УДК 374.02
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ВОСПИТАННИКОВ РЕДЮО «ЖАС УЛАН» (ЭКОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ)
Ацдатпа
Автор косымша бшм беруде «Рухани жащыру» «внегешк кундылыктар» багдарламасын icKe асьфу туралы эцпмелейдг Окушыларды патриоттык тэрби-елеуде экологиялык жэне елкетану бшмшщ мацыз-дылыгын атап керсетедь Костанай каласы балалар шыгармашылыгы мектебшщ «Жас улан» Республи-калык oipbiHFafi балалар-жасестр1мдер уйымы Костанай филиалыныц осы багыттагы тшмд1 тэнари-беамен белкедо.
Аннотация
Автор рассказывает о реализации программы «Рухани жащыру» «внегелж кундылыкгар» в дополнительном образовании. Подчёркивает важность экологического и краеведческого образования в патриотическом воспитании школьников. Делится эффективным опытом Костанайского филиала республиканской единой детско-юношеской организации «Жас Улан» Школы детского творчества города Костаная в этом направлении.
Annotation
The author considers implementation of «Рухани жащыру» program in additional education. Emphasizes the importance of environmental and local history knowledge for students' patriotic upbringing. Shares effective experience of the branch of the republican unified children and youth organization «Жас Улан» in Kostanay School of Children 's Creativity.
Основной задачей базового проекта программы «Рухани жащыру» «внегелж кундылыктар» является формирование высокой нравственности через духовное обогащение, сохранение и популяризацию богатых традиций народа, бережного отношения к природе и окружающему миру. Нужны четкие, понятные действия по изменению модели поведения человека.
Зубкоеа Н.И.,
педагог дополнительного образования, Школа детского творчества, г. Костанай
Неггзгг создер: гске асыру, Рухани жацгыру, Жас улан, экологиялык тэрбие, елкетану, патриот.
Ключевые слова: реализация, Рухани жацгыру, Жас ¥лан, экологическое воспитание, краеведение, патриот.
Keywords: realization, Рухани жацгыру, Жас ¥лан, environmental education, local history, patriot.
в; S x
<c
m
о
СП
à w О в; s
L
О §
X X ш t-
к
в; S Рч О ш t-
Необходимо выстроить процесс формирования системы взглядов общества, направленных на достижение гармонии человека с обществом, природой и собственным «Я». Результатами данного проекта должно быть увеличение количества благотворительных и спонсорских проектов и уровня социально-экологической ответственности населения^].
Экологические знания в настоящее время приобрели особую актуальность, которая связана с происходящими под влиянием человеческой деятельности негативными изменениями окружающей среды. На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника, не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов. Современное состояние взаимодействия общества и природы обуславливает необходимость формирования эколого-крае-ведческой культуры у самых широких масс населения и, в первую очередь, у подрастающего поколения.
Экология, патриотическое воспитание, история... Какая взаимосвязь между этими понятиями? Ведь истинное понимание патриотизма гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Да, конечно, понятие патриотизма более емкое и широкое - это и культура, традиции, история, и еще К множество разнообразных оттенков это-< го чувства. Можно ли провести параллель Я, между патриотизмом и экологией? Ведь по-^ нимание экологии не имеет государствен-^ ных границ. Законы природы не зависят от £ законов государств, от традиций народа, от § его истории. Эту связь мы можем увидеть в X известных всем словах: любовь к Родине нам чинается с любви к природе. К История, краеведение экологичны по сво-К ей сути, ибо изучение своей местности - не § что иное, как изучение окружающей среды. н Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии
связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, экологических проблемах, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа, патриотизма.
Экологическое воспитание в деятельности Костанайского филиала республиканской единой детско-юношеской организации «Жас ¥лан» Школы детского творчества города Костаная направлено на формирование у подрастающего поколения навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы. Чтобы повысить эффективность экологического образования используются активные методы работы с воспитанниками: экологические фестивали, квесты, экскурсии, уроки доброты, посещение и помощь городскому приюту для животных, трудовые десанты, экологические подиумы, экологические театры, информационно-просветительские мероприятия с целью формирования экологической культуры жителей нашего города и др.
Ежегодно Костанайский городской совет лидеров «Жас ¥лан» проводит экологические субботники по очистке территории городского пляжа. Отправляются на трудовой десант учащиеся 8-11 классов. С 2018 года в Школе детского творчества города Костаная проходят фестивали «In Harmony with the Nature» среди жасуланов-цев всех школ города. Цель данного мероприятия - создание условий для повышения качества экологического воспитания подрастающего поколения, воспитание у него ценностного отношения к природному и культурному окружению средствами творчества, дальнейшее развитие и популяризация природоохранного движения в школах города. На разных этапах фестиваля агитбригады презентуют себя в творческой форме, рассказывают о своей деятельности по направлению «Экоэлем» в школьном коми-
тете «Жас ¥лан», подготавливают изделия художественного и технического творчества, созданные полностью или частично из разных производственных и бытовых отходов, предоставляют информацию об утилизации мусора и его использовании.
Летом 2019 года активисты из Костанай-ского филиала республиканской организации «Жас ¥лан» Школы детского творчества побывали в Кызылорцинской области на Республиканском экологическом форуме "Есо-а1ет". В лагере на берегу озера Кам-баш собрались жасулановцы со всех регионов страны - всего около 130 человек. Ребята и их наставники несколько дней были активными участниками программы экологического воспитания.
