DOI 10.5862/JHSS.220.18 УДК 378.1
Ю.В. Слесарев
формирование интегративно-аксиологического базиса
социальной компетентности
Рассмотрены методологические аспекты формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности у студентов, актуализирующие образовательный процесс путем изменения содержания существующих и введения новых образовательных элементов формирования базиса. Автором предпринята попытка систематизации структурных и функциональных элементов формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности студентов. В качестве функциональных компонентов базиса рассматриваются: проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский, гностический; основных структурных компонентов — цель, учебная информация или содержание обучения, средства педагогической коммуникации, результаты, наличие педагогов и обучаемых; принципов формирования — принципы профессиональной направленности, преемственности, мотивации учения и труда, гуманизации, культуросообразности.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА; СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ; ИНТЕГРАТИВНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИй БАЗИС.
В новых социально-экономических условиях рынка труда, в условиях кризисной ситуации в стране остро встает вопрос о поиске новых путей и форм повышения качества подготовки специалистов. Система высшего образования призвана удовлетворить потребность общества в таких специалистах, которые наряду с глубокими научными знаниями и профессиональными умениями имели бы высокий уровень теоретического мышления и творческих способностей, умели взаимодействовать с окружающими, были целеустремленными, ответственными за результаты своего труда и обладали сформированной социальной компетентностью.
Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей совместной деятельности студентов и педагогов. Проектирование — сложная многоступенчатая деятельность, которая приближает разработку предстоящей педагогической деятельности от общей идеи к точно описанным действиям и совершается последовательно как ряд следующих друг за другом этапов: моделирование — проектирование — конструирование. Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей модели) создания педагогических систем, процессов
или ситуаций и основных путей их достижения [1, с. 133]. Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка теоретической модели. Педагогическое конструирование (создание конструкта) заключается в детализации созданного проекта, которая приближает его реализацию в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса участниками образовательных отношений. Педагогическая система — выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление [2, с. 16]. Проектирование педагогической системы формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности студентов опирается на компетентностный и системный подход, сущность которых рассматривается в работах известных педагогов: В.П. Беспалько [3], Н.В. Кузьминой [4], Н.Ф. Талызиной [5], В.И. Байденко [6], В.Н. Козлов [7, с. 40-42], Ю.Г. Татур [8] и др.
Структурные компоненты — это базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от других, непедагогических систем.
Основными структурными компонентами любой педагогической системы являются: цель, учебная информация или содержание обучения, средства педагогической коммуникации, результаты, наличие педагогов и обучаемых.
Функциональные компоненты — это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и обучаемых и обусловливающие движение, развитие, совершенствование, функционирование педагогических систем, а также их устойчивость, жизненность, выживаемость. Выделяют следующие функциональные компоненты педагогической системы: проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский и гностический. Проектировочный компонент включает в себя действия, связанные с перспективным планированием педагогических задач и способов их решения. Конструктивный компонент состоит в выборе общей стратегии, расположении по времени содержания обучения и воспитания, конкретизации деятельности педагогов и студентов в соответствии с особенностями их развития. Коммуникативный компонент связан с установлением благоприятных, эффективных взаимоотношений между участниками всего педагогического процесса. Организаторский компонент отражает взаимодействие участников образовательного процесса в соответствии с принятым принципом, выполнение которого приводит к достижению поставленных задач. Гностический компонент связан с получением новых знаний, целей системы в соответствии с изменяющимися потребностями общества.
Правилом системного подхода является любое изменение в содержании, форме, действии, сопровождающееся адекватной функциональной и содержательной перестройкой всех остальных компонентов проектируемой педагогической системы. Если преобразование не затрагивает других компонентов, то вновь введенный в нее системообразующий элемент вступает в противоречие с другими компонентами. В результате он теряет актуальность и выводится из педагогической системы. Следовательно, педагогическая система формирования интегратив-но-аксиологического базиса социальной компетентности студентов будет эффективной, если осуществлять преобразование всех компонентов образовательного процесса (целей, содержа-
ния, методов обучения, деятельности педагогов и студентов) в соответствии с системообразующим элементом (социальной компетенцией) и требованиями системообразующего фактора. Под системообразующим фактором мы понимаем явление, состояние, предмет, способные объединить в единое целое компоненты взаимосвязанных подсистем, обеспечить целенаправленность их, сохранив при этом определенную долю самостоятельности каждого компонента.
Проектирование педагогической системы опирается на соответствующие принципы. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей [1, с. 27].
Проектирование педагогической системы формирования интегративно-аксиологиче-ского базиса социальной компетентности осуществляется на нескольких принципах.
