4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.
Список литературы:
1. Байбородова Л.В., Чепурных Е.Е., Рожков М.И., Журавлев Д.Н. Дети ради детей: программы социальной защиты детей в деятельности детских организаций. - М., 1996.
2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. - М., 2002.
3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002.
4. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: учебное пособие. - М., 1999.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ, А ТАКЖЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
© Мегедина Е.А.*
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 «Филиппок», г. Нижневартовск
«Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов -помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка.
Познавательная активность, или любознательность - это стремление получить знания о явлениях окружающего мира. Наиболее благоприятный период развития ребенка - дошкольный.
Средством всестороннего развития и воспитания личности ребенка выступает игра, которая является ведущей в деятельности дошкольника. Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания детей, а главное развивает познавательную активность.
С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответ-
* Воспитатель.
ствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности, речь детей.
Огромное значение для развития познавательной активности имеет уникальный по своим возможностям дидактический материал - логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, а также система по развитию логикоматематических представлений и умений, основанная на использовании дидактических игр и упражнений с этими материалами с целью развития познавательной активности, у детей начиная уже с 3 лет.
Познавательная активность дошкольников, и ее развитие
Формирование познавательных процессов, системы умственных действий тесно связано как с содержанием знаний, так и со способами их освоения.
Основной особенностью умственной деятельности детей дошкольного возраста является ведущая роль в ней сенсорных процессов. На основе ощущений и восприятий идет формирование содержания знаний - представлений, имеющих при всей обобщенности ярко выраженный образный и, следовательно, сенсорный характер.
Основные формы мышления, функционирующие в дошкольном возрасте - это наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями. К концу дошкольного возраста все большее место и все большую роль начинает играть словесно-логическое мышление.
Для полноценного умственного развития важны не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах.
При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать.
С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.
Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляет детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний.
Таким образом, условие развития познавательной активности, подъем ее на более высокий уровень - это практика и успешные исследовательские действия ребенка.
Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.
Игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. В процессе игр идет совершенствование психических познавательных процессов.
Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку.
Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы друг друга, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.
Игра - это не развлечение или забава, а большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил, источник физического и психического развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей.
Игры служат подготовительной ступенью к развитию их интеллектуальной деятельности, оказывают благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха, моторики. Через игру дети получают развитие таких интеллектуальных процессов, как память, мышление, воображение.
В педагогике стала приоритетной идея развивающего обучения, основанная на психологических исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и других. В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства, а также реализуется потребность дошкольника в творческих проявлениях.
Освоение разнообразных развивающих игр возможно на разных уровнях детской активности и самостоятельности. Все развивающие игры мно-
говариативны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, поэтому у каждого есть возможность проявить в игре особенности своей личности.
Дидактические игры математического содержания имеют большое значение для успешного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность, для лучшего понимания и закрепления математического материала, для развития у детей познавательной активности, но их необходимо применять в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение.
Система работы
Эффективными методами и приемами развития познавательной активности работе с детьми являются:
- использование игровых проблемных ситуаций, требующих максимального «отклика» детей, широкое использование вопросов поискового характера.
- использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи связано с поиском признаков сходства предметов, а также использование универсального дидактического материала, направленного на развитие познавательной активности.
- использование моделирования, пооперационных карт, схем, алгоритмов.
Применение модели при группировке фигур позволяет детям более успешно выделять и удерживать основания для образования групп. Сенсорные модели помогают детям выявлять конкретные отличия свойств, а модели логического содержания способствуют лучшему выделению связей, отношений, обобщению.
Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать, исследовать предметы и модель.
Это свидетельствует о том, что использование модели в освоении свойств и отношений предметов - увлекательное средство познания.
Использование пооперационных карт, схем, планов и алгоритмов в работе с детьми является неотъемлемой частью развития у детей познавательной активности. Алгоритмы представляют собой точную, строгую последовательность шагов, в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается.
Дети в совместной с взрослым деятельности осваивают простые замещения, схематизацию. Так, составляя план кукольной комнаты, заменяют стол квадратом или кругом, диван - прямоугольником; по стрелкам определяют направление действий, движений.
Работа по развитию умения классифицировать предметы по свойствам включает ряд этапов.
Работ предусматривает развитие и совершенствование умения классифицировать предметы на «абстрактном» материале. Детям предлагаются
игры на классификацию предметов по заданным свойствам: цвету, форме, размеру.
В качестве материала используются блоки Дьенеша. Усложнение игр состоит в переходе от классификации по двум-трем свойствам к классификации по трем-четырем, а также использование карточек-схем по определению свойств к классификации.
Процесс познания форм, величин, количественных, пространственных, временных отношений детьми младшего и среднего дошкольного возраста осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых дидактических играх, игровых ситуациях.
Немаловажную роль играют логические блоки Дьенеша. Использование логических блоков позволяет моделировать важные понятия математики, кодировать информацию.
Игры с блоками Дьенеша способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке к таким играм, надо сначала сформировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к замкнутой линии.
Значительное место в обучении дошкольников заняли игры с палочками Кюизенера. Действия с палочками позволяют наглядно продемонстрировать многие понятия и отношения. В таких играх дети не только познают величины и измерения, но и знакомятся с составом числа из единиц и меньших чисел.
Палочки Кюизенера - универсальный дидактический материал, с помощью которого у детей развиваются представления о многих математических понятиях, это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.
От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно-количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка и взрослого.
Важно не ограничиваться показом готовых построек.
Необходимо давать возможность выбирать действия ребенку самому, тогда игра становится радостным открытием нового.
Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.
