ИННОВАЦИИ, ИНСТИТУТЫ, ИНФРАСТРУКТУРА
УДК 332.1 (470.6)
Забураев Ч.Ш.1
Такаева Х.Х.2
Мудаева A.M.3
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ИНФРАСТРУКТУРНОЙ СРЕДЫ ПЕРЕХОДА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ К ИННОВАЦИОННОМУ ТИПУ
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, возникающие при переходе Чеченской Республики к инновационному типу устойчивого развития. Разработан алгоритм функционирования региональной инновационной системы, сформированы элементы институциональной среды и инновационной инфраструктуры для успешного перехода экономики Чеченской Республики к инновационному типу устойчивого развития.
Ключевые слова: инновационная система, устойчивое развитие, регион, экономика, институциональная среда, инфраструктура, Чеченская Республика.
Zaburaev Ch.Sh.
Takaeva Н.Н.
Mudaeva A.M.
THE FORMATION OF THE INSTITUTIONAL AND INFRASTRUCTURE ENVIRONMENT FOR THE TRANSITION OF THE CHECHEN REPUBLIC TO INNOVATIVE SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Abstract. The article discusses the main problems associated with the transition of the Chechen Republic to innovative sustainable development. The algorithm of functioning of the regional innovation system, formed elements of the institutional environment and the innovation infrastructure for successful transition of the economy of the Chechen Republic to innovative sustainable development.
Keywords: innovation system, sustainable development, region, economy, institutional environment, infrastructure, the Chechen Republic.
Анализ современной экономической литературы и наши исследования показали, что устойчивое региональное социально-экономическое развитие невозможно без эффектив-
ного функционирования инновационно ориентированной экономической системы. Как считает О.Ю. Мамедов, основной проблемой, возникающей при построении инновационно
1 Забураев Чингизхан Шахидович, преподаватель кафедры экономика n управление в нефтяной и газовой промышленности, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М.Д. Миллионщикова. г. Грозный, e-mail: zaburaeví@,mail.ru
Chenghiskhan Zaburaev, lecturer of the Department of Economics and management in the oil and gas industry, Grozny state oil technical University, Grozny, e-mail: zaburaev(®,mail.ra
2 Такаева Хадижат Халидовт, преподаватель кафедры экономики, статистики и менеджмента Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий, г. Грозный, e-mail: liadija7778(®mail.m
Khadizhat Takaeva, lecturer of the Department of Economics, statistics and management, the Grozny state College of economy and information technology, Grozny, e-mail: hadija7778i@mail.ru
3 Мудаева Аза Магомедовна, аспирант. Чеченский государственный университет, г. Грозный, e-mail: salimai@list.ru. Aza Mudaeva, graduate student, Chechen state University, Grozny, e-mail: salima@list.ru
ориентированной экономики, является трансформация самих принципов организации экономики, а не только технологические изменения. Мы абсолютно согласны с мнением ряда ученых-экономистов, предлагающих сформировать национальную инновационную систему, добавив при этом необходимость формирования ее региональных составляющих, что, на наш взгляд, позволит существенно увеличить динамику устойчивого развития экономики благодаря применению в практической деятельности инновационных научно-технических достижений.
Термин «национальная инновационная система» в 1987 году ввел в обиход К. Фри-мен с целью определения различий между государствами по уровню развития технологий. Английский экономист С. Меткалф, занимающийся исследованием инноваций и конкуренции, рассматривает инновационную систему в качестве совокупности «различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу для формирования и реализации политики и поддержки инноваций».
В Чеченской Республике сложилась специфическая инновационная система, особенности которой обусловлены структурными и институциональными проблемами, в числе которых недостаточное количество крупных внебюджетных источников финансирования научных исследований и разработок, а в некоторых областях они полностью отсутствуют; нехватка субъектов хозяйствования, осуществляющих инновационную деятельность, создающих и внедряющих инновации, которые могут дать толчок развитию экономики региона и обеспечить ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке. Кроме того, существующая система подготовки професси-
ональных кадров не соответствует современным требованиям, что объясняет отсутствие высококвалифицированных менеджеров в научной сфере и инновационно ориентированных предпринимателей. Ситуацию усугубляет низкий уровень производительности вузов и научных учреждений республики, которые не могут предоставить в достаточном количестве для внедрения в производство новые конкурентоспособные разработки с высоким уровнем экономической и технологической рентабельности, а также обеспечить техническое сопровождение на этапе их освоения. К перечисленным проблемам инновационной системы Чеченской Республики следует добавить также отсутствие профессиональных рыночных посредников в сфере инновационной деятельности; неразвитость региональных и отраслевых инновационно ориентированных объединений кластерного типа; низкий уровень коммуникационной сети; небольшой промежуток времени от принятия стратегического плана до его реализации, в частности, для государственного сектора жесткие бюджетные рамки ограничивают его от года до трех лет, в частном бизнесе горизонт планирования составляет не больше трех-пяти лет.
