Научная статья на тему 'Формирование институтов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае'

Формирование институтов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ / НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гражданкин Вадим Анатольевич

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства включает в себя систему специализированных институтов, помогающих в разработке и реализации государственной и региональной политики. Они создаются и действуют при государственном участии и по инициативе самих предпринимательских кругов, с целью создания благоприятных условий для функционирования малого бизнеса, путем обеспечения комплексной поддержки в различных направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The infrastructure of small business support includes the system of specialised institutions that stimulate the development and implementation of the state and regional policy. They are created and operate with the state assistance and on the initiative of entrepreneurial circles with the aim of making favourable conditions for the successful operation of small business subjects provided by the integrated support in different areas.

Текст научной работы на тему «Формирование институтов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае»

В. А. Гражданкин

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Работа представлена кафедрой налогов и налогообложения Алтайского государственного университета. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Б. Крутик

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства включает в себя систему специализированных институтов, помогающих в разработке и реализации

117

государственной и региональной политики. Они создаются и действуют при государственном участии и по инициативе самих предпринимательских кругов, с целью создания благоприятных условий для функционирования малого бизнеса, путем обеспечения комплексной поддержки в различных направлениях.

Ключевые слова: малый бизнес, инфраструктура поддержки, направления государственной поддержки, региональная политика, общественные организации.

V. Grazhdankin

CREATION OF INSTITUTIONS OF SMALL BUSINESS SUPPORT INFRASTRUCTURE IN THE ALTAI TERRITORY

The infrastructure of small business support includes the system of specialised institutions that stimulate the development and implementation of the state and regional policy. They are created and operate with the state assistance and on the initiative of entrepreneurial circles with the aim of making favourable conditions for the successful operation of small business subjects provided by the integrated support in different areas.

Key words: small business, infrastructure of support, directions of state support, regional policy, social organisations.

Элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства являются каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей. Одновременно по этим каналам должна осуществляться обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы анализируемых субъектов хозяйственной деятельности. Рассматриваемая инфраструктура понимается как система организаций, целью которых является оказание содействия на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам и т. д.), это и выделяет ее из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг [3, с. 160].

Для реализации государственной политики в области малого предпринимательства необходима институциональная структура государственной поддержки не только на федеральном, но и на территориальном уровнях, в связи с этим в работе рассмотрено формирование и становление современных и наиболее действенных институтов инфраструктуры края.

В настоящее время в крае сформирована целостная система, создание которой было начато в середине 1990-х гг., включающая территориальные законодательные и исполнительные органы власти, коммерческие и общественные организации. С начала своего функционирования центральное место занял комитет по поддержке предпринимательства, созданный при администрации края в августе 1993 г. На протяжении последующих лет при его непосредственном участии и содействии возникли основные составляющие системы поддержки малого предпринимательства Алтайского края. В настоящее время этот орган преобразован в Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Оно осуществляет государственную политику по поддержке и развитию предпринимательства, потребительского рынка, рыночных структур в приоритетных отраслях экономики края, устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, координации деятельности органов исполнительной власти Алтайского края и др.

Основным направлением в части финансово-кредитной поддержки в крае является субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства,

так, в 2007 г. на эти цели направлено около 1,5 млрд руб. кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов более 1000 предпринимателей края. Благодаря этому на предприятиях, получивших поддержку, в среднем на 7% увеличилось количество рабочих мест, на 14% повысилась реальная среднемесячная заработная плата [1].

Значительным событием для развития малого предпринимательства в Алтайском крае стало открытие в конце 2007 г. бизнес-инкубатора в Центре по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры в городе Барнауле. На его создание было выделено более 30 млн руб. из краевого бюджета и столько же привлечено федеральных инвестиций. Законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2007 год» предусмотрено финансирование мероприятий по развитию малого бизнеса и предпринимательства в сумме 45,5 млн руб., кроме того, значительные суммы на поддержку предпринимательства будут выделены из средств, направленных на поддержку предприятий реального сектора экономики края.

Создание бизнес-инкубатора позволит решать задачи по развитию многоуровневой инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае через развитие сети информационно консультационных центров в муниципальных образованиях, формированию единой информационной среды, будет содействовать реализации федеральных, региональных и муниципальных программ, проектов, направленных на поддержку и развитие предпринимательства.

В настоящее время на его площадях организовано и оснащено 64 рабочих места для начинающих компаний, размещено 16 малых компаний. Несколько молодых компаний, находясь на площадях бизнес-инкубатора и пользуясь государственной поддержкой, не только смогли встать на ноги, но и показали свою конкурентоспособность и эффективность.

Создание новых структур поддержки предпринимательства - это первые шаги к той логично выстроенной системе, которая будет способна в комплексе и оперативно

решать вопросы помощи как начинающим предпринимателям, так и субъектам, уже работающим на рынке.