1. Принцип профессиональной направленности — важный системообразующий фактор системы формирования социальной компетентности студентов. Базис данного принципа подготавливает специалиста к активному участию в определенной области профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и общественными потребностями. Принцип профессиональной направленности способствует развитию личности в определенной области профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными способностями и общественными потребностями. Профессиональная направленность образования включает направленность личности на трудовую деятельность и на конкретную профессию, осуществляет связь профессиональной подготовки с производительным трудом в избранной области. следует выделить методологическую функцию этого принципа (проявляется в снятии социального противоречия между современным общественным разделением труда и вытекающей отсюда необходимостью узкой профессионализации деятельности человека) и регулятивную функцию, отражающую изменение структуры содержания, методов, средств обучения с целью формирования профессиональной устойчивости и направленности личности, обеспечения интеграции общего и профессионального образования, качественной профессиональной подготовки к производственному труду.
2. Тесное взаимодействие принципа профессиональной направленности с другими специфическими для профессиональных учебных заведений принципами: преемственности, мотивации учения и труда, гуманизации, культу-росообразности. так, принцип преемственности призван разрешать противоречия между необходимостью обеспечения целостности профессионального образования и дискретным характером обучения. Большинство исследователей под преемственностью понимают передачу чего-либо от предшествующего к последующему этапу развития. Поскольку процесс обучения является механизмом осуществления преемственности поколений в социальной и культурной областях, успешно он может протекать лишь при соблюдении преемственности между его отдельными этапами и составными частями. На целостность формирования социальной компетентности и интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности студентов конструктивно работает три измерения: прошлое, настоящее и будущее. сущность поступательной преемственности заключается в преобразовании настоящего и обоснованном программировании будущего с опорой на прошлое. Такова диалектика процесса формирования социальной компетентности студентов в контексте выполнения требований принципа преемственности.
Принцип мотивации учения и труда студентов заключается в создании педагогической системы, предусматривающей непрерывное изучение, начиная с первого курса, социально-психологических дисциплин, способствующих повышению мотивации, активности студентов, расширению их коммуникативных навыков взаимодействия. создание непрерывности производственного обучения и системообразующей роли специальности в организации образовательного процесса на всех уровнях профессиональной подготовки укрепляет уверенность студентов в правильности сделанного ими выбора и повышает их активность. Выполнение требований принципа мотивации учения и труда создает такие условия обучения, при которых потребность студентов в знаниях опережает процесс их приобретения. При этом формирование у студентов знаний и умений происходит осознанно, сопровождается развитием их направленности на предстоящую профессиональную деятельность.
Формированию интегративно-аксиологи-ческого базиса социальной компетентности студентов в значительной степени содействует выполнение требований принципа гуманизации образования. По мнению М.Н. Берулава, сущность этого принципа заключается «в очеловечивании отношений учащихся между собой и преподавателями, в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными» [9, с. 5]. При этом смыслообразующей функцией педагогической деятельности становится развитие студента, своеобразие и неповторимость его личности как субъекта познания, общения, деятельности. Проблема гуманизации образовательного процесса в вузе заключается в том, как от общей идеи гуманизации перейти к ее практической реализации в работе не только педагогических коллективов, но и каждого преподавателя в процессе социализации выпускников.
Принцип культуросообразности предполагает соблюдение требования максимального использования при формировании интегра-тивно-аксиологического базиса социальной компетентности студентов культуры той среды, в которой находится их учебное заведение и в которой в дальнейшем они будут осуществлять свою профессиональную деятельность. Реализация принципа единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни студентов должна привести к повышению взаимной ответственности всех преподавателей и выпускников за результаты формирования социальной компетентности, установлению прочных связей и отношений между всеми сферами жизнедеятельности студентов.
3. Принцип регионализации, предполагающий максимальное использование при формировании интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности выпускников социокультурных возможностей той среды, в которой осуществляется их обучение (города, региона, нации, страны), менталитета населения, окружающих общественных и производственных учреждений. В настоящее время большинство выпускников вузов стремятся работать в своем регионе, в родном городе, поэтому возможность знакомства с особенностями родного края, его природой, историей необходимо шире использовать в процессе формирования
интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности студентов не только в учебной, но и во внеучебной деятельности, в процессе прохождения ими производственной практики. Предметные области профессиональной деятельности подвержены процессам взаимного проникновения (диффузии), что расширяет спектр областей фундаментальных знаний, которые должны осваивать студенты. Учет региональных особенностей и условий организации процесса обучения в вузах возможен при устранении жесткого закрепления содержания образования, характерного для стандартов образования первого и второго поколений. Должны быть пересмотрены назначение и роль образовательных стандартов в части, фиксирующей совокупность общих (федеральных) требований к выпускникам вузов и к кадровым, материально-техническим и информационным ресурсам образовательных учреждений.
