Научная статья на тему 'Развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
992
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ОВЗ / индивидуализация / развивающая предметно-пространственная среда / children with disabilities / individualization / developing subject-spatial environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Елена Фёдоровна

В статье отражается опыт работы по содержанию и использованию развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Елена Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT IN WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

The article reflects the experience of work on the content and use of the developing subject-spatial environment in working with children with disabilities in the group of compensating orientation

Текст научной работы на тему «Развивающая предметно-пространственная среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Морозова Елена Фёдоровна.

г. Новосибирск, МКДОУ Детский сад № 90 компенсирующего вида «Калинка», воспитатель, [email protected].

Аннотация. В статье отражается опыт работы по содержанию и использованию развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми с ОВЗ в группе компенсирующей направленности.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, индивидуализация, развивающая предметно-пространственная среда.

DEVELOPING SUBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT IN WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

Morozova Elena Fedorovna.

Novosibirsk, MKDOU Kindergarten № 90 compensating type «Kalinka», teacher, [email protected].

Abstract. The article reflects the experience of work on the content and use of the developing subject-spatial environment in working with children with disabilities in the group of compensating orientation.

Key words: children with disabilities, individualization, developing subject-spatial environment.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса детей, особенно, детей с ОВЗ.

В детском саду дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, познают окружающий мир, развивается крупная и мелкая моторика, дети овладевают умениями и навыками в продуктивной и творческой деятельности.

Нашу группу посещают 8 детей с нарушением речи. Работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии и контакте со специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем.

Был создан «Журнал взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ», в котором отражаются задания, рекомендации для педагогов и родителей, уровень освоения материала каждым ребенком.

В группе, которую посещают дети с ограничениями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками, развивающая предметно-пространственная среда достаточно насыщенная (большой выбор дидактических материалов, игр, упражнений), полифункциональная (наличие модулей, из которых дети строят всевозможные постройки, ширма, мягкая мебель для уединения детей, трансформируемая передвижная полочка), вариативная (разнообразный набор материалов, инструментов, пособий), доступная (нахождение материала на уровне ребенка, в доступном месте), а также безопасная, чтобы здоровью детей, ничто не угрожало.

Организацию РППС мы начали с создания положительного микроклимата в коллективе, чтобы обстановка в группе напоминала домашнюю. Если ребенку уютно и комфортно в детском саду, это залог здоровья и хорошего настроения на весь предстоящий день. Мебель, расставленная по периметру групповой комнаты, дает больше пространства при организации двигательного режима (использованию подвижных игр, динамических пауз, выполнения физических и общеразвивающих упражнений).

В группе созданы условия для работы с детьми ОВЗ - это 11 центров: «Центр по развитию речи»», «Математический Центр», «Центр Книги», Центр «Мы и Природа», «Познавательно-исследовательский Центр», «Театральный Центр», «Центр Музыки», «Центр Творчества», «Центр Конструирования», «Игровой Центр», «Центр Сюжетно-Ролевых игр».

Далее представим оснащение центров и их использование в работе с детьми.

«Центр по развитию речи» - это специальное место для индивидуальной работы с ребенком, которое оснащено зеркалом, необходимыми пособиями, дидактическим материалом. В работе с детьми с ОВЗ используем:

- сюжетные, предметные, «разрезные картинки» по темам, согласно тематическому планированию для пополнения словарного запаса, обобщающих понятий, лексико-грамматических категорий («Что из чего сделано?», «Прогноз погоды», «Транспорт», «В мире животных» и др.);

- рисунки-изображения артикуляционной гимнастики («Толстячок», «Худышечка», «Лягушечка», «Хоботок», «Маляр», «Барабанщик», «Грибок», «Лошадка», «Блинчик», «Змейка», «Чистим зубки», «Часики», «Вкусное варенье», «Колокольчик»);

- упражнения для языка, губ, щек («Хомячок - Толстячок», «Белочка грызет орешки», «Очень вкусная брусника», «Пролезаем через бурелом» и др.);

- игры и упражнения для развития речевого дыхания («Сдуй снежинку с варежки», «Горячий чай», «Чья птичка дальше улетит», «Посади бабочку на цветок», «Футбол», «Шарик», «Буря в стакане», «Перчатка» и др.);

- дидактические игры и упражнения для развития психических процессов и познавательного развития («Скажи наоборот», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других», «Что напутал художник?», «Сосчитай до пяти», «Исправь

ошибку». «Четвертый лишний», «Раздели слово на части», «Разгадывание загадок», «Повтори цепочку», «Послушай, ответь на вопросы, перескажи», «Чего не бывает осенью?»);

- дидактические игры и задания на умение подбирать прилагательные, образование относительных прилагательных, прилагательных от существительных, согласование с числительными («Скажи сколько», «Красивые слова», «Один - много»), составление описательных рассказов, образование множественного числа существительных, употребление в речи местоимений «мой», «моя», «мое» с существительными («Составь предложение»);

- игры и упражнения на развитие фонетико-фонематических процессов («Угадай музыкальный инструмент: бубен, погремушка, колокольчик», «Запомни звуки и назови»);

- народные игры с ладошками, природным материалом, предметами домашнего обихода («Мозаика», «Шнуровки», «Веревочки», «Застежки пуговицами, молнией, прищепками, бусинами» и др.);

- упражнения и задания на развитие мелкой моторики: пальчиковую гимнастику и игры с использованием стихов, песенок, потешек; массажа с растиранием пальчиков и массажеров для рук («Зайки-Попрыгайки», «Детки», «Птички-невелички», «Лодка», «Очки», «Пальчики в лесу», «Вышел дождик на прогулку»);

- физкультминутки, упражнения на релаксацию.