Нужно сказать, что алтайский опыт бизнес-инкубирования получил положительную оценку на Ш Межрегиональной научно-методической конференции, состоявшейся в конце ноября 2008 г. в Зеленограде. Оборудование видеоконференц-связи, приобретенное на средства краевой программы поддержки предпринимательства, позволило руководителям начинающих компаний края, размещенных в бизнес-инкубаторе, обменяться опытом в режиме реального времени с участниками конференции. В дальнейшем планируется оснастить системой видеоконфе-ренц-связи информационно-представительские центры в городах: Камне-на-Оби, Рубцовске, Славгороде.

В ближайшей перспективе приоритетным направлением в развитии инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства будет создание условий для деятельности наукоемкого бизнеса, а также создание филиальной сети бизнес-инкубаторов по краю. Алтайский бизнес-инкубатор стал победителем в конкурсе Минэкономразвития России, получив федеральную субсидию в размере 3,5 млн руб. на внедрение системы управления бизнес-инкубатором и развитие процессов инкубирования. Это позволит организовать сопровождение проектов от идеи до серийного выпуска. В настоящее время создается инновационный бизнес-инкубатор краевого значения в Бий-ске. Там, кроме офисных помещений будут располагаться четыре научно-исследовательские лаборатории. Руководство Алтайского бизнес-инкубатора ведет переговоры о взаимодействии с Алтайским региональным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонд на протяжении нескольких лет реализует федеральную программу, направленную на поддержку инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития. Сотрудничество позволит более эффективно воплощать научные разработки.

В целях установления и расширения деловых связей с предпринимателями других регионов принято решение об организации деятельности некоммерческого партнерства «Информационно-представительский центр "Алтай"». Он будет функционировать в Москве и Барнауле как элемент инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Его деятельность будет направлена на привлечение инвестиций в экономику края, оказание предпринимательскому сообществу края широкого спектра услуг по продвижению алтайской продукции на межрегиональные и зарубежные рынки [2].

На самых ранних этапах становления рыночной экономики, параллельно с государственной, в крае начала формироваться общественная инфраструктура, призванная содействовать обеспечению социальной поддержки предпринимательства. 12 декабря 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О Торгово-промышленных палатах в РФ» создана Алтайская торгово-промышленная палата (ТПП), которая является негосударственной некоммерческой общественной организацией, в ее состав в настоящее время входят 354 организации. Алтайская ТПП создана в целях содействия развитию экономики Алтайского края, ее интегрирования в экономику России и мировую хозяйственную систему, формирования современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулирования отношений предпринимателей с их социальными партнерами, создания на территории Алтайского края благоприятного инвестиционного климата, привлечения в регион иностранных прямых частных и государственных капиталовложений и их эффективного использования. Одно из главных направлений ее деятельности - международное сотрудничество. Постоянные связи установлены с подобными формированиями и организациями в государствах Европы, Азии, США и СНГ, что благотворно сказывается на работе ее членов.

Вторая половина 1990-х гг. была отмечена появлением многочисленных объединений предпринимателей, действующих как на региональном, так и на местном уровнях. Побудительными мотивами создания послужило стремление их создателей оказывать влияние на органы власти и решать собственные проблемы, в том числе политические. Однако в первое время деятельность была недостаточна эффективной, что обусловлено низкой активностью самих членов, неподготовленностью лидеров, финансовыми проблемами, а также неготовностью и прежде всего нежеланием государственных структур делегировать свои полномочия общественным объединениям. Однако в последние 3 года их работа приобрела черты комплексности и целевой направленности.

Одним из первых таких объединений в декабре 1996 г. был зарегистрирован Союз предпринимателей малого бизнеса Алтайского края с целью содействия его членам в повышении социально-экономического развития предприятий, оказания помощи предпринимателям в организации производства. В настоящее время приоритетными направлениями работы союза являются развитие кредитной кооперации среди предпринимателей, поддержка инвестиционных проектов, развитие инвестиционной инфраструктуры. В крае функционирует более 100 общественных объединений и организаций разного уровня, которые активно представляют интересы малого бизнеса.

В ноябре 2005 г. законом Алтайского края была создана «Общественная палата Алтайского края», которая является независимым органом и создана с целью обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан и органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, защиты прав и свобод - демократических принципов развития гражданского общества.

Палата занимается проведением общественной экспертизы проектов законов края,

проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти; осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Алтайского края, открытого и гласного обсуждения общественно важных проблем, формирования общественного мнения и доведения его до сведения органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления.

Общественная палата организовывает совещания, семинары, конференции, иные мероприятия в рамках подготовки и рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Общественной палаты, регулярно проводит встречи представителей малого бизнеса с депутатами АкЗС и принимает участие в разработке и реализации целевых программ социально-экономического развития Алтайского края, в том числе программ поддержки малого бизнеса и в проведении контроля за их реализацией. Предприниматели активно сотрудничают с Общественной палатой и видят реальные результаты во взаимодействии.