4. Социальная направленность педагогической системы формирования интегративно-ак-сиологического базиса социальной компетентности на целостное становление и развитие студентов как активных субъектов учебной и предстоящей профессиональной деятельности, творческого саморазвития и социальной активности. Для формирования «Я-концепции» творческого саморазвития важно, насколько студенты объективно оценивают себя. Поэтому студентам и выпускникам необходимо знать слабые и сильные личностные позиции, которые определяют:
• критическую оценку личностных качеств;
• свои недостатки и достоинства, креативные и профессиональные качества на основе самоанализа, построения программы творческого саморазвития;
• овладение способами и средствами влияния на себя.
На начальных этапах высшего образования источником профессионального развития студента является уровень его личностного развития. На последующих стадиях образовательного процесса соотношение личного и профессионального развития приобретает динамическую неравновесную целостность. На первичной стадии образовательного процесса профессиональное развитие личности начинает доминировать над социально-личностным состоянием и определять его диспропорцию. Поэтому проектиро-
вание педагогической системы формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности студентов должно представлять собой органическое единство, в котором все его дисциплины нацелены на подготовку грамотного, квалифицированного специалиста, социально ответственного, коммуникабельного, умеющего взаимодействовать с окружающими. При этом некоторые дисциплины более ориентированы на развитие нравственных, толерантных, социально значимых качеств личности и гражданина, а некоторые — на подготовку квалифицированного специалиста. Преемственность фундаментальности и профессионального содержания высшего образования должна обеспечивать способность выпускников к созданию технологий синтеза новых объектов для теоретических и прикладных областей знаний, а также повысить успешность деятельности в новых социально-экономических условиях. Это потребовало разработки технологии формирования содержания и реализации форм компетентности и компетенций в образовательном процессе. В педагогике под условиями подразумевается совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание, обучение и формирование личности. Сущность условий в педагогическом аспекте может быть охарактеризована следующими положениями:
• условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов;
• условие есть обозначенная совокупность факторов, влияющая на развитие, воспитание и обучение человека;
• условие есть динамика процессов воспитания, обучения, влияющая на конечный результат.
Развивая и конкретизируя представления об организационно-педагогических условиях и функционировании образовательного процесса, представляем их как: а) совокупность каких-либо возможностей, способствующую эффективности решения образовательных задач, но и функционированию процессуального аспекта педагогического процесса с позиции управления; б) совокупность объективных возможностей обучения и воспитания студента, организационных форм и материальных возможностей, а также обстоятельств взаимодействия участников педагогического взаимодействия,
которые являются результатом целенаправленного планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов для достижения цели педагогической деятельности [10, с. 14].
Для решения проблем развития нравственной, толерантной, социально значимой личности в процессе формирования интегративно-аксио-логического базиса социальной компетентности рассматриваются разнообразные виды взаимодействия: сотрудничество, содействие, сотворчество, сопереживание. В совокупности они отражают сущность психолого-педагогического сопровождения. Таким образом, под педагогическим сопровождением понимается вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия, поскольку педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью образовательного процесса. Педагогическое сопровождение есть метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях социального выбора. Целью педагогического сопровождения является обучение выбору, создание ориентационного поля социального развития, формирования целостности субъекта, опора на его потребность самореализации в социуме. Педагогическое сопровождение
дает возможность студентам овладеть рефлексивным процессом своего социального и профессионального становления.
Структура и содержание обучения проектируемой педагогической системы формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности студентов должны соответствовать следующим требованиям:
• направленность технической и технологической подготовки на трудовую деятельность выпускников с поэтапным усложнением от курса к курсу;
• гуманитарная, психолого-педагогическая подготовка студентов и развитие их социальной компетентности, включение будущих профессионалов в различные виды аудиторной практической (тренинги, игры, семинары), производственной и учебной деятельности;
• социальная направленность подготовки и адаптируемость студента в изменяющихся условиях социума.
Модель педагогической системы формирования интегративно-аксиологического базиса — это обобщенный образ проектируемой педагогической системы, которая отображает существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования (см. рисунок).
Педагогическая система формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности
Структурные компоненты: цель, содержание, методика обучения, преподаватели, студенты Функциональные компоненты: проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский, гностический
Процессуальный компонент созданной педагогической системы
Формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная Методы: проблемная лекция, беседа, консультация, диспут, групповая дискуссия, проблемная ситуация, игровые методы, тренинги, моделирование, проектирование, экскурсия на предприятия, семинар, конференция, учебная, производственная, трудовая практика, государственный экзамен, дипломный проект Средства: учебная книга и научная литература, наглядные пособия, информационные материалы, программно-методическое обеспечение компьютерной технологии, специальное оборудование, дидактические материалы
Модель формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности
w
соблюдение этих важных требований на всех этапах обучения закрепляет осознанность и желание студентов работать по данной специальности и повышает их академическую активность [11, 12]. Формирование интегративно-аксиоло-гического базиса социальной компетентности
в проектируемой педагогической системе будет эффективным, если оно будет происходить на протяжении всего периода обучения студентов в вузе с опорой на предшествующие теоретические положения, ее приоритетную составляющую на каждом курсе обучения.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моисеев В.Б., Чернилевский Д.В. Инновационные технологии и дидактические средства современного образования. М., 2002.
2. Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. М., 1972.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 262 с.
4. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 197 с.
5. Талызина Н.ф. Управление процессами усвоения знаний. М., 1975. 148 с.
6. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентност-ного подхода) // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 3-13.
7. Козлов В.Н. Системно-интеллектуальные технологии образования и науки. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.
8. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 69-78.
9. Берулава М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы // Гуманизация образования. 1994. № 1. С. 3-11.
10. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. 23 с.
11. Слесарев Ю.В. Методы формирования социальной компетентности в процессе профессионального обучения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2011. № 3 (131). С. 120-126.
12. Слесарев Ю.В. Педагогическая система формирования интегративно-аксиологического базиса социальной компетентности у студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2013. № 8 (12). С. 148-155.
СЛЕСАРЕВ Юрий Васильевич — кандидат исторических наук, заведующий кафедрой Пензенского государственного технологического университета.
Россия, 440039, Пенза, пр-д Байдукова / ул. Гагарина, 1а / 11 e-mail: [email protected]
Yu.V. Slesarev
forming an integrative axiological basis of social competence
The article considers methodological aspects of forming an integrative and axiological basis of social competence for students. The presented methodological aspects actualize the educational process by modifying the content of the available elements and by introducing new educational elements to form the integrative and axiological basis of social competence for students. The author attempts to systematize structural and functional elements of forming the integrative and axiological basis of social competence for students. A functional integrative components of the axiological basis of social competence the author
analyzed the following: design, constructive, communicative, organizational, gnostic. The main structural components of the integrative and axiological basis of social competence for students are as follows: objective, educational information or learning content, pedagogical means of communication, results, teachers and learners. As the principles of forming the integrative and axiological basis of social competence for students the author emphasizes the following: professional orientation, continuity, motivation of study and labor, humanization, cultural conformity.
INSTRUCTIONAL DESIGN; EDUCATIONAL SYSTEM; SOCIAL COMPETENCE; INTEGRATIVE AXIOLOGICAL BASIS.
REFERENCES
1. Moiseyev YB., Chemilevskiy D.V Innovatsion-nyye tekhnologii i didakticheskiye sredstva sovremennogo obrazovaniya. Moscow, 2002. (In Russ.)
2. Ilina T.A. Sistemno-strukturnyy podkhod k orga-nizatsii obucheniya. Moscow, 1972. (In Russ.)
3. Bespalko V.P. Slagayemyye pedagogicheskoy tekhnologii. Moscow, 1989. 262 p. (In Russ.)
4. Kuzmina N.V. Metody sistemnogo pedagogi-cheskogo issledovaniya. Leningrad, LGU Publ., 1980. 197 p. (In Russ.)
5. Talyzina N.F. Upravleniye protsessami usvoye-niya znaniy. Moscow, 1975. 148 p. (In Russ.)
6. Baydenko V.I. Kompetentsii v professionalnom obrazovanii (k osvoyeniyu kompetentnostnogo pod-khoda). Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2006, no. 11, pp. 3—13. (In Russ.)
7. Kozlov YN. Sistemno-intellektualnyye tekhno-logii obrazovaniya i nauki. st. Petersburg, sPbGTu Publ., 2001. (In Russ.)
8. Tatur Yu.G. Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spetsialista. Vyssheye obrazovaniye segodnya, 2004, no. 3, pp. 69—78. (In Russ.)
9. Berulava M.N. Gumanizatsiya obrazovaniya: sostoyaniye i perspektivy. Gumanizatsiya obrazovaniya, 1994, no. 1, pp. 3-11. (In Russ.)
10. Pavlov S.N. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya formirovaniya obshchestvennogo mneniya organami mestnogo samoupravleniya. Abstr. cand. diss. Magnitogorsk, 1999. 23 p. (In Russ.)
11. Slesarev Yu.Y Metody formirovaniya sotsialnoy kompetentnosti v protsesse professionalnogo obuche-niya. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 2011, no. 3 (131), pp. 120-126. (In Russ.)
12. Slesarev Yu.Y Pedagogicheskaya sistema formi-rovaniya integrativno-aksiologicheskogo bazisa sotsial-noy kompetentnosti u studentov. XXI vek: itogi proshlogo iproblemy nastoyashchego plyus. Sotsialno-gumanitarnyye nauki, 2013, no. 8 (12), pp. 148-155. (In Russ.)
SLESAREV Yuriy V. — Penza State Technological University. Pr. Baydukova / ul. Gagarina, 1a / 11, Penza, 440039, Russia e-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015