засименко В.А.

Статья посвящена формированию интернационализма и патриотизма у школьников посредством их вовлечения в военно спортивные игры и является продуктом реализации плана деятельности по военно патриотическому воспитанию школьников как одного из направлений реализации Базового проекта «Отаным тағдырым» в рамках программы «Рухани жаңғыру» в условиях школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of school students’ internationalism and patriotism by means of their involvement in military and sports games

The article is about how to form students’ internationalism and patriotism by involving them in military and sports games. The article can be regarded as a product of realization of the plan of the events on military and patriotic education of schoolchildren. The plan is a part of the Basic project «Отаным тағдырым» in the framework of the programme «Рухани жаңғыру» in school.

Текст научной работы на тему «Формирование интернационализма и патриотизма у школьников посредством их вовлечения в военно-спортивные игры»

ее:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

в; s х

ш

4

О

«

О с о

1-4

W

В

2

<

н

о &

п о с в;

5 х

<с н s С о о

m

ш Ч W О

CL С

ш ¡3 х

£

н <

УДК 373.1.02

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА И ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИХ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

Ацдатпа

Макала эскери-спорттьщ ойындарга тарту аркылы окушылардьщ интернационализм! мен патриотизмш калы птастыруга арналган жэне мектеп жагдайында "Рухани жащыру" багдарламасы шецбершде "Отаным-тагдырым" базалык жобасьш icKe асьфу багыттарыныц 6ipi ретш-де окушыларды эскери-патриоттык тэрбиелеу бойынша ic-эрекет жоспарын icKe асырудьщ ешм1 болып табылады.

Аннотация

Статья посвящена формированию интернационализма и патриотизма у школьников посредством их вовлечения в военно-спортивные игры и является продуктом реализации плана деятельности по военно-патриотическому воспитанию школьников как одного из направлений реализации Базового проекта «Отаным - тагдырым» в рамках программы «Рухани жащыру» в условиях школы.

Annotation

The article is about how to form students' internationalism and patriotism by involving them in military and sports games. The article can be regarded as a product of realization of the plan of the events on military and patriotic education of schoolchildren. The plan is a part of the Basic project «Отаным - тагдырым» in the framework of the programme «Рухани жащыру» in school.

Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности.

Макаренко А. С.

Военно-спортивные игры в условиях малокомплектной школы представляют собой целевой вектор многоу-

Засименко В.А.,

Тогузакская средняя школа,

Карабалыкский район

НегЬг'! создер: эске-ри-спорттык ойын, коп децгейлi модель, патриотизм, Kdciou багдар беру.

Ключевые слова: военно-спортивная игра, многоуровневая модель, патриотизм, профориентационная пропаганда.

Keywords: military and sports game, multi-level model, patriotism, career-oriented propaganda.

ровневого назначения. Во-первых, в ходе игры создаются условия для осмысления и переосмысливания участниками игры своего отношения к сохранению вековых традиций и нравственных ценностей -любви к своему Отечеству уважении и национальной терпимости, готовности к защите Родины.

Во-вторых, в ходе игры идет профориен-тационная пропаганда среди подрастающего поколения о получении военной профессии и готовности к воинской службе в рядах вооруженных сил Республики Казахстан.

В-третьих, в ходе игры у участников вырабатываются такие качества, как смелость, физическая выносливость, желание вести здоровый образ жизни, чувство коллективизма, дружбы, взаимовыручки, которые нужны не только будущим военнослужащим, но и каждому человеку.

Военно-спортивные игры имеют очень глубокие и очень давние корни. Из поколения в поколение дети постарше начинают играть в «войнушку», втягивают детей помладше, и таким образом игровая культура передается дальше. Сейчас эта структура нарушена, т.к. альтернативой военно-спортивной игре стали компьютерные игры. Современные дети все реже и реже играют в реальные, а не виртуальные игры, все меньше двигаются и все больше времени проводят за компьютером. Вместе с тем анкетирование показало, что 74% обучающихся 3-10 классов желают принять участие в военно-спортивных играх. При этом прослеживается такая закономерность: чем дети старше, тем процент, пожелавших принять участие в военно-спортивной игре, меньше.

Однако, с точки зрения социального развития подростка, освоения им норм и правил поведения среди сверстников военно-спортивная игра - это очень хорошая моделирующая ситуация, в которой воспроизводятся социальные роли, социальные отношения, существующие в обществе на сегодняшний

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

день. Школьник через эту смоделированную ситуацию может узнать многие вещи, приобрести многие компетенции социального взаимодействия. А именно: умение привносить свою инициативу, при необходимости брать на себя роль лидера, нести ответственность не только за свои действия, но и за поступки своих товарищей, умение работать и действовать в команде.

