УДК 373
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
Сухорукова Елена Архиповна.
Россия, г. Новосибирск, МКДОУ д/с № 496 «Золушка», воспитатель, [email protected].
Аннотация. Приобщение детей к математической культуре с малых лет является одной из актуальных задач современности, т.к. в период технологического прогресса представителям большинства профессий необходима опора на развитый математический аппарат и определенный стиль мышления, для которого характерны четкость, точность и логичность мысли.
Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, интерес.
FORMATION OF INTEREST IN THE KNOWLEDGE OF THE SURROUNDING WORLD BY MEANS OF ENTERTAINING
MATHEMATICS
Sukhorukova Elena Arkhipovna.
Russia, Novosibirsk, MKDOU d/s № 496 «Cinderella», educator, [email protected]
Abstract. Introducing children to mathematical culture from an early age is one of the most urgent tasks of our time, because during the period of technological progress, representatives of most professions need to rely on a developed mathematical apparatus and a certain style of thinking, which is characterized by clarity, accuracy and logic of thought.
Keywords: formation of elementary mathematical representations, interest.
Проблема развития познавательного интереса у детей во все времена была и остается одной из центральных и трудных в педагогике. Воспитание и поддержание интереса - важнейшая задача, стоящая перед каждым педагогом.
Формирование элементарных математических представлений образует единую систему, которая реализуется в трех направлениях:
- образовательная деятельность с детьми (разработанная и апробированная авторская программа);
- партнёрство с родителями;
- взаимодействие с педагогами (наставничество).
Опишем организацию и содержание деятельности по каждому из направлений.
Образовательная деятельность с детьми.
При организации непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений мы использовали игры и упражнения из различных методических пособий. Это было не очень удобно, не было единой системы работы, поэтому возникла потребность объединить и систематизировать весь накопленный материал.
Одной из задач ФГОС ДО представлено: обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня ДО, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей (п. 1.6.7.).
Была разработана, а впоследствии внедрена в нашем учреждении авторская программа «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», в соответствии с требованиями и рекомендациями «Основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ д/с № 496».
При разработке программы были использованы методические рекомендации Е.В. Колесниковой [1; 2], Л.Д. Комаровой [3], Л.Н. Коротовских [4], Н.О. Лелявиной [5], И.А. Пономаревой [6; 7].
Целью создания программы была необходимость вооружить педагогов систематизирующим материалом, направленным на интеллектуальное развитие детей и их познавательных интересов через решение задач: сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование элементарных математических представлений. Программный материал для каждой возрастной группы распределен на 32 учебно-игровых занятия, направленных на освоение нового материала и закрепление изученного.
Предложенная система включает комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов (наглядно-практических, игровых, словесных), учитывая возрастные особенности детей. Каждое задание дается детям с усложнением, опираясь на их зону ближайшего развития.
Учебно-методический комплект программы (демонстрационный и раздаточный материал) художественно оформлен, чтобы вызвать у детей положительные эмоции и желание выполнять с ними различные действия.
Основой программы является игровой метод, предполагающий использование элементов разных видов игр и игровых приемов, в соответствии с возрастными особенностями детей.
В младших группах это сюрпризный момент, имитационные движения, сказочный персонаж, В старших - поиск, соревнование, исследование. Много внимания отводится разнообразным дидактическим играм (предметным, словесным, настольно-печатным и т. д.). Благодаря развивающей задаче, облечённой в игровую форму, игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенную «порцию» познавательного содержания.
Наглядные и словесные методы сопутствуют практическим и игровым методам. Загадки, народные приметы, стихи включены почти в каждую образовательную деятельность и всегда связаны с её темой (знакомство с
временами года, днями недели, числами, цифрами, временем и т. д.). Они позволяют разнообразить занятие, сделать его интересным и занимательным.
Отдельные игры предполагают различные формы объединения детей. Кооперативная деятельность насыщает НОД игровым азартом, атмосферой соревнования и позволяет воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение друг к другу. В малых группах дети договариваются между собой о принятии правильного решения, о том, кто будет отвечать и если ребенок затрудняется правильно ответить, то дети из группы ему помогают.
Освоение детьми элементов логики способствует формированию и развитию простейших логических структур мышления. К таким играм относятся игры на сравнение, классификацию, поиск недостающей фигуры, выкладывание фигур из счетных палочек, монгольская, вьетнамская игра.
Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера помогают развить у детей мыслительные операции сравнения, классификации, усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, количественного состава числа, простейших вычислений [3; 5].
Физкультминутки в стихотворной форме проводятся во время каждой НОД. Они способствуют развитию мелкой моторики, основных движений, развитию речи, закреплению усвоенных математических представлений.
С целью успешной реализации программы педагогам рекомендовано организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах, которая предполагает самостоятельное выполнение детьми занимательных игр (шашки, головоломки, лабиринты, математические мозаики, счетные палочки, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, карточки на сравнение и др.).
Партнерство с родителями.
В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является партнёрство ДОУ с семьёй (п.1.4.5), одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования...» (п. 1.6.9).
Для укрепления сотрудничества с родителями и формирования партнерских отношений в ДОУ мы используем следующие формы работы:
- коллективные: «Дни открытых дверей» (открытые просмотры НОД), собрания, мастер-классы, консультации;
- индивидуальные: участие в детских проектах, консультации, беседы;
- наглядно-информационные: папки с рекомендациями, играми, альбомы с фотографиями детей во время различных видов деятельности, информационные листки «Чем заняты дети».
Во время проведения «Дня открытых дверей» родители привлекаются к активному участию в образовательной деятельности. Например, предлагается родителям выполнить аналогичные задания как у детей. И дети уже выступают в роли педагогов, оценивая выполненную работу родителей. Проводятся консультации в вопросах выполнения игровых математических заданий для закрепления пройденного материала дома.
Взаимодействие с педагогами.
С целью повышения компетенций педагогов - молодых специалистов по внедрению и реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО в учреждении создан Консалтинговый центр (организовалось наставничество). Наставничество проходит в форме стажировочной площадки.
Для систематизации опыта работы составлен перспективный план работы стажерской площадки, где отражены темы консультаций и образовательные цели.
Во время консультаций педагоги получают информацию о теоретических основах, затем отрабатывают практические умения и навыки.
По окончании цикла консультаций слушатели стажерской площадки обобщают свой опыт в процессе выступлений на итоговом семинаре и реализовывают практические навыки владения методикой в ходе взаимных просмотров организованной образовательной деятельности.
Созданная система работы по формированию у детей математических представлений с использованием средств занимательности позволяет развивать познавательные интересы детей, воображение и творческую активность, ориентировку в свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Педагогическая компетентность родителей и педагогов ДОУ, создание взаимодополняющей развивающей предметно-пространственной среды в образовательном учреждении и дома позволяет закреплять и поддерживать любознательность и инициативность дошкольников.
Библиографический список.
1. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике. Москва: ТЦ «Сфера», 2010.
2. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников: Сценарии занятий по развитию математических представлений. Москва.: ТЦ «Сфера», 2001. 88 с.
3. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. Москва: ООО «Издательство ГНОМ», 2011. 64 с.
4. Коротовских Л.Н. Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010. 224 с.
5. Лелявина Н.О. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Санкт-Петербург: ООО «Корвет», 2000.
6. Пономарева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Москва: Мозаика-Синтез, 2009. 80 с.
7. Пономарева И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Москва: мозаика-Синтез, 2013. 176 с.