Как уже было отмечено выше, в Алтайском крае система институтов инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства обрела черты комплексности. Следует отметить позитивные процессы количественного роста и качественного совершенствования работы этих институтов. Краевая инфраструктура призвана решать двуединую задачу: во-первых, стимулировать рост и саморазвитие малых предприятий и, во-вторых, направлять их активность преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые в перспективе наиболее полно отвечают потребностям социально-экономического развития экономики края. За последние годы в Алтайском крае с привлечением средств федерального бюджета получили развитие новые формы поддержки субъектов малого предпринимательства. Это позволило оказать серьезную финансовую поддержку наиболее перспективным предпринимательским проектам, обновить парк сельхозтехники

в крестьянских (фермерских) хозяйствах, значительно модернизировать деятельность краевой инфраструктуры поддержки предпринимательства, сделав доступным широкий спектр информационных услуг для предпринимателей городов и районов края [2].

Эффективность расходования средств бюджета любого уровня может выражаться в достижении экономического, социального и бюджетного эффектов. Так, экономическая эффективность заключается в укреплении позиций предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках за счет повышения конкурентоспособности, которая прослеживается в росте таких показателей, как оборот малых предприятий, объем инвестиций, количество субъектов малого бизнеса, в том числе производственной сферы, объемов привлечения кредитов на льготной основе и др. Прогнозируется, что благодаря реализации комплекса мероприятий и активизации институтов инфраструктуры поддержки только в г. Барнауле к 2010 г. произойдет повышение всех перечисленных показателей, например: оборот малых предприятий увеличится на 15% и достигнет 100 млрд руб., объем инвестиций - на 30%, количество представителей малого предпринимательства на 22% и т. д.

Социальный эффект может быть выражен в улучшении жизни граждан и непосредственно работников изучаемой сферы. Можно отметить, что в 2 раза должна повыситься оплата труда, с 5764 до 11 530 руб., удержание безработицы на уровне, не превышающем 1%, прогнозируется создание 21 350 новых рабочих мест и систематизация вопросов благотворительной помощи.

Наибольший интерес вызывает бюджетный эффект, который выражается в росте доходов бюджета от налогообложения данного сегмента. На уровне муниципалитета основная доля приходится на налог на доходы физических лиц, а ее рост может быть обусловлен увеличением количества занятых в малом бизнесе при одновременном повышении заработной платы и проведением мероприя-

тий по выводу последней из тени, таким образом ожидается значительное расширение налогооблагаемой базы.

Анализ работы городской инвестиционной комиссии показал, что на один рубль бюджетных средств, единожды затраченных только на компенсацию части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства для своего развития, в бюджет города в виде налога на доходы физических лиц будет возвращено 1,26 млн руб. ежегодно [4]. Мы считаем, что реальный результат может быть несколько ниже, поскольку в расчетах комиссии не использовались налоговые вычеты, поэтому более точно эффект можно рассчитать по следующей формуле:

Э = (ДОТ• ДЧ- НВ) • 13% • НО,

где Э - эффект от реализации программы поддержки малого бизнеса, руб.;

ДОТ - прирост оплаты труда, руб.;

ДЧ - прирост численности занятых в малом предпринимательстве, чел.;

НВ - налоговые вычеты, руб.;

13% - маргинальная ставка налога на доходы физических лиц;

НО - норматив отчислений исследуемого налога в соответствующий бюджет пропорционально объему выданных субсидий. Для более точного определения данного показателя необходимо учитывать остальные налоги, поступающие от субъектов малого бизнеса.

Исходя из социально-экономической значимости малого предпринимательства и

высокой рентабельности бюджетных вложений необходимо целенаправленно развивать данный сектор. Очевидно, что без системной государственной поддержки, сочетаемой с элементами рыночного регулирования, предпринимательский сектор устойчиво и самостоятельно развиваться не может. Идея оказания всемерной опеки власти перспективным предпринимательским проектам, реализация которых способна вытягивать из экономического застоя территории и возрождать социальную инфраструктуру, сама по себе не нова, но, к сожалению, на практике остается малоприменимой. В крае планируется ввести патронат администраций территорий и лично глав за инвестиционными проектами субъектов малого бизнеса, она будет реализована в рамках готовящегося в крае смотра бизнес-проектов. Соответственно, наиболее перспективным проектам, предусматривающим развитие приоритетных экономических направлений нашего региона, таких как производство, переработка, строительство, развитие туристической индустрии и сферы услуг, будет оказана поддержка краевыми органами власти. Такой формат взаимоотношений бизнеса и власти позволил добиться роста предпринимательской инициативы в экономике и социальной сфере края, определить рамки взаимовыгодного сотрудничества. Одной из ключевых задач в реализации приоритетных направлений комплексных программ социально-экономического развития Алтайского края является улучшение делового и предпринимательского климата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Локтев С. А. Предпринимательство - основа укрепления экономики. URL: http: //www. nisse.ru/press.html?id=145

2. Локтев С. А. Малый бизнес. Ресурсы развития // Алтайская правда. 2008. № 365. C. 1-2.

3. Муравьев А. И., Игнатьев А. М., Крутик А. Б. Предпринимательство. СПб.: Лань, 2001. 696 с.

4. Центр поддержки предпринимательства Алтайского края. URL: http:// www.altaicpp.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.