Опыт работы в Карабалыкском районе по формированию интернационализма и патриотизма у школьников посредством их вовлечения в военно-спортивные игры как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время доказывает эффективность такой работы в условиях школы.

Практика социального становления подрастающего поколения в школе убедительно свидетельствует, что одним из эффективных и действенных средств воспитания патриотизма и интернационализма молодежи, формирования у нее высоких нрав- § ственных и физических качеств является во- £ енно-спортивная игра. Романтика подвига о всегда волновала и будет волновать детские о сердца. Удовлетворить их тягу к военным о знаниям, дать правильное представление о Щ некоторых сторонах походно-боевой жиз- 2 ни, воспитать выносливость, солдатскую находчивость, решительность и смелость р£ - таково назначение военно-спортивной о игры. Решающим аспектом, определяющим ^ успех игры, является физическая подготов- ® ленность школьников, их умения и навыки, ^ приобретенные на уроках физической куль- о туры. Преподаватели начальной военной § подготовки и физической культуры знают, ^ как важна физическая активность для детей ®

РЧ

и подростков. Возможность участвовать в о военно-спортивной игре сопровождается ^ большой двигательной активностью, что £

Рн

способствует росту, развитию, поддержки ^ тела в отличной физической форме. Играя, ^ школьник не только укрепляет здоровье, ^ развивает выносливость и координацию, он

в; х х

ш

ч

О

«

О с о

1-ч

м

В

2

<

н

о «

о с в; К х

<с н X С о о

т

ш Ч

РЧ

О 0-С ш л X -а

£

Н <

еще учится действовать в команде, получает огромный эмоциональный заряд бодрости. Для детей младшего возраста очень значимыми являются военно-спортивные игры, где принимают участие их родители. В условиях малокомплектной школы эффективны военно-спортивные игры, в которых участвуют все обучающиеся. Такие игры требуют очень тщательной подготовки и организуются на основе технологии КТД (коллективного творческого дела).

Несмотря на то, что военно-спортивные игры различаются по количеству привлекаемых команд, учащихся, правил, месту и времени проведения, для всех них характерно:

• наличие положения о проведении военно-спортивной игры;

• взаимодействие с участниками игры как внутри команды, так и между командами;

• соревновательность;

• двигательная активность;

• сильное эмоциональное воздействие.

Также любая военно-спортивная игра

должна содержать в себе:

• элементы героики боевой романтики (любой ребенок имеет своего героя и стремится быть достойным его);

• ярко выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре (решение тактических задач, движение в строю, метание, маскировка, ориентирование на местности, ведение разведки, ведение

обороны и атаки, преодоление различных естественных и искусственных препятствий

и др.);

• возможность широко применять в процессе игры компасы, схемы, топографические карты, разнообразные средства сигнализации (семафорные флажки, электрические фонарики, макеты оружия (автоматов, пулеметов, пистолетов), противогазы, имитационные средства (взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные ракеты) и др.);

• разнообразные упражнения, применяемые в игре (ходьба, бег, оказание первой помощи, навыки походной жизни), являются по духу спортивными, что особенно привлекает ребят.

Организация военно-спортивной игры начинается с ее выбора. Перед тем, как выбрать игру, надо иметь четкое представление о педагогической задаче, разрешению которой должна способствовать намечаемая игра. Игра должна быть педагогически оценена, прежде чем окончательно избрана. При выборе и разработке игры необходимо учитывать опыт участия ребят в играх. Всегда следует начинать с простых игр, затем по мере накопления опыта переходить к более сложным.

Опыт работы по организации и проведению военно-спортивных игр позволил выделить три уровня их функционирования, которые можно представить в виде модели (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Многоуровневая модель военно-спортивной игры

Уровни функционирования военно-спо зтивной игры

Одиночные игры Поединки между отдельными участниками игры. Групповые командные Участвует одна команда, одновозрастная или разновозрастная (количество игроков в зависимости от положения игры). Групповые командные Участвуют несколько команд, члены которых одно-возрастные или разновозрастные (количество команд две и более, а игроков - в зависимости от положения игры).