Мы полностью солидарны с мнением О. Мамедова, который считает, что нельзя использовать инновационные системы развитых государств в российских условиях, и уверенны, что так же нецелесообразно адаптировать национальную инновационную систему к региональным условиям, в первую очередь, в связи с существенными различиями технологических укладов разных регионов и степени их восприимчивости к инновационным проектам. Поэтому по материалам нашего исследования мы разработали алгоритм функционирования региональной инновационной системы (Рисунок 1).
Институциональные условия инновационно ориентированного устойчивого развития региона
Инновационная инфраструктура
Модуль 1. _)ИОМОАЛМЧ«*1 ИОС* М Модуль2. Ресурсное оОсч ПО*1СИИО Модуль Э Упрлаление
11Р4П01КМ' оформление ИННОМАЦИОНМЫИ процессов пм.щиироал«игм и продоитснисм
•1Н1Ж N •1П1.1. С Ч' Д 1 •' |.....И 1.1ЦИ-1 и
иииомииомммм |)| .| '1И 1.1ЦИИ 1 (>. »•. 1.1 про 4.. ,1. II.«.
ИДОЙ, ОЫИ0ЛСНИС • и нформд циоимо* • ЫС Т400И, ирмлром. Стимулы,
порспомтифмы» проем топ. 4М4ЛИТ М««0< М ОС сопро»отдснис МОИМ УРСОО. • г 1 ропдг дмАироаомие механизмы и
• 11ЛСН1иИ|1НИ1а и ЛИЦСМ1Ирои«1МИС работ, • моиышемио и имтлмцииммых ( »роду И 1 О 11. инструменты диффузии
оОМ'ИЮН -(>.»<! мфик ,|ЦПИ II • ми мнгорим ^
ИИ1ГЛЛРК гудльной сфоро иммоалций. ИНН004ЦИОИ1ЮГО инновации
соОс «поимос Т И, ИХ •поисн имаес »ороо. ровитим. оыяолсмис
праоооди злщии. • ОИЛ)ОНИФ ЛИ)ИМЮ>Ы* сдортимющии
•рДЭр4б01Н4> бмзмсс- услуг. »»* »• »»>- т.
про«и 1 ос». •мр« Д<"< 1 •Н1/Н'М11«' •мв^йсуим рмим
•ОЩ'МК.! исличииы помещений ИМН004ЦИЙ;
*«»1|ЫМ »ы • м>.|||( ферт
ролл И 1ЛЦИК) те*молот ий.
II | »01' И 1 . 1П • формириоонис 6<ЗЫ длины« О илум»»о< иссл едооа т ел ьс мим 1 •) < . | I I •
1 1 •
ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Рисунок 1 — Алгоритм функционирования макрорегиональной инновационной системы
Представленная модель свободно вписывается в общенациональную инновационную систему и в то же время учитывает специфические особенности экономики каждого региона. В структуру региональной инновационной системы входят следующие элементы:
- нормативно-правовая база, регулирующая деятельность в сфере регионального инновационного развития;
- приоритетная стратегия развития инновационной деятельности в регионе и механизмы генерирования знаний, их распространения и внедрения в производство;
- система финансирования инновационной деятельности;
- государственные институты, специализирующиеся на исследованиях, разработке и распространении инноваций;
- инновационно активные предприятия и организации [5].
Для установления стратегических приори-
тетов национальной инновационной системы макрорегиона целесообразно создание совета по науке и высоким технологиям при полпреде Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, куда следует пригласить представителей различных министерств и ведомств, занимающихся вопросами инновационного развития регионов, руководителей вузов, научно-исследовательских организаций, а также инновационно ориентированных предпринимателей.
В самих субъектах СКФО, в том числе и в Чеченской Республике, должны быть сформированы региональные комиссии, в функции которых входит:
- разработка программ регионального инновационно ориентированного развития на долгосрочную перспективу;
- обеспечение условий для успешного осуществления инновационной политики на территории региона;
- создание в регионе инновационной инфраструктуры;
- при содействии Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований построение бюджетной системы инновационной и научной деятельности;
- разработка комплекса мероприятий, реализующих стратегические инновационные проекты [2].
На рисунке 2 представлена разработанная на основании материалов нашего исследования организационная и институциональная структура инновационной системы Чеченской Республики, основанная на действии механизмов прямого и индикативного управления и являющаяся достаточно эластичной и приспосабливаемой при необходимости их выработки.
Рисунок 2 — Организационно-институциональная структура инновационной системы Чеченской Республики
Устойчивое развитие инновационной системы в регионе напрямую зависит от налаживания эффективных взаимосвязей между государственными институтами, вузами, научно-исследовательскими и коммерческими организациями, зарубежными кампаниями-партнерами. Как справедливо отмечают 90
Л.М. Гохберг и Т.Е. Кузнецова, государство в России всегда являлось основным собственником и генеральным спонсором разработок научно-технических идей и высоких технологий, генератором новых знаний и инновационной продукции, тем не менее, оно не может в полной мере стать своеобразным модерато-
ром сетевого взаимодействия, инициатором партнерских отношений между государством и частным бизнесом, когда последний детерминирует необходимость новых научно-технических и технологических проектов, научный сектор проводит исследования и осуществляет соответствующие разработки, а государство управляет их взаимодействием, создает инновационную инфраструктуру и снижает различные риски.