Благодаря игровым ситуациям, используемым для заинтересованности детей развитием сюжета, воспитанники в активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки, классификации, выявляли отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определяют последовательность и результативность
своих действий, познают начала логики, учатся строить простейшие умозаключения, устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
Это в результате, помогает им перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни.
Решение задач математического развития дошкольников успешно осуществляется при соблюдении следующих условий:
- внимание воспитателя к проявляющемуся у детей стремлению познавать формы, величины, цвета, числа;
- активное включение в детскую деятельность по различению, называнию, воссозданию, обследованию, группировке, преобразованию;
- организация процесса познания в интересной, доступной форме: дидактических играх, обыденных практических ситуациях, содержательном общении;
- использование простых творческих, познавательных задач занимательного характера, способствующих развитию познавательных процессов;
- наличие развивающих познавательных игр, пособий в свободном пользовании;
- поощрение самостоятельного использования дидактического материала.
Технология руководства предусматривает создание комфортных условий, где царит атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия в увлекательной игровой деятельности.
Познавательная активность, интерес к поиску проявляются лишь в том случае, где нет принуждения. Важным условием такого подхода в обучении является широкое использование такой формы педагогического общения, при которой ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся, но и как самостоятельно действующая личность.
Большое значение для развития познавательной активности имеет созданная в группе развивающая среда.
Прежде всего, разнообразные игры структурно включаются в развивающую среду, становятся ее естественным фоном. Одно из требований к её организации - одновременное наличие игр, способствующих развитию умений сравнивать, воссоздавать, изменять, варьировать, упорядочивать, классифицировать. Используя игротеку, педагог помогает ребенку организовать познавательную и творческую деятельность, увлечь ею, вступить в диалог, максимально реализовать себя в игре.
В данном случае игры являются одним из средств организации и развития самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей. Как известно, эта деятельность может возникать спонтанно или как направляемая взрослыми, или как предложенная детям в специально организованной ситуации.
Необходимо правильно расположить зону, в которой детям будет удобно играть индивидуально или малыми подгруппами.
Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы.
В уголок помещаются:
- настольно-печатные игры;
- игры для развития мышления;
- разнообразные панно;
- сенсорные поля;
- игры на составление целого из частей;
- лабиринты, головоломки, алгоритмы;
- кубики Никитина;
- блоки Дьенеша и схемы для их использования;
- палочки Кюизенера;
- счетные палочки.
Чтобы уголок занимательной математики привлекал и заинтересовывал детей, используются сюжетные изображения из геометрических фигур.
Руководство самостоятельной математической деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.
Вся работа организуется с учетом индивидуальных особенностей, педагог предлагает игры, ориентируясь на уровень развития ребенка.
Интерес к дидактической игре становится устойчивым тогда, когда дети осознают и видят свои успехи.
С родителями детей педагог проводит беседы, предлагает для прочтения различные консультации, дает конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр. Учитывая индивидуальные возможности ребенка, дает советы родителям по организации той или иной игры. В руководстве деятельностью детей важна опора на наглядность, частичная подсказка, одобрение правильного пути поиска, поощрение ребенка.
Многие родители с удовольствием откликаются на идеи, потому, что понимают значимость дидактической игры. Тем самым формируется творчество родителей, изобретательность, а также повышается их педагогическая культура.
* * *
Развитие познавательной активности детей, их любознательности, стремления к самостоятельному поиску одна из основных задач в развитии ребен-ка-дошкольника. Опыт работы с детьми старшего, среднего и младшего дошкольного возраста показывает, что при правильном, систематическом и творческом использовании дидактических игр математического содержания и универсального дидактического материала можно добиться существенного продвижения в развитии познавательной активности.
Для этого необходимо создать условия для ребенка во всех режимных моментах, а также:
- учитывать индивидуальные особенности;
- использовать всевозможный дидактический материал, в соответствии с уровнем подготовки;
- формировать интерес к играм математического содержания;
- проводить совместную работу с родителями;
Результаты проделанной работы свидетельствуют о том, что начинать работу в данном направлении необходимо с младшего дошкольного возраста. Уже в этом возрасте можно и нужно развивать познавательную активность, и тогда при переходе на более высокую ступень развития (старший дошкольный возраст) дети придут с определенным «багажом» знаний, умеющими размышлять, строить элементарные умозаключения, делать простейшие выводы, доказывать свою точку зрения.
Список литературы:
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.
2. Афонькина Ю. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. -1992. - № 1.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991.
4. Булычева А. Решение познавательных задач: возможные формы занятий // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4.
5. Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. - СПб., 1998.
6. Годовикова Д. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1.
7. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математичке // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 2.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М., 1989.
9. Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». - М., 1970.
10. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб., 2001.
11. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических представлений. - СПб. 2002.
12. Михайлова З.А. Математика от 3 до 7. - СПб., 2000.
13. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1996.
14. Пороцкая Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 2.
15. Рацикулина Е. Игры - головоломки в развитии мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3.
16. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под редакцией М.А. Васильевой. - М., 1986.
17. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4.
18. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М., 1993.
19. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. - СПб., 2002.
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ © Пузанова Р.А.*
В работе рассматривается внедрённая в Альметьевской школе-интернате система ученического самоуправления, которая просуществовала боле сорока лет и дала положительные результаты в воспитании подрастающего поколения.
Посвящается в знак огромной благодарности всем моим бывшим коллегам и учащимся Альметьевской школы-интерната.
Мы живём в такой период времени, когда в стране был принят и реализуется Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, происходит переход к гражданскому обществу.
В соответствии с Большой советской энциклопедией под самоуправлением понимают управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.) [2].
Согласно свободной энциклопедии Википедии, «ученическое самоуправление - форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. При развитых системах соучастия обучающихся в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический
* Заслуженный учитель Республики Татарстан, Отличник народного образования и просвещения СССР.