Организаторы данного мероприятия - Республиканский штаб РЕДЮО "Жас ¥лан" и «Жас кыран» во главе с председателем Сад-вакасовой Д. Т. порадовали участников разнообразной программой на экологическую тематику. В состав Костанайской делегации вошли воспитанники Школы детского творчества города Костаная: Кузыбаев Алдияр, Пимичева Анель и Казимбекова Аруна. Ребята рассказали о том, что происходило в лагере: «Перед поездкой мы получили задание посмотреть известный фильм "Мусор" 2012 года, в основе которого изучение опасности загрязнения воздуха, земли и воды различными отходами. На протяжении пяти дней пребывания в лагере нас ожидали интересные задания. Одно из них - плоггинг - бег и одновременный сбор мусора на берегу озера Камбаш. Это зона отдыха и на ней было много пластиковых отходов, окурков, жестяных банок. Досадно осознавать, что некоторые отдыхающие оставляют после себя мусор. Нас разделили на несколько команд и раздали мусорные пакеты разных цветов: зелёный
- для бутылок, жёлтый - для органики, синий
- для пластика, чёрный - для прочего. После чего взвешивали мешки, определяли, чья команда собрала больше мусора».
В лагере проходили эковикторины, эко-квесты, защита экопроектов, показ видеороликов и даже экоКВН. Особенно запомнилась ребятам поездка на Аральское море, ведь они увидели результат экологической катастрофы своими глазами. Аральское море стало символом природной катастрофы, примером загубленной человеком экосистемы. Ещё в середине прошлого столетия Арал был четвёртым по величине озером мира. Сегодня это десятки тысяч километров пустынь и полупустынь.
В плане - новые проекты по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Экологический подиум «Табигатты сактаныздар» среди активисток «Жас ¥лан» предлагает участницам продемонстрировать свои интеллектуальные и творческие способности в демонстрации изделий ручной работы из традиционных материалов. Ожидаемый результат: дальнейшее развитие и популяризация природоохранного движения в школьных комитетах РЕДЮО «Жас ¥лан», привлечение участниц эко-подиума к городскому экологическому движению, формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции. Этим мероприятием мы хотим показать, что традиционные материалы и ткани заслуживают интереса не только с эстетической, но и с экологической точки зрения.
Экотеатр - это еще один новый проект по § экологическому воспитанию подрастающего <!
поколения. Именно через искусство дети о
<с
лучше познают природу, именно через ис- £ кусство приходит любовь к природе, так как ^ искусство является частью общения челове- К ка и природы. Спектакль как художественное §
произведение живет лишь в те часы, когда §
л X
идет на сцене. А для успешного выступле- ш
Е-1
ния необходим предварительный настрой, к мобилизация внимания, воображения, па- § мяти и чувств. Хочется верить, что малень- о кие ростки доброго отношения к природе н перерастут в конкретные добрые дела. Ведь
в; s х
<с
m
о
СП £
W
о
в;
s
1-4
о
4 о
X X ш Е-
5 в;
S Рч
о
ш Е-
рука человека, хоть однажды услышавшего в своем сердце голос плачущей Земли, уже никогда не поднимется на нее. Задачи экоте-атра - воспитание чувства ответственности за судьбу планеты, формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность, другими словами, научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы.
Запланирован показ кукольного театра младшим школьникам, ведь этот вид искусства исторически связан с природой. На наш взгляд, экологический кукольный театр - это наиболее удачная форма экологического воспитания, посредством которой у младших школьников формируется экологическая культура. В программу включены инсценировки сказок экологической направленности с целью повысить интерес к устному народному творчеству, научить детей различать добро и зло, совершать благородные и бескорыстные поступки, бережно относиться к природе. Задачи программы - воспитывать в детях чувство ответственности за общее дело, выявить и развить природные способности, развить артистизм, творческий подход к заданной работе, формировать экологическую культуру.
В программу включены инсценировки казахских и русских народных сказок, авторских сказок, сказок разных народов мира. Младший школьник вживается в образ того или иного героя, сопереживает персонажам сказок, восхищается и радуется вместе с ними. У учащихся формируется представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, познавательный интерес, бережное отношение к природе, любовь к народным традициям.
Краеведческий подход к изучению природы дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содер-
жание бесед, экскурсий включается информация о состоянии природы родного города, создаются благоприятные условия, позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.
На первое занятие ребята принесли фотографии различных мест нашего города, и мы организовали виртуальную экскурсию по его улицам. Вспомнили названия улиц, известные места и достопримечательности нашего города. В процессе изучения города Коста-ная мы обращали внимание не только на красоту, разнообразие растительного мира, но и на исторические аспекты. Изучали памятные доски на домах, в которых жили известные костанайцы, говорили о том, чем они прославили наш город. На занятии «Наш город - прошлое и настоящее» ребята с интересом рассматривали фотографии Костаная прошлых лет, узнавали улицы, здания, памятники. Отмечали, что изменилось за эти годы в городе. У ребят было задание - подготовить информацию о старейших улицах города. Изучение своей местности открывает школьникам возможность активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять участие и в дальнейшем облагораживании родного города в соответствии со своими интересами, склонностями и силами.
Таким образом, краеведческий подход в экологическом воспитании способствует более глубокому познанию природы своей местности и ее экологических проблем, формированию экологической культуры, воспитанию бережного отношения к природе, воспитанию патриотического отношения к своему краю, к своей малой Родине, стремлению изменить мир к лучшему.
ЛИТЕРАТУРА
1.Назарбаев H.A. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. К реализации программы «Туган жер». Статья, апрель 2017 г.