До настоящего времени для активизирования инновационной деятельности усилия государства были направлены по большей части в сектор науки, оставляя без внимания слабую восприимчивость производства к нововведениям, то есть стимулировалось инновационное предложение, а не инновационный спрос. На наш взгляд, в современных условиях следует пересмотреть устоявшиеся механизмы стимулирования инновационной деятельности.
Объекты инновационной инфраструктуры чаще всего взаимодействуют с отдельными предпринимателями, которые должны осуществить инновационный прорыв, однако для эффективного развития инновационно-ориентированной экономики региона необходима интегрированная, согласованная деятельность всех участников, формирующих в ходе взаимодействия инновационные условия, обеспечивающие, с одной стороны, создание инноваций, а с другой - потребность в них, координируя при этом процесс их внедрения и диффузии.
При переходе к инновационному устойчивому региональному развитию предполагается стимулирование образования новых форм экономических интересов в условиях снижения способности к адаптации предыдущего технологического уклада [4]. В сложившейся в настоящее время ситуации, характеризующейся слабой конкурентной средой, лишь государство является той силой, которая способна поднять инновационный спрос на новый уровень и подтолкнуть реальный сектор экономики к технологическому и техническому обновлению. На наш взгляд, при формировании инновационного типа устойчивого развития в Чеченской Республике необходимо направить усилия именно на преодоление слабой восприимчивости реги-
онального производственного сектора к технологическим изменениям, иными словами, следует стимулировать инновационный спрос, а не инновационное предложение.
Отечественными экономистами предлагаются различные инструменты стимулирования инновационного спроса, в том числе:
- снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму, равную капиталовложениям, направленным на производственные цели;
- сократить сроки полезного использования оборудования и состав амортизационных групп;
- увеличить размер амортизационной премии для отдельных групп объектов, учитывая приоритеты развития региональной экономики [1].
Наряду с перечисленными инструментами не менее действенными способами поощрения перехода региональных бизнес-структур на использование современных технологий нам представляются:
- введение льгот по налогу на имущество, размер которых будет зависеть от доли обновленных производственных фондов;
- установление дифференцированных тарифов на воду и электроэнергию на депрессивных территориях для предприятий, внедряющих современные технологии и модернизирующих свои производственные мощности;
- проведение структурной политики по стимулированию определенной отрасли, вида деятельности либо проекта, которые способны стать своеобразной «точкой роста» региональной экономики и осуществить технологический прорыв;
- организация различных семинаров и тренингов, целью которых является обучить предпринимателей пользоваться современными информационно-коммуникативными технологиями и применять возможности Интернета с целью нахождения информации по вопросам развития инновационной деятельности;
- разработка порядка оформления лизинговых сделок с экспериментальными образцами новой техники и оборудования.
По мнению О. Матвеева, целесообразно
91
также применение системы рентных платежей за использованные ресурсы, включая трудовые. Он предполагает, что подобная система позволит предприятиям отказаться от высокозатратных производственных процессов и использовать современные экономичные технологии, что в результате приведет к более эффективной эксплуатации фондов. На наш взгляд, использование данного механизма в таком трудоизбыточном регионе, как Чеченская Республика, нежелательно.
Для успешного обеспечения процессов устойчивого развития региональной инновационной системы необходима соответствующая законодательная база. Надо сказать, что, хотя в некоторых субъектах РФ в настоящее время уже формируется нормативно-правовая база, регламентирующая инновационную
деятельность, разработка необходимых законодательных актов и правил в этой сфере осуществляется лишь частично [3]. Если ограничиться только принятием в регионах законов об инновациях, нельзя ожидать скорого развития инновационного потенциала. Требуется разработка и принятие целевых межрегиональных и региональных инновационных программ, концепции инновационной, научно-технической и промышленной политики, региональных законов «О науке и государственной научно-технической политике».
Таким образом, благодаря формированию предложенных нами элементов институциональной среды и инновационной инфраструктуры возможен успешный переход экономики Чеченской Республики к инновационному типу устойчивого развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 2007. - №6.
2. Абалкин Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. - М.: ИЭРАН, 2007.
3. Галачиева C.B., Дыгов Х.З. Подходы к определению устойчивого развития макрорегиона Экономические науки, 2012. - № 12 (97).
4. Галачиева C.B., Махошева С.А. Геоэкономические факторы устойчивого развития Северного Кавказа Международный научный журнал «Устойчивое развитие горных территорий», Изд. СКГМИ (ГТУ), №2, (20), 2014
5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 2000. - 368 с.