ИИ

Показатели функционирования военно-спортивной игры

Физический аспект

Физическое совершенствование детей, способствующее овладению техническими и тактическими приёмами игры. Проявление двигательных способностей участников игры и развитие физических качеств: силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости. Физическое совершенствование детей, способствующее овладению техническими и тактическими приёмами игры. Проявление двигательных способностей участников игры и развитие физических качеств: силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости. Физическое совершенствование детей, способствующее овладению техническими и тактическими приёмами игры. Проявление двигательных способностей участников игры и развитие физических качеств: силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитательный аспект

Формирование у подростка высокого патриотического сознания, чувства ответственности и готовности представлять интересы класса, школы. Формирование у членов команды высокого патриотического и интернационального сознания, направленного на развитие таких качеств, как коллективизм, дружба, ответственность, уважение, толерантное отношение к соперникам. Формирование у членов команды высокого патриотического и интернационального сознания, направленного на развитие таких качеств, как коллективизм, дружба, ответственность, уважение, толерантное отношение к соперникам.

Эмоциональный и поведенческий аспект

Удовлетворенность личными результатами, желание проверить свои силы в возможности проявить личные качества; желание проявить свои лидерские качества, самоутвердиться; желание доказать окружающим свою способность выполнять некоторые виды деятельности гораздо лучше и успешнее других. Стиль эмоциональной коммуникации, сплоченность, возможность приобрести такие качества, которые помогут реализовать себя в дальнейшей жизни; ролевое и иерархическое взаимодействие участников игры в команде. Удовлетворенность членов команды своим положением по отношению с другими командами. Социальная адаптация, взаимодействие с участниками игры из других команд; возможность приобрести такие качества, которые помогут реализовать себя в дальнейшей жизни.

в; К К

ш Ч

О

«

о с о

1-4

м

в

я

<

н

и

о с в;

к

X

<

н X с и о

т

ш с;

РЧ

О 0-С

ш л X

£

Н

<

в; s

X

ш

4

О

«

О с о

1-ч

W

В

2

<

н

о &

п о с.

в;

5 х

<с н s С о о

m

ш Ч W О

CL С

ш ¡3 х

-Q

£

н <

Особое место в модели отводится совершенствованию физических качеств обучающихся при проведении военно-спортивных игр, которые отрабатываются на уроках физической культуры. Физическое воспитание призвано управлять физическим развитием и физическим образованием школьников. Оно направлено на физическое совершенствование детей. Физическое воспитание предусматривает различные формы работы с детьми. Нужно поставить дело так, чтобы каждый человек со школьного возраста заботился о своём физическом совершенствовании. Действенны и результативны в области спорта военно-спортивные игры. Привлекательность и популярность таких игр - в их доступности и зрелшцности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой учащихся.

Военно-спортивным играм принадлежит одно из первых мест по числу занимающихся и участвующих в соревнованиях. По разновидности воздействия на организм они представляют собой идеальное средство для развития жизненно необходимых навыков в совершенствовании физических качеств. Игры оказывают огромное воспитывающее воздействие на учащихся. Спортивный коллектив или команда становятся активным фактором формирования коллективистских качеств личности. На уроках физической культуры осваиваются упражнения для развития физических качеств, даются подготовительные, подводяшие и специальные упражнения, способствующие овладению техническими и тактическими приёмами игры. Большинство заданий в военно-спортивной игре сопровождаются проявлением двигательных способностей участников игры и способствуют уровню развития физических качеств: силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости. В военно-спортивной игре двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как

цель совершенствования. Таким образом, решающим аспектом физического воспитания школьника в военно-спортивной игре является целенаправленное формирование и закрепление осознанной устойчивой привычки, основанной на знаниях о физическом здоровье, организации режима повседневной физической активности и базисе сформированных жизненно важных умений и навыков. Именно закладка основ такого рода личностных мотиваций, этой формы культурных потребностей и знаний у участников игры могут в дальнейшем способствовать активному поиску своих путей в организации процесса физического совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инструктивно методическое письмо «Об особенностях организации учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2019-2020 учебном году».

2.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание школьников. - М., Просвещение, 2004. -38 с.

3.Военно-спортивные игры в патриотическом воспитании молодёжи, статья // Информационный сайт «Мир знаний», [электронный ресурс] http://mirznanii. com/a/223613/voenno-sportivnye-igry-v-patrioticheskom-vospitanii-studentov (дата обращения: 12.12.2019)

4.Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н.П. Овчинникова. - СПб.: КАРО, 2004. -224 с. образования. - СПб.: КАРО, 2004. - 224 с.

5.Аронов A.A. Воспитывать патриотов: кн. для учителя. М., 1989.

6.Аверин А.И., Глебов А.И. Передовой опыт в практику военруков. - М.: ДОСААФ СССР, 1984. - 47 с.

7.Штыкало Ф.Е. Организация внеклассной работы по НВП и военно-патриотическому воспитанию. - М.: Просвещение, 1985.-94 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.