«Математический Центр» оснащен: счетными палочками, набором цифр, блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, головоломками, кроссвордами, ребусами. Используем игры: «Танграмм», «Колумбомо яйцо», «Составь узор», «Сложи фигуру», обучая детей умению осуществлять поисковые действия умственного и практического плана; создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений. Решаются такие задачи: развитие памяти, внимания, конструктивного мышления, сообразительности; воспитывается терпение и усидчивость.

В «Центре Книги» располагается литература разных жанров: сказки, рассказы, стихотворения, басни, потешки, песенки. Дети с удовольствием рассматривают картинки, мы читаем, беседуем о прочитанном.

В Центре «Мы и Природа» дети учатся ухаживать за комнатными растениями, отмечать в календаре природы погоду, на основе собственных наблюдений, отмечать число, месяц, день недели, время года. Проводим игры: «Времена года», «Что где растет?», «В лесу», «Про животных», «Почемучка» и др.

Для маленьких исследователей в группе организован «Познавательно-исследовательский Центр». Центр оснащен разными необходимыми (доступными и безопасными) материалами: весами, мерными ложечками и сосудами, емкостями с сыпучими веществами: песком, рисом,, пшеницей, овсом и др., природным материалом: листьями, веточками, семенами; ракушками, камнями, кристаллами, перьями и т.п.. Ребята рассматривают через микроскоп, лупу разные предметы, с опорой на схему экспериментируют.

«Театральный Центр», «Центр Ряженья». Детям очень нравится наряжаться, перевоплощаться в сказочных, вымышленных героев, этому помогает организация и оснащение центров, в которые включены разные виды театров: настольный, кукольный, теневой. Способствует развитию речи, раскрепощенности, самостоятельности театрализация постановок «Три поросёнка», «Смешарики», «Колобок», «Заюшкина избушка».

В «Центре Музыки», ребята имеют возможность импровизировать, используя музыкальные инструменты, благодаря их разнообразию, вообразить себя «На концерте», «На балете», участником «Оркестра» или даже его руководителем или дирижером.

Следующий центр - это «Центр Творчества: «Лепилки, Мазилки, Творилки». Дети очень любят рисовать, создавать аппликативные работы, лепить. В центре большой выбор разных художественных материалов, которые находятся в доступном месте для детей. Они могут брать необходимый для них (в данный момент) материал и заниматься творчеством.

Центр Конструирования: «Винтик и Шпунтик». Оснащение центра разными видами конструкторов с разной тематикой (пластмассовый, деревянный), способствуют развитию умений создавать постройку, соотносить пропорции, развивать воображение, память, умение воспроизводить постройку по памяти, основываясь на имеющийся опыт.

«Игровой Центр». Многообразие дидактических игр развивает у детей терпение, усидчивость, память, запоминание, внимание, умение соблюдать правила игры. Включаем в деятельность детей игры: «Лото», «Ассоциации», «Про животных», «Транспорт» и др.

«Центр Сюжетно-Ролевых игр» включает возможность развернуть такие сюжетно-ролевые игры как: «Парикмахерская», «Магазин», «Дом». Сюжетно-ролевые игры создают условия и способствуют развитию у детей диалогической, монологической речи, умения договариваться, обговаривать общий замысел, распределять роли, развивать сюжет игры.

В группе с целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры - прежде всего, приходя в детский сад, ребенок должен чувствовать себя комфортно, чувствовать себя любимым и неповторимым; заходя в группу, ребенок видит, что его здесь ждут, ему рады:

- «Визитная карточка группы» - размещенные фотографии детей группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.

- Стенд «Здравствуйте, я пришёл!» Дети, приходя в детский сад, показывают свою фотографию, когда уходят домой, закрывают. На кабинках фотографии детей, с именем, датой рождения и стишками про каждого;

- «Наше настроение» - ребята, приходят в детский сад, крепят свое фото на смайлик, с каким настроением они пришли, в течение дня, настроение меняется, они прикрепляют фото на другой смайлик (радостный, грустный, сердитый);

- Панно «Ты мой друг и я твой друг». На панно, дети прикрепляют свое фото и фото своего друга;

- «Говорят дети»: педагог записывает фразы, выражения, рассказы детей.

- «Наши новости»: отображаются интересные события в жизни детей и группы;

- Стенд «Звезда недели». На нем размещается информация о ребенке, его достижениях;

- Рубрика «Поздравляем» - поздравления ребенка не только с днем рождения, но также и с его успехами.

- «Уголок дежурства». На стенде размещены кармашки с фотографиями детей, кто дежурит сегодня и в каком центре: «Мы и природа», «На занятиях», «Столовой»;

- Материалы индивидуальных проектов. Наблюдая за объектами живой и неживой природы, дети передают в рисунках свои впечатления;

- Панно «Семейный паровозик». На разноцветных вагончиках наклеены семейные фотографии детей. Представлен также альбом «Семейные фотографии»;

- «Стена творчества». Здесь дети помещают свои рисунки и поделки. Название работы, придумывает сам ребенок, также присутствует его фамилия, имя - «Подписи на рисунках».

- «Доска выбора». Необходимо, чтобы каждый ребенок имел возможность свободного деятельности, участников совместной деятельности.

Для родителей детей, а также детей с ОВЗ регулярно проводятся консультации воспитателями и специалистами ДОУ, на которых даются рекомендации по выполнению заданий, упражнений в домашних условиях.

Таким образом, ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом - это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

Библиографический список:

1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 352 с.

2. Гилева Н.С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. - 2015. - № 10. -С. 1128-1139. [Электронный ресурс]. - URL: https//moluch.ru/ archive/90/18872/